Как только не погибали танкисты в боях – горели в танках, взрывались, когда «рванет боекомплект», погибали, успев покинуть горящий танк, от огня противника. Но бывали и совершенно невероятные причины их смертей.
Одно из таких трагических происшествий описал Герой Советского Союза Дмитрий Лоза. Случилось это в начале октября 1944 года, в северной Трансильвании с одним из его товарищей, боевым офицером – танкистом, которого уважали те, с кем вместе он воевал.
Командир танковой роты старший лейтенант Александр Кучма решил в момент затишья послушать радио в танке, послушать и записать последние известия. Затем он собирался пересказать новости личному составу своей роты, как обычно делал. Новости тогда звучали в эфире для Красной Армии хорошие, было чем танкистов порадовать.
В «Шерманах» М4А2, танкисты называли свои машины «Эмча», от обозначения М4, радиостанция находилась в нише задней части башни. Старший лейтенант приподнял ствол пушки и опустил гильзоулавливатель. Так ему было удобнее слушать и писать. Спиной Алесандр Кучма прислонился к казеннику орудия.
Вместе с ним в машине находился радист Николай Шевцов. Он – то и рассказал потом о случившемся. Запомнил радист вспышку и свист осколков. У него была ранена левая рука.
Кучма медленно сползал вниз, радист подхватил истекающего кровью офицера. Другие танкисты из этого экипажа в это время прятались под своей машиной от огня атаковавшего расположение танкистов немецкого истребителя. На крики Шевцова прибежали сослуживцы. Старшего лейтенанта Кучму еще живого, но потерявшего сознание извлекли из «Шермана» и уложили на брезент. Подоспевшие медики оказывали раненым первую помощь.
А танкисты пытались понять – что же произошло? На днище боевого отделения обнаружили донную часть 20-мм снаряда авиапушки. А как он мог попасть в башню танка? Люк командирской башенки был открыт. Может быть, так и попал авиаснаряд в башню? Через открытый люк, как же еще это могло случиться?
Но входное отверстие у офицера было между лопатками, выходное – в нижней части груди. Раз так, траектория полета у немецкого аииаснаряда была наклонно-горизонтальная. Если бы он прошел через открытый люк командирской башенки, то траектория была бы почти вертикальной. Следовательно, открытый люк был в этом случае ни при чем.
Скончался Александр Кучма – в госпиталь его отправить не успели. После ранения он не прожил и 20 минут. Танкисты продолжали осматривать «Шерман», чтобы выяснить причину гибели своего боевого товарища. На внешних и внутренних стенках башни не удалось найти никаких признаков попадания авиаснаряда. Не было никакого зазора между башней и корпусом танка, чтобы снаряд мог пролететь.
Наконец начальник артснабжения батальона старший лейтенант Иван Корчак сумел найти причину трагедии. Он обнаружил в стволе танкового орудия следы ведущего медного пояска немецкого снаряда на нарезах пушки «Шермана».
Носовая часть американского танка была немного выше, чем кормовая. Кучма приподнял ствол орудия и дульный срез его смотрел вверх. У танкистов существовало правило - если танк находится на боевой позиции, то непременно надо открыть затвор орудия.
И открытый, как было положено, вертикально-клиновой орудийный затвор стал вторым слагаемым гибели офицера, вдобавок к задранному вверх стволу. Снаряд прошел через ствол (76-мм) и попал в танкиста… (ЭТО ЖЕ ВОТ "ВЕЗЕНИЕ",,,,,,,SolAV).........
Дмитрий Лоза писал: «Какова вероятность попадания снаряда, выпущенного из летящего самолета в круг диаметром семь с половиной сантиметров? Правильно — никакой». Но снаряд все же попал в ствол танкового орудия, трагедия с «никакой» вероятностью произошла и стоила жизни храброму офицеру Александру Кучме, не раз уцелевшему в тяжелых боях…
Отредактировано SolAV (2018-07-13 07:09:01)