НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ ХАРЛАМОВ

https://i.imgur.com/btitUZ5m.jpg
На фото: Посол СССР в Великобритании академик И.М. Майский, генерал-лейтенант Ф.И. Голиков и контр-адмирал Н.М. Харламов.
Лондон, 1941 год.

( 6 (19) декабря 1905 - 9 апреля 1983 года )

     Видный дипломат, кандидат военно-морских наук, адмирал Николай Михайлович Харламов родился в город­ке Жуковка Брянского уезда Орловской губернии 6 (19) декабря 1905 года. Здесь же он окончил школу. Выбрав свое призвание — море, в 1922 году он идёт в Военно-морское политическое училище имени Л.Б. Рошаля, которое успешно оканчивает в 1924-м, а затем продолжает обучение в военно-морском училище имени М.В. Фрунзе. А по его окончании в октябре 1928 года получает назначение на Черноморский флот в должности вахтенного начальника, а затем завхоза эскадренного миноносца «Дзержинский». Затем Харламов окончил артиллерийский класс Специальных курсов командного состава ВМС (в 1931 году) и служил артиллеристом, помощником командира эсминца «Фрунзе», а затем командиром эсминцев «Дзержинский», «Бодрый» и, наконец, крейсера «Ворошилов».
     С февраля 1938 года Николай Михайлович занимает пост начальника штаба Черноморского флота. С этого поста он уходит на курсы усовершенствования выс­шего начальствующего состава при Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова на во­енно-морской факультет Военной академии Генштаба, которые успешно оканчивает в 1941 году в преддве­рии Великой Отечественной войны. С апреля 1941-го получивший звание контр-адмирала Н.М. Харламов — начальник управления боевой подготов­ки ВМФ.
     Нападение Германии на Советский Союз застало Харламова на Балтике, где он находился во главе инспекционной комиссии ВМФ. Харламов рассчитывал, что ему поручат командование соединением боевых кораблей, но совершенно неожиданно для себя оказался в самой гуще военно-дипломатической работы.
     С самых первых дней Великой Отечественной советскому руководству стало понятно, что разгромить Германию и её союзников, действуя в одиночку, опираясь исключительно на собственные силы, маловероятно. Для успешного противодействия установлению нацистами мирового господства было необходимо как можно быстрее создать широкую антигитлеровскую коалицию с максимально возможным числом стран-участников. Трудности формирования антифашистского блока государств состояли в том, что до развязывания Германией Второй мировой войны Советский Союз с одной стороны, США и Великобритания — с другой, представляли собой различные по устройству и идеологии государственно-политические формирования, не имели двусторонних договоров о противодействии агрессии и оказании военной и иной помощи в случае нападения на них. Более того, усилия советской дипломатии в 1938 —1939 годах по формированию в Европе системы коллективной безопасности и противодействию агрессору не были поддержаны ни в Лондоне, ни в Вашингтоне, что создало для Гитлера и его союзников дополнительные благоприятные условия для развязывания Второй мировой войны и оккупации большинства европейских государств.
     Первые переговоры о возможных перспективах и направлениях военного и экономического сотрудничества начались в конце июня 1941 года, когда в Москву прибыла английская военно-экономическая миссия во главе с британским послом в СССР С. Криппсом.
     В состав делегации входили генерал-лейтенант М. Макфарлэйн и контр-адмирал Дж. Майлс. Прибывших в Москву посла С. Криппса и членов его миссии в аэропорту встречали представители наркомата иностранных дел (НКИД) СССР, сотрудники управления специальных заданий ГШ КА и контр-адмирал Н.М. Харламов, который был включен в группу встречавших по указанию наркома ВМФ адмирала Н.Г. Кузнецова. Делая свой выбор, адмирал Кузнецов так охарактеризовал своего подчинённого: «Не имеющий специальной военно-дипломатической подготовки, но опытный военно-морской командир, обладавший хорошо развитыми личными и деловыми качествами и способный решать сложные задачи, в том числе и военно-дипломатического характера».
     Пребывание посла С. Криппса в Москве инициировало ответный визит в Лондон советской военной миссии. По решению И.В. Сталина руководителем этой миссии был назначен заместитель начальника Генерального штаба Красной армии начальник разведывательного управления ГШ КА генерал-лейтенант Ф.И. Голиков. Его заместителем был назначен контр-адмирал Н.М. Харламов. После убытия генерал-лейтенанта Ф.И. Голикова из Лондона 20 июля 1941 года руководителем советской военной миссии в британской столице был назначен контр-адмирал Н.М. Харламов. На этой должности он бессменно оставался до октября 1944-го, проделав основную и наиболее тяжёлую часть работы по налаживанию военного взаимодействия между СССР и Великобританией.
     Задачи, которые были поставлены перед главой советской миссии, состояли прежде всего в том, чтобы добиться открытия второго фронта в Европе. Следующей задачей была организация военных поставок Советскому Союзу со стороны Великобритании и США и проводки конвоев с грузами в наши порты. В дальнейшем приобрёл большое значение вопрос активизации налётов союзной авиации на военные объекты фашистской Германии. Кроме того, решались задачи, обусловленные практическим взаимодействием вооружённых сил антигитлеровской коалиции: происходил обмен опытом и данными о противнике, согласовывались время и порядок действий войск (особенно это проявилось на заключительном этапе войны — в 1944 —1945 годах).
     Контр-адмирал Харламов наладил взаимодействие с британской во­енной разведкой, военным министерством, адмиралтейством, министерством экономиче­ской политики, другими государственными учреждениями, располагавшими сведениями о нацистской Германии. Он был человеком высокообразован­ным, тактичным, настойчивым и при этом весьма представительным. Во­енный дипломат из него получился первоклассный.
     Важнейшим направлением деятельности миссии в Лондоне было осуществление военной разведки, а также дезинформация противника через каналы тайной дипломатии. Здесь Николай Михайлович работал в тесном контакте с управлением специальных заданий (а порой под его непосредственным руководством) Генерального штаба Красной армии, которым руководил другой наш земляк, генерал-майор Николай Васильевич Славин.
     Практически ежемесячно Харламов сообщал в Москву: «Докла­дываю изменения в боевом составе, дислокации и организации войск не­мецкой армии за прошедший месяц по данным военного министерства Великобритании…». Его сообщения по скрытым каналам поступали в ГРУ РККА, имели чрезвычайно важное значение и учитывались при планировании стратегических операций. Вот пример одного из таких донесений в обработке Н.В. Славина. 11 мая 1944 генерал-майор Н.В. Славин сообщал начальнику ГРУ генерал-лейтенанту И.И. Ильичеву, что глава британской военной миссии генерал-лейтенант Барроуз обратился к нему с письмом, в котором сообщал: «Начальник Главного управления военной разведки Военного министерства Великобритании 25 апреля принял господина контр-адмирала Харламова и господина генерал-майора Васильева и ознакомил их с мнением британского Генерального штаба по следующим вопросам:
     1. Категории немецких дивизий на Западе и их боеспособность. Меры, принятые Германией по снабжению Венгрии и Румынии, и ее дальнейшие намерения.
     2. Мнение Великобритании о способностях Румынии и Венгрии оказывать сопротивление.
     3. Формирование новых германских дивизий и дивизий ее сателлитов, а также будущие возможности.
     4. Укрепления, сооруженные Германией на Восточном фронте, в частности, на границах с Венгрией и Румынией…».
     Полученная информация использовалась Генеральным штабом в подготовке Ясско-Кишинёвской наступательной операции.
     В августе 1943 года Н.М. Харламова вызвали в Москву для доклада. Во время пребывания в столице он был приглашен на прием к И.В. Сталину. В ходе беседы с Верховным главнокомандующим контр-адмирал обратился с просьбой направить его на действующий флот. Указав на важность работы, которую выполняет Харламов в качестве главы советской военной миссии, Сталин сказал, что его просьба может быть удовлетворена только после того, как войска союзников высадятся во Франции. Перед отъездом в Лондон Н.М. Харламов вновь был приглашен в Кремль. И.В. Сталин снова сказал контр-адмиралу Н.М. Харламову, что возглавляемая им военная миссия обязана всемерно способствовать открытию второго фронта.
     Работать Н.М. Харламову было нелегко. Соединённое королевство являлось союзником, государственные и военные деятели которого по-разному относились к Советскому государству. Одни из них были откровенно враждебны, как, например, Дадли Паунд — адмирал флота, главнокомандующий ВМС Великобритании, или военный министр Г. Моргенсон. Последний тайно тормозил военные поставки и вообще был убеждённым противником советско-британского военного сотрудничества. Другие не выражали особых симпатий к нашей стране, но относились к ней без предубеждения. К таким деятелям Харламов причислял лорда Бивербрука, морского министра Александера, начальника имперского Генерального штаба генерала Дж. Дилла.
     Сам адмирал о своей миссии в Великобритании вспоминал: «Без ложной скромности скажу, что годы, проведённые вдали от Родины, были нелёгкими. Наши люди трудились честно, самоотверженно, не жалея сил. Они понимали, что от каждого их шага, поступка, порой даже слова зависел в какой-то мере уровень союзнических отношений… Словом, это была трудная миссия».
     Много сделав для открытия Второго фронта, Николай Михайлович непосредственно участвует в его открытии 6 июня 1944 года. Находясь на борту крейсера «Мавришес», он принял участие в форсировании Ла-Манша в районе Нормандии и лично присутствовал при высадке англо-американских войск на французское побережье. Отсюда он был отозван в СССР.
     По возвращении на Родину с 20 ноября 1944 года контр-адмирал Харламов занимает пост начальника управления и заместителя начальника Главного морского штаба ВМФ. После войны он работает заместителем начальника Генштаба по военно-морским силам (1946 — 1950). После получения звания адмирала в мае 1949 года он становится командующим 8-м военно-морским флотом на Балтике (1950 — 1954), с июля 1956-го — начальником военно-морского факультета Высшей Военной академии имени К.Е. Ворошилова. Одновременно с ноября 1956-го по май 1959-го он является командующим Балтийским флотом.
     В мае 1959-го Харламов как опытный моряк и дипломат направлен в Китай, где некоторое время занимал пост военного специалиста по ВМС Народно-освободительной армии КНР.
     С января 1961 года он вновь в Москве, на ответственной работе в цен­тральном аппарате ВМФ — председатель Морского научно-технического комитета ВМФ. В качестве общественной нагрузки работал депутатом Вер­ховного Совета СССР 4-го и 5-го созывов. С августа 1971 адмирал Харламов выходит в отставку. В 1983 году Николай Михайлович опубликовал свои воспоминания о работе в Англии, назвав мемуары «Трудная миссия». Умер он в возрасте 77 лет 9 апреля 1983 года, похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
     За безупречную службу был награжден орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Красного Знамени, орденами Ушакова I степени, Нахимова I степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды.
9 апреля 1983 годаВ честь Н.М. Харламова назван большой противолодочный корабль «Адмирал Харламов», стоящий на боевом вооружении Северного флота.

А. ЛУГОВОЙ, заведующий отделом экспозиционно-выставочной и научно-просветительской работы музейного комплекса «Партизанская поляна»
17.10.2020 г., сайт газеты "Брянская учительская газета"
Источник: http://bug32.ru/society/2020/10/17/trud … xarlamova/