К вопросу о современном состоянии нормативно-правовой базы поискового движения России
Цуканов Игорь Павлович, канд. ист.наук, Председатель Совета КОМПОО Центр Поиск (г. Курск)
Нормативно-правовую базу исследуемой проблемы условно можно разделить на два периода: 1980-е – 1990-е гг. и 1990-е –2000-х гг.
В конце 1980-х гг. газетой «Комсомольская правда» в статье «Убит под Гжатском…» была поднята проблема непогребенных солдат. ЦК ВЛКСМ откликнулся на нее постановлением от 20 июля 1987 года , в котором впервые комитетам комсомола было поручено «принять необходимые меры по установлению имен погибших и захоронению их останков», провести работу по определению неизвестных мест захоронений, имен без вести пропавших или скончавшихся от ран воинов.
На волне гласности 29 октября 1987 года вышло Постановление ЦК КПСС «Об усилении работы по увековечению памяти защитников Родины, активизации военно-патриотического воспитания трудящихся» . Однако декларативный призыв «обеспечить тщательное обследование территории, где в годы войны велись боевые действия, в целях выявления и захоронения останков воинов» не опирался на конкретно разработанные пути и средства решения поднятой проблемы.
В 1988-1991 гг. было принято несколько документов ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, Президента СССР в которых была признана деятельность поисковых отрядов, определены меры по их поддержке .
На воинские части было возложено обеспечение поисковых групп и отрядов необходимым имуществом, военной техникой и другими материальными средствами в соответствии с Положением о военно-патриотическом объединении (ВПО), клубе, создаваемом комитетами комсомола, ДОСААФ, военными комиссариатами .
Однако выполнить в полном объеме весь комплекс работ, связанных с решением задачи увековечения памяти павших защитников Отечества, только усилиями военнослужащих, молодежных, ветеранских и других общественных организаций вряд ли было возможно. Многолетний опыт показывал, что это непосильно и для местных органов власти.
Назрела необходимость в консолидации всех усилий на основе единой общероссийской программы, в которой нужно было предусмотреть проведение тщательного массового обследования всех районов страны, где в годы Великой Отечественной войны велись боевые действия, с целью их окончательного разминирования и выявления останков ранее незахороненных воинов, а также неизвестных могил, определить порядок захоронения и перезахоронения останков погибших военнослужащих.
Кроме того, было необходимо законодательно регламентировать процессы поисковой работы, особенно на местности, установить, каким образом должны осуществляться учет и обеспечение сохранности обнаруженных останков и могил воинов, предметов вооружения, вещественных и документальных реликвий. Всеми способами надо было пресечь деятельность, так называемых, «черных следопытов» или «копателей», мародерствующих на местах воинских захоронений.
Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» был принят Верховным Советом РФ 14 января 1993 г . В нем был определен порядок проведения поисковых работ, органы управления, финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
Таким образом, c принятием данного Закона поисково-краеведческая работа получила законодательную основу, признание и поддержку государства.
После принятия Закона появились черты, которые отличают современное российское поисково-краеведческое движение от советского: ушла его «идеологизация», как органическая часть ВЛКСМ; поиск стал вестись не только на полях былых сражений Великой Отечественной, но и «малых войн» СССР 1938 – 1940 гг. (военный конфликт на озере Хасан 1938 г., советско – финляндская война 1939 – 1940 гг., война с Японией 1945 г. и др.); началось активное сотрудничество с зарубежными поисковыми организациями по достойному захоронению останков не только советских военнослужащих, но и солдат противоборствующих сторон (в рамках межправительственных соглашений была создана Международная Ассоциация «Военные мемориалы»); произошла децентрализация поискового движения; «Вахты памяти» стали проводиться не только с отданием воинских почестей, но и с религиозными обрядами разных конфессий; исчез единый координационный центр поискового движения, как внутри Российской Федерации, так и за ее пределами.
23 июля 1993 года был подписан Указ Президента РФ №1055 «О подготовке к празднованию памятных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в его исполнение Правительство РФ 1.06.1994 г. приняло «Программу подготовки и проведения празднования 50-летия Победы и других памятных дат Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» , в которой впервые на статью «Проведение «Вахты памяти», направленной на активизацию поиска погибших в годы Великой Отечественной войны установление их имен и фамилий, приведение в порядок братских и индивидуальных могил, памятников и обелисков, открытие новых памятных мест, создание мемориальных зон» было выделено на 1994 – 1995 гг. 298,8 миллиардов рублей. Одним их исполнителей этого пункта стала Ассоциация поисковых объединений.
4 декабря 1995 г. было опубликовано Постановление №1193 Правительства РФ «Об утверждении плана государственных мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества, осуществляемых Правительством Российской Федерации в 1996 – 1997 годах» . В разделе II «Мероприятия по установлению сведений о погибших и пропавших без вести, выявлению неизвестных воинских захоронений и захоронение непогребенных останков военнослужащих» предусматривалось завершить паспортизацию отечественных воинских захоронений в РФ и на территориях других государств, а также финансирование поисковых работ и захоронение непогребенных останков погибших воинов, обнаруженных в ходе проведения этих работ (в том числе в Белгородской, Воронежской, Курской и Липецкой областях). Позже, в связи с тем, что это Постановление не было полностью выполнено, был принят еще один документ Правительства РФ по этому вопросу .
В 1995–1996 гг. был принят целый ряд нормативных актов, регламентирующих поисково-краеведческое движение и увековечение памяти погибших при защите Отечества.
Так в Законе РФ от 13.03.1995 г. №32-Ф3 «О днях воинской славы (победных днях) России» (с 21.07.2005 г. он называется «О днях воинской славы и памятных датах России») определены основные формы увековечения памяти воинов России. В некоторых субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, где не было принято других нормативных актов, регламентирующих поисково-краеведческое движение и увековечение памяти погибших при защите Отечества, этот закон стал единственным документом, обеспечивающим финансирование поисковых работ.
В процессе подготовки к празднованиям памятных дат военной истории Отечества, юбилеев Победы и отдельных сражений Великой Отечественной войны неоднократно принимались федеральные и региональные нормативные акты , в которых отражались вопросы увековечения памяти павших при защите Отечества.
В Центральном Черноземье такие нормативные акты принимались как на региональном, так и на муниципальном уровне . В них кроме подготовки комплекса мероприятий по празднованию памятной даты, обязательно планировались организация и проведение поисковых экспедиций «Вахта памяти» и выделение финансирования.
В Законе РФ «О погребении и похоронном деле» , принятом 12 января 1996 г., было дано определение «Старые военные и ранее неизвестные захоронения». К ним были отнесены захоронения погибших в боевых действиях, а также захоронения жертв массовых репрессий. Было указано, что «перед проведением любых работ на территориях боевых действий, концентрационных лагерей и возможных захоронений жертв массовых репрессий органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления обязаны провести обследование местности в целях выявления возможных неизвестных захоронений», а при обнаружении таковых обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших. Законом был запрещен поиск и вскрытие этих захоронений гражданами или юридическими лицами, не имеющими официального разрешения на такую деятельность. Этот Закон дал возможность юридически преследовать физических и юридических лиц за вскрытие и разрушение военных захоронений.
С принятием Федерального закона «О Музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации» (1996 г.) и «Положения о Музейном фонде РФ, о государственном каталоге Музейного фонда РФ, о лицензировании деятельности музеев в РФ» (1998 г.) музеи страны получили «именной» закон, гарантирующий их права на государственном уровне. Они дали законодательную возможность органам власти поддерживать негосударственные музеи, в том числе производить частичную компенсацию затрат на обеспечение безопасности музеев и предоставлять им налоговые и иные льготы.
В разъяснениях по применению этого Закона было указано, что школьные музеи – это структурные подразделения образовательных учреждений и самостоятельными юридическими лицами не являются. «Таким образом, работа школьных музеев по выявлению, сбору исторических и краеведческих материалов с точки зрения закона является деятельностью учреждений образования и дополнительному лицензированию не подлежит» . В том случае, если в собрании музея находятся предметы, имеющие универсальную историко-культурную ценность, они могут и должны быть включены в состав Музейного фонда РФ.