Оборонял Трубчевск
Генерал-лейтенант Василий Александрович Мишулин
Воспоминания Н. И. Мазурина, участника боев под Трубчевском осенью 1941-го года
…Бой длился в течение всего дня. Отдельные участки переходили из рук в руки по несколько раз. К вечеру перевес обозначился явно в сторону противника. Опрокидывая обороняющихся, немцы стали просачиваться в Семцы.
Отсекаемые друг от друга противником, подразделения вскоре потеряли между собой связь. Единого управления боем не стало. Образовались самостоятельно действующие очаги сопротивления. Одни из них, истекая кровью, бились до последнего патрона, другие, не выдерживая вражеского натиска, стали откатываться к балкам и огородам. Остатки нашей роты сравнительно благополучно выбрались на восточную окраину испепеленного села, к лесу.
Мы отходили к Трубчевску. Туда же, но только с востока, спешила подмога – свежие стрелковые части и танковая группа фронтового резерва.
…Вбивая мощные танковые клинья, продолжая господствовать в воздухе, немцы направляли острие своих ударов на главную цель – взятие Москвы. На нашем участке фронта в конце августа они вплотную подошли к Трубчевску.
Раскинувшийся на высоких придеснянских холмах, старинный русский город в течение своей многовековой истории не раз сталкивался с непрошеными гостями. К его стенам подходили половцы, орды татар, наступали поляки, устремлялись полчища других иноземных захватчиков. А теперь появились фашисты.
Они сбили нас с рубежа Семцы-Баклань. Однако путь от Семцев до Трубчевска оказался нелегким для врага. Считанные километры отняли у немцев четверо суток и многие тысячи солдатских жизней. Сдерживая фашистский напор, наши арьергарды выигрывали время, необходимое для развертывания основных сил на новой линии обороны. Благодаря этому отошедшие к Трубчевску изрядно потрепанные подразделения успели занять выгодные позиции, привести себя в боевой порядок. Они пополнились боеприпасами, собрали в окрестных селах частично рассеявшихся при отступлении от Семцев и Баклани своих людей, приняли мобилизованное Трубчевским райвоенкоматом пополнение.
На помощь оборонявшим Трубчевск дивизиям пришел подвижной танковый резерв фронта, который привел представитель бронетанкового управления наркомата обороны СССР В. А. Мишулин – генерал-лейтенант, героически воевавший на Халхин-Голе. Он привел машины для усиления подвижной фронтовой группы Ермакова. Однако группа оказалась несколько юго-восточнее Трубчевска, и в силу сложившихся обстоятельств на трубчевском оборонительном рубеже по своему служебному положению и воинскому званию Мишулин оказался самым старшим. Ознакомившись с обстановкой, грозившей сложнейшими последствиями, Василий Александрович взял на себя координирование всеми находившимися в этом районе силами. Ознакомившись с предоставленными ему документами, он принял решение контратаковать. На Трубчевской МТС начали ремонт поврежденных в пути танков: торопились, а потому двигались днем, без зенитного и авиационного прикрытия. Вражеские штурмовики пробомбили танковую колонну Мишулина перед самым Трубчевском, у переправы через Десну. Исправные танки незамедлительно ушли в боевые порядки пехоты. Мишулин сознательно пустил их небольшими группами и по разным направлениям: это позволило показать машины большему количеству своих солдат, а значит, поднять их моральный дух. Во-вторых, разносившимся окрест сплошным моторным шумом противник был введен в заблуждение, что к передовой у русских идут солидные механизированные силы.
На деле же танков было негусто: до десятка на полк. Но это же были танки! К тому же, стало известно, что наступательные действия на трубчевском направлении будут поддержаны конниками и авиацией. Вышел экстренный номер дивизионной газеты «За Родину!»… Высокий накал готовности отважно биться с врагом принес для всех великую радость: немцы под Трубчевском были остановлены. А действовало их здесь немало: 17-я и 18-я танковые дивизии, 29-я моторизованная дивизия два бронетанковых отряда. Не выдержав нашего натиска, фашисты повернули назад и начали оставлять один населенный пункт за другим. Позже командующий Брянским фронтом генерал Еременко, оценивая совместные действия авиации, танков, пехоты и кавалерии, писал, что это «предотвратило разгром и неорганизованный отход советских войск за Десну, а также оставление нашими войсками Трубчевска».
(Продолжение – в следующих номерах).
Подготовила С. ВОЛКОВА. Фото из открытых источников сети Интернет.
31.01.2020 г., газета "Земля Трубчевская"
Источник: http://zeml-trub.ru/society/2020/01/31/ … bchevsk-2/