Для родителей, для его сестер и брата он остался просто Ванюшкой
К числу экспонатов Суземского краеведческого музея добавились части фюзеляжа от самолета ИЛ-2, на котором воевали с фашистами летчик Мореев и стрелок радист Чабин. Директор Краеведческого музея Анатолий Иванович Третьяков разъяснил, что части фюзеляжа от самолета ИЛ-2 передал Сергей Петрович Жуков — представитель Почепского поискового отряда, специализирующегося на поиске и извлечении самолётов.
«В настоящее время вблизи деревни Филиппово возобновлены работы по извлечению данного самолёта, упавшего здесь во время воздушного самолета в1943-ем году», — сказал Анатолий Иванович, напомнив, что в газете «Рассвет» за 18-е октября и 25-е ноября 1969-го года под рубрикой «Никто не забыт, ничто не забыто», были опубликованы материалы «26 лет спустя», «При выполнении боевого задания»:
— В них говорилось о летчике Василии Ефимовиче Морееве, его родных и близких. Впоследствии из архивных документов стала известна фамилия и второго члена героически погибшего экипажа — воздушного стрелка Ивана Филипповича Чабина. Были найдены и его родители, получен фотографический снимок Ивана Филипповича.
«…Для родителей Чабина Татьяны Ефимовны и Филиппа Ивановича, для его сестер и брата он остался просто Ванюшкой. И когда, надев очки, Филипп Иванович читает в газетах о героях Отечественной войны, имена которых находят спустя два с лишним десятка лет, он задумчиво говорит жене:
—А ведь наш-то тоже служил в авиации. В 43-м пропал без вести. Может быть и про нашего Ванюшку станет известно….
Известно стало только тогда, когда во Всесоюзных газетах была опубликована заметка ТАСС «Кто был напарником Мореева?».
«…В той заметке говорилось, что Суземские мелиораторы извлекли из болота части самолета. Останки членов экипажа. По комсомольскому билету сразу же было установлено имя летчика Василия Ефимовича Мореева. Имя второго члена экипажа тогда узнать не удалось. Оно стало известно с помощью военных архивов. Им был стрелок-радист Иван Филиппович Чабин… Это был их сын. Все это стало для родных пусть горькой, но правдой об их сыне, об их Ванюшке. Татьяна Ефимовна плакала. Мужскую слезу смахнул Филипп Иванович. А в памяти встал полный тревог 1942 год. Над далекой уральской деревушкой Красным Яром уже метелил ноябрь. Иван Чабин, их сын, вероятно, в последний раз шел по своей сельской улице. Завтра он должен был стать в ряды защитников Родины от фашистского зверя. Наконец-то дождался, когда ему вручат повестку Кишертского райвоенкомата. Попасть в авиацию для него, 17-летнего парнишки, было полной неожиданностью. Напряженные дни занятий в учебном подразделении. Получена военная специальность воздушного стрелка-радиста. Назначение в часть. Здесь в 78-м гвардейском штурмовом авиационном полку и встретился с Мореевым, своим боевым напарником, с которым в августе 1943 года разделил одну и ту же судьбу. Судьбу тысяч героически погибших воинов. Домой писал: Вы спрашиваете, что я делаю. Делаю то, что делают и мои друзья. Бью врага. А бьют его наши ребята здорово. Недалек час до его полного разгрома. А там и недолго до встречи с вами, мои родные…».
Иван Филиппович Чабин
Встреча не состоялась. Сбылись только слова, что недалек час до полного разгрома врага. С этой святой верой и были встречены последние минуты… Об остальном читатель уже знает. Экипаж боевой машины ИЛ-2 при разгроме скоплений немецкой техники и живой силы в районе Чамлыж — Светлая Поляна с боевого задания не вернулся…».
Уже в своей заметке сам Анатолий Иванович вспоминал, что старшее поколение суземчан хорошо помнит событие, не оставившее равнодушным ни одного жителя Суземского района:
— Тогда, в середине октября 1969 года, спустя 26 лет после случившегося, из торфяного болота у деревни Филиппово были подняты части самолёта и останки лётчика. Некоторые личные вещи пилота неплохо сохранились: комсомольский билет, планшет с полетной картой, компас, портсигар. Все они сегодня хранятся в музее боевой Славы и истории Суземского района. Лётчиком оказался 23-летний младший лейтенант 78 авиаполка Василий Мореев. В районе села Чемлыж Севского района их ИЛ-2 во время обработки переднего края немцев был подбит. Лётчик, скорее всего, пытался дотянуть до своих. Но перелететь линию фронта не удалось. Самолёт рухнул в болото. Очевидцами этого события стали многие жители деревни Филиппово. В октябре 1969 года самолёт, при поддержке командования ВВС страны, был поднят. До нас дошла довольно скупая информация о тех событиях. Почему-то бытовала информация, что это был истребитель марки «ЯК», а не «ИЛ-2», в котором экипаж состоял чаще всего из двух человек. Тогда возникает вопрос: А куда же делся второй член экипажа? И вот, разбирая музейные архивы, я наткнулся на заметку в газете «Рассвет» за 21 февраля 1970 года корреспондента газеты Юрия Артюхова под названием «Герои обретают имена». Архивные данные Министерства обороны СССР подтвердили: в составе экипажа ИЛ-2 был воздушный стрелок Иван Чабин, пермяк, из местечка Красный Яр Кишертского района. Возник логический вопрос: почему второй член экипажа остался безымянным? На могиле в центре села Страчово, где похоронен Мореев значится фамилия только одного лётчика. Восемнадцатилетний стрелок Иван Филиппович Чябин по-прежнему остаётся, так скажем дипломатично, вне народной памяти. Ведь, в принципе, экипаж мог покинуть самолёт на парашютах, но не сделал этого. Как развивались события в тот трагический день августа 1943-го года, мы уже не узнаем никогда. Но это был подвиг. И безымянных героев быть не должно!
Анатолий Иванович обращался к Главе Суземского района 14-го июля 2015-го года с просьбой о замене мемориальной доски:
— Необходимо решить вопрос, возможно, с привлечением администрации Алешковичского сельского поселения, по изготовлению новой памятной мраморной доски на могиле экипажа ИЛ-2. Содержание текста может быть таким «Здесь похоронен экипаж штурмовика ИЛ-2: лётчик мл. лейтенант Мореев Василий Ефимович, 1920 — 1943 гг., воздушный стрелок мл. сержант Чабин Иван Филиппович, 1925 — 1943 гг. Вечная Слава защитникам Родины!»…
Вопрос по-прежнему открыт… Возможно, если Почепским поисковика удастся извлечь останки Ивана Филипповича, а затем если удастся перезахоронить его вблизи Мореева, то и мемориальная надпись изменится…
11.09.2021 г., газета "Рассвет" Суземского района
источник: https://gazeta-suzemka.ru/society/2021/ … anyushkoj/