8 июля 1940 года согласно Директиве НКО СССР № 0/1/104596 в г. Харьков была сформирована 127-я стрелковая дивизия. Дивизия заняла помещения, ранее принадлежавшие 23-й Харьковской ордена Ленина Краснознаменной стрелковой дивизии, убывшей в июле 1940 года в Литву.
Дивизия сформирована (3000 человек) по штату от 3 декабря 1939 года как дивизия второго эшелона с месячным сроком мобилизационной готовности.
В середине августа 1940 года дивизия была полностью укомплектована лич-ным составом и боевой техникой.
В состав дивизии вошли:
395-й стрелковый полк (в/ч 4189, г. Богодухов Харьковской области);
475-й стрелковый полк (в/ч 4199, г. Харьков);
535-й стрелковый полк (в/ч 4192, г. Чугуев Харьковской области);
567-й легкий артиллерийский полк;
622-й гаубичный артиллерийский полк (в/ч 4202);
168-й отдельный дивизион противотанковой обороны;
455-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион (в/ч 4228);
182-й отдельный разведывательный батальон;
278-й отдельный саперный батальон;
465-й отдельный батальон связи;
184-й отдельный медико-санитарный батальон;
204-я автотранспортная рота;
20-я отдельная рота химической защиты;
174-й полевой автохлебозавод;
дивизионный ветеринарный лазарет.
Согласно директивы ГШ РККА от 29 мая 1941 года 25-й стрелковый корпус был включен в состав 19-й армии резерва ГК. Армия дислоцировалась в районе Белая Церковь – Смела – Черкассы. Штаб армии был в г. Черкассы. К началу вой-ны корпус был сосредоточен в районе Корсуня.
В Великую Отечественную войну дивизия в составе войск Западного, Резерв-ного, Брянского, Юго-Западного, Южного, Северо-Кавказского, Закавказского, 1-го Прибалтийского, 3-го Белорусского и Отдельной Приморской армии участво-вала в Смоленском сражении 1941 года, Орловско-Брянской оборонительной опе-рации, оборонительных боях под Курском и Тимом 1941 года, битве за Кавказ, Новороссийско-Таманской, Керченско-Эльтигенской десантной, Крымской, Бело-русской, Прибалтийской и Восточно-Прусской операциях. Бойцы и командиры дивизии героически сражались под Смоленском, Ельней, Курском, Глуховом, ос-вобождали Нальчик, Кисловодск, Ессентуки, Черкасск, Армавир, наступали на Кубани и Таманском полуострове, громили фашистов в Крыму, Литве, Латвии и Восточной Пруссии. Боевой путь дивизия завершила 17 апреля 1945 года на Зем-ландском полуострове.
В сентябре 1941 года дивизия была переподчинена Брянскому фронту и в со-ставе оперативных групп под командованием полковника А.З. Акименко и гене-рал-майора А.Н. Ермакова, а затем 13-й армии вела наступательные и оборони-тельные бои в районе города Глухов; в октябре принимала участие в Орловско-Брянской оборонительной операции, а в ноябре-декабре в составе 13-й, затем 40-й армий Юго-Западного фронта – в оборонительных боях под Курском и Тимом.
12 сентября 1941 года согласно приказу командующего Брянским фронтом генерал-полковника А.И. Еременко был образован рыльский боевой участок в со-ставе 127-й, 161-й стрелковых дивизий, 753-го артиллерийского полка ПТО, Рыль-ского курсантского отряда и двух истребительных эскадронов. Начальником бое-вого участка назначался командир 127-й стрелковой дивизии полковник А.З. Аки-менко.
Рыльский боевой участок вошел в оперативное подчинение группы войск ге-нерала А.Н. Ермакова, которая имела задачу активными наступательными дейст-виями сорвать планомерную подготовку фашистской танковой группы генерала Гудериана к наступлению через Орел, Тулу в обход Москвы с юга.
С 15 сентября по 9 октября 1941 года дивизия вела боевые действия в районе города Глухов в составе Рыльского боевого участка, а затем Оперативной группы под командованием генерал-майора Ермакова.
18 сентября 127-я дивизия в составе рыльского боевого участка совершала форсированный марш в район Глухова в готовности на рассвете 21 сентября во взаимодействии со 160-й стрелковой дивизией перейти в наступление.
В ночь на 19 сентября части 2-й гвардейской стрелковой дивизии в составе рыльского боевого участка продолжали совершать марш в район юго-восточнее Глухова, откуда с группой генерала А.Н. Ермакова они должны были перейти в наступление против глуховской группировки противника.
Гвардейцы совершали марш с тщательным соблюдением мер охранения. Впереди действовали разведка дивизии и передовые подразделения 875-го стрел-кового полка.
К 11 часам 20 сентября передовые подразделения завязали бой с противником в 7 км восточнее Глухова. Справа действовали подразделения 126-й танковой бри-гады. Главные силы дивизии продолжали выдвижение в район Чернево. Штаб ди-визии к этому времени расположился в населенном пункте Козино.
В ночь с 25 на 26 сентября 1941 года 875-й стрелковый полк ворвался в город Глухов и к рассвету 127-я стрелковая дивизия овладела городом.
Согласно директивы Ставки ВГК № 002301 от 24 сентября 1941 года опера-тивная группа полковника Акименко вошла в состав оперативной группы генерала Ермакова.
В результате упорных боев части 2-й гвардейской стрелковой дивизии к 29 сентября овладели населенными пунктами Заруцкое и Сварково. Однако на сле-дующий день противник силой до 60 танков и двух полков моторизованной пехо-ты перешел в контратаку. Части дивизии вынуждены были оставить Заруцкое и Сварково и перейти к обороне.
К исходу 30 сентября 1941 года 2-я гвардейская стрелковая дивизия с 113 танковым батальоном вела упорные бои на рубеже р. Клевень на участке Екатери-новка – лес 2 км восточнее Чернево.
К исходу 2 октября 1941 года дивизия с 113 отб вела бой на рубеже Поповка – Екатериновка – Сосновка – отм. 139,8.
С 10 по 19 октября 1941 года дивизия оборонялась по восточному берегу реки Сейм северо-восточнее города Рыльск и обеспечивала переправу отходивших войск 13-й армии.
17 октября 1941 года согласно директивы Ставки ВГК № 003049 оперативная группа генерала Ермакова была расформирована, а дивизия вошла в состав 13-й армии Брянского фронта.
С 20 по 22 октября 1941 года дивизия была передислоцирована из района го-рода Фатеж в город Курск.
С 23 (29) октября по 3 ноября дивизия вела оборонительные бои за город Курск в составе 13-й армии.
В Курске сложилась тяжелая обстановка в связи с наступлением противника. Состоялось решение эвакуировать и оставить город Курск без боя. Вместе с тем жители города Курска сформировали дивизию народного ополчения в составе че-тырех полков. Дивизия готовилась к защите своего родного города. Начались уже оборудоваться окопы вокруг города: рылось четыре пояса на западной и северо-западной окраинах города и на подступах к нему.
Противник еще не скоро подойдет к городу, что оставление города Курска без боя оставит у населения неприятное впечатление и тяжелое моральное состоя-ние, особенно у тех, кто готовился защищать город с оружием в руках. Одновре-менно это могло отразиться на боевом настроении наших войск, а противнику могло дать лишнюю уверенность в том, что якобы мы не способны сопротивлять-ся, а это-то и могло усилить боевой дух врага. Требовалось не допустить этого.
В Курске было сосредоточено большое количество хлеба зерном. Необходи-мо было обеспечить вывоз его, а также вывоз оборудования и демонтированного хозяйства.
Исходя из этих соображений, командир дивизии предложил свое мнение – город Курск не оставлять, а оборонять.
Бюро областного комитета партии, обсудив это предложение, доложило его товарищу Андрееву А.А., и через час был получен приказ – Курск защищать.
Население и защитники воспрянули духом, решение Правительства и Ставки Верховного Главнокомандования о защите города приняли с благодарностью. На-чалась боевая работа по подготовке города к обороне. Усиленно начали строиться позиции вокруг города, готовился противотанковый ров, вывозилось ценное обо-рудование, хлеб из элеватора. Дивизия народного ополчения была подчинена ко-мандиру 2-й гвардейской стрелковой дивизии, как начальнику боевого участка, и получила задачу готовить оборону города по юго-западной окраине и западнее го-рода по реке Курица на участке Анпилогово и южнее. 2-я гвардейская стрелковая дивизия сменила 7-ю гвардейскую стрелковую дивизию в районе Фатеж и заняла там оборону, прикрывая курское направление.
В самом городе Курске начался демонтаж важных объектов и их минирова-ние. 2-я гвардейская стрелковая дивизия была усилена 121-й танковой бригадой и одной артиллерийской батареей большой мощности. Дивизия готовила к обороне два рубежа. Первый рубеж проходил непосредственно перед Фатежом, а второй – по р. Б. Курица, имея правый фланг у Нижняя Медведица. Противотанковый ров проходил от Верхняя Медведица на восток и на юго-восток по северной окраине Верхн. Касиново на Комаровка.
К началу боевых действий за удержание Курска 2-я гвардейская стрелковая дивизия значительно поредела как в личном составе, так и в материальной части.
В первых числах ноября противник вышел в район Фатеж, подошел к р. Ку-рица и перешел в наступление против 2-й гвардейской стрелковой дивизии.
Дивизия, после упорных боев под Фатеж, отошла на основные позиции к на-селенному пункту Верхняя Медведица, где и задержала противника.
В этот момент командование 13-й армии изъяло из подчинения 121-ю танко-вую бригаду, что в значительной степени ослабило сопротивляемость 2-й гвардей-ской стрелковой дивизии. С убытием танковой бригады из полосы 2-й гвардей-ской стрелковой дивизии противник стал иметь абсолютное превосходство в тан-ках. С подходом частей из района Льгов противник развернул наступление с ру-бежа р. Курица и со стороны Фатеж. Вывод из полосы дивизии 121-й танковой бригады дал понять, что командование не считало необходимым длительное время удерживать город Курск. Перед дивизией стояла задача: а) обеспечить вывоз цен-ностей из города Курска; б) измотать силы противника и лишить его возможности успешно продвигаться на восток; в) обеспечить отход частей 13-й армии и подго-товку армейского рубежа к обороне на р. Тим.
В первых числах, особенно 5, 6 и 7 ноября, завязались сильные бои. Против-ник, преодолевая сопротивление и нося большие потери, добился успеха и начал занимать позицию за позицией, пока не подошел к городу Курску. Сильные бои развернулись на западной окраине города и в районах Татаренкова и МТС.
С целью обеспечения планомерного отхода частей 2-й гвардейский стрелко-вой дивизии одному полку дивизии народного ополчения было приказано занять позицию по северной окраине города и прикрыть отход и занятие позиций частя-ми 2-й гвардейский стрелковой дивизии. Полк народного ополчения занял пози-ции на участке Поповка, южная часть пруда. Полк действительно прикрыл отход и занятие позиций частями 2-й гвардейской стрелковой дивизии. К этому времени противнику удалось ценой больших потерь подойти к западной и южной окраи-нам города на участке дивизии народного ополчения. Так начались бои непосред-ственно за город.
В целях предотвращения возможности переправы врага через р. Тускарь в районе Попонка упомянутый выше полк дивизии народного ополчения занял обо-рону по левому берегу р. Тускарь на участке безымянные строения 2 км севернее Владимирского поселка (Курск), Владимирский поселок. Сапогово все время дер-жалось под наблюдением разведки.
Штаб 2-й гвардейский стрелковой дивизии разместился в районе ст. Курск восточнее линии железной дороги. За Курск завязались сильные бои. Для управ-ления боем в условиях большого города войсковых средств связи не хватало. По-этому по решению областного комитета партии вся городская сеть связи была пе-редана в распоряжение военного командования, что облегчило управление на не-который период.
После сильного артиллерийского и минометного огня и при содействии авиа-ции противник вклинился на южную и западную окраины города, а с утра, кажет-ся, 6 ноября овладел западной частью города и подошел к внутреннему рву в цен-тре города.
План боя в городе Курске и отвод частей выражался в следующем: 41 объект города был подготовлен к подрыву, на каждом объекте была команда и по сигналу должна подрывать здания, что и было выполнено; южнее большого железного моста, соединяющего город с вокзалом, был построен деревянный мост для отхода через него пехоты и транспорта, железный мост был заминирован, для борьбы с противником в центре города были сформированы мелкие группы стрелков-автоматчиков, усиленные пулеметами, в задачу которых входило делать засады и огонь открывать только с близких дистанций. Враг, считая, что он сломил сопро-тивление, решил войти в город маршем. Части дивизии отходили с упорным боем и оставляли группы в засаде. Так, противник, войдя с севера в город, решил про-следовать в колонне. Первые подразделения, попытавшиеся пройти таким спосо-бом по улицам города, были встречены убийственным огнем наших автоматчиков и пулеметов из засад. При попытке переправиться через внутренний ров с запад-ной части города немцы мелкими колоннами подходили к рву и, когда начинали спускаться в ров, расстреливались в упор из ручных пулеметов и автоматов. Такой способ охладил пыл врага, а мне дал возможность отвести части на восточный бе-рег р. Тускарь и там перейти к обороне восточной части города, т. е. района же-лезнодорожной станции. По плану отходили сначала тылы, затем артиллерия и стрелковые части. Когда дивизия начала отход, один из командиров саперных рот саперного батальона дивизии проявил трусость и взорвал железный мост раньше времени и без моего приказа. Произошло замешательство, артиллерия не могла пройти, все бросились на деревянный мост, пришлось принимать меры для обес-печения переправы всей дивизии. Дивизия была отведена и противнику ничего не осталось. Город был совершенно эвакуирован.
Отойдя на восточный берег р. Тускарь, 2-я гвардейская стрелковая дивизия заняла оборону по р. Тускарь, имея правый фланг у северо-западной окраины Владимирского поселка, а левый фланг у узла железных дорог. Далее до р. Сейм заняла оборону Курская дивизия народного ополчения; один ее полк оставался в обороне севернее Владимирского поселка, имея задачей не допускать переправы немцев через р. Тускарь и наступления в направлении Ноздрачево.
В общую задачу 2-й гвардейской стрелковой дивизии входило: изматывать силы противника и как можно больше задерживать продвижение его на восток, имея в виду обеспечить подготовку оборонительного армейского рубежа.
Зная о слабой подготовке курского пополнения, поступившего в состав 2-й гвардейской стрелковой дивизии, политические органы провели большую воспи-тательную работу: были проведены собрания и беседы, с отдельными бойцами, командирами и политработниками из пополнения велись личные беседы, лучшие люди из старых кадров дивизии были распределены по подразделениям, политра-ботники дивизии и частей все время находились в боевых порядках и воодушев-ляли словом и своим личным примером.
Во время боя за город были использованы городские средства связи. Кроме того, широко использовалось радио. В условиях ограниченного наблюдения за действиями частей и подразделений приобретало исключительное значение живое общение с командирами и частями представителей командования.
Тщательно заранее разработанный план определял: кому, где, когда, что нуж-но делать. Командиры частей обладали хорошим качеством – никогда не терялись в бою, при любой сложной обстановке принимали самостоятельное решение, вели бой в духе общего плана, проявляя инициативу и находчивость. Бой за удержание Курска фактически закончился 7 ноября. С этого момента 2-я гвардейская стрел-ковая дивизия начала отходить на рубеж р. Тим.
С 4 ноября по 19 декабря 1941 года дивизия вела боевые действия восточнее города Курск в районе города Щигры, севернее и северо-восточнее города Тим.
11 ноября 1941 года согласно директивы Ставки ВГК № 004727 от 9 ноября 1941 года Брянский фронт был расформирован. Дивизия в составе 13-й ар-мии была подчинена Юго-Западному фронту.