ФОРУМ ПОИСКОВИКОВ "БРЯНСКИЙ ФРОНТ"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ФОРУМ ПОИСКОВИКОВ "БРЯНСКИЙ ФРОНТ" » МЕТОДИКА ПОИСКА СВЕДЕНИЙ О СУДЬБЕ ВОИНОВ РККА » Прокофьев И.Г.: Методика определения имен погибших экипажей самолетов


Прокофьев И.Г.: Методика определения имен погибших экипажей самолетов

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Прокофьев И.Г.: "Методика определения имен погибших экипажей самолетов Красной Армии
по обнаруженным обломкам самолетов"

      Выступление на семинаре: «Историко-архивный аспект организации работы поисковых организаций и объединений, работающих на территории Российской Федерации, в области установления судеб погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

     Несмотря на то, что с момента окончания Великой Отечественной войны прошло уже более 65-и лет, на местах былых сражений еще остаются не захороненными, брошенными на поле боя, останки погибших воинов. В глубоких воронках, а бывает, и прямо на поверхности, лежат обломки сбитых в воздушных боях самолетов. Местные жители, собирая ягоды и грибы, сталкиваются с этими немыми свидетелями той давней трагедии. Некоторые сообщают об этом в местные органы власти, военкоматы, а некоторые так и остаются равнодушными к этим находкам, проходят мимо, небрежно поковыряв носком ботинка. Но есть и те, кто спешит рассказать о своей находке молодым ребятам - поисковикам.
 
      Поисковики, прибыв на место гибели самолета, сталкиваются со множеством вопросов, относящихся к данному объекту.

      Важно при обследовании места падения самолета определить как можно больше косвенных данных, связанных с обстоятельствами гибели этой машины. Неоднократно бывало, что именно эти данные помогают установить обстоятельства гибели самолета и его экипажа.

      Первое. Постарайтесь установить марку самолета. Что перед Вами? Истребитель, бомбардировщик или штурмовик? Легкий или тяжелый самолет? Каждое место падения самолета уникально. На каждом месте падения есть что-то общее, но есть и серьезные отличия. Самое простое: установите количество двигателей, имевшихся на самолете. Если двигатель один, то перед Вами, скорее всего, истребитель или легкий самолет. Если в обломках много бронированных листов - это штурмовик. При наличии двух или четырех двигателей - Вы стоите перед местом гибели бомбардировщика. Труднее установить точную марку самолета. Если Вы не сильно разбираетесь в авиации, постарайтесь зарисовать или сфотографировать определенные узлы и агрегаты найденного Вами самолета. Потом специалисты Вам помогут. Имейте в виду, что почти все самолеты можно идентифицировать по стойкам шасси. 
Обязательно постарайтесь определить, какой тип двигателя стоял на данном самолете: V- образный, или "Звезда". Это очень поможет в установлении марки самолета.

      Второе. При обследовании места падения обращайте внимание на любую мелочь.

      Обратите внимание на стойки шасси, которые отличаются у каждого типа самолетов, и как правило не сдаются местным населением в металлолом. Желательно сфотографировать стойки, чтобы, в случае невозможности определить тип самолета сразу, показать фотографии более опытному поисковику. Обязательно просмотрите обнаруженные гильзы от авиапулеметов и пушек. Определив вооружение самолета, вы сможете конкретней установить марку машины. Определите калибр и год выпуска, они могут быть разными. Так, сочетание снарядов от 23-мм пушки ВЯ и пулемета 7,62 ШКАС может относиться только к штурмовику Ил-2, и т.д. Выбитый на донышке гильзы год изготовления - 1943, укажет, что этот самолет не мог погибнуть в 1941 или 1942 годах. На отечественных самолетах использовались пулеметы ШКАС (Шпитальный, Комарницкий, авиационный, скорострельный) калибра 7,62 мм, а также этого же калибра пулеметы ДА (Дегтярев авиационный) и ПВ-1 (пулемет воздушный). Из пушек основной являлась 20-мм пушка ШВАК (Шпитальный, Владимиров, авиационная крупнокалиберная). Она устанавливалась на самолеты И-16, ЛаГГ-3, Ла-5, Ил-2, Як. Также на самолеты Ил-2 устанавливалась пушка ВЯ (Волков, Ярцев) калибра 23 мм. Пушка калибра 37 мм (НС-37) стояла на самолетах Як-9т и поздних модификациях "Илов". Самым распространенным крупнокалиберным пулеметом являлся УБС (Универсальный, Березина, скорострельный) калибра 12,7 мм и его модели УБК и УБТ.

      При обнаружении вооружения самолета важно найти и переписать номер пулемета или пушки, так как в некоторых полках ВВС начальники службы вооружения составляли акты списания данного вооружения, в которых указывались дата и место гибели самолета. Так, в 2003 году по номеру пушки ШВАК удалось установить имя неизвестного летчика, погибшего под поселком Невская Дубровка Всеволожского района Ленинградской области. Погибшим пилотом оказался заместитель  командира 3-го гвардейского истребительного авиаполка ВВС КБФ гвардии майор Александр Федорович Мясников.

     Классификация номеров пушек и пулеметов состояла из буквенного и цифрового кода. Например: пулемет УБТК № ГК 409, пушка ШВАК № ЛБ 493. 
Третье. Обнаружение среди различного авиационного железа, компонентов от парашютной системы однозначно укажет Вам, что на этом самолете, при падении, погиб его экипаж. Исключение составляют только пряжки от ремней безопасности кресла, которые остаются в самолете и после того, как пилот покинул его с парашютом. Обязательно соберите все попадающиеся компоненты - ведь зачастую это единственные личные вещи погибших пилотов.

     Третье. Обнаружение среди различного авиационного железа, компонентов от парашютной системы однозначно укажет Вам, что на этом самолете, при падении, погиб его экипаж. Исключение составляют только пряжки от ремней безопасности кресла, которые остаются в самолете и после того, как пилот покинул его с парашютом. Обязательно соберите все попадающиеся компоненты - ведь зачастую это единственные личные вещи погибших пилотов.

      Четвертое. Постарайтесь, если конечно же это возможно, опросить местное население, что они знают об этом самолете. Вы не представляете, какую неоценимую информацию можно получить от местных жителей: приблизительное время гибели самолета, год, месяц, а иногда и точную дату падения, обстоятельства воздушного боя, возможно, что кто-то из членов экипажа спасся на парашюте. Часто случается, что в предыдущие годы местные мужики уже копали на месте падения самолета - заготавливали металлолом, искали оружие или просто из интереса. Узнайте, что ими было найдено.

      Вместе с тем, не стоит переоценивать полученную информацию, так как встречаются примеры бурно разыгравшейся фантазии местных жителей, поэтому ни в коем случае не стоит принимать полученную информацию, как аксиому.

      Пятое. Особое внимание обратите на попадающиеся на различных кусках железа номера. На многих агрегатах крепились всевозможные бирки (шильды). Возможно, Вам повезет, и Вы сразу же найдете бирку с номером самолета или двигателя (такое случалось!). Не ленитесь, записывайте все номера, которые удается прочесть на обломках самолета. Обязательно указывайте, на чем выбиты или нарисованы номера: дюраль, броня, агрегаты, конструкции. Помните, что за этими номерами стоит чья-то судьба. Чье-то имя скрыто за аббревиатурой цифр. Чьи-то семьи до сих пор ждут, не вернувшихся с боевого вылета летчиков. Их судьба в Ваших руках.

      Практика показывает, что на самолете во многих местах дублировался его заводской номер. Например, на самолете Ил-2 на многих броневых листах краской дублировались заводской и сборочный номер самолета. В архивных документах различных авиачастей можно встретить акты списания самолетов по разным номерам: заводскому или сборочному. Есть смысл переписывать все попадающиеся номера на месте падения самолета. На МиГах во многих местах (на дюрале) тоже дублировался номер самолета, такая же картина и на самолетах Як. Например, на капотах двигателя самолета Як выбивался номер самолета, на МиГах очень часто на дюрале (съемных частях) просто царапался номер самолета, это делали техники на аэродромах, которые обслуживали данную машину. Следует обратить внимание, что номер самолета МиГ-3 – четырехзначный, без индивидуальных особенностей, а таковых номеров на обломках может быть множество, поэтому необходимо переписывать их все.

      Аналогично обстоят дела и с номерами двигателей. На каждом двигателе его заводской номер дублировался в 10-15 местах. Имейте в виду, на каждом поршне дублировался номер двигателя. Места на поршне, где выбит номер, меняются в зависимости от марки самого мотора. Так же номер двигателя зачастую выбивался на коленчатом валу, на основании шатунов и на противовесах. Множество мест дублирования на самом блоке. Обязательно наносился номер на шейке головки блока, со стороны винта. На V-образных двигателях типа М-100, М-103, М-105 номер двигателя дублировался на шейке головки блока (со стороны винта), иногда на креплениях распределительного вала.

Фото А.В.Будаева: http://srpo.ru/forum/index.php?topic=15256.0
Выступление И.Г.Прокофьева на семинаре

увеличить

2

Классификации номеров.

     Классификацию номер давайте разберем на самолете Ил-2. Самолет Ил-2. (заводской тип - 21)

     Штурмовик (одномоторный). С 1939 года изготавливался одноместным. С октября 1942 года начал выпускаться в двухместном варианте. В некоторых частях одноместный вариант штурмовика переделывался силами технического состава в двухместный еще весной-летом 1942 года. При этом вооружение стрелка состояло из пулемета ШКАС. Выпускался 1, 18, 30 заводами и ранее выпускался 381 заводом (на нем выпуск прекращен в 04.1943г.). Всего выпущено 36163 экземпляра. Характерно, что самолеты изготовляемые заводами № 1 и № 18 вооружались пушками ВЯ-23, а самолеты изготовленные заводами № 30 и № 381 – пушками ШВАК.

     Ил-2 с двигателем АМ-38.

     Самолеты 1 завода имеют 4-значные номера. Например: 5351 - где 53 - № серии, 51 - № самолета. С 100 серии номера пятизначные. В каждой серии по 100 самолетов.

     Самолеты 18 завода (в каждой серии по 100 самолетов) имеют номера: Например: 1861008 - где 18 - номер завода, 6 - тип самолета, 10 - номер самолета, 08 - номер серии.

     ВСЕ самолеты, чьи номера начинаются на 186 - ОДНОМЕСТНЫЕ!

     Самолеты, чей номер начинается на 187 - могут быть и одноместными, и двухместными!
     Самолеты, чей номер начинается на 188 - выпускались с конца 1944 года, только двухместные!

     Самолеты 30 завода (в каждой серии по 100 самолетов) имеют номера: Например: 301427 - где 30 - № завода, 14 - номер серии, 27 - номер самолета.
При этом до 13-й серии - самолеты одноместные. С 13-й серии - двухместные (первые машины стали выпускаться в ноябре 1942 года).

     Самолеты 381 завода имеют номера: Например: 3811019 - где 381 - № завода, 10 - № самолета, 19 - № серии.

     Из практики: дублированные номера самолета встречаются на большом количестве броневых листов самолета. На броне номера наносились краской, как через трафарет, так и просто от руки. Также в обломках самолетов Ил-2 часто встречаются специальные небольшие бирки (шильды) с нанесенными номерами самолета (ФОТО БИРОК). Такие бирки в обязательном порядке наклепывались на створки открытия и закрытия шасси, причем на каждой створке отдельно.   
Самолет УИл-2 (учебный) выпускался на тех же заводах и имел такую же нумерацию, как и на базовых моделях Ил-2.

     Мотор АМ-38. 12-и цилиндровый, рядный V-образный мотор водяного охлаждения. Выпускался заводом № 24. Моторы имеют номера: Например, 01294 - ранние, 1941 года выпуска. 26147 - 1941 года выпуска. Принцип нумерации не установлен. Номер двигателя дублировался на каждом поршне, внутри на одной из щечек шейки для пальца.

     Мотор АМ-38ш. 12-и цилиндровый, рядный V-образный мотор водяного охлаждения. Имеет номера: Например: ш 291136 - год выпуска 1942. Устанавливались как на одноместные, так и на двухместные самолеты. Принцип нумерации очевидно, таков: 29 – номер серии, 1136 –номер двигателя в серии. С конца 1942 года моторы стал выпускать завод № 45. Моторы имеют следующую систему нумерации: Например: 458411 - где 45 - номер завода, 84 - номер серии, 11 - номер мотора.

     Мотор АМ-38ф. 12-и цилиндровый, рядный V-образный мотор водяного охлаждения. Выпускался заводами № 24 и № 45. Моторы завода № 24 имеют следующую систему нумерации: Например: 253369 - где 25 - № серии, 3369 - № мотора. Моторы завода № 45 имеют следующую систему нумерации: Например: 4591224 - где 45 - № завода, 91 - № серии, 224 - № мотора. Здесь следует учесть, что двигатели иногда были в ремонте, после которого их номер мог поменяться. Например, при подъеме Ил-2 в районе урочища Анненское в 2001 году на редукторе были обнаружены следующие номера: 291136 – этот номер был забит, и с30462. По второму номеру удалось установить имена членов экипажа 15 гв.ШАП 277 ШАД 13 ВА, гвардии младшего лейтенанта Чиркова Е.М., и гвардии старшего сержанта Чубарова П.Ф.

    Имейте в виду, что на двигателях АМ-38 номер двигателя дублировался на редукторе винта.

Послесловие.

     Обнаружить самолет и провести работы по его подъему, установить тип и марку найденной машины, разыскать в обломках и установить номер самолета или двигателя, это еще пол дела. Самое главное, используя весь накопленный материал по этому самолету постараться установить личности погибших летчиков. Ведь, в большинстве случаев поисковики находят уже разграбленные машины, где документы экипажа найти уже не возможно. Далее, судьба погибшего экипажа или пилота в Ваших руках, в Вашей настойчивости.

     Определив марку самолета, проанализируйте, какие авиационные полки имели на вооружении данные самолеты, и кто из них участвовал в боевых действиях на территории, где Вы обнаружили обломки, в какой временной период.

     Например, в небе Ленинграда сражалось огромное количество полков и эскадрилий. Они имели различное ведомственное подчинение. Так, кроме ВВС Красной Армии, а под Ленинградом действовали части 13-й, 14-й и 7-й Воздушных армий, в небе вели бои летчики ВВС Краснознаменного Балтийского Флота (ВВС КБФ), Гражданского Воздушного Флота (ГВФ), погранвойск НКВД (ПВ НКВД), части Авиации Дальнего Действия (АДД). Это характерно и для других участков советско-германского фронта. И еще примеры разно - ведомственного отношения авиации.

     С началом Великой Отечественной войны все территориальные управления ГВФ были переформированы в Особые авиационные группы. На базе Северного управления ГВФ (г. Ленинград) была образована Особая Северная авиагруппа ГВФ (ОСАГ). Для Балтийского флота был сформирован Балтийский авиаотряд ГВФ. Для обеспечения "воздушного моста" с осажденным Ленинградом, привлекалась Московская авиагруппа особого назначения ГВФ (МАГОН). В ноябре 1942 года все авиагруппы были переформированы в отдельные авиационные полки. Под Ленинградом действовали 4-й и 5-й отдельные полки ГВФ. Их задачами, были транспортные и военные перевозки, заброска в тыл противника диверсионных и партизанских групп. 4-й полк обеспечивал Ленинградский Штаб партизанского движения.

     До августа 1941 года в интересах Северного фронта в Ленинградском небе действовала 11-я отдельная авиаэскадрилья Пограничных войск НКВД. Их экипажи, на самолетах СБ и МБР-2 выполняли задачи по бомбардировке целей, заброски в тыл противника спецотрядов НКВД.
     
     На протяжении всей обороны Ленинграда морская авиация Краснознаменного Балтийского флота действовала не только по морским целям, но и в интересах сухопутного фронта.

     В довоенное время многие различные ведомства имели свои воздушные силы. Поэтому, интересующие вас сведения на найденный Вами самолет, могут находиться в различных архивах. Самой большой массив информации о летчиках ВВС Красной Армии, конечно же, хранится в Центральном Архиве Министерства Обороны РФ (г. Подольск, Московской области). Материалы по личному составу и самолетному парку ВВС КБФ хранятся в Центральном Военно-Морском Архиве (г. Гатчина Ленинградской области). По установлению судьбы летчиков ГВФ и их самолетов, необходимо обращаться в Государственную службу Гражданской Авиации Министерства Транспорта РФ (г. Москва, Ленинградский пр., д.37). В Архиве пограничных войск РФ содержатся документы по летчикам ПВ НКВД.     

     Ведя работу по поиску погибших в Ленинградской области самолетов, нельзя забывать, что в наших краях велись боевые действия в годы Советско-Финляндской войны 1939-1940 годов. В воздушных боях "зимней войны" принимали участие авиаторы ВВС Красной Армии, ВВС ВМФ и ГВФ. Но сведения об этих погибших самолетах и их экипажах надо искать в других архивах. Документы по "финской кампании" на летчиков Красной Армии, хранятся в Российском Государственном Военном Архиве (г. Москва), на состав ВВС ВМФ в Российском Государственном Архиве Военно-Морского Флота (г. Санкт-Петербург).

И.Г.Прокофьев


Вы здесь » ФОРУМ ПОИСКОВИКОВ "БРЯНСКИЙ ФРОНТ" » МЕТОДИКА ПОИСКА СВЕДЕНИЙ О СУДЬБЕ ВОИНОВ РККА » Прокофьев И.Г.: Методика определения имен погибших экипажей самолетов