Постановка на учет захоронения или мемориала

     Воинские захоронения и мемориалы, как существующие, так и вновь обнаруженные, подпадают под действие двух законов РФ. Первый закон - это 73 ФЗ, то есть закон об объектах культурного наследия, и второй закон - это закон №4292-1 в редакции 05.04.2013 г., то есть закон об увековечении памяти погибших при защите Отечества.
     При этом, как довольно часто бывает в нашем благословенном государстве, законы эти между собой никак не связаны и описывают две параллельные процедуры.
     Давайте сначала определимся почему так получилось: Вот выдержки из 73-ФЗ

    "К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. " и далее "памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями <...> отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;" и еще чуть-чуть "достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями. <...>".

     То есть получается, что воинские мемориалы и захоронения, хоть и не описанные в прямую как объекты культурного наследия, под действие 73 -ФЗ все-таки подпадают. Более того, до принятия отдельного закона по воинским захоронениям на них действовала стандартная процедура постановки на учет, как объекта культурного наследия (ОКН). Соответственно подобные объекты вносились в гос. реестр, на них составлялись паспорта и они "числились на балансе" комитетов по охране памятников культуры сначала при региональных мин.культах, а затем и просто отдельных комитетов.
     Между тем, в каждом регионе существует свой региональный военкомат, который руководствуясь директивами Министерства Обороны, а потом уже и ФЗ-4292-1  проводил учет и паспортизацию тех же самых захоронений. Эти паспорта мы собственно видим на ОБД, когда ищем захоронения. И чаще всего поисковики и прочие заинтересованные на этих паспортах и останавливаются, не представляя, что есть еще "альтернативный вариант". Стоит ли говорить, что в регионах чуть больше города списки комитетов по охране ОКН и списки военкоматов не совпадают? Думаю, итак понятно. Равно, как и списки похороненных, отсутствующие в военкоматах, с легкостью могут найтись в комитете по охране памятников. Правда с тем же успехом могут и не найтись, но это уже другая песня.
     Вернемся к нашему вопросу. Итак, у нас на руках существует два различных ФЗ, по которому воинское захоронение обязано быть поставлено на учет.  Так вот, в ФЗ-4292-1 процедура постановки на учет воинского захоронения совершенно не прописана, однако, консультации в Мин.обороны дают следующее:

     Чтобы поставить захоронение на учет в Министерстве Обороны нужно:
     1.Составить паспорт захоронения (во многом, кстати, он совпадает с паспортом ОКН)
     2. Приложить к паспорту список похороненных бойцов
     3. Завизировать данный список и паспорт в АМС того населенного пункта на чьей территории находится могила.
     4. Отправить этот пакет документов в Управление Минобороны России по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

     ВСЕ. На этом со стороны Министерства обороны РФ процесс постановки на учет захоронения заканчивается. При этом, замечу, никакой подписи военкоматов не требуется, потому что по ФЗ №4292-1 обязанности по сохранению, охране, восстановлению и увековечению несет не военкомат, а органы местного самоуправления того населенного пункта, где расположен объект. И военкомат тут в целом не при чем.
     Обычно на этом все и заканчивается, но как же 73-ФЗ, спросите вы? А вот как. Министерство обороны НЕ передает данные о воинских захоронениях в Министерство культуры. То есть поставленное на учет захоронение не будет иметь статус объекта культурного наследия, не будет включен в реестр ОКН и т.д., то есть в части ответственности к нему применим только ФЗ-4292-1, а именно:

     "Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Закона
     Все воинские захоронения, а также памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших при защите Отечества, охраняются государством.
     Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут административную, уголовную или иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации."

     А теперь сравним с 73 -ФЗ:

    "Статья 61. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
     1. За нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     2. Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия, - стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, указанных в статье 40 настоящего Федерального закона, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий."

     Таким образом, в плане охраны и защиты 73-ФЗ работает сильнее, чем ФЗ-4292-1. Умолчим, что ни тот, ни тот закон по хорошему на территории страны не работает, представим, как это должно быть в идеале. А в идеале, кроме того, что объект будет числится в Министерстве обороны и данные о нем будут выложены в ОБД, он должен еще проходить как объект культурного наследия, коим с исторической точки зрения каждый мемориал и является. А для этого его нужно поставить на учет, как ОКН. А вот тут начинается юридическая казуистика, потому что комитет по охране вам будет говорить, что это не их прерогатива, что неправда, как мы уже выяснили. Более того, все тот же 73-ФЗ обязывает каждого гражданина РФ, обнаружившего объект с признаками ОКН сообщать об этом государству, то есть тому же комитету.
     Что же нужно для постановки на учет захоронения, как ОКН? Эта процедура очень хорошо прописана в законе:

     "1) заявление о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр;
     2) заключение государственной историко-культурной экспертизы;
     3) сведения о наименовании объекта;
     4) сведения о времени возникновения или дате создания объекта, дате основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) дате связанного с ним исторического события;
     5) сведения о местонахождении объекта;
     6) сведения о категории историко-культурного значения объекта;
     7) сведения о виде объекта;
     8) описание особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению (далее - предмет охраны);
     9) описание границ территории объекта;
     10) фотографическое изображение объекта;
     11) сведения о собственнике объекта культурного наследия и пользователе объектом культурного наследия;
     12) сведения о собственнике земельного участка и пользователе земельным участком, а также о правовом режиме использования земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия".

     Весь этот страшный список документов должен подготовить Комитет по охране культурного наследия. НО готовить по собственной воле он его не будет. Поэтому что нужно сделать рядовому поисковику?

     1. Написать заявление в форме письма на имя начальника Комитета по охране ОКН с просьбой поставить данное захоронение на учет в качестве объекта ОКН и просьбой совершить повторный осмотр захоронения.
     2. К данному письму приложить фотографии захоронения, GPS координаты захоронения, краткую историческую справку (когда было основано, что из себя представляет, и тд.), список похороненных, буде он у вас есть, желательно краткий планчик и габариты. Все это вы уже делали для паспорта в Министерство обороны, так что не составит труда повторить.
     3. Долбить начальника комитета, топать ногами и взывать к его совести.

     И может быть после этого объекту присвоят статус объекта культуры с признаками объекта культурного наследия. Это не тавтология, это правда так называется. А если очень-очень повезет, то присвоят статус "выявленного объекта культурного наследия". А дальше все застопориться, просто потому, что нужна будет историко-культурная экспертиза, которая стоит денег и не малых. А денег у комитета нет никогда. НО историко-культурную экспертизу может заказать кто угодно, и если вы достаточно упорны вы можете найти эксперта, который вам ее сделает за условные 3 копейки. Это сложно, но можно. И с этой историко-культурной экспертизой вы опять идете в комитет и опять топаете ногами, кричите и уговариваете их доделать оставшиеся документы. И вот примерно через годик такой вот войны (ну может вы отчаянный везунчик и вам удастся все сделать за пару месяцев) вашему объекту присвоят статус регионального ОКН. Однако, не отчаивайтесь, с момента подачи вашего письма в комитет по охране, по закону они должны отвечать за этот объект, поскольку были о нем проинформированы. Так что с точки зрения законодательства поисковик, который проделает все вышеизложенное молодец и герой. А чиновник, не выполнивший требования законодательства -халтурщик. Вот так.

Oct. 19th, 2013 г. Источник: https://chuchundrrra.livejournal.com/290794.html