Дулаг-100 (Durchgangslager 100)
Дулаг 100 — немецкий пересыльный лагерь (концлагерь) для военнопленных и гражданских лиц. Располагался в 3,2 км к востоку от Порхова, Псковская область, в полукилометре слева от еловой аллеи, ведущей сегодня к мемориалу.
Был создан в августе 1941 и просуществовал до февраля 1944 года, когда Порхов и Порховский район были освобождены частями Красной армии в ходе начавшегося наступления наших войск под Ленинградом и Новгородом.
Лагерь начал функционировать не позднее первых чисел августа 1941 г. и просуществовал до февраля 1944 г., когда Порхов и Порховский район были освобождены частями Красной армии в ходе начавшегося наступления наших войск под Ленинградом и Новгородом.
Концлагерь был обнесен двумя рядами колючей проволоки. На углах территории лагеря стояли бетонные башни – вышки вооруженными охранниками. В концлагере одновременно размещалось от 25 до 30 тысяч человек. Помещений для их содержания было явно недостаточно. Часть военнопленных занимала три трехэтажных каменных здания и три сарая, остальные вынуждены были находиться под открытым небом – и летом и зимой.
В концлагере «Дулаг-100» для раненых военнопленных было выделено помещение для госпиталя. Так его называли немцы. На самом деле это была душегубка. В одном зале бывшей офицерской столовой военного городка содержалось одновременно около 500 раненых! Никаких коек не было. Наши солдаты и офицеры лежали на соломе, раскиданной на цементном полу. Ухаживали за ранеными наши же врачи и медсестры, которые согласились работать в немецком госпитале, чтобы хоть как-то помочь несчастным бойцам. Главная проблема была в нехватке лекарств и перевязочного материала, доставать которые приходилось разными способами: приносить от порховичей-патриотов или обменивать у немецких санитаров на продукты, добытые также в городе.
«Порядок» в концлагере был жестким. Рано утром пленных поднимали ударами палок или резиновых дубинок, выгоняли на работу – на ремонт дорог или уборку овощей. Заболевших или ослабших тут же забивали палками до смерти. Во время работы охрана непрерывно подгоняла пленных плетьми и угрожала оружием, не давая ни минуты передышки. Кормили пленных отвратительно. Утром и вечером им выдавали воду и жидкую баланду. Задержался на работе – не получишь и этого. Не намного лучше питались и раненые в госпитале. Кроме черпака баланды им выдавали на день ещё и 200 граммов хлеба пополам с мякиной. Вот и весь рацион.
В концлагере «Дулаг-100» была высокая смертность. От голода, побоев, тифа и холода ежедневно умирало от 100 до 150 военнопленных. Их тела сбрасывали в рвы, даже не засыпая землей… В январе 1942 года в течение двух недель через разъезд Рощу немцы перевозили в холодных вагонах военнопленных. Каждый эшелон ( а их было не менее пяти) состоял из 25-30 вагонов и платформ. Только за полторы недели января на разъезде Роща было сброшено на полотно более 3000 (!) трупов советских военнопленных. Были случаи, когда немцы хоронили ещё живых людей.
В 1942 году немцы везли в пяти подводах трупы военнопленных с вокзала. На одном возу лежал заваленный трупами ещё живой человек и махал рукой, пытаясь дать знать о себе. Немцы это видели, но не обращали никакого внимания. Пытались ли бороться наши военнопленные против нечеловеческого обращения с ними? Да, и самой естественной формой протеста против лагерного режима были побеги. В организации побегов большую роль сыграла медсестра госпиталя Любовь Афанасьевна Киселева и её товарищи, создавшие в логове врага небольшую подпольную группу, связанную с Б.П. Калачевым. С помощью партизанских связных, среди которых особенно активно действовала Е.Е.Ермолаева, подпольщикам удалось переправить в партизанские отряды более 3000 военнопленных. (Побеги устраивали чаще всего во время работ в городе).
30 и 31 марта 1945 года, когда ещё не закончилась Великая Отечественная война, прибывший в Порхов главный судебно-медицинский эксперт Ленинградского фронта подполковник медицинской службы профессор А.П. Владимирский в присутствии членов Порховской районной комиссии по расследованию фашистских злодеяний на территории района провел судебно-медицинскую экспертизу трупов советских военнопленных, извлеченных из ям-могил, расположенных на территории бывшего концлагеря «Дулаг-110».
Кладбище советских военнопленных располагалось на площади размером 100Х150 метров. На нем имелись 11 параллельно расположенных рвов длиной каждый 20 м и шириной 4 м. Через узкий промежуток от них тянулись ещё 13 параллельных рвов длиной тоже 20 м и шириной 4 м. На этой же площади имелось ещё 4 рва длиной каждый 35 м и шириной 5 м. Насыпная земля над рвами почти не возвышалась над уровнем окружающей почвы, на нескольких же рвах насыпная земля была на одном уровне с окружающей почвой и заросла высокой травой. Все рвы были вскрыты комиссией с целью определения причины смерти убитых людей, определения количества трупов, глубины рвов и изучения почвы, в которой находились трупы. Рвы достигали глубины 4- местами 4,5 метра. Во всех вскрытых рвах обнаружены трупы мужчин, лежавшие в разных положениях. В основном трупы лежали послойно, поперек рвов в противоположные стороны головами. Кроме того, найдены трупы в других положениях: полулежачем, полусидячем, лицом вверх, вниз. На некоторых трупах мягкие ткани уже почти отсутствовали. Одежда тоже подверглась значительному разрушению. Почва во рвах была глинистая. Подсчитав количество трупов на одном квадратном метре и вычислив площадь всех рвов, комиссия определила общее число захороненных военнопленных. Оно оказалось ужасающим: приблизительно 85 тысяч трупов!*
В 1947 году кирпичные бараки концлагеря были разобраны. Материал пошёл на строительство двухэтажных домов в Порхове. Сами бараки в свою очередь частично строились из кирпичей Никандровой пустыни.
После освобождения Порхова и района от гитлеровских оккупантов на месте зловещего захоронения был воздвигнут скромный обелиск. В 1960-е годы Порховские пионеры и комсомольцы от шоссе Порхов-Дно к месту бывшего концлагеря заложили еловую аллею.
Идея возведения на месте концлагеря «ДУЛАГ-100» мемориала появилась еще в 1983 году. Скульптор Николай Радченко-Шало совместно с архитектором из Ленинграда Александром Маначинским и главным архитектором Псковской области Владимиром Фоменковым взялись за создание памятника жертвам фашизма на месте захоронений. Был насыпан земляной холм, установлены бетонные стелы, к основанию монумента подвели лестницу, выкопали пруд – «озеро слез». Однако строительство было приостановлено более чем на 20 лет.
13 июля 2011 года у автодороги Порхов—Дно поставили часовню Покрова Божией Матери. Никандрова пустынь выделила медь на покрытие купола.
Трагическое прошлое этого места стало широко известно после обнаружения ветхого недостроенного памятника, который был найден дорожниками на месте безымянных захоронений вблизи автомобильной трассы под Порховым. После нескольких месяцев работы с архивами удалось собрать сведения о фашистском концлагере.
В 2015 году по инициативе дорожников Псковской области при поддержке Федерального дорожного агентства (Росавтодора) начались работы по восстановлению мемориала. Неоценимую помощь оказал сын архитектора Маначинского, Владислав Маначинский, у которого сохранился оригинал проекта — воссоздавать памятник решили в первоначальном виде. Был создан благотворительный фонд и общественный совет под эгидой Псковского областного совета ветеранов войны. Откликнулись неравнодушные россияне от Калининграда до Владивостока и предложили свою безвозмездную помощь строителям. В результате удалось собрать необходимые средства для реконструкции памятника и строительства объектов мемориального комплекса. Памятник 85 тысячам замученных и убитых фашистами соотечественников построили всего за год на средства инициативных и неравнодушных людей.
18 июня 2016 г. состоялось торжественное открытие мемориала жертвам немецко-фашистского концлагеря «ДУЛАГ-100»[1]. Памятные мероприятия, посвященные окончанию работ по восстановлению памятника, прошли в рамках организованного Росавтодором автопробега по маршруту Мурманск – Брест, который приурочен к 75-й годовщине начала Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В мероприятии приняли участие ветераны Великой Отечественной войны, сотни жителей Псковской области и других регионов нашей страны, дорожники из почти 40 городов и областей России, делегации транспортной отрасли Белоруссии и Казахстана. На торжественной церемонии дань памяти жертвам фашизма отдали помощник Президента РФ Игорь Левитин, Министр транспорта РФ Максим Соколов и руководитель Росавтодора Роман Старовойт.
В результате восстановительных работ площадка у мемориальной композиции и дорожки к ней были замощены булыжным камнем, по периметру площадки установили ограждающие столбики из гранита. Пологие склоны холма и место захоронения были выровнены, засыпаны плодородной землей и засеяны газонной травой. Некоторые элементы композиции, например, отвесная стена холма, периметр круглого озера были укреплены и облицованы камнем. По периметру центрального и боковых захоронений была создана окантовка из темного гранита. На входах в мемориальную зону строители установили гранитные обелиски с надписями об истории места захоронения, на гранитные блоки поместили гранитные полированные шары – символы вечности.
Источник Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дулаг-100