Боевой вылет 13.07.1943 г., над целью в 14.01.-14.03:
Боевая задача - бомбардировка живой силы, артиллерийско-минометныхе батарей в пунктах Калгановка и в лесу в 1 км восточнее Калгановка (Залегощенский р-н Орловская область, 40-42 км восточнее г. Орёл).
Состав и боевое построение (4 девятки, 36 Ил-4) (6*):
1. 815 ДБАП – 18 Ил-4, прикрытие … Як-7б (66 Гв. ИАП),
1 АЭ 9 Ил-4 (ведущий и командир эскадрильи майор Лях И.К.), H=1100, прикрытие 6 Як-7б (2*), над целью в 14.01,
2 АЭ 7 Ил-4 (ведущий и командир эскадрильи) + 3 АЭ 2 Ил-4, H=1150, прикрытие … Як-7б (2*), над целью в 14.02,
2. 6 ДБАП – 18 Ил-4 , прикрытие …,
1 АЭ 9 Ил-4 (ведущий и командир полка подполк. Финогенов М.С.), H=800-900, прикрытие ... Як-7б., над целью в ...,
3 АЭ 9 Ил-4 (ведущий и командир эскадрильи капитан Баталов В.А.), H=800-900, прикрытие ... Як-7б., над целью в ...
Поставленная задача была выполнена.
Стрелками сбито 3 самолета противника: 2 Bf-109 и 1 FW-190.
Потери: сбиты 11 Ил-4 (6*)
6 ДБАП: летчики:
815 БАП: летчики: ком. звена – лейт. Зуйков И.И. (попал в плен у д. Березовец), летч. – мл. лейт. Руднев А.Г. (попал в плен в д. Ворошилово);
штурманы: штурман звена – лейт. Мазур Г.М. (попал в плен), штурман – мл. лейт. Бряхин. В.Г., штурман – мл. лейт. Трофимов Н.М.
возд. стр.-рад.: серж. Чернокоз И.С., старш. Каминский Ф.И., ст. серж. Костенич В.В.,
возд. стр.: ст. серж. Давидюк В.Т., ст. серж. Горячкин В.Н., ст. серж. Сафролиев А.Р.
Получил серьезные повреждения самолет мл. лейтенанта Дидурик В.П., но вернулся на свой аэродром.
Из воспоминаний возд. стрелка-радиста 6 ДБАП рядового Сальникова А.Н. (6*):
«На другой день - 13 июля - полк снова получил боевую задачу: нанести бомбовый удар по позициям противника в районе Колгановки - селения, расположенного в сорока километрах восточнее города Орла.
Началось все, как обычно: взлетели, собрались в боевой порядок, пошли к цели по маршруту... А потом...
Передо мной газета ивановских шефов нашего полка «Меланжист» за 18 августа 1990 года. В этой газете, в статье, посвященной 45-летию Победы, ветеран полка Гена Климас - участник того рокового для полка боевого вылета, а он был в то время, как и я, сержантом и стрелком-радистом - вспоминает, что было потом.
«В начале лета 1943 года 6-й авиаполк принимал участие в грандиозной битве на Курской дуге. Особенно памятным был день 13 июля 1943 года»...
Хочу подчеркнуть: мне 13-го числа всю жизнь везло, а с этого июльского рокового числа фортуна от меня, да и от полка в целом, отвернулась. И, как оказалось впоследствии, надолго - на все 13-е числа войны.
И вот, в той статье Гена пишет:
...«На свой аэродром под Тулой из девяти самолетов эскадрильи вернулись только два, да и то со значительными повреждениями от зенитных снарядов и от огня истребителей противника»...
Такому горестному финалу этого боевого вылета способствовала низкая - до 800 метров - облачность, сплошь покрывшая небо в районе цели. Поэтому наши эскадрильи вынуждены были выполнять бомбометание на высоте около 700 метров и, естественно, являлись удобной мишенью для зенитной артиллерии гитлеровцев, чем последние в полной мере и воспользовались. А когда пораженные зенитками, охваченные огнем рушились на орловскую землю наши самолеты, и боевой порядок эскадрилий прямо-таки на глазах разваливался - многие, избежавшие поражений от разрывов зенитных снарядов, бомбардировщики стали легкой добычей «мессеров».
«В тот день, — пишет Гена, - вернулся на свой аэродром и экипаж Семена Яковлева»...
И я там, в том экипаже, был. И я в том грозном орловском небе сражался. И мы вернулись все побитые, как говорится - «нос в крови». Но все-таки свершили нужное дело. Мы внесли какой-то вклад в дело разгрома фашистов под Орлом.
... После приземления нашего самолета - посадкой это назвать было нельзя, поскольку уж больно много наш Ил-4 имел повреждений - мы просто шлепнулись на взлетно-посадочную полосу - я сразу поинтересовался: в каком состоянии оказались те два самолета и их экипажи, о которых через десятки лет упомянул в той статье Гена Климас.
Ничего хорошего я не узнал.
Самолет пилота Литуна, сиротливо перекосившись, приткнулся на окраине аэродрома - у него, кроме всего прочего, оказалась поврежденной стойка шасси. Из нижнего люка задней кабины вытаскивали тело убитого воздушного стрелка Алексеева... Второй самолет командира эскадрильи Баталова был настолько побит и иссечен осколками зенитных снарядов, что у окруживших его однополчан возникло недоумение: как это пилот сумел довести до аэродрома и посадить не машину даже, а бесформенную груду металла, чем-то напоминавшую самолет... И тут несколько человек осторожно вытаскивали из задней кабины начальника связи эскадрильи Федора Некрасова: крупнокалиберные снаряды немецкого «эрликона» перебили ему обе ноги, прошли навылет и ударили в бронеспинку пилотского сиденья. Ударили с такой силой, что, как потом оказалось, спину Баталова еще долго украшали два здоровеннейших синяка.
А воздушного стрелка в кабине не оказалось: очевидно, убитый теми же эрликоновскими снарядами, он в полете выпал в нижний люк.
Печальная картина...»
«Боевой вылет 13 июля... Низкая облачность. «Девятки» полка вынуждены подлетать к цели под нижней кромкой облаков, на менее чем километровой высоте, когда ширококрылые Ил-4 - превосходные мишени для всех видов вражеского оружия, огонь которого нередко достигает цели. А тут еще где-то за облаками затерялись наши истребители, предоставив свободу действий истребителям противника...
Детали того, рокового для полка и его экипажа, боевого вылета предстали перед его глазами так четко и явственно, как будто это было не около полувека назад, а сегодня, сейчас...
...Ведя ожесточенный воздушный бой, преодолевая завесу зенитного огня, их «девятка» пробивается к цели и обрушивает на нее мощный бомбовый груз, - наши самолеты, начав атаку противника, никогда не сворачивали с боевого курса. И - внезапно попадает в облако кромешного огня и дыма вражеского зенитного залпа, так что, кроме плоскостей своего самолета, экипажу ничего не было видно. А когда они «вынырнули» из зловещего облака, то их Ил-4 оказался одиноким, предоставленным самому себе в смертоносном небе Брянщины, самолетом - всю их эскадрилью разметало тем зенитным залпом...
- Стрелки! - вспомнил он команду Чубасова. - В воздухе «фоккеры»! Смотрите в оба! Разворачиваюсь на обратный курс... - И сразу же: - Вхожу в облака...
Это чтобы уберечься от зениток и истребителей противника.
...Вспомнил также, как, определив по времени момент пролета линии фронта, он дал команду летчику на пробивание облачности вниз, как увидел землю и с полукилометровой высоты заметил речушку Зушу, по конфигурации которой уточнил курс на свой аэродром, как самолет уже разворачивался на этот курс, а весь экипаж — в наушниках шлемофона слышно было - облегченно вздохнул: «Уф-ф, слава Богу - мы уже на своей территории...». Как... Как неожиданно раздался громкий треск, почувствовался запах гари, и прозвучал крик-приказ Паши Чубасова:
- Прыгать!.. Всем прыгать!.. Горим!..
И тут же, почти зримо, представил себе, как он «влип» в одну из тех ситуаций, при воспоминании о которых сжимается сердце, тяжко-горестный комок перехватывает дыхание, на глаза навертываются слезы. Не одну такую ситуацию - на грани жизни и смерти - довелось испытать ему в многочисленных боевых полетах...
...Попытка своевременно выполнить команду летчика ему не удалась: штурманскую кабину охватило пламя горящего самолета, языки которого мгновенно сожгли ее плексигласовое остекление. Беспрепятственно ворвавшийся в кабину поток воздуха прижал его бедное тело к сиденью, а сам он прямо-таки захлебнулся от мощного воздушного напора. А как только неимоверными усилиями ему удалось открыть створки нижнего люка кабины и просунуться в него по пояс, как тот же воздушный поток еще сильнее прижал его к ребру люка.
«Все... Амба тебе, Мишенька...» - обреченно мелькнуло в его голове. Но внезапно какая-то загадочная сила, вызванная не то усиливающимся напором воздуха, не то хаотическими эволюциями неуправляемо-падающего самолета, выволокла его из кабины, что он смог ощутить, лишь ударившись ногами о фюзеляж пылающего Ил-4. Машинально, как при учебных прыжках, выдернул вытяжное кольцо парашюта, раскрытие которого и его падение на землю произошло почти одновременно.
Не вполне осознавая, что же это случилось с ним за считанные секунды, он пошевелил руками, ногами, покрутил головой... И - неописуемая радость охватила его: жив! Даже не верилось - жив!
Обгорело лицо, ожоги на руках, слезятся глаза - боль от всего этого почувствовалась лишь после приземления. Но главное - жив!
Огляделся. Увидел невдалеке догорающий свой самолет и подбегающих к нему летчика и воздушного стрелка.
- Жив?.. Не ранен?.. - это Чубасов. - Может, помочь чем?..
- Вроде жив... Вот обгорел малость... - отвечает он, внимательно оглядывая боевых друзей: что-то они не договаривают, вроде не рады, что в такой катавасии оказались невредимыми. — А Муругов где?
- Нет Алеши... - голос Тихонова дрожит. - Убит он... Как только мы вышли из облаков, откуда-то снизу - я и заметить не успел - выскочил «фоккер», почти вплотную к нам и открыл огонь... Алеше вражескими снарядами оторвало руку и голову разбило... Он сейчас, - все трое взглянули на чадящий Ил-4, - там, на своем боевом посту...
...Горько защемило сердце, когда память напомнила, как они извлекали из обломков задней кабины полуобугленное тело стрелка-радиста, как тут же, рядом с остатками их последнего воздушного пристанища - самолета Ил-4, -похоронили своего верного друга-товарища, вложив в могилу закупоренную артиллерийскую гильзу с запиской:
«Здесь захоронен геройски сражавшийся и погибший в воздушном бою 13 июля 1943 года стрелок-радист самолета Ил-4 6 ДБАП Алексей Муругов.
Пусть брянская земля будет ему пухом.
Летчик Чубасов,
Штурман Антошин,
Воздушный стрелок Тихонов».» (6*)
Источники:
1. ЖБД 815 БАД: с 01.01.1943 г. по 17.08.1945 г. (ЦАМО, Ф.23046, Оп.0716504, Д.0003)
2. ЖБД 66 Гв. ИАП: с 05.07.1943 г. по 01.10.1944 г. (ЦАМО, Ф. 22165, Оп. 0217355, Д. 0001)
3. ЖБД 4 Гв. ИАД: с 22.10.1942 г. по 31.03.1944 г. (ЦАМО, Ф. 20026, Оп. 1, Д. 18)
4. Записная книжка инженера 3 АЭ 836 БАП инженер-капитана Матвеева А.И.
5. Сайт Tony Wood's Combat Claims & Casualties Lists
6. Книга Масленникова Б.Н. – «Труженики фронтового неба»
7. ЖБД 15 ВА: с 12.07.1943 г. по 09.09.1943 г. (ЦАМО, Ф. 366, Оп. 0006469, Д. 0050)