ФОРУМ ПОИСКОВИКОВ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ФОРУМ ПОИСКОВИКОВ » 15 ВОЗДУШНАЯ АРМИЯ 1943г. » 113-я отдельная бомбардировочная авиационная дивизия


113-я отдельная бомбардировочная авиационная дивизия

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Огромная благодарность работникам Центрального архива Министерства обороны РФ за помощь в поиске документов, касающихся 113 ОБАД.

http://s3.uploads.ru/nIFwO.gif
113 ОТДЕЛЬНАЯ БОМБАРДИРОВОЧНАЯ АВИАЦИОННАЯ ДИВИЗИЯ
ППС 45101

6-й бомбардировочный авиационный полк, ППС 45171
815-й бомбардировочный авиационный полк, ППС 42171
836-й бомбардировочный авиационный полк, ППС 45113
840-й бомбардировочный авиационный полк, ППС 45167

2

ЦАМО РФ, Фонд 20159 (113 БАД), Опись 1, Дело 7.

-ОТЧЕТ-
О БОЕВОЙ РАБОТЕ 113 ОТДЕЛЬНОЙ БОМБАРДИРОВОЧНОЙ АВИАЦИОННОЙ
                ДИВИЗИИ ЗА АВГУСТ МЕСЯЦ 1943 ГОДА.

          Основной задачей дивизии, поставленной командующим ВВС КА маршалом авиации тов. НОВИКОВЫМ, было оперативное и тактическое взаимодействие с наземными войсками Брянского и Западного фронтов.
          Цели и объекты ставились Командующими 1 и 15 ВА вызывая командира дивизии на свои КП, реже и особенно для действий с наступлением темноты и рассвета цели и объекты давались в кратком боевом распоряжении. Как правило задача ставилась на один удар.
          Основными объектами действий днем на поле боя были: войска в боевых порядках, на удалении 1-1,5 км. от переднего края; артиллерийские и минометные батареи; скопления войск (вторые эшелоны, ближние резервы); опорные пункты и другие объекты в глубине поля боя, поражение или разрушение которых содействовало успешному наступлению своих войск на Карачевском, Дятьковском и Навлинском направлениях Брянского фронта и обеспечению наступления левого крыла Западного фронта.
           Основными объектами действий в сумерках были: войска и техника в населенных пунктах и других местах укрытий; железно-дорожные станции и эшелоны; колонны войск и автотранспорта на дорогах; материальная часть, личный состав и склады на аэродромах.
           В августе месяце 113 ОБАД, вооруженная самолетами Ил-4, провела пять массированных ударов (360 самолетовылетов) и 12 ночных налета группами 2-3 самолета, израсходовав при этом 11646 бомб разного калибра общим весом более 370 тонн.

                            БОЕВАЯ РАБОТА ДИВИЗИИ.

      I. ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  БОЕВОЙ РАБОТЫ ДИВИЗИИ ЗА АВГУСТ м-ц 1943 г.

           В августе месяце дивизия базировалась - управление АД дер. АЛЕШНЯ - пос. ОКТЯБРЬСКИЙ (сев. ТУЛА 3 км.), 6 бап аэродром ВОЛЫНЦЕВО, 815 бап свх. МЯСНОВО, 836 бап БОРЫКОВО, 840 бап РЫДОМА.
           Дивизия наносила днем массированные удары по технике и живой силе противника, находившихся в непосредственной близости к линии боевого соприкосновения в интересах Брянского и частично Западного фронтов, в вечерних и утренних сумерках звеньями и одиночными самолетами, разрушала: переправы, ж.д. мосты, ж.д. полотно, ж.д.
станции, уничтожала материальную часть, склады горючего и боеприпасов на аэродромах, скопление войск и эшелоны на ж.д. станциях противника.
            Своими бомбардировочными ударами содействовала наступлению наземных войск Брянского и Западного фронтов, препятствовала отходу, переброске сил и техники противника на новые оборонительные рубежи.
            Дневные действия дивизии прикрывали истребители 11 САК типа Як-9, 4 ГИАК типа Ла-5 и 309 ИАД типа Як-7б.
            В августе месяце произведено всего самолетовылетов на боевое задание - 502, из них выполнено - 371, не выполнено по причине плохих метеорологических условий - 121, по причине материальной части - 10.
            Из общего количества боевых вылетов произведено в вечерние и утренние сумерки - 126, из них выполнено - 123.
            Общий боевой налет 1147 ч. 09 м. Из них ночью 281 ч. 20 минут.
            Израсходовано 11646 бомб разного калибра общим весом 370 т. 879 кг, и 22566 штук патрон.
            В результате бомбардировочных ударов по наблюдению экипажей бомбардировщиков и летчиков истребителей, подтверждением командующих 1 и 15 ВА, наземных войск и по фотоснимкам предположительно нанесен ущерб и потери противнику:
            Разрушено переправ                               - 1.
            Повреждено переправ                             - 3.
            Разрушено станционных зданий               - 10.
            Взорвано цистерн с горючим                    - 20.
            Уничтожено и повреждено ж.д. вагонов   - 60.
            Уничтожено складов с горючим                - 5.
            Уничтожено складов с боеприпасами        - 20.
            Взорвано вагонов с боеприпасами            - 8.
            Подорвано артиллерийских и минометных батарей до - 9.
            Уничтожено и повреждено автомашин      - 50.
            Уничтожено и частично рассеяно живой силы - до 2-х батальонов.
            Сбито самолетов противника                    - 10.
            Создано очагов пожара                          - 130.
            После массированных бомбардировочных налетов по опорным пунктам, артиллерийским и минометным позициям, скопления живой силы и техники противника наши наземные войска быстро продвигались вперед и через 3-4 часа занимали пункты по которым производились бомбардировочные удары.

3

ОПИСАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ДНЕВНЫХ БОМБАРДИРОВОЧНЫХ НАЛЕТОВ.

            Из пяти массированных бомбардировочных ударов днем в интересах Брянского фронта наиболее характерными являются удары проведенные 12 и 23 августа.

I. Бомбардировочный удар, проведенный 12.8.43 г.

            ОБСТАНОВКА: Противник на Брянском фронте - Карачевское направление оказывал упорное сопротивление продвижению наших наземных войск.
            ВВС противника группами 6-12 бомбардировщиков под прикрытием истребителей действовали по боевым порядкам наступающих частей.
            Наземные войска Брянского фронта преодолевая упорное сопротивление противника продвигались вперед, имея задачей - овладение г. КАРАЧЕВ.
            Передний край проходил см. приложение №____.
            11.8.43 г. в 13.00 Командующим 15 ВА была поставлена устно боевая задача дивизии: "113 ОБАД в период 8.00 - 8.30 12.8.43 г. под прикрытием истребителей 11 САК, из расчета 6 истребителей на 9 Ил-4, массированным бомбардировочным ударом уничтожить: резервы, артиллерию на огневых позициях, скопление транспорта противника в пунктах: ПЕСОЧНЯ, ОДРИНО, овраг, что сев.вост. ОДРИНО и северная окраина г. КАРАЧЕВ".
            В 14.30 было отдано полкам предварительное расположение на боевые действия 12.8.43 года.
            К 17.30 на КП дивизии были собраны все командиры полков со своими штурманами для получения боевой задачи. К этому времени штабом дивизии были оформлены все боевые документы.
            В 17.30 лично командиром дивизии была поставлена боевая задача всем командирам полков и вручено боевое распоряжение с приложениями: штурманские указания, приказание по связи, приказание на разведку погоды, схема и описание целей.
            Командир дивизии всем командирам полков дал исчерпывающие ответы на все поставленные вопросы, особенно сделал упор на организации взаимодействия с истребителями прикрытия , предупредив командиров полков об имевших место недостатках в прошлых боевых вылетах - растянутость строя, отсутствие огневого взаимодействия в девятках и т.п. Штурман дивизии со штурманами полков разобрал детально весь полет.
            Во все полки убыли командиры штаба для контроля за подготовкой и выполнением боевого приказа командира дивизии.
            Представителем от бомбардировщиков к истребителям, с целью организации и обеспечения прикрытия, был направлен инспектор по технике пилотирования.
            Согласно боевого распоряжения командира дивизии: "113 ОБАД 12.8.43 г. в период 8.15 - 8.17 7-ю девятками - 840 бап 27 ИЛ-4/ ведущий командир полка подполковник ЛУКИН/, 815 бап - 18 Ил-4, 836 бап - 18 Ил-4 в общей колонне расстояние между девятками 500 мт. и между полками - 3 км. под прикрытием истребителей 11 САК - 840 бап - 18 Як-9, 815 бап - 12 Як-9, 836 бап - 12 Як-9 наносит бомбардировочный удар по резервам, артиллерии на огневых позициях, скоплению автомашин транспорта противника в пунктах: ПЕСОЧНЯ, ОДРИНО, овраг, что сев.вост. ОДРИНО и второй удар 18 Ил-4 840 бад под прикрытием 18 Як-9 в 17.30 12.8.43 г. по пунктам: ПЕСОЧНЯ и сев. окр. г. КАРАЧЕВ.
            836 бап двумя экипажами производит с упреждением за один час и за 10 минут до прихода ИПМ бомбардировщиками разведку погоды по маршруту.
            По возвращению командиров полков в свои части со всем летным составом в течение 2-3 час. были изучены и произведены все необходимые расчеты и даны все указания по материальному обеспечению боевого вылета.
            Постановку боевой задачи и подготовку к боевому вылету во всех полках контролировали командиры штаба дивизии.
            В 4.00 - 4.30 все полки на КП дивизии донесли о готовности к боевому вылету в полном составе. Взлет полков начался согласно расчетного времени в 6.20 - 6.25, произошел организованно и быстро. В среднем на вылет 18 Ил-4 ушло 10 минут. Сбор и построение групп происходил на петле. Все взлетевшие 63 самолета ушли на боевое задание.
            Через ИПМ все группы бомбардировщиков прошли точно по расчетному времени. За 10 минут не доходя аэродрома истребителей прикрытия по радио с самолета ведущего бомбардировщиков радиосигналами вызывались истребители и дублировались ракетами.
            Встреча с истребителями происходила по прямой через аэродром истребителей на H-3000 мт. Взлет и пристраивание истребителей произошел хорошо.
            Группы бомбардировщиков на интервале между полками 5 км. проходили над аэродромом истребителей и от их аэродромов под прикрытием уходили на цели.
            Для контроля выполнения боевого приказа командира дивизии в воздухе в первой ведущей группе общей колонны летел старший штурман дивизии.
            В 8.15 - 8.17 12.8.43 года дивизия 63 самолетами Ил-4 в колонне девяток с одного захода с H 3000-3300 мт. нанесла бомбардировочный удар по резервам, артиллерии на ОП, скоплениям автомашин противника в пунктах: ПЕСОЧНЯ, ОДРИНО, и оврага, что сев. восточнее ОДРИНО.
            Бомбометание производилось серийно по сигналу ведущего звена.
            Несмотря на то, что в районе целей все экипажи были обстреляны интенсивным огнем ЗА и атаковывались истребителями противника типа ФВ-190 группами 4-6 самолетов, все экипажи отбомбились точно по своим целям без потерь. Все самолеты после бомбометания с правым разворотом ушли от цели на свою территорию и под прикрытием истребителей прошли через их аэродромы. Проход на обратном маршруте через аэродромы истребителей преследовал две цели:
            1. Исключить возможность потери ориентировки истребителями и вторая - в случае преследования истребителями противника дать возможность поднять находившийся на земле резерв истребителей и отсечь преследовавшие самолеты противника.
            Все 63 самолета после выполнения боевого задания благополучно произвели посадку на свои аэродромы.
            В 17.33 - 17.34 12.8.43 г. дивизия 18 Ил-4 группами по 9 самолетов с одного захода с H 3100-3150 мт. под прикрытием 18 истребителей нанесла второй бомбардировочный удар по живой силе, огневым позициям артиллерии, автомашинам противника в пункте ПЕСОЧНЯ и сев. окр. г. КАРАЧЕВ и без потерь произвели благополучно посадку на свои аэродромы.
            Таким образом дивизия 12.8.43 г. произвела два боевых вылета в составе 81 самолета Ил-4 под прикрытием истребителей и 3-мя самолетами производила разведку погоды в полосе маршрута.
            В результате бомбардировочного удара во всех целях создано большое количество пожаров, сопровождавшихся сильными взрывами. Все цели перекрыты. На северной окраине г. КАРАЧЕВ возникло 7 сильных пожаров.
            Наблюдением экипажей бомбардировщиков и летчиков истребителей предположительно взорвано 8-10 складов с боеприпасами, взорвано 4-5 цистерн с горючим, подавлено до 10 батарей артиллерии, уничтожено и частично рассеяно до роты пехоты.
            Бомбардировочный удар Командующим 15 ВА и наземными войсками оценен ХОРОШО.
            Опорный пункт ОДРИНО после бомбардировочного удара через 4 часа был занят нашими войсками.
            Израсходовано бом: 82 тонны 683 кг., патрон 2000 шт.
            Общий боевой налет 192 ч. 12 мин.

            ВЫВОДЫ: 1. Дивизия 12.8.43 г. произвела массированный бомбардировочный удар организованно.
                               2. Истребители прикрытия со своей задачей справились.
                               3. Штаб дивизии и штабы полков хорошо произвели подготовку к боевому вылету и обеспечили выполнение боевого приказа командира дивизии.
                               4. Дивизия боевых потерь за 12.8.43 г. не имела, за исключением 7 самолетов получили осколочные пробоины от ЗА противника и 1 штурман легко ранен.
                               5. Дивизия в целом поставленную боевую задачу командующим 15 ВА выполнила ХОРОШО.
                               6. Дивизия своими бомбардировочными ударами нанесла значительный ущерб противнику и обеспечила успешное продвижение наземных войск Брянского фронта, осуществляющих наступательную операцию.

4

II. Бомбардировочный удар, проведенный 23.8.43 года

            ОБСТАНОВКА: Противник на Брянском фронте и особенно на участке севернее Брянска оказывал сильное огневое сопротивление нашим наземным войскам и продолжал улучшать свою оборону.
            ВВС противника группами 20-25 бомбардировщиков под прикрытием 8-10 истребителей действовали по боевым порядкам наших войск на левом фланге Брянского фронта.
            15 ВА бомбардировочными и штурмовыми ударами по переднему краю обеспечивала наступление наземных войск Брянского фронта.
            22.8.43 г. в 15.00 Командующий 15 ВА на своем КПП устно поставил боевую задачу начальнику штаба дивизии: "113 ОБАД 23.8.43 г. в 7.30 бомбардировочным ударом уничтожить живую силу и технику противника в пунктах: УЛЕМЛЬ, ДУБРОВКА, ЯСНАЯ ПОЛЯНА, БЕРДОВКА, БОЛ. ЖУКОВА, РОМАНОВКА. Действия бомбардировщиков прикрывают истребители 11 САК из расчета на каждую девятку 6 истребителей типа Як-9 и одновременно патрулирование 8 Як-9 в районе целей".
            В 18.00 всем полкам было отдано предварительное распоряжение на боевые действия 23.8.43 г.
            После того, как штабом дивизии были отработаны все боевые документы на основании принятого решения командиром дивизии в 18.30 на КП начальник штаба устно поставил боевую задачу, к этому времени собравшимся командирам всех полков: "6 БАП 23.8.43 г. в 7.30 двумя девятками под прикрытием истребителей 293 ИАП уничтожить живую силу и технику противника в пункте БОЛ. ЖУКОВА, пос. ДУБРОВКА, РОМАНОВКА. 815 БАП 23.8.43 г. в 7.30 двумя девятками под прикрытием истребителей 148 и 4 ИАП уничтожить живую силу и технику противника  в п. ДУБРОВКА. 836 БАП 23.8.43 г. в 7.30 двумя девятками под прикрытием истребителей 148 ИАП уничтожить живую силу и технику противника в пункте УЛЕМЛЬ. Для обеспечения боевого вылета дивизии 23.8.43 г. выделить один экипаж для разведки погоды по маршруту полета общей группы до рубежа ХВАСТОВИЧИ_ЩИГРЫ и обратно. Разведчик погоды идет с интервалом от первой группы по времени 10 минут и радирует о состоянии погоды ведущим групп и на КП дивизии.
            840 БАП 23.8.43 г. в 7.30 двумя девятками под прикрытием истребителей 293 ИАП уничтожить живую силу и технику противника в пунктах: ЯСНАЯ ПОЛЯНА, БЕРДОВКА".
            Со всеми командирами полков и их штурманами был детально разработан бомбардировочный удар. Особенно начальником штаба дивизии был заострен вопрос компактности боевого порядка в девятках и в полках, поддержания огневого взаимодействия, быстрый взлет, своевременный сбор и точное время прохода ИПМ, аэродромы истребителей и прибытие на цель, ни в коем случае не заходить в облачность.
            В 19.00 командирам полков было вручено боевое распоряжение с приложениями: штурманские указания, приказание по связи, приказание на разведку, схема и описание целей.
            В 20.00 во все полки убыли командиры штаба дивизии для контроля за подготовкой и выполнением боевого приказа командира.
            На рассвете 23.8.43 г. со всеми данными для организации прикрытия был выслан от бомбардировщиков представитель к истребителям.
            23.00 22.8.43 г. подготовка к боевому вылету во всех полках была закончена. По докладу представителей штаба в полках подготовка прошла хорошо.
            Время для подготовки было ограничено, как для штаба дивизии, так и для штабов полков, но несмотря на это исполнители с подготовкой и организацией боевого вылета справились хорошо.
            В 4.30 23.8.43 г. полки донесли на КП дивизии о готовности к боевому вылету в полном составе.
            Вылет полков начался согласно расчетного времени в 6.00-6.05.
            Таким образом согласно распоряжения боевой порядок дивизии состоял (см. схему №____).
            Дивизия к цели должна была следовать в колонне на дистанции между девятками 300 мт. и между полками 3 км. Головные девятки в полках прибывают самостоятельно, проход ИПМ между полками с интервалом через 1 минуту.
            Встреча с истребителями в 7.10 над аэродромом истребителей на прямой с Н-3000 мт.
            Практически боевой порядок дивизии был нарушен. 6 БАП в воздухе собрался очень быстро, время прохода ИПМ не выдержал и ушел на боевое задание с упреждением на 10 минут, вышел вперед, тем самым нарушил общий боевой порядок дивизии и ввел путаницу в пристраивании истребителей прикрытия к своим группам.
            Таким образом сбор и построение групп происходил медленно, интервалы между девятками и полками не выдерживались.
            Из вылетевших на боевое задание 72 самолетов два Ил-4 из-за неисправности матчасти произвели вынужденную посадку на свои аэродромы, 70 самолетов ушли на боевое задание.
            Взлетевшие истребители сопровождения с ходу не могли пристроиться к своим группам бомбардировщиков, в результате чего 836 БАП ушел с малым прикрытием (4 Як-9 на 18 Ил-4).
            В 7.28-7.32 23.8.43 г. дивизия 70-ю самолетами Ил-4 с одного захода группами 8-9 самолетов под прикрытием истребителей 11 САК с Н 3000-3200 мт. нанесла бомбардировочный удар по живой силе и технике противника в пунктах: УЛЕМЛЬ, ДУБРОВКА, ЯСНАЯ ПОЛЯНА, БЕРДОВКА, БОЛ. ЖУКОВА, пос. ДУБРОВКА, РОМАНОВКА. Бомбометание производилось серийно по сигналу ведущего в звеньях.
            Израсходовано: бомб 651 ФАБ-100, 10 ФАБ-250, 178 АО-25, 37 АО-15, 128 АО-8, 415 АО-2,5 общим тоннажем 74 тонны 666 кг., патрон: БС - 300, УБТ - 275, ШКАС - 4200 штук.
            В результате бомбардировочного удара создано: 22 очага пожаров, сопровождавшихся большими взрывами, 7 сильных взрывов. Особенно отмечены большие взрывы в пунктах: БОЛ. ЖУКОВА и много пожаров в РОМАНОВКА, ДУБРОВКА.
            Наблюдением экипажей бомбардировщиков и летчиков истребителей отмечены прямые попадания и разрывы бомб по целям.
            Результаты бомбардирования сфотографированы, фотосхемы подтверждают точное попадание бомб по всем целям.
            Предположительно взорвано: 7 складов с боеприпасами, подавлено до 6 батарей артиллерии, уничтожено до роты пехоты и до 15 автомашин.
            Над целью все экипажи были обстреляны интенсивным огнем ЗА среднего калибра до 6-ти батарей. Один самолет Ил-4 над целью был подбит огнем ЗА.
            Вторая девятка 836 БАП после ухода от цели при развороте на свою территорию осталась без прикрытия истребителей (всего на 18 Ил-4 было 4 Як-9) и была атакована истребителями противника до 10-ти ФВ-190.
            Истребители противника производили атаки снизу-сзади, сбоку сзади. Три самолета Ил-4 были сбиты и горевшие упали на территорию противника от линии фронта в 3-х км.
            Из сбитых самолетов возвратились в свою часть 3 летчика, 2 штурмана и 1 стрелок-радист.
            2 самолета Ил-4 получили повреждения от ЗА противника, один летчик получил легкое ранение от осколков ЗА. Остальные 66 самолетов, после выполнения боевого задания, произвели благополучно посадку на свои аэродромы.
            Результаты бомбометания командующим 15 ВА и наземными войсками оценены ХОРОШО.
            Нанесенный бомбардировочный удар 23.8.43 г. содействовал продвижению наземных войск Брянского фронта и быстрому овладению опорными пунктами противника.

            ВЫВОДЫ:

5

Спасибо за интересные данные! Володя,я вам написал в личку,прошу ответить.Поделюсь интересными фотками в тему!

Отредактировано Admiral_Daron (2017-12-01 18:16:04)

6

http://s6.uploads.ru/t/pGnu6.jpg
http://s6.uploads.ru/t/kosR2.jpg
http://sd.uploads.ru/t/E67IP.jpg
http://sf.uploads.ru/t/VfZcN.jpg
http://s3.uploads.ru/t/oyKSE.jpg
http://s1.uploads.ru/t/rh9Uv.jpg
http://s5.uploads.ru/t/Z4fJU.jpg
http://s4.uploads.ru/t/Oqpvk.jpg
http://s4.uploads.ru/t/ONeDJ.jpg
http://sa.uploads.ru/t/KE0Z6.jpg
http://s4.uploads.ru/t/ndjUw.jpg
http://s9.uploads.ru/t/avZPs.jpg
http://s8.uploads.ru/t/qIHhK.jpg
http://s6.uploads.ru/t/1BqLM.jpg
http://sd.uploads.ru/t/1NhWf.jpg
http://s7.uploads.ru/t/F10ba.jpg
http://s8.uploads.ru/t/vTBJu.jpg
http://s9.uploads.ru/t/CtpFs.jpg
ШТУРМАН 815-го ордена Суворова 3 - й степени Нарвского ДБАП и 113-й Краснознамённой Ленинградской отд.БАД ШАПОРИН АЛЕКСАНДР МАКСИМОВИЧ.

КРАТКИЙ БОЕВОЙ ПУТЬ,

Материал подготовил бывший воздушный стрелок - радист 2-й АЭ 815-го ДБАП,ст.лейтенант в отставке РАВОДИН ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ.

Александр Максимович Шапорин прошел славный боевой путь от от курсанта до Главного штурмана воздушной армии.

Родился 30 сентября 1914г. в селе Вознесенском Венгеровского р-на Новосибирской обл. в обычной крестьянской семье.После обучения в Начальной школе ,в 1931г. работал в совхозе.В этом же году поступил на рабфак Омского ветеринарного института,где в 1934г. получил среднее специальное образование.

После окончания рабфака переезжает на Камчатку и работает матросом в АКО- нефть до 1936г.

В этом году Шапорин А.М. решает свою жизнь посвятить военной авиации и поступает в Оренбургскую школу лётчиков и лётчиков - наблюдателей,где обучался четыре года и закончил её в 1940г по специальности штурмана.

В последующие годы занимал военные должности : штурмана экипажа,штурмана звена,штурмана эскадрильи и в начале 1943г. назначается штурманом полка,а в конце 1944г. - штурманом 113-й Краснознамённой Ленинградской отдельной бомбардировочной дивизии.После войны занимал должности Главного штурмана бомб.авиакорпуса и Главного штурмана воздушной армии.Вступил в члены КПСС в самый тяжелый для страны 1942год.

В период ВОВ все время находился в действующей армии и от начала и до ее конца принимал непосредственное участие в военных операциях по разгрому немецко-фашистских захватчиков..В первые два года войны в составе авиации дальнего действия бомбил цели в тылу противника,а с 1943г. лично водил группы полка,а потом и дивизии,на бомбометание по вражеским целям переднего края  или в ближайшем тылу противника за линией фронта.

При умелом самолётовождении,глубоком знании своего дела,высоком мастерстве Шапорина А.М.,группы бомбардировщиков точно и удачно накрывали цели ,наносили много урона живой силе и технике противника и возвращались домой с минимальными потерями.

Так по воспоминаниям штурмана звена Лучко И.Ю.,группа самолётов при ведущем Шапорине А.М. успешно отбомбилась по танковой дивизии врага в районе Улемля (август 1943г.),а через год звеном самолетов разнесли железнодорожную станцию Белоостров на северном берегу Финского залива.

Свой боевой опыт он постоянно и плодотворно передовал молодым штурманам звеньев,эскадрилий не только 815-го БАП,но и в дивизии.

Александр Максимович обеспечивал прикрытие с воздуха войск РККА во время ввода на территорию Ирана в августе 1941г.,участвовал в обороне Москвы,Кавказа,в разгроме врага на Курской дуге, в обороне Ленинграда и Заполярья.Он водил большую группу самолетов дивизии на бомбёжку Берлина в апреле 1945г.Воевал на Забайкальском фронте в Манчьжурии против  самурайской Японии.

В 1950г. с отличием закончил курсы штурманов дивизий и корпусов в Краснодарской Высшей штурманской школе.Участвовал в обеспечении испытаний первой советской атомной бомбы на Тоцком полигоне.Занимал должность Главного штурмана 5-й воздушной армии.

В 1962г. в звании полковника уволился в запас где продолжал трудиться в Гражданской авиации в должностях дежурного и Главного штурмана Одесского аэропорта.Много раз избирался делегатом дивизионных,армейских и окружных партконференций.Воспитал и дал образование двум сыновьям.Был прекрасным дедом для четырех внуков.

Умер от рака 3 декабря 1984г. в Одессе.

За большие боевые заслуги перед Родиной и народом,Шапорин А.М. был награждён двумя орденами Красного знамени,орденом Александра Невского,орденом Отечественной войны Первой степени,тремя орденами Красной звезды и семью боевыми медалями.

  http://s3.uploads.ru/t/zuZas.jpg

Отредактировано Admiral_Daron (2017-12-02 08:47:37)

7

Admiral_Daron написал(а):

ШТУРМАН 815-го ордена Суворова 3 - й степени Нарвского ДБАП и 113-й Краснознамённой Ленинградской отд.БАД ШАПОРИН АЛЕКСАНДР МАКСИМОВИЧ.

Спасибо большое. Ценнейшие материалы.

8

http://s1.uploads.ru/t/x93Uz.jpg

[url=http://uploads.ru/jdHYJ.jpg]http://s4.uploads.ru/t/jdHYJ.jpg[/url

9

Фонд 20159, Опись 2, Дело 11 "Дело №1 штаба 113 ОБАД. Приказы по дивизии. 4 января 1943 г. - 31 декабря 1943 г."

Лист 62:                      Приказ по 113 БАД
                        20 апреля 1943 г.      №049        Дягилево
    Нижепоименованные, вновь поступившие, самолеты ИЛ-4  и моторы М88Б зачислить в боевой состав самолетно-моторного парка частей 113 БАД

№п.п

№№ самолетов

№№ моторов

Откуда получены

Куда направлены

1

062314

5280   6207

1-я Гвард. дивизия АДД

836 АП

2

062319

6186   6291*

---//---

---//---

3

072306

6161   6291*

---//---

---//---

4

072307

6194   6196

---//---

---//---

5

072317

6264   6176

---//---

---//---

6

1266021

4171   3813

---//---

---//---

7

1266108

5271   3841

---//---

---//---

8

1267510

6102   6137

---//---

---//---

9

1267708

5291   4783

---//---

---//---

10

1267719

6020   6042

---//---

---//---

11

1268203

4151   4317

---//---

---//---

12

1268208

6206   3922

---//---

---//---

13

1268309

5582   5992

---//---

---//---

14

1268504

6360   5683

---//---

---//---

15

1269215

5728   6071

---//---

---//---

16

1269301

4221   5771

---//---

---//---

17

112303

6324   6542

Завод № 23

---//---

18

112305

6297   6418

---//---

---//---

19

112306

4277   6437

---//---

---//---

20

112312

7200   7001

---//---

---//---

21

062306

5635   5650

2-й Гвард. полк АДД

840 АП

22

062308

5703   5641

---//---

---//---

23

062309

3822   5746

---//---

---//---

24

062313

6203   6093

---//---

---//---

25

062315

5311   6182

---//---

---//---

26

072310

6289   6141

---//---

---//---

27

072319

3666   6086

---//---

---//---

28

072320

4551   6061

---//---

---//---

29

092301

6388   6604

---//---

---//---

30

1267913

6114   6385

---//---

---//---

31

1269003

6039   6018

---//---

---//---

32

1269212

5596   6064

---//---

---//---

33

1269601

1110   4438

---//---

---//---

34

1269603

4703   4683

---//---

---//---

35

1269604

5167   3907

---//---

---//---

36

1269702

4674   6321

---//---

---//---

37

1269703

4692   5515

---//---

---//---

38

1269711

4701   4634

---//---

---//---

39

1269717

6122   5123

---//---

---//---

40

112308

6066   6326

Завод № 23

113 БАД

* так в документе.

10

ПАМЯТНИК ЛЕТЧИКАМ 113-Я БОМБАРДИРОВОЧНОЙ ЛЕНИНГРАДСКОЙ КРАСНОЗНАМЕННОЙ АВИАЦИОННОЙ ДИВИЗИИ
Ивот. Мемориал воинам В.О.В.  Дивизия до декабря 1944 года летала на Ил-4, а к марту 1945 года перешла на Ту-2. ДБ-3 (ИЛ-4) - дальний бомбардировщик. Поступил на вооружение в 1937 году. Максимальная полётная масса - 9000 кг, максимальная скорость - 400 км/ч, дальность - 4000 км. Нес на себе до 2,5 тонн бомбовой нагрузки. Хотя уже начало войны показало, что днём в воздушном бою у бомбардировщиков ДБ-3Ф (Ил-4) мало шансов на успех, штаб ВВС продолжал ставить командирам задачи на дневное бомбометание. Из-за катастрофических потерь 3 июля 1941 года вышла директива Ставки, предписывавшая дальнебомбардировочной авиации (ДБА) действовать ночью и с больших высот. С августа начался переход полков ДБ-3 на полеты ночью, завершившийся к декабрю, а 5 марта 1942 года ДБА преобразовали в авиацию дальнего действия (АДД), подчиненную Генштабу. В АДД передали не все дивизии, имевшие на вооружении Ил-4, в ВВС остались 113-я и 132-я отдельные бомбардировочные авиадивизии (ОБАД). Они должны были действовать днём с больших высот и под прикрытием истребителей. Летчики 113-я бомбардировочной Ленинградской Краснознаменной авиационной дивизии до появления в небе Брянщины воевали в Заполярье, Карелии, участвовали в воздушных боях над прибалтийскими республиками СССР. Первый боевой вылет на Брянском фронте с аэродрома Волынцево под Тулой 6-й бомбардировочный авиаполк 113-й ОБАД выполнил 12 июля 1943 года. На следующий день в боевом вылете девятки Ил-4 было потеряно 6 экипажей, а 3 вернувшихся самолета были сильно повреждены. 23 августа 1943 года стал чёрным днем для всей 113-й дивизии: безвозвратные боевые потери составили 15 экипажей. При том, что каждый полк дивизии (6-й, 815-й, 836-й и 840-й БАП) по штату имел в составе 20 боевых самолётов. После войны поисковые отряды неоднократно находили в лесах Дятьковского района сбитые Ил-4, последний раз остатки бомбардировщика нашли в декабре 2007 года. В марте 1945 года дивизия в составе трех полков была переброшена из-под Москвы в Познань для участия в Берлинской операции. После капитуляции Германии дивизия всего за трое суток совершила перелет с восемью промежуточными посадками длиной 10000 км в Монголию. Полки дивизии активно действовали против японских войск. В сентябре 1990 года на шоссе у въезда в поселка Ивот был установлен памятник воинам-авиаторам 113-й Краснознаменной Ленинградской бомбардировочной авиадивизии. На вкопанных в землю крыльях – мраморные доски с фамилиями летчиков, штурманов и стрелков дивизии, погибших летом-осенью 1943 года при освобождении Брянской области.
https://forumupload.ru/uploads/000a/c5/d3/2385/t358799.jpg
https://forumupload.ru/uploads/000a/c5/d3/2385/t916008.jpg
https://forumupload.ru/uploads/000a/c5/d3/2385/t581467.jpg
https://forumupload.ru/uploads/000a/c5/d3/2385/t112773.jpg
https://forumupload.ru/uploads/000a/c5/d3/2385/t152503.jpg
https://forumupload.ru/uploads/000a/c5/d3/2385/t511857.jpg

http://www.nashapobeda.lv/2178.html

Отредактировано 836 бап (2021-05-13 01:51:01)

11

Очень интересные воспоминания 113 дивизии, много персональной информации о бойцах 6 и 840 авиаполков:

Память сердца

Автор:Санберг Л. В.
Выходные данные:2010.
Эпоха:1933-1945
Война:Вторая Мировая война
Тема:Военная история
Страна:Россия
Язык:Русский
Скачать (прочитать):
DOC DOC (на militera.lib.ru)
PDF DOC в PDF (4.1 МБ)
Аннотация:
Книга историка Людмилы Васильевны Санберг написана совместно с братом, ветераном Вооруженных Сил РФ, подполковником в отставке Евгением Васильевичем Лукиным, и заслуженным журналистом Кубани, помощником начальника Краснодарского университета МВД России Николаем Григорьевичем Цимбалом. Они собрали и обобщили материалы о боевой и служебной деятельности участника Великой Отечественной войны, известного летчика Дальней авиации полковника Лукина Василия Ивановича и его сослуживцев, совместно с поисковыми группами Краснодара, Москвы, Петербурга, Оренбурга, Витебска, Минска, Новосибирска, Иваново, Рязани. В книге авторы использовали более 100 печатных и сетевых источников.

12

Большие потери советской авиации в первые военные годы были вызваны техническим и
численным превосходством противника. Но даже в этих условиях массовая гибель советских
летчиков не порождала у оставшихся в живых чувства обреченности. Вот как об этом пишет
Свердлов: «Боялся ли я летать на боевые задания? Наверно, боялся, кому же хочется умирать
в 19 лет? Но не очень боялся. Дело в том, что в 1942 году я даже не помышлял, что удастся
уцелеть до конца войны. Это тогда представлялось совершенно нереальным. Потом
постепенно привык к чувству опасности. Особенно это чувство притупилось при больших
нагрузках, то есть при частых боевых вылетах… В июле 1942 года наш экипаж произвел 27
боевых вылетов.»
По настоящему осознать слова Свердлова можно лишь вспомнив, что это происходило в то
трагическое время, когда советская авиация уходила в боевое небытие целыми полками и
эскадрильями.
Поступали ли в полк в течение 1942 года самолеты, пополнялся ли летный состав пилотами?
На этот вопрос Свердлов отвечал утвердительно: «В 1942 году полк несколько раз пополнился
самолетами и летним составом из других полков, уезжавших на переформирование. Тем не
менее, к марту 1943 года в полку оставалось всего 6 или 7 самолетов.»
«Несколько раз пополнялся» — это значит не менее трех раз. По словам ветеранов, погибло не
менее трех составов полка. По штатному расписанию в полку должно было быть 32 экипажа.
Экипаж состоял из четырех человек: летчика, штурмана, стрелка-радиста и воздушного
стрелка. Если зенитный снаряд сбивал ДБ-3, то это означало, что гибли четверо. Нетрудно
подсчитать, что всего в результате пополнений было 32 х 3 = 96 экипажей. Четверо летчиков
остались в живых. 96–4 = 92. Эта цифра ужасает, а так как в экипажах было по четыре
человека, то погибли 92 х 4 = 368 человек. Трагическая арифметика, которая показывает, какой
ценой досталась советским воинам Великая Победа в мае 1945 года

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » ФОРУМ ПОИСКОВИКОВ » 15 ВОЗДУШНАЯ АРМИЯ 1943г. » 113-я отдельная бомбардировочная авиационная дивизия