НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ БАШАРО

http://sg.uploads.ru/t/oQWML.jpg

     Бывает так, что в мимолетной, мало к чему обязывающей беседе промелькнет, вспомнится забытое имя. А затем уже в обстоятельной беседе оно всплывет вновь, заставит вглядеться в образ пристальней, узнать о нем больше, чтобы в конечном счете поведать об интереснейшей биографии, а по большому счету - возродить из небытия целую страницу истории.

     Когда бывший комиссар 4-й Кпетнянской партизанской бригады «За Родину», а в послевоенные годы председатель Жирятинского райисполкома Н.М. Сухоруков рассказывал о боевых походах народных мстителей, то всегда с особым уважением и гордостью вспоминал о молодом пулемётчике бригады Николае Павловиче Башаро. Впоследствии Николай Макарович подробно рассказал о его героическом поведении во время партизанских рейдов и операций на страницах жирятинской районной газеты. Тогда возникло желание узнать больше об этом истинном патриоте и поведать о его судьбе большому кругу земляков. Эта идея стала основой поиска воспоминаний, документов, связанных как с деятельностью четвертой Клетнянской партизанской бригады, так и ее отважного бойца Николая Башаро.

«...Мы мечтали, а мечты не сбылись»

     «За два года до начала войны наша семья, — вспоминал Н.П. Башаро, — переехала жить на Кубань. Но, видимо, тоска по родным местам и желание матери быть со старшим сыном Иваном заставили родителей возвратиться в насиженные места, в деревню Козловку Бельковского сельского Совета Почепского района. Я же остался заканчивать восьмой класс Отрадо-Кубанской средней школы. После того как сдал выпускные экзамены и получил справку о переводе в девятый класс, также отправился вслед за родными на Брянщину. К тому времени родители купили дом в соседней деревне Рябцы и поставили его у озера, возле так называемого Николаевского сада. Но еще большую радость мне доставила встреча с друзьями-одноклассниками из Балыкской семилетней школы.
     У всех нас на тот момент была одна мечта — получить среднее образование, обрести специальность, стать нужным человеком для общества. У вашего верного слуги желание было в духе того времени. Окончить десять классов. Поступить в военное летное училище и стать летчиком-истребителем. Однако война перечеркнула мечты шестнадцатилетних мальчишек, в одночасье сменив на радио и в жизни оптимистические мелодии мирной созидательной жизни на тревожные сводки Совинформбюро, на военный гимн «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»
     В сохранившихся воспоминаниях Н.П. Башаро подробно описывает жизнь земляков в начальный период войны и во время оккупации. Как с однокашниками при каждом удобном случае пытались нанести вред оккупантам. «Все мы мечтали, — пишет Николай Павлович, — в составе партизанских соединений дать отпор ненавистному врагу. Но где найти партизан? На какой след направить свой поиск? Наконец донеслись слухи о смелых действиях партизан в населенных пунктах Полховка, Трусовка, Вормино, Каменец, Гнилица. Вслед за тем стало известно, что народные мстители разгромили полицейский стан в населенном пункте Вельжичи. В подтверждение того в нашу деревню привезли на подводах много убитых полицейских. Затем, в сентябре 1942 года, партизаны разгромили немецкие подразделения в почепских селах Громыки и Житня, где сожгли управу, угнали сотню голов крупного рогатого скота, захватили много других трофеев.
     Первым с разведчиками партизанского отряда под командованием И.А. Панасенкова, выросшего затем до 4-й Клетнянской партизанской бригады, установил связь окруженец, бывший моряк Черноморского флота Семен Антонович Елинский. От него, а также от партизанских связных мы стали получать задания. И так продолжалось до декабря 1942 года. Лишь в самый канун нового, 1943, года, когда нам грозил арест, мы ушли в партизанский отряд И.А. Панасенкова, базировавшийся к тому времени на территории Жирятинского района».

Проявил мужество и самоотверженность

     За основу своего рассказа о боевой деятельности товарища по ратному делу, пулеметчика кавалерийского эскадрона 4-й Клетнянской партизанской бригады «За Родину» Николая Башаро, комиссар бригады Николай Макарович Сухоруков взял боевую характеристику, выданную ему командованием партизанской бригады. Во время личной встречи — благо в те годы все участники грозных лет были живы — он, прежде всего, отметил, что до зачисления в бригаду юноша выполнял отдельные поручения по разведке мест расположения немецких частей, техники. Добытые сведения передавал в штаб бригады.
     «Мужество, отвагу проявил Николай Башаро, — рассказывал тогда Н.М. Сухо¬руков в редакции районной газеты, где ваш верный слуга был главным редактором, — участвуя непосредственно в боевых действиях бригады. В частности, при разгроме карательного отряда гитлеровцев у деревень Вязовка и Строительная Слобода, при уничтожении вражеского гарнизона в селе Акуличи».
     В феврале 1943 года парень в числе пяти партизан оказался во вражеском кольце. Отклонив всякие предложения карателей о сдаче, смельчаки два часа вели неравный бой, уничтожив 15 вражеских солдат.  Оставшиеся в живых три партизана, в числе которых был и Николай Башаро, с гранатами прорвались через неприятеля и соединились с основными силами.
     В марте 1943 года на станции Пучковка железнодорожной ветки Брянск — Унеча Николай Башаро лично взорвал две станционные будки, пулеметным огнем блокировал немецкий дзот и с группой товарищей взорвал мост на реке Дубна. Отличился юный партизан и при проведении других операций. Например, при нападении на подразделения гитлеровцев в селах Старопочепье, Жудилово и во время атаки партизан на охрану лагеря для советских военнопленных в мглинском селе Разрытово. Будучи тяжело раненным, Николай Башаро поливал гитлеровцев пулеметным огнем. Уничтожив две пулеметные точки противника, он обеспечил успех операции.
     «Тогда бойцы нашей бригады освободили из фашистской неволи полторы сотни советских военнопленных, захватили склад, где хранились боеприпасы, продовольствие, обмундирование, несколько конных повозок и легковой автомобиль», — подвел краткий итог Н.М. Сухоруков.
     Вскоре после боя молодому партизану ампутировали левую голень и отправили самолетом в тыл на лечение.

Растил патриотов

     Автор данных воспоминаний Иван Афанасьевич Ильиных — также одна из знаковых фигур четвертой Клетнянской партизанской бригады. Он был участником гражданской войны, а в Великую Отечественную судьбе угодно было распорядиться, чтобы он стал участником партизанского движения на жирятинской земле. Тяготы и лишения лесного фронта бывший политрук роты самообороны, а затем командир полка описал в своей ныне широко известной книге «Шестьсот дней в боях и походах».
     В послевоенное время, будучи преподавателем одного из гомельских институтов, И.А. Ильиных часто рассказывал о деятельности брянских партизан, подпольщиков в минувшей войне. Он охотно выступал перед молодежью в учебных заведениях и в трудовых коллективах Жирятинского, Клетнянского, Почепского районов, во время встреч с однополчанами, а также в печати.

http://s3.uploads.ru/t/LRGh8.jpg

Участники партизанского движения на Брянщине в гостях в семье Маршала Советского Союза С.М. Буденного. Слева направо: М.Д. Кусачее; супруга Семена Михайловича М.В. Буденная; Н.П. Башаро; преподаватель истории Невдольской средней школы Су земского района А. И. Хлопянников. 1982 год

     Вспоминаю, что он давал бывшим соратникам краткие, но емкие характеристики. Ветеран знал многое и о послевоенных судьбах однополчан. В частности, ведя речь о Н.П. Башаро, бывший комполка рассказал буквально следующее (цитирую по записям в журналистском блокноте. — Авт.): «Все, кто прочитал в газете «Коммунист» мою повесть «Пламя народного гнева», уже знаком с отважным пулеметчиком, инвалидом войны Н.П. Башаро. После войны он окончил пединститут и более трех десятков лет работал преподавателем истории в средней школе станицы Кавказская Краснодарского края. Им была разработана методика патриотического воспитания учащихся на уроках истории. В школе Николай Павлович организовал музей боевой славы, проводил регулярные походы школьной молодежи по местам трудовой, боевой славы. Сотни краснодарских школьников прошли партизанскими тропами Брянщины. Ведомые им следопыты неоднократно удостаивались чести быть принятыми в Советском комитете ветеранов войны, где они встречались с прославленными полководцами и легендарными людьми. За большую плодотворную работу по патриотическому воспитанию юношества Николай Павлович был удостоен многочисленных памятных медалей, вымпелов, дипломов, грамот организаций самого высокого уровня».

10.06.2017 г., А. Родкин, «Брянская учительская газета»
Фото из личного архива Н.П. Башаро