В Брянской области нашли останки советского солдата, который родом из Харьковской области
Останки советского солдата родом из Харьковской области нашли российские поисковики в Брянской области. Как сообщил «МедиаПорту» по телефону представитель брянских следопытов Максим Волков, у деревни Пречиж Комаричского района Брянской области исследователи раскопали братскую могилу, где похоронен 21 расстрелянный фашистами советский солдат.
Фотографии с места событий, которые вы сейчас видите, «МедиаПорту» прислали из Брянска. Среди военной амуниции нашелся единственный сохранившийся так называемый смертный медальон - эбонитовая капсула с информацией о владельце и его ближайших родственниках.
Медальон, который нашли в Брянской области, принадлежал рядовому Максиму Корнеевичу Коваленко. Он родился в 1905-м году в селе Алексеевка Алексеевского сельсовета Коломакского района Харьковской области.
Его ближайшая родственница - Дунька Панасовна Коваленко, из того же села. Сейчас россияне разыскивают родственников Максима Коваленко.
Все останки воинов, которые нашли брянские исследователи, перезахоронили на солдатском мемориальном кладбище в поселке Соколовский Комаричского района Брянской области.
Автор: Филипп Дикань, 2007.05.07
Опубликовано: Полина Мирер
ПОМНИМ! ЛЮБИМ! ЧТИМ!
Брянское региональное отделение Партии «Единая Россия» провело комплекс плановых мероприятий, посвящённых празднованию 62-ой годовщины Великой Победы. 24 апреля в Комаричском район стартовала «Вахта памяти Брянской области». Её участникам – поисковым отрядам Брянска, Фокино, Трубчевского и Брасовских районов, за десять дней удалось найти останки 46 солдат, погибших в 1941 и 1943 г.. Были обнаружены 3 медальона и именная ложка.
Полученные сведения ещё раз говорят, что в Великой Отечественной войне понятие национальность, просто не существовало. И теперь, активисты – единороссы и молодогвардейцы постараются найти родственников и русского капитана Кукушкина, и солдата Беглых, и украинца-харьковчанина Коваленко и уроженца Средней Азии, бойца 143 Армейского миномётного полка РГК Касимбека Асмамалиева.
4 мая прах военнослужащих торжественно, с соблюдением воинских традиций, был захоронен на солдатском мемориале - кладбище в п.Соколовский. Проводить защитников Отечества в последний путь, пришло более 400 человек – молодёжь, представители трудовых коллективов, ветераны. И символично, что солдат, не доживших до конца войны, хоронили при трепещущем на ветру стяге – копии Знамени Победы, привезённом в тот день из Москвы, заместителем секретаря политсовета БРО ВПП «Единая Россия» В.Д.Прояненковым.[/b][/color]
ИСПОЛКОМ БРО ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ», 2007.05.08
Пятьдесят неизвестных…
Пока в Эстонии пересматривают историю и переносят на задворки Таллина памятник Воину-освободителю, в Брянске возвращают из небытия имена неизвестных героев Великой Отечественной
В преддверии Дня Победы в Комаричском районе обнаружены и торжественно перезахоронены останки полусотни воинов, безвестно сгинувших в боях за освобождение Брянщины.
«Смертники»
Холодный полдень 4 мая, поселок Соколовский — дальняя окраина Комаричского района. По направлению к тихой березовой роще медленно движется громадная, растянувшаяся на полтора километра колонна из автобусов и легковушек. Невиданный здесь доселе кортеж венчают армейский бронетранспортер и три открытых грузовика. В них гробы с останками солдат и офицеров. Почти пятьдесят неизвестных, имена которых еще только предстоит узнать…
— Каждый из бойцов Красной Армии имел небольшую эбонитовую капсулу, — урывками, еще до начала торжественной церемонии перезахоронения, успевает рассказать Максим Волков, руководитель поисковой экспедиции. — В нее закладывалась туго свернутая бумажка. Так называемый «смертный медальон», который по идее должен содержать пусть и минимальные, но в то же время самые необходимые сведения о воине: имя, фамилия, год рождения, откуда родом, как зовут близких родственников. Должен, но, как говорится, не обязан. А все потому, что у наших солдат была масса поверий. Одно из них — в капсулы клали что-нибудь металлическое, чаще всего обычную иголку. От сглаза. Другое поверье заключалось в том, что негоже, мол, судьбу дразнить — заполнять «смертник»: однозначно погибнешь. И лишь единицы не боялись, вписывали в медальоны свои данные. Но в основном они оставались пустые: отсюда и «безымянные» солдаты. Но поисковой команде во главе с Волковым повезло: разыскивая останки павших воинов, ребята наткнулись на два «целых» медальона.
— Один «смертник», — пояснил Волков, — принадлежал рядовому Максиму Корнеевичу Коваленко, судя по всему, 1903 или 1905 года рождения, уроженцу Харьковской области, деревни Алексеевка Колымацкого района. А рядом с его останками мы нашли ложку, на которой выцарапаны фамилия и инициалы бойца Беглых К. П.
Второй, тоже не пустой, «смертный» медальон поисковики отыскали накануне траурной церемонии у комаричской деревни Алешок. Там, благодаря местным жителям, были найдены захоронения троих бойцов. И в медальоне одного из павших лежала какая-то справка, выданная «тов. Косинбеку, рядовому 143-го минометного резерва Главного командования полка». Видимо, так незамысловато, подменив бумажки, боец надеялся не только обмануть судьбу, но и отвести от себя вражеские пули…
Выкопанные в комаричской земле «смертники» помогут также установить фамилии и других воинов. Сделать это можно будет по журналам «безвозвратных потерь», имевшихся в каждой воинской части.
Могильная гора
Въехав на поле, автомобильная кавалькада остановилась у старой березовой рощи. Позади нее еще сохранились окопы и блиндажи времен войны. За деревьями же прячутся белый монумент, воздвигнутый в память о павших воинах, и огромное братское кладбище, на котором, по разным оценкам, захоронено от трех с половиной до семи тысяч солдат и офицеров. Их жизни оборвались в летних боях 43-го года на Орловско-Курской дуге.
— Та дуга протянулась по Комаричскому району на 35 километров, — напомнил присутствующим районный глава Виктор Кузин. — Но именно тут, в раскинувшейся на возвышении березовой роще, был эпицентр боев. Когда я впервые оказался на этом месте, то внес, как сейчас понимаю, необдуманное предложение: немного сузить ограду братского кладбища. Но ветераны поправили меня: «Вся эта гора — одна большая могила». И они оказались правы…
Чуть позже, когда сказаны были все речи и закончилась гражданская панихида, перенесенные на руках гробы опустили в землю. Сотни людей — ветераны, военные, чиновники, учителя и дети — бросили вниз по горсти земли.
Загадка Таборного лога
Больше всего останков в этот раз поисковики обнаружили в Таборном овраге у села Причиж. Однако этого бы не случилось, не помоги им местные власти и сельхозпредприятие людьми и бульдозером. Только гигантская машина и смогла выкорчевать из земли две исполинские ракиты — каждая по полтора метра в обхвате. В свое время их специально посадили, чтобы не забыть, где покоится прах солдат. Однако за шестьдесят лет деревья так вымахали, что едва не превратились для брянских поисковиков в непреодолимое препятствие.
Что стряслось с упокоившимися в овраге бойцами — досконально неизвестно. Один из местных жителей, помня рассказы матери, высказал версию, что беда случилась в самом начале войны. Когда в село нагрянула на мотоциклах легкая немецкая разведка. Проверив все дома, солдаты вермахта нашли более двух десятков красноармейцев, отбившихся от основных частей. Солдат обыскали, вывели за околицу и, раздев до исподнего, бросили в лог под перекрестный пулеметно-автоматный огонь. Скорее всего, поэтому поисковики не отыскали боеприпасов и каких-либо личных вещей — только лишь два карандаша, кружку, пару зеркалец и кошелек с мелочью. И это, считает Максим Волков, можно считать главной особенностью завершившейся двухнедельной экспедиции. По крайней мере за те десять лет, что он занимается поиском сгинувших солдат, ему не часто доводилось сталкиваться с подобным.
Не все понятно и с возможным захоронением учителей и других мирных жителей у комаричского поселка Игрицкий. Вначале там тоже планировалось делать раскопки. Но потом сельский глава вроде как передумал, и его первоначальный порыв почему-то «ушел в свисток». Еще немного, и перезахоронение провести будет невозможно: останки уже почти полностью поглотило болото. И все же…
— Только за два последних месяца, — не без гордости говорит Волков, — были получены сведения о местах захоронений (преимущественно в Польше и на Смоленщине) 17 человек, которые считались без вести пропавшими. Также возвращены из небытия имена еще около 200 наших земляков, которые вообще не числились в брянской Книге Памяти.
Впрочем, белые страницы в Книге все равно будут. Слишком много загадок и тайн хранят события Великой Отечественной. Поговаривают, что довоенные заброшенные картофельные бурты некоторых сельхозпредприятий того же Комаричского района по сию пору скрывают останки погибших в войну людей. А сколько таких буртов по всей Брянщине — и вовсе не счесть…
Александр Чернов, газета "Десница", 2007.05.09
Благие дела "Боевого Братства"
На братском воинском захоронении около поселка Соколовский Литижского сельского образования Комаричского района состоялось перезахоронение останков воинов, обнаруженных сводным поисковым отрядом "Боевого Братства" (руководитель Максим Волков). Останки найденных воинов похоронили в березовой роще около обелиска воинам 194-й стрелковой дивизии, павшим в боях на рубежах Орловско-Курской дуги.
Три тысячи берез
Это святое место местные жители называют "Три тысячи берез" - в память о захороненных здесь 3000 солдатах Красной Армии. Рядом находится офицерское кладбище, где покоятся 600 погибших в боях офицеров.
Кто бы ни выступал из присутствующих на траурном митинге: Виктор Кузин, глава администрации Комаричского района, Виктор Малашенко, депутат Госдумы, Тагир Сайфутдинов, заместитель начальника управления областной администрации, генерал-лейтенант авиации в отставке, Федор Белявцев, ветеран, ушедший на фронт добровольцем, Владимир Прояненков, руководитель исполкома регионального отделения "Единой России" - все отметили большой вклад павших солдат в героическую победу.
Священнослужители отслужили панихиду по погибшим. Хочется верить в то, что под звуки военного марша и оружейные залпы души погибших воинов обрели покой.
Вот что рассказал журналисту "АиФ-Брянск" председатель совета Брянского регионального отделения ветеранов "Боевое Братство", руководитель поисковой экспедиции, полковник Юрий Гапеенко:
- В рамках акции "Вахта памяти Брянской области" поисковые отряды и группы военно-патриотической молодежной организации "Брянский фронт", поискового отряда "Русич" и Трубчевского поискового отряда проводили работы по поиску и перезахоронению останков воинов, погибших в Комаричском районе. Перезахоронено 46 бойцов.
Тайна солдатского медальона
По найденному медальону установлен всего один. Это рядовой Максим Корнеевич Коваленко 1905 года рождения, уроженец Харьковской области Коломацкого района, села Алексеевка. Жена - Коваленко Евдокия Понасовна. Медальон обнаружил поисковик Герман Изотов из отряда "Русич". Два медальона были не заполнены, а в одном оказалась справка, выданная красноармейцу 143-го минометного полка РГК Асманалиеву (неразборчиво) Касимбеку, подписанная командиром полка 21.04.1943 г. Поисковики также обнаружили алюминиевую ложку с выцарапанной фамилией Беглых К.П., кружку пробитую пулей, зеркальце, форменные пуговицы, части ремней, ботинки, сапоги, две расчески, пару карандашей, два кошелька с мелочью и погон старшего лейтенанта. Также ими найдены фрагменты истребителя "Як-3" и место гибели неизвестного самолета.
Хотелось бы поблагодарить за большую помощь губернатора Николая Денина, особо отметить главу администрации Комаричского района В. Кузина и главу администрации Литижского сельского образования В. Воронина, выразить благодарность гендиректору ОАО "Мальцовский портландцемент" И. Никифорову, гендиректору ООО "Океан" А. Коротченкову и многим другим нашим друзьям.
Но главная заслуга в успехе этой акции поисковиков принадлежит Александру Тарасову, Виктору Демешко, Алевтине Тихоновой из Брянска, Игорю Малееву из Трубчевска, Герману и Игорю Изотовых, Виталию Литвиненко и Александру Деменкову из Фокино и, конечно же, руководителю поисковиков Максиму Волкову. Успешная работа поисковиков зависела от того, что впервые поисковые отряды и группы объединились под единым руководством "Боевого Братства".
В Стародубе был освящен храм-часовня имени А. Невского воинам, погибшим в боях за Отечество, инициатором строительства которого было также региональное отделение "Боевого Братства" и Всероссийский комитет ветеранов морской пехоты "Тайфун".
Если военно-патриотическое движение в других городах сдало свои позиции, то на Брянщине этой работе уделяется большое внимание.
Газета "Аргументы и Факты", 2007.05.16
Источник: http://www.bryansk.aif.ru/archive/1768794