Прокофьев И.Г.: "Методика определения имен погибших экипажей самолетов Красной Армии
по обнаруженным обломкам самолетов"
Выступление на семинаре: «Историко-архивный аспект организации работы поисковых организаций и объединений, работающих на территории Российской Федерации, в области установления судеб погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
Несмотря на то, что с момента окончания Великой Отечественной войны прошло уже более 65-и лет, на местах былых сражений еще остаются не захороненными, брошенными на поле боя, останки погибших воинов. В глубоких воронках, а бывает, и прямо на поверхности, лежат обломки сбитых в воздушных боях самолетов. Местные жители, собирая ягоды и грибы, сталкиваются с этими немыми свидетелями той давней трагедии. Некоторые сообщают об этом в местные органы власти, военкоматы, а некоторые так и остаются равнодушными к этим находкам, проходят мимо, небрежно поковыряв носком ботинка. Но есть и те, кто спешит рассказать о своей находке молодым ребятам - поисковикам.
Поисковики, прибыв на место гибели самолета, сталкиваются со множеством вопросов, относящихся к данному объекту.
Важно при обследовании места падения самолета определить как можно больше косвенных данных, связанных с обстоятельствами гибели этой машины. Неоднократно бывало, что именно эти данные помогают установить обстоятельства гибели самолета и его экипажа.
Первое. Постарайтесь установить марку самолета. Что перед Вами? Истребитель, бомбардировщик или штурмовик? Легкий или тяжелый самолет? Каждое место падения самолета уникально. На каждом месте падения есть что-то общее, но есть и серьезные отличия. Самое простое: установите количество двигателей, имевшихся на самолете. Если двигатель один, то перед Вами, скорее всего, истребитель или легкий самолет. Если в обломках много бронированных листов - это штурмовик. При наличии двух или четырех двигателей - Вы стоите перед местом гибели бомбардировщика. Труднее установить точную марку самолета. Если Вы не сильно разбираетесь в авиации, постарайтесь зарисовать или сфотографировать определенные узлы и агрегаты найденного Вами самолета. Потом специалисты Вам помогут. Имейте в виду, что почти все самолеты можно идентифицировать по стойкам шасси.
Обязательно постарайтесь определить, какой тип двигателя стоял на данном самолете: V- образный, или "Звезда". Это очень поможет в установлении марки самолета.
Второе. При обследовании места падения обращайте внимание на любую мелочь.
Обратите внимание на стойки шасси, которые отличаются у каждого типа самолетов, и как правило не сдаются местным населением в металлолом. Желательно сфотографировать стойки, чтобы, в случае невозможности определить тип самолета сразу, показать фотографии более опытному поисковику. Обязательно просмотрите обнаруженные гильзы от авиапулеметов и пушек. Определив вооружение самолета, вы сможете конкретней установить марку машины. Определите калибр и год выпуска, они могут быть разными. Так, сочетание снарядов от 23-мм пушки ВЯ и пулемета 7,62 ШКАС может относиться только к штурмовику Ил-2, и т.д. Выбитый на донышке гильзы год изготовления - 1943, укажет, что этот самолет не мог погибнуть в 1941 или 1942 годах. На отечественных самолетах использовались пулеметы ШКАС (Шпитальный, Комарницкий, авиационный, скорострельный) калибра 7,62 мм, а также этого же калибра пулеметы ДА (Дегтярев авиационный) и ПВ-1 (пулемет воздушный). Из пушек основной являлась 20-мм пушка ШВАК (Шпитальный, Владимиров, авиационная крупнокалиберная). Она устанавливалась на самолеты И-16, ЛаГГ-3, Ла-5, Ил-2, Як. Также на самолеты Ил-2 устанавливалась пушка ВЯ (Волков, Ярцев) калибра 23 мм. Пушка калибра 37 мм (НС-37) стояла на самолетах Як-9т и поздних модификациях "Илов". Самым распространенным крупнокалиберным пулеметом являлся УБС (Универсальный, Березина, скорострельный) калибра 12,7 мм и его модели УБК и УБТ.
При обнаружении вооружения самолета важно найти и переписать номер пулемета или пушки, так как в некоторых полках ВВС начальники службы вооружения составляли акты списания данного вооружения, в которых указывались дата и место гибели самолета. Так, в 2003 году по номеру пушки ШВАК удалось установить имя неизвестного летчика, погибшего под поселком Невская Дубровка Всеволожского района Ленинградской области. Погибшим пилотом оказался заместитель командира 3-го гвардейского истребительного авиаполка ВВС КБФ гвардии майор Александр Федорович Мясников.
Классификация номеров пушек и пулеметов состояла из буквенного и цифрового кода. Например: пулемет УБТК № ГК 409, пушка ШВАК № ЛБ 493.
Третье. Обнаружение среди различного авиационного железа, компонентов от парашютной системы однозначно укажет Вам, что на этом самолете, при падении, погиб его экипаж. Исключение составляют только пряжки от ремней безопасности кресла, которые остаются в самолете и после того, как пилот покинул его с парашютом. Обязательно соберите все попадающиеся компоненты - ведь зачастую это единственные личные вещи погибших пилотов.
Третье. Обнаружение среди различного авиационного железа, компонентов от парашютной системы однозначно укажет Вам, что на этом самолете, при падении, погиб его экипаж. Исключение составляют только пряжки от ремней безопасности кресла, которые остаются в самолете и после того, как пилот покинул его с парашютом. Обязательно соберите все попадающиеся компоненты - ведь зачастую это единственные личные вещи погибших пилотов.
Четвертое. Постарайтесь, если конечно же это возможно, опросить местное население, что они знают об этом самолете. Вы не представляете, какую неоценимую информацию можно получить от местных жителей: приблизительное время гибели самолета, год, месяц, а иногда и точную дату падения, обстоятельства воздушного боя, возможно, что кто-то из членов экипажа спасся на парашюте. Часто случается, что в предыдущие годы местные мужики уже копали на месте падения самолета - заготавливали металлолом, искали оружие или просто из интереса. Узнайте, что ими было найдено.
Вместе с тем, не стоит переоценивать полученную информацию, так как встречаются примеры бурно разыгравшейся фантазии местных жителей, поэтому ни в коем случае не стоит принимать полученную информацию, как аксиому.
Пятое. Особое внимание обратите на попадающиеся на различных кусках железа номера. На многих агрегатах крепились всевозможные бирки (шильды). Возможно, Вам повезет, и Вы сразу же найдете бирку с номером самолета или двигателя (такое случалось!). Не ленитесь, записывайте все номера, которые удается прочесть на обломках самолета. Обязательно указывайте, на чем выбиты или нарисованы номера: дюраль, броня, агрегаты, конструкции. Помните, что за этими номерами стоит чья-то судьба. Чье-то имя скрыто за аббревиатурой цифр. Чьи-то семьи до сих пор ждут, не вернувшихся с боевого вылета летчиков. Их судьба в Ваших руках.
Практика показывает, что на самолете во многих местах дублировался его заводской номер. Например, на самолете Ил-2 на многих броневых листах краской дублировались заводской и сборочный номер самолета. В архивных документах различных авиачастей можно встретить акты списания самолетов по разным номерам: заводскому или сборочному. Есть смысл переписывать все попадающиеся номера на месте падения самолета. На МиГах во многих местах (на дюрале) тоже дублировался номер самолета, такая же картина и на самолетах Як. Например, на капотах двигателя самолета Як выбивался номер самолета, на МиГах очень часто на дюрале (съемных частях) просто царапался номер самолета, это делали техники на аэродромах, которые обслуживали данную машину. Следует обратить внимание, что номер самолета МиГ-3 – четырехзначный, без индивидуальных особенностей, а таковых номеров на обломках может быть множество, поэтому необходимо переписывать их все.
Аналогично обстоят дела и с номерами двигателей. На каждом двигателе его заводской номер дублировался в 10-15 местах. Имейте в виду, на каждом поршне дублировался номер двигателя. Места на поршне, где выбит номер, меняются в зависимости от марки самого мотора. Так же номер двигателя зачастую выбивался на коленчатом валу, на основании шатунов и на противовесах. Множество мест дублирования на самом блоке. Обязательно наносился номер на шейке головки блока, со стороны винта. На V-образных двигателях типа М-100, М-103, М-105 номер двигателя дублировался на шейке головки блока (со стороны винта), иногда на креплениях распределительного вала.
Фото А.В.Будаева: http://srpo.ru/forum/index.php?topic=15256.0
Выступление И.Г.Прокофьева на семинаре