ФОРУМ ПОИСКОВИКОВ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ФОРУМ ПОИСКОВИКОВ » НОВОСТИ » Семинар поисковиков в Подольске


Семинар поисковиков в Подольске

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

Тризна: http://trizna.ru/forum/viewtopic.php?f=8&t=41946

Семинар «Историко-архивный аспект организации работы поисковых организаций и объединений, работающих на территории Российской Федерации, в области установления судеб погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

С 16 по 18 февраля РМОО «Поисковое объединение «Тризна» (г. Москва) проведет семинар «Историко-архивный аспект организации работы поисковых организаций и объединений, работающих на территории Российской Федерации, в области установления судеб погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

В ходе семинара для представителей поисковых объединений РФ будут организованы практические занятия по работе с Обобщенным банком данных «Мемориал» (ОБД «Мемориал»), определению имен летчиков по сохранившимся обломкам самолетов, работе с «Книгой Памяти», участники ознакомятся с особенностями работы с фондами ведомственных и государственных архивов.

На семинар приглашены представители Министерства обороны РФ, Управления по увековечиванию памяти погибших и пропавших без вести при защите Отечества Министерства обороны РФ. А также представители законодательной власти - вице-спикер Государственной Думы Язев Валерий Афанасьевич, Руководитель фракции «Справедливая Россия» в Государственной Думе Миронов Сергей Михайлович.

Семинар-практикум проводится при финансовой поддержке Общественной Палаты Российской Федерации и «Институт Проблем Гражданского Общества», информационная поддержка оказана ГУ «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи».

2

Программа семинара:

16.02.2011г.
10.00-14.00   Заезд и размещение участников семинара
14.00-15.00   Обед
16.00-18.00   Торжественное открытие семинара-практикума
18.00-18.30   Кофе-брейк
18.30-20.00   Лекция «Исторические предпосылки формирования Книг Памяти. Создание, пополнение, изменения Книг памяти. Методы работы с Книгами Памяти»
20.00-20.45   Ужин
21.00-22.30   Круглый стол «Финансовые основы обеспечения историко-архивных работ»

17.02.2011г.
09.00-10.00   Завтрак
10.40-12.10   Лекция «Нормативно-правовая база поисково-краеведческого движения и увековечения памяти погибших при защите Отечества»
12.00-12.30   перерыв
12.30-14.00   Лекция «Поиск, обмен, систематизация информации об идентифицированных останках военнослужащих»
14.00-15.00   Обед
15.30-17.00   Лекция «Поиск, обмен, систематизация информации об идентифицированных останках военнослужащих»
17.00-18.00   Лекция «Особенности работы с архивными документальными материалами по Великой Отечественной войне, Интернет базами данных «ОБД Мемориал», «Подвиг народа» и  документами военкоматов в целях  создания, пополнения, изменения Книг памяти.»
18.00-18.30   Перерыв
18.30-20.00   Лекция «Система работы с Интернет базами данных «ОБД Мемориалы», «Подвиг народа»
20.00-20.45   Ужин
21.00-22.30   Круглый стол

18.02.2011г.
09.00   Завтрак
10.30-12.00   Лекция «Особенности учета боевых потерь в авиации, методы поиска данных об экипажах»
12.00-12.30   Перерыв
12.30-14.00   Лекция «Особенности учета боевых потерь в авиации, методы поиска данных об экипажах»
14.00-15.00   Обед
15.30-20.00   Проведение круглых столов (из опыта регионов)
20.00-20.45   Ужин
19.02.2011
09.00-10.00   Завтрак
10.00-12.00   Сбор, отъезд участников семинара

3

Будаев Александр Валерьевич: http://srpo.ru/forum/index.php?topic=15 … 167234#new

     "Организаторы семинара без предварительного оповещения поисковиков заявили о проведении Конференции по организации общероссийской организации "Поиск". Председателем избран Кутявин Т.С. из ГУ "Роспатриотцентра".
     Из раздаточных материалов по семинару был выдан Сборник".

4

Сборник Материалов к семинару - практикуму
«Историко-архивный аспект организации работы поисковых организаций и объединений,
работающих на территории Российской Федерации, в области установления судеб погибших и пропавших без вести в
годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
16-18 февраля 2011 года
Москва 2011

СОДЕРЖАНИЕ

1. План семинара…………………………………………………………………………3
2. К вопросу о современном состоянии нормативно-правовой базы Поискового движения России…………………………………………………..........5
3. О роли общественности в создании Всероссийской Книги Памяти…………..17
4. "…А в ответ тишина – он вчера не вернулся из боя!"…………………………..25
5. Информационные технологии в задачах установления личности погибших военнослужащих .…………………………………………………………………….37
6. Методика определения имен погибших экипажей самолетов Красной Армии по обнаруженным обломкам самолетов"…………………………….. …40
7. Доклад Начальника Управления Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества….......45
8. Доклад Министру Обороны РФ от 18 мая 2010 года…….……………………….48
9. ПЛАН реализации задач по основным направлениям деятельности МО РФ в качестве уполномоченного органа в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества………………………………………………………………..52

5

К вопросу о современном состоянии нормативно-правовой базы поискового движения России

Цуканов Игорь Павлович, канд. ист.наук, Председатель Совета КОМПОО Центр Поиск (г. Курск)

Нормативно-правовую базу исследуемой проблемы условно можно разделить на два периода: 1980-е – 1990-е гг. и 1990-е –2000-х гг.

В конце 1980-х гг. газетой «Комсомольская правда» в статье «Убит под Гжатском…»  была поднята  проблема непогребенных солдат. ЦК ВЛКСМ откликнулся на нее постановлением от 20 июля 1987 года , в котором впервые комитетам комсомола было поручено «принять необходимые меры по установлению имен погибших и захоронению их останков», провести работу по определению неизвестных мест захоронений, имен без вести пропавших или скончавшихся от ран воинов.

На волне гласности 29 октября 1987 года вышло Постановление ЦК КПСС «Об усилении работы по увековечению памяти защитников Родины, активизации военно-патриотического воспитания трудящихся» . Однако декларативный призыв «обеспечить тщательное обследование территории, где в годы войны велись боевые действия, в целях выявления и захоронения останков воинов» не опирался на конкретно разработанные пути и средства решения  поднятой проблемы.

В 1988-1991 гг. было принято несколько документов ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, Президента СССР в которых была признана деятельность поисковых отрядов, определены меры по их поддержке .

На воинские части было возложено обеспечение  поисковых групп и отрядов необходимым имуществом, военной техникой и другими материальными средствами в соответствии с Положением о военно-патриотическом объединении (ВПО), клубе, создаваемом комитетами комсомола, ДОСААФ, военными комиссариатами .

Однако выполнить в полном объеме весь комплекс работ, связанных с решением задачи увековечения памяти павших защитников Отечества, только усилиями военнослужащих, молодежных, ветеранских и других общественных организаций вряд ли было возможно. Многолетний опыт показывал, что это непосильно и для местных органов власти.

Назрела необходимость в консолидации всех усилий на основе единой общероссийской программы, в которой нужно было предусмотреть проведение тщательного массового обследования всех районов страны, где в годы Великой Отечественной войны велись боевые действия, с целью их окончательного разминирования и выявления останков ранее незахороненных воинов, а также неизвестных могил, определить порядок захоронения и перезахоронения останков погибших военнослужащих.

Кроме того, было необходимо законодательно регламентировать процессы поисковой работы, особенно на местности, установить, каким образом должны осуществляться учет и обеспечение сохранности обнаруженных останков и могил воинов, предметов вооружения, вещественных и документальных реликвий. Всеми способами надо было пресечь деятельность, так  называемых, «черных следопытов» или «копателей», мародерствующих на местах воинских захоронений.

Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» был принят Верховным Советом РФ 14 января 1993 г . В нем был определен порядок проведения поисковых работ, органы управления, финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Таким образом, c принятием данного Закона поисково-краеведческая работа получила законодательную основу, признание и поддержку государства.
После принятия Закона появились черты, которые отличают современное российское поисково-краеведческое движение от советского: ушла его «идеологизация», как органическая часть ВЛКСМ; поиск стал вестись не только на полях былых сражений Великой Отечественной, но и «малых войн» СССР 1938 – 1940 гг. (военный конфликт на озере Хасан 1938 г., советско – финляндская война 1939 – 1940 гг., война с Японией 1945 г. и др.); началось активное сотрудничество с зарубежными поисковыми организациями по достойному захоронению останков не только советских военнослужащих, но и солдат противоборствующих сторон (в рамках межправительственных соглашений была создана Международная Ассоциация «Военные мемориалы»); произошла децентрализация поискового движения; «Вахты памяти» стали проводиться не только с отданием воинских почестей, но и с религиозными обрядами разных конфессий; исчез единый координационный центр поискового движения, как внутри Российской Федерации, так и за ее пределами.

23 июля 1993 года был подписан Указ Президента РФ №1055 «О подготовке к празднованию памятных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в его исполнение Правительство РФ 1.06.1994 г. приняло «Программу подготовки и проведения празднования 50-летия Победы и других памятных дат Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» , в которой впервые на статью «Проведение «Вахты памяти», направленной на активизацию поиска погибших в годы Великой Отечественной войны установление их имен и фамилий, приведение в порядок братских и индивидуальных могил, памятников и обелисков, открытие новых  памятных мест, создание мемориальных зон» было выделено на 1994 – 1995 гг. 298,8 миллиардов рублей. Одним их исполнителей этого пункта стала Ассоциация поисковых объединений.

4 декабря 1995 г. было опубликовано Постановление №1193 Правительства РФ «Об утверждении плана государственных мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества, осуществляемых Правительством Российской Федерации в 1996 – 1997 годах» . В разделе II «Мероприятия по установлению сведений о погибших и пропавших без вести, выявлению неизвестных воинских захоронений и захоронение непогребенных останков военнослужащих» предусматривалось завершить паспортизацию отечественных воинских захоронений в РФ и на территориях других государств, а также финансирование поисковых работ и захоронение непогребенных останков погибших воинов, обнаруженных в ходе проведения этих работ (в том числе в Белгородской, Воронежской, Курской и Липецкой областях). Позже, в связи с тем, что это Постановление не было полностью выполнено, был принят еще один документ Правительства РФ по этому вопросу . 

В 1995–1996 гг. был принят целый ряд нормативных актов, регламентирующих поисково-краеведческое движение и увековечение памяти погибших при защите Отечества.

Так в Законе РФ от 13.03.1995 г. №32-Ф3 «О днях воинской славы (победных днях) России» (с 21.07.2005 г. он называется «О днях воинской славы и памятных датах России»)  определены основные формы увековечения памяти воинов России. В некоторых субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, где не было принято других нормативных актов, регламентирующих поисково-краеведческое движение и увековечение памяти погибших при защите Отечества, этот закон стал единственным документом, обеспечивающим финансирование поисковых работ.

В процессе подготовки к празднованиям памятных дат военной истории Отечества, юбилеев Победы и отдельных сражений Великой Отечественной войны неоднократно принимались федеральные и региональные нормативные акты , в которых отражались вопросы увековечения памяти павших при защите Отечества.

В Центральном Черноземье такие нормативные акты принимались как на региональном, так и на муниципальном уровне . В них кроме подготовки комплекса мероприятий по празднованию памятной даты, обязательно планировались организация и проведение поисковых экспедиций «Вахта памяти» и выделение финансирования.

В Законе РФ «О погребении и похоронном деле» , принятом 12 января 1996 г., было дано определение «Старые военные и ранее неизвестные захоронения». К ним были отнесены захоронения погибших в боевых действиях, а также захоронения жертв массовых репрессий. Было указано, что «перед проведением любых работ на территориях боевых действий, концентрационных лагерей и возможных захоронений жертв массовых репрессий органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления обязаны провести обследование местности в целях выявления возможных неизвестных захоронений», а при обнаружении таковых обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших. Законом был запрещен поиск и вскрытие этих захоронений гражданами или юридическими лицами, не имеющими официального разрешения на такую деятельность. Этот Закон дал возможность юридически преследовать физических и юридических лиц за вскрытие и разрушение военных захоронений.

С принятием Федерального закона «О Музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации» (1996 г.) и «Положения о Музейном фонде РФ, о государственном каталоге Музейного фонда РФ, о лицензировании деятельности музеев в РФ» (1998 г.) музеи страны получили «именной» закон, гарантирующий их права на государственном уровне. Они дали законодательную возможность органам власти поддерживать негосударственные музеи, в том числе производить частичную компенсацию затрат на обеспечение безопасности музеев и предоставлять им налоговые и иные льготы.

В разъяснениях по применению этого Закона было указано, что школьные музеи – это структурные подразделения образовательных учреждений и самостоятельными юридическими лицами не являются. «Таким образом, работа школьных музеев по выявлению, сбору исторических и краеведческих материалов с точки зрения закона является деятельностью учреждений образования и дополнительному лицензированию не подлежит» . В том случае, если в собрании музея находятся предметы, имеющие универсальную историко-культурную ценность, они могут и должны быть включены в состав Музейного фонда РФ.

6

Поисковые отряды и объединения получали необходимую материально-техническую помощь от Вооруженных Сил России на основе ежегодно издаваемых директив Генерального штаба, в которых предлагалось обеспечить выделение личного состава, военной техники и других материальных средств, необходимых для проведения поисковых работ .

22 января 2006 года Президент РФ В.В. Путин подписал Указ №37 , в котором на Министерство обороны РФ были возложены полномочия по увековечению памяти погибших при защите Отечества и обязанности уполномоченного федерального органа исполнительной власти в этой сфере.

Организация поисковой деятельности, работа по восстановлению имен солдат также должны были координироваться военным ведомством и проводиться специальными структурами и подразделениями Вооруженных Сил. Это позволило бы взять поисковую работу под государственный контроль и спланировать ее проведение на ближайшее время и перспективу.

К сожалению, за прошедшие 6 лет Минобороны не удалось построить систему управления поисковым движением, решить его организационные и финансовые проблемы. Его работа ограничилась созданием в 2006 году поискового батальона в Ленинградском военном округе, что не смогло не только решить, но даже повлиять на решение проблемы незахороненных солдат. За сезоны 2006–2009 гг. этим батальоном при помощи поисковиков были найдены и перезахоронены останки 4594 советских солдат .

На наш взгляд поисковый батальон должен повзводно заниматься обеспечением поисковых работ в различных регионах (предоставлять саперов, технику, транспорт, ставить палаточные поисковые лагеря, организовывать питание), а непосредственно заниматься поиском должны общественные поисковые объединения. Это более выгодно государству экономически.

Следует отметить, что Закон РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» регламентирует поисковые работы, которые ведутся общественными организациями, уполномоченными органами власти и управления. На его основе принимаются нормативные акты на местном уровне, в субъектах Российской Федерации, в которых работа по поиску и увековечению павших получает свое дальнейшее развитие и конкретную разработку.
Например, в четырех регионах: Краснодарском крае, Тверской, Смоленской и Калужской областях были приняты региональные законы , в Республике Татарстан, Белгородской, Брянской и других областях – постановления администраций и правительств.

Следует отметить, что в одних субъектах Российской Федерации были определены головные общественные организации в проведении поисковых работ, в ряде других регионов полномочия по координации этих работ возложены на органы по делам молодежи, а в третьих – администрациями были созданы Центры проведения поисковых работ. В некоторых нормативных актах были определены права и обязанности поисковиков, страховые гарантии им, в Законе Краснодарского края даже определены расходы, связанные с погребением поисковиков, погибших при проведении работ.

31 октября 1994 года Российским оргкомитетом по подготовке и проведению мероприятий в связи с празднованием памятных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. были приняты «Рекомендации по созданию мемориальных зон в местах наиболее ожесточенных боев в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» .

Мы считаем, что необходимость создания мемориальных зон была вызвана невозможностью осуществить в короткие сроки выявление и захоронение не погребенных останков погибших воинов, останков из стихийных и санитарных захоронений, произведенных на обширных территориях бывших полей сражений, которые проходили в годы Великой Отечественной войны. Постановления о создании мемориальных зон были приняты в Брянской, Волгоградской, Тверской и некоторых других областях .

7

Важным является то, что в нашей стране поисково-краеведческое движение, как составная часть, входит в военно-патриотическое воспитание граждан Российской Федерации.

Впервые Российское государство обратило внимание на проблемы военно-патриотического воспитания в 1992 году в Законе РФ «Об обороне», где было определено, что все органы государственной власти и местного самоуправления обязаны систематически проводить работу по военно-патриотическому воспитанию граждан. Финансирование этой деятельности должно осуществляться из бюджетов всех уровней и внебюджетных средств. Эти положения были подтверждены в Законах РФ от 31.05.1996 г. №61-ФЗ «Об обороне» и от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» .

В Директиве Министра обороны РФ от 8.06.1993 г. № Д-59 «О дальнейшем совершенствовании военно-патриотической работы среди допризывной и призывной молодежи»  было отмечено, что из-за слабой учебно-материальной базы, недостаточного уровня методической подготовки лиц, обучающих молодежь, нарушившихся военно-шефских связей с воинскими частями военно-патриотические объединения и клубы, поисковые формирования испытывают трудности.

В целях оказания им помощи было поручено принять меры по активизации совместной работы с военно-патриотическими объединениями, поисковыми формированиями, оказывать им помощь в создании учебно-материальной базы, проведении методических сборов, в формировании сводных экспедиций по поиску и захоронению останков воинов, погибших при защите Отечества, сооружении обелисков и других мемориальных знаков; выделять им за плату технику и безвозмездно технические средства и имущество, предоставлять учебно-материальную базу. К сожалению, к этой директиве не было выпущено разъяснений о практическом применении. Поэтому фактически она не выполнялась.

2.01.2000 г. Министр обороны РФ издал приказ №6 «О поддержке общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи», которым была утверждена  «Инструкция о порядке передачи военно-патриотическим молодежным общественным объединениям и поисковым формированиям снятой с производства и не используемой в войсках пригодной для дальнейшей эксплуатации техники, подлежащих списанию технических средств, учебных пособий, тренажеров, предметов форменного обмундирования, и предоставления на безвозмездной основе учебно-материальной базы воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации». В инструкции были определены условия и порядок передачи техники и имущества и порядок использования учебно-материальной базы воинских частей . В 2008 году от Минобороны поисковики России получили списанную зимнюю форму, кирзовые сапоги и резиновые защитные комплекты. Пока этот опыт больше не повторялся.

24 июля 2000 года Постановлением Правительства РФ №551 было утверждено «Положение о военно-патриотических молодежных и детских объединениях», в котором было дано понятие военно-патриотического объединения (ВПО), определены его основные задачи, направления и формы деятельности. Одной из задач ВПО является участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечению памяти защитников Отечества, а формами деятельности – поисковая работа по увековечению памяти защитников Отечества, участие в проведении поисковых экспедиций, установлении имен погибших, запись воспоминаний очевидцев памятных событий военной истории Отечества и участие в сооружении и уходе за памятниками воинской славы .

Новым этапом в развитии поискового движения стало принятие за последние 10 лет трех государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»: на 2001–2005 гг. (16.02.2001 г.), на 2006–2010 г. (11.07.2005 г.), на 2010–2015 г. (15.10.2010 г.) . Во всех программах предусматривалось проведение и финансирование поисковых работ.

В последней из них имеется пункт «Организация работы специализированных отрядов по благоустройству воинских захоронений и проведению поисковых работ в местах боев Великой Отечественной войны». Исполнителем этого пункта являются Минобрнауки России и органы исполнительной власти субъектов РФ. Кроме этого предусмотрена «Организация и проведение торжественных открытий и закрытий Всероссийской акции  «Вахта памяти» (исполнитель – Росмолодежь).

Так сложилось, что поисковой деятельностью занимаются, в основном, молодые люди. По данным Минобрнауки РФ в поисковых объединениях, работающих в 52 субъектах Российской Федерации, состоят более 15 тысяч молодых людей. В это число входят только непосредственно принимающие участие в поисковых экспедициях на местах боев, без учета огромного числа краеведов-школьников, ведущих работу по увековечению памяти погибших в Великой Отечественной войне и исследовательскую работу по установлению их судеб . Никто не может опровергнуть и воспитательный момент в проводимой поисковой работе. Прошедшие «поисковую школу» ребята по-новому смотрят на историю нашей страны, по-настоящему гордятся героизмом и мужеством наших солдат.

8

Поисковое движение входит в военно-патриотическое воспитание молодежи и является одним из направлений государственной молодежной политики (ГМП).

Фактически в 1991–1992 годах в России решением молодежных проблем государственные органы не занимались. Это нанесло особенно серьезный ущерб материальной базе, на которой строилась социальная работа с молодежью. Последствия распродажи, расхищения и растаскивания этой материальной базы будут сказываться еще не один год. Ситуация сложилась достаточно критическая. На фоне социально-экономического и политического кризиса в молодежной среде усилились экстремистские и нигилистические настроения.

Система управления ГМП на федеральном уровне начала складывалась с 1992 года. Она представляет собой многоуровневый  процесс, включающий деятельность всех органов и ветвей власти.

Впервые осуществление целостной ГМП в России было признано одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства Указом Президента РФ от 16.09.1992 г. №1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики». В нем было провозглашено осуществление государством поддержки молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных объединений, также было поручено Правительству РФ и рекомендовано главам регионов предусматривать при формировании соответствующих бюджетов выделение ежегодно средств для финансирования части затрат по осуществлению программ и проектов молодежных и детских объединений .

Утвержденные постановлением Верховного Совета РФ от 3.06.1993 г. № 5090-1 «Основные направления государственной молодежной политики»  определили ее как деятельность государства, направленную на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Было установлено, что государственная молодежная политика осуществляется государственными органами и их должностными лицами, молодежными объединениями и их ассоциациями.
Исключительно важное значение имел принятый в 1995 году закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» , в котором были определены основные направления и формы господдержки молодежных и детских объединений (в т.ч. подготовка кадров, предоставление льгот, привлечение к выполнению госзаказа, поддержка программ, выделение субсидий), введено понятие Федерального реестра молодежных и детских объединений, пользующихся господдержкой, гарантированы права объединений. На сегодняшний день этот закон является основным по финансированию работы молодежных поисково-краеведческих объединений.

Положение о Федеральном реестре было зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 13 июня 1996 года №1104 . 10 ноября 1996 года в Федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой в 1997 году было включено межрегиональное объединение «Союз поисковых отрядов «Народный союз по защите памяти павших защитников Отечества» .

В развитии этого закона были приняты Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации» и Указ Президента РФ от 16.05.1996 г. №727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» . В нем Министерству обороны было поручено принять меры к укреплению и расширению связей воинских формирований с образовательными учреждениями, военно-патриотическими молодежными и детскими объединениями и поисковыми группами; определить порядок предоставления им на безвозмездной основе учебно-материальной базы; разработать порядок передачи техники, технических средств, обмундирования. Органам исполнительной власти субъектов РФ было рекомендовано предусмотреть ежегодное выделение средств для финансирования части затрат на осуществление деятельности этих объединений и поисковых формирований .

В реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях широко используется программно-целевой подход. Действия федеральных органов исполнительной власти по отдельным аспектам ГМП нормативно закреплены принятием федеральных целевых программ.

Указом Президента РФ от 15.09.1994 г. №1922 и Постановлением Правительства РФ от 25.11.1994 г. №1279 была утверждена федеральная целевая программа (ФЦП) «Молодежь России»; в 1997 г. Постановлением Правительства РФ принята ФЦП «Молодежь России» на 1998–2000 гг.», которая Указом Президента РФ от 15.08.1997 г. №890 получила статус президентской; 27.12.2000 г. Постановлением Правительства РФ от №1015 была утверждена ФЦП «Молодежь России (2001–2005 годы)» .

Программа «Молодежь России» важный нормативный документ, определяющий содержание основных мероприятий по реализации ГМП, создающий правовые и организационные условия для координации усилий федеральных и региональных органов, а также поддерживающий и стимулирующий управленческие и организационные действия местного самоуправления.

В июне 2005 года Правительством РФ не была принята новая Федеральная целевая программа «Молодежь России» на 2006–2010 гг.» . В результате с 2006 года российская молодежь оказалась без правовых и экономических гарантий своего развития.

Нормативную правовую основу взаимодействия государства и общественных поисково-краеведческих объединений в субъектах Российской Федерации, с одной стороны, определяют законы, программы, подзаконные акты, касающиеся в целом региональной молодежной политики, составной частью которых являются подпрограммы поддержки данных общественных объединений, с другой стороны, законы, программы, подзаконные акты, касающиеся непосредственно государственной поддержки региональных общественных поисковых и краеведческих объединений. Практика работы подтверждает, что в тех регионах, где приняты самостоятельные законы о мерах поддержки общественных объединений, более эффективно строится и взаимодействие государственных органов с общественным сектором.

Был проведен анализ региональной нормативной правовой базы поддержки молодежных и детских общественных объединений .

В целом не менее чем в половине субъектов Российской Федерации сформирована правовая основа государственной поддержки общественных объединений.
В 47 субъектах Российской Федерации приняты законы о государственной молодежной политике , в которых вопросам государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений отведены отдельные разделы. В 32 субъектах РФ действуют законы о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений  (в 17 из них такие законы действуют наравне с законами об основах государственной молодежной политике субъекта РФ). В 7 субъектах РФ вопросы поддержки молодежных и детских общественных объединений регламентируются указами, постановлениями или распоряжениями местного органа исполнительной власти .

В своем большинстве эти законы исходят из общих для России принципов государственной молодежной политики, в них общие положения ГМП приобретают региональную специфику, преобразуются в систему деятельности региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Они, как правило, устанавливают:
– функции исполнительной власти в этой сфере и ответственность за их осуществление;
– программный подход к экономическому и организационному обеспечению государственной молодежной политики;
– меры по поддержке негосударственных организаций и структур, в первую очередь молодежных, в осуществлении мероприятий в области государственной молодежной политики;
– меры по развитию кредитных отношений с молодежью и ее объединениями. 

Федеральные органы управления образованием уделяли большое внимание работе молодежных поисковых отрядов образовательных учреждений. Таких отрядов насчитывалось более 400, они объединяли свыше 15 тыс. детей и подростков . Это основная часть состава всего поисково-краеведческого движения страны.

9

Поисковая и краеведческая работа заняла свое место в нормативных документах Министерства образования России.

В 1992–1995 годах были приняты несколько документов Минобразования РФ по туристско-краеведческой деятельности . Было указано, что в путешествиях юные туристы должны изучать родную страну, вести работу по охране памятников истории и культуры.

Очень важным для развития поисковых отрядов и краеведческих клубов образовательных учреждений было принятие 7 декабря 1998 г. «Программы туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество» , целью которой стало воспитание у обучающихся патриотизма, приобщение к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности, сохранение исторической памяти.

Одними из форм работы участников движения являются: составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях; подготовка Книг Памяти; организация деятельности школьных музеев; выявление останков павших воинов, безымянных захоронений, установление имен погибших, розыск их родственников, установление памятных знаков, уход за ними и др.

В 1990-е годы во многих образовательных учреждениях и организациях не придавалось должного значения воспитанию детей и молодежи на примерах отечественной истории. В них необоснованно ликвидировались военно-исторические музеи и выставки, посвященные боевой славе защитников Отечества. В связи с этим в 1999 году было опубликовано совместное письмо Минобразования РФ и Генерального штаба Вооруженных Сил РФ «О военно-патриотическом воспитании молодежи» . В целях улучшения патриотического и гражданского воспитания обучающихся, подготовке их к военной службе, в числе других мероприятий, органам управления образованием и военным комиссариатам было рекомендовано организовывать проведение «Вахт памяти», торжественных мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам истории Отечества, содействовать организации в образовательных учреждениях военно-исторических выставок, музеев.

Для повышения качества поисковых работ федеральными органами по делам молодежи и органами управления образованием было подготовлено несколько проектов положения «О работе поисковых объединений по увековечению памяти погибших при защите Отечества» . Ни одно из них принято не было.
Таким образом, кратко рассмотрев вышеназванные документы, мы проследили эволюцию становления нормативной правовой базы поисково-краеведческой работы в нашей стране от единичных актов, без выработанных механизмов исполнения, до государственных программ, подкрепленных подзаконными актами и финансированием.

Недостатком правовой базы является отсутствие систематизации, как на федеральном, так и на региональном уровне. В целом в Российской Фе¬дерации отсутствуют единая система поддержки и практика нормотворчества, направленного на формирование единого подхода в стимулировании детских и молодежных общественных инициатив.

Многие территории установили принципы государственного регулирования, осуществляя давление на общественные объединения путем определения, «какие инициативы казнить, а какие миловать», в виде списка поддерживаемых инициатив, при этом используются зачастую субъективные методы оценки в виде квоты на попадание в реестр через систему цензов (например, по количеству членов) или формы объединения. Подобный подход противоречит основополагающим принципам реализации права граждан на объединение, закрепленном в ст. 3 Федерального Закона «Об общественных объединениях» .

Различного рода цензы устанавливают ограничения:
– некоторые законодательные акты вводят дополнительную норму, при которой можно считать общественное объединение молодежным или детским. Это выражается в установлении минимальной пропорции наличия среди членов лиц моложе 30 лет (18 лет – для детских организаций);
– помощь оказывается только зарегистрированным в установленном порядке объединениям, что ограничивает (а иногда не допускает) участие в программах поддержки объединений, не имеющих государственной регистрации (т.е. не имеющих статуса юридическое лица), что совершенно не обязательно для общественных объединений с точки зрения действующего российского законодательства;
– устанавливается минимальный срок государственной регистрации до момента заявления организации на государственную поддержку (как правило, один год);
– определяются квоты на членство. Во-первых, не допускают к данному механизму те общественные объединения, у которых наличие членства не предусмотрено, а во-вторых, определяют порог участия в программах поддержки, что, в свою очередь, ведет к раздуванию спи¬сочного состава за счет «мертвых душ»;
– аналогично предыдущей норме дается определение «охваченных программами», что с трудом поддается учету, но при этом на данное определение также существует квотная норма.

Все это противоречит положению законодательства о равенстве всех общественных объединений перед законом. При подобном подходе право на поддержку имеют только те объединения, которые попали в региональный реестр, подав заявления, пройдя отбор по количеству членов (либо по охвату участников реализуемых программ), и чья деятельность направлена на решение перечня задач, установленных исполнительной властью.

Таким образом, провозглашенные почти во всех законодательных актах принципы равенства молодежных и детских общественных объединений, демократизм и свобода выбора форм объединений ущемляются.

Более совершенным является механизм проведения конкурсов проектов общественных объединений, которые направлены на реализацию социального заказа, сформулированного государственными органами управления. Основная проблема внедрения такого подхода — отсутствие в большинстве территорий четко сформулированных целей и задач государственной молодежной политики и определения места общественных объединений в системе их реализации.

10

В последнее время на федеральном уровне были предприняты некоторые шаги по созданию вертикали управления поисковым движением.

15 октября 2010 г. в Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему: «О состоянии поискового движения в России и работе по увековечению памяти погибших в Великой Отечественной войне. Нормативно-правовой аспект», в результате которых Минобороны было поручено издать нормативный акт, предусматривающий наделение полномочиями по организации и проведению поисковой работы Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ДОСААФ), а ДОСААФ создать, совместно с общественными объединениями, Общероссийский штаб поисковых отрядов для проведения и организации поисковых работ.

15–16 октября 2010 г. в Москве прошел Первый съезд поисковых отрядов России, организованный фракцией партии «Справедливая Россия» в Госдуме, на котором участникам был представлен проект Федерального закона «О поисковой работе в Российской Федерации, проводимой в целях  увековечивания памяти погибших при защите Отечества и поисковых организациях», а также предложено принять  активное участие в работе созданной в Санкт-Петербурге межрегиональной общественной организации «Координационный Центр поисковых объединений/отрядов», которой планируется передать функции общефедерального руководящего органа поисковиков .

Как мы видим из анализа последних нормативных актов, руководство поисковым движением на федеральном уровне осуществляют или хотят осуществлять сразу несколько органов: Министерство обороны, Министерство образования и науки, Росмолодежь, партия «Справедливая Россия», ДОСААФ. А, как известно, «у семи нянек дитя без глазу». На самом же деле, поисковое движение в последние годы могло бы прекратить свое существование, если бы не организационная поддержка в субъектах России и финансирование из региональных бюджетов. Отметим, что региональные органы государственной власти не являются ответственными за выполнение закона «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». Вся работа возложена на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (сейчас это Управление Минобороны РФ по увековечению памяти павших при защите Отечества) и органы местного самоуправления, которые никогда не имеют на нее денег.

В заключение отметим, что в действующих федеральных законодательных актах по проблемам увековечения памяти погибших при защите Отечества имеется много пробелов и недостатков: отсутствует нормативно-правовое регулирование порядка финансового и материально-технического обеспечения поисковых мероприятий; не определены и не налажены правовые, организационные и практические отношения между Уполномоченным федеральным органом и общественными поисковыми объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления; не урегулирован порядок ресурсного обеспечения проводимых мероприятий; в ряде регионов поисковая работа отнесена к коммерческим видам деятельности, что предполагает участие в тендерах на право проведения работы; имеют место случаи мародерства и вандализма на местах бывших боев и массовых захоронений. Таким образом, федеральное законодательство в этом вопросе требует значительной доработки.

11

Примечания

  Чудаков А. Убит под Гжатском… // Комсомольская правда. 1987. 16 июля. 
  Документы ЦК ВЛКСМ. 1987. М, 1988. С.147–148.
  Известия ЦК КПСС. 1989. № 6. С. 17–18.
  См.: Постановление Коллегии Минобразования СССР и Бюро ЦК ВЛКСМ  от 19.10.1988 г. №17/5а «Об усилении работы по увековечению памяти защитников Родины, воспитанию молодежи в духе нравственности и патриотизма, готовности к исполнению воинского долга» // Документы ЦК ВЛКСМ. 1988. М, 1989. С. 118–123; Указ Президента СССР от 8.08.1991 г. «О дополнительных мерах по увековечению памяти советских граждан, погибших при защите Родины в предвоенные годы и в период Великой Отечественной войны, а также исполнявших интернациональный долг» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1991. № 7. Ст. 187 и др.
  Документы ЦК ВЛКСМ. 1988. М, 1989. С.200–203.
  Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 7. Ст. 245.
  Собрание законодательства РФ. 1994. № 7. Ст. 754.
  Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.  № 50. Ст. 4933.
  Постановление Правительства РФ от 29.09.1997 г. № 1250 «О переносе на 1998 г. сроков выполнения: нереализованных в 1996–1997 годах государственных мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 40. Ст. 4606.
  Собрание законодательства РФ. 1995. № 11. Ст. 943; 2005. № 30. Ст. 3109.
  См.: Указ Президента РФ от 5.08.2002 г. № 841 «О подготовке и проведении празднования 60–й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 32. Ст. 3162; Постановление Председателя Правительства Республики Карелия от 25.03.1999 г. № 152 «О подготовке и проведении празднования 55–годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» // Собрание законодательства Республики Карелия. 1999. № 3. Ст. 408, № 10. Ст. 1392 и др.
  См.: ГАКО. Ф. Р-769. Оп. 1. Д. 310. Л. 84–89; Ф. Р-3360. Оп. 2. Д. 122. Л. 82–103; Д. 473. Л. 66–78; Постановление Губернатора Курской области от 28.06.2004 г. № 309 «О подготовке и проведении в Курской области празднования 60-годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» // Курск. 2004. 1 июля и др.
  Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 146.
  Федеральный закон РФ от 26.05.1996 г. № 54–ФЗ «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 22. Ст. 2591; Постановление Правительства РФ от 12.02.1998 г. № 179 «Об утверждении положения о Музейном фонде РФ, о государственном каталоге Музейного фонда РФ, о лицензировании деятельности музеев в РФ» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 8. Ст. 949.
  Письмо Министерства культуры РФ от 23.04.1998 г. «О лицензировании деятельности музеев РФ» // Сборник нормативных правовых документов и материалов по поисковой деятельности в системе образовательных учреждений Российской Федерации. М., 2001. С.68.
  См.: ГАОПИ КО. Ф. П-5560. Оп. 1. Д. 23. Л. 3-4; Д. 59. Л. 1–4; Директива ГШ ВС РФ от 28.03.2001г. № ДГШ–7 «О мерax по обеспечению органами военного управления мероприятий поисковых работ, проводимых в рамках Вахт памяти» // ГАОПИ КО. Ф. П-5560. Оп. 1. Д. 73. Л. 1–9 и др.
  Указ Президента РФ от 22.01.2006 г. № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 4. Ст. 357.
  Лукашов Р., Торгашев А. Как живешь поисковый батальон // Военная археология. 2010. №2. С. 39.
  См.: Закон Калужской области от 17.04.2000 г. №4–03 «О проведении на территории Калужской области работ по поиску и захоронению (перезахоронению) погибших в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) защитников Отечества» // Сборник нормативных правовых актов и документов о порядке подготовки и проведения поисковых работ на территории Калужской области. Калуга, 2003. С. 10–13.
  См.: Постановление главы администрации Белгородской области от 1.10.2002 г. № 398 «Об упорядочении деятельности по проведению поисковых мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества на территории Белгородской области» // Сборник нормативных актов Белгородской области. 2002  и др.
  ТАЦП–Нормативная база.
  См.: Постановление Главы администрации Тверской области от 30.01.1997 г. № 34 «О мемориальных зонах в Тверской области» // Поисковое движение в Тверской области – опыт, научно-исторические аспекты, развитие. Тверь, 2002. С. 12.
  Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. №42. Ст. 2331; Собрание законодательства РФ. 1996. № 23. Ст. 2750; 1998. № 13. Ст. 1475; 2000. № 46. Ст. 4537; 2006. № 50. Ст. 5279.
  Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи – будущее России. М., 1999. С. 109–111.
  Подготовка учащейся молодежи к защите Отечества в условиях ВСК и ВПО: организационно-методические и правовые основы. Курск, 2004. С. 28–32.
  Народное образование. 2000. № 8. С.293–294.
  Собрание законодательства РФ. 2001. №9. Ст. 862; 2005. №29. Ст. 3064; 2005. № 29. Ст. 3064.Постановление Правительства РФ от 5.10.2010 г.  №795.
  Народное образование. 2005. № 5. С. 269.
  Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 12. Ст. 924.
  Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 25. Ст. 903.
  Собрание законодательства РФ. 1995. №27. Ст. 2503.
  Молодежные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований. М.: Логос, 2002. С. 5.
   Распоряжение Председателя Государственного комитета РФ по делам молодежи от 10.11.1996 г. № 80 // ТАЦП–Нормативная база.
  Собрание законодательства РФ. 1996. №15. Ст. 1627; №21. Ст. 2470.
  См., напр.: Постановление Главы администрации Белгородской области от 9.04.2001 г. №225 «Об активизации работы по военно-патриотическому воспитанию молодежи» // Сборник нормативных актов Белгородской области. 2001 и др.
  См., напр.: Собрание законодательства РФ. 1997. № 26. Ст. 3050; 2001. № 2. Ст. 172.
  Бессонов С. Государственная молодежная политика: быть или не быть? // Форвард. №7. 2005. С. 14–15.
  Молодежная общественно-полезная деятельность в России. М., 2005. С. 64.
  См.: Закон Орловской области от 11.04.1997 г. «О региональной государственной молодежной политике в Орловской области» // Молодежь и молодежная политика в Орловской области. Орел, 2000. С. 11 и др.
  См.: Закон Липецкой области от 7.05.1996 г. № 39–ОЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» // Молодежная палитра (содержательные аспекты деятельности молодежных и детских организации). Липецк, 2004. С. 35–41; Закон Белгородской области от 7.07.1997 г. № 123 «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений в Белгородской области» // Славы отцов будем достойны [Электронный ресурс]: Сборник нормативных актов и методических материалов. Казань, 2003. 1 CD – ROM и др.
  См.: Распоряжение Премьера Правительства г.Москвы от 7.04.1997 г. № 354–РП «О мерах по поддержке деятельности общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи»; Постановление главы администрации Липецкой области от 12.01.2001 г. № 7 «О реализации молодежной политики» // Славы отцов будем достойны [Электронный ресурс]: Сборник нормативных актов и методических материалов. Казань, 2003. 1 CD – ROM и др.
  Воспитание школьников. 2002. № 6. С. 7.
  См.: Приказ Министерства образования РСФСР от 13.07.1992 г. №293 «Об утверждении нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности» // Сборник нормативных … в системе образовательных учреждений РФ. 2001, С. 41–46 и др.
  Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 7.12.1998 г. №653/19-15 «О программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество» // Сборник нормативных … в системе образовательных учреждений РФ. С. 49–54 и др.
  Инструктивное письмо от 25.10.1999 г. №06-9ин/28-06 «О военно-патриотическом воспитании молодежи» // Вестник образования. 2000. №9. С. 10–12.
  См.: Письмо Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 27.07.2006 г. №06-1086 «Проект положения о порядке подготовки и проведения работ по увековечению памяти о погибших защитниках Отечества на территории Российской Федерации и за ее пределами» // ТАЦП–Нормативная база и др.
  Собрание законодательства РФ. 1995. № 1. Ст. 1930; 1998. № 30. Ст. 3608.

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » ФОРУМ ПОИСКОВИКОВ » НОВОСТИ » Семинар поисковиков в Подольске