МИХАИЛ МАРКОВИЧ РОДНЯНСКИЙ

https://i.imgur.com/5hp8Vp8m.jpg

( 8 февраля 1907 - 20 февраля 1997 г. )

     Михаил Маркович Роднянский родился 8 февраля 1907 года в г. Мглине Черниговской губернии в скромной еврейской семье ремесленника. Его отец во время первой русской революции вынужден был скрываться от полиции в связи с обвинениями в революционной пропаганде среди рабочих-кустарей. Годы скитаний не прошли даром: обострилось тяжелое заболевание и после рождения сына ему пришлось оставить физическую работу. Тот факт, что в бытность свою рабочим он постоянно занимался самообразованием, позволил ему с легкостью сменить сферу деятельности. Он стал домашним учителем: давая частные уроки на дому, обучал окрестных ребятишек русскому и еврейскому языкам. Мать Михаила Марковича после замужества и рождения детей вынуждена была отказаться от работы швеи. Она стала домохозяйкой, полностью посвятив себя заботам о муже и детях. Но вскоре в их семью пришла беда. В 1913 году в возрасте шести лет Михаил лишился отца, а мать его, оставшись вдовой с четырьмя детьми на руках, переехала в родительский дом. Дед Михаила Марковича, в доме которого он воспитывался с шести лет, являлся единственным кормильцем в семье. По специальности он был художником-оформителем и занимался кустарным производством, изготовляя на дому памятники, резные ставни и различные рекламные вывески.
     В 1917 г. Михаил Роднянский поступил в первый класс открывшейся в родном городе гимназии. Но детство оказалось коротким. Достаточно рано, уже в возрасте 13 лет ему пришлось подрабатывать, чтобы помочь семье. Так с 1920 по 1921 гг. параллельно с вечерними занятиями в школе он осваивает премудрости канцелярской работы, выполняя поочередно обязанности курьера, регистратора, делопроизводителя и экспедитора в уездном комитете ВКП (б).Однако вскоре в связи с болезнью и сокращением штатов он был уволен и стал подрабатывать репетиторством, приобретая навыки педагогической работы и совмещая эту деятельность успешной учебой. Окончив в 1924г. школу II ступени (первый ее советский выпуск), Михаил Маркович в течение двух месяцев искал работу. А затем поступил учеником слесаря в слесарную мастерскую. Здесь он вступил в профсоюз и впоследствии в качестве члена профсоюза принимал участие в профсоюзной деятельности. Когда летом следующего года мастерская закрылась и Роднянский остался без работы, перед ним встала дилемма: поехать с остальными рабочими на строительные работы или попытаться поступить в высшее учебное заведение. Он принял решение, которое определило его всю дальнейшую судьбу: в 1925г. М.М. Роднянский приехал в Ленинград и, выдержав вступительные экзамены, поступил в Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена на физико-техническое отделение. Он учился по специальности «учитель физики и математики». На втором курсе института его приняли в комсомол. Он активно занимался комсомольской работой. Но Михаил Маркович отличался в институте не только блестящими организаторскими способностями, но и аналитическим умом и стремлением к исследовательской деятельности. По его собственному признанию, на третьем курсе у него была перспектива заняться научной работой под руководством профессора Афанасьева А.П. Однако судьба распорядилась иначе: стране необходимы были высококвалифицированные педагогические кадры, поэтому после окончания вуза в 1929 г. Роднянского направили на работу в Петрозаводск.
     Здесь начался новый этап его биографии, посвященный педагогической деятельности. В Петрозаводске Михаил Маркович начал работать преподавателем физики во 2-й железнодорожной школе. А уже через год стал ее заведующим. Административный талант М.М.Роднянского был замечен руководством, и в 1931 г. его переводят в образцовую школу — семилетку на должность заведующего. В 1934 г. Михаил Маркович был направлен Наркомпросом Карелии в качестве старшего инспектора в г. Медвежьегорск. Он руководил культурно-воспитательной работой в трудовых поселках Беломорско-Балтийского канала. Здесь в его обязанности входила, прежде всего, организация и курирование детских садов и школ для детей кулаков-переселенцев. По оценке руководства, Михаил Маркович блестяще справлялся с этими обязанностями. Но сам он считал, что более целесообразно работать директором и преподавателем средней школы. По его мнению, длительный отрыв от непосредственной работы по специальности мог бы негативно сказаться на его квалификации.
     Но руководство республики распорядилось иначе. В 1936 г., когда работа школ вошла в нормальное русло и они были переданы в ведение Наркомпроса, Михаила Марковича направили руководить культурно-воспитательной работой среди строителей Сегежского целлюлознобумажного комбината. Это была крупнейшая не только в СССР, но и в Европе стройка, на которой М.М. Роднянский фактически выполнял обязанности заместителя начальника по строительству. Михаил Маркович был человек неординарным и умел применять свои способности в различных сферах деятельности. Новая работа увлекла его, и он захотел остаться в Сегеже. Однако Карельский обком ВКП (б) решил по-другому. Признавая Роднянского одного из лучших учителей, обком партии счел, что школы г. Медвежьегорска остались без должного квалифицированного руководства. В январе 1938г. он был отозван в распоряжение Наркомпроса республики и назначен начальником управления школ Беломорско-Балтийского канала. Вскоре его принимают в партию. А в июне того же 1938 г. он становится заместителем Наркома просвещения Карелии.
     Дальнейшая судьба Михаила Марковича вплоть до Великой Отечественной войны связана с Учительским институтом — учебным заведением, возникшим в результате реорганизации вуза и призванным готовить педагогические кадры для школ республики. 1 сентября 1940г. постановлением СНК КФССР КарелоФинский государственный педагогический и учительский институт был преобразован в Карело-Финский государственный университет (КФГУ), а из состава педагогического института был выделен Учительский институт(КФГУИ). Бывший директор КФГПИ К.Д.Митропольский был назначен проректором по научной и учебной работе университета, а Михаилу Марковичу поручили руководство Учительским институтом (КФГУИ). Учительский институт первоначально был задуман как самостоятельное учебное заведение. Но в апреле 1941 г. был передан в непосредственное ведение университета. М.М. Роднянский был утвержден проректором университета по Учительскому институту. Кроме выполнения административных обязанностей Роднянский работал старшим преподавателем на кафедре физики. Он читал лекции и впоследствии должен вести практические занятия по физике (практикум), но осуществлению этих планов помешала начавшаяся война.
     Жена Михаила Марковича также готовилась стать педагогом: она заканчивала историко-филологический факультет. Вместе с семьей — женой и ребенком — Михаил Маркович жил в самом центре города Петрозаводска — на проспекте Ленина, 37. Показательно, что в годы работы М. М. Роднянского Учительский институт был не только учреждением по подготовке будущих педагогов, но и большим культурным центром. Так, в 1941 году в институте функционировал струнный оркестр, выступления которого пользовались большим успехом у горожан. В рамках государственной политики велась также целенаправленная работа по сохранению финского национального языка и культуры: в феврале 1941 г. финский язык преподавался в двух группах: карело-финской группе и на первом курсе литературного факультета. Институт стремился поддержать и работников печати. Для поступающих на заочное отделение литературного факультета сотрудников районных газет предполагались ввести льготы: они должны были поступать в вуз без вступительных экзаменов. Михаил Маркович был чрезвычайно деятельным человеком. Кроме выполнения своих непосредственных обязанностей он являлся также членом Союза работников школ Севера. Как и многие руководящие работники тех лет являлся внештатным лектором ЦКВЛКСМ КФССР и активно занимался просветительской работой среди населения республики.
     В июле 1941 г. М.М.Роднянский ушел добровольцем со своими студентами на фронт. Михаила Марковича направили под Суоярви комсоргом батальона связи. Далее его часть перебазировалась под Ленинград, где он был назначен политработником в небольшом чине — младшим политруком стрелковой роты 2523 стрелкового полка 70 стрелковой дивизии. Это Ленинградский фронт и оборона Ленинграда. В одном из боев в ноябре 1941 года получил тяжелое ранение, в результате чего были ампутированы пальцы на стопе. Находился на излечении в госпитале в блокадном Ленинграде.
     В конце 1942г. его по Дороге Жизни вывезли в г.Киров, где до 1944 г. он был комиссаром (заместителем начальника по политической части) госпиталя. В 1945 г. Михаил Маркович как непригодный к строевой службе, по личному ходатайству был направлен для дальнейшей службы на преподавательскую работу в Магнитогорское военное авиационно-техническое училище. Там его и застала Победа. В том же году военное училище было переведено в Ригу, куда переехал и сам Михаил Маркович.
     С 1952 по 1954 год совмещал преподавательскую работу в Рижском военном инженерном авиационном училище с учительской деятельностью в 17-й средней школе г. Риги. Несмотря на свой высокий статус экс-замминистра и ректора вуза Карелии М.М. Роднянский отказался от высоких постов чиновника в системе образования Латвии. Он как профессиональный педагог по призванию остался верен своей профессии учителя физики и продолжил работать в 17-й средней школе г.Риги вплоть до выхода на пенсию. В августе 1954 года М.М. Роднянский полностью перешел на работу в 17-ю среднюю школу.
     Из характеристики за 1957 год: «Михаил Маркович очень любит детей, отдает им много сил и энергии. Он хорошо знает физику, доходчиво объясняет детям материал. Объяснение нового материала сопровождает показом опытов, старается поставить перед ребятами проблемные вопросы и добивается ответов на них. В последние два года он руководит районным методическим объединением физиков, проводит олимпиады в школе и в районе».
     За участие в Великой Отечественной войне Михаил Маркович был награжден орденом Великой Отечественной войны 1 степени, медалями: «За оборону Ленинграда», «За отвагу», и «За Победу в Великой Отечественной войне», а за трудовые заслуги — юбилейной медалью «За доблестный труд. К 100-летию со дня рождения В.И.Ленина.»
     За 40 лет работы в органах народного образования Михаил Маркович был удостоен звания «Отличник народного образования». Его ученики до недавнего времени занимали высокие научные и педагогические посты в университетах, на госслужбе в современной Карелии и в новом государстве — Латвии.
     Следует особо отметить, что Михаил Маркович не забывал малую родину и свой родной древний Мглин. По свидетельству ветерана-педагога, ленинградской блокадницы инспектора РОНО Зои Степановны Летяго ветеран-фронтовик неоднократно приезжал на братскую могилу на территории Мглинской ЦРБ, где похоронена его мама. Любил посещать свою родную школу — ныне Мглинскую школу № 1.
     Михаил Маркович Роднянский скончался в Риге 20 февраля 1997 года. Доброе имя уроженца нашего города и выпускника школы должно быть увековечено в стенах его родной школы, поскольку он один из первых выпускников советского периода стал заместителем наркома просвещения республики, ректором (директором) Петрозаводского педагогического вуза и остался верным долгу и профессии учителя до последних дней своей жизни. А это дорогого стоит и очень ценно в наше непростое время. Его имя навсегда осталось в сердцах земляков как ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ, РЕКТОР, ПЕДАГОГ и ФРОНТОВИК вузовской и общеобразовательной школы советского периода нашей страны.

Ю.ДЕРЕВЯНКО, полковник м/с запаса, кандидат наук, г.Москва
09.05.2020 г., газета "Мглинские вести"
Источник: https://vesti-mglin.ru/society/2020/05/ … rovolczem/