ДМИТРИЙ АФАНАСЬЕВИЧ АРТЁМОВ
В самом массовом молодёжном журнале Советского Союза «Смена» от июня 1973 года была напечатана обширная статья о нашей Партизанской Поляне. Большой объём не позволяет нам опубликовать её полностью, но вот историю о Дмитрии Афанасьевиче Артёмове мы приводим целиком, без изменений. Дело в том, что славный партизан Артёмов - папа нашей Татьяны Дмитриевны Амосовой, председателя цехового комитета второго литейного цеха. Глубокий шрам на сердце Дмитрия Афанасьевича оставила война. Впрочем, приведённая ниже история расскажет читателю о лишениях и горе, постигшем одного из сынов Русской Земли.
Дмитрий Афанасьевич Артёмов взрывал мосты. Как местного, уроженца деревни Старые Умысличи, из действующей армии перебросили через линию фронта в Первый партизанский Жуковский отряд. Шло наступление гитлеровской группы армий «Центр» по линии верхнего течения Днепра и Десны. В районе Брянска 2-я полевая армия с приданной ей танковой группировкой Гудериана наносила удар в направлении Орла. Начина лось кровавое сражение за Вязьму - последний опорный пункт перед Москвой.
Железнодорожные артерии, питающие фронт, представляли для гитлеровцев большую ценность, особенно в лесистых и болотистых районах. Каждый маломальский мостик они охраняли усиленным караулом, на два-три километра пути выделяли патруль. И всё же партизаны завязывали на этих дорогах настоящие сражения, выводили из строя мосты, разбирали железнодорожное полотно.
Когда Дмитрий Афанасьевич проходил по мосту через Рачу на участке Брянск- Вязьма, невольно вспоминал, как закладывал здесь мины, тянул шнур, чтобы дёрнуть его в последний момент перед поездом. Речка была много шире. Это она сейчас обмелела. И не было ивняка - его вырубили немцы.
Вжимаясь в землю, с тревогой прислушиваясь к тугому стуку сердца, он ждал, когда появится состав. Часовой постреливал по сторонам и пускал ракеты. Его бы можно было обезвредить, но тогда солдаты, которые впереди каждого эшелона проезжали на дрезине, подняли бы тревогу. То, что мост взлетит в воздух, он знал. В армии его научили этому ремеслу. Но не знал Артёмов другого: сумеет ли уцелеть после того, как вагоны посыплются с насыпи и гитлеровцы поднимут яростную стрельбу, бросятся в погоню. Ведь могут достать его, лежащего всего в ста метрах от моста, на том предельном расстоянии, на которое хватало шнура.
Застонали рельсы. Донёсся приглушённый лесом короткий свисток немецкого паровоза, подобный сигналу нынешнего дизельного тягача. Колючий сноп света вырвался из темноты и воткнулся в мост. Промчалась дрезина. Потом показался поезд - цистерны, вагоны, платформы...
Позднее, когда Артёмову всё-таки удалось уйти от преследователей, он узнал, сколько погибло фашистской техники и солдат, сколько дней гитлеровцы строили новый мост и разбирали состав, так и не дошедший до фронта.
Фашисты расстреляли его семью - жену Марию Дмитриевну, полуторагодовалого сына Мишу и трёхлетнюю дочь Надежду. Николай и Илья, дети постарше, чудом остались в живых. Раненый Николай вылез из-под трупов, разыскал семилетнего Илью и неделю скитался с братом по лесам, пока не наткнулся на них отец.
Никакими словами не выразить ту боль, ужас и страдания, которые выпали на долю наших предков. Дмитрий Афанасьевич прошёл через горнило войны. Невосполнимая утрата горьким и безжалостным набатом всю жизнь напоминала ему о потере. Опустошающая боль разрывала душу напополам.
Мы, поколение ныне живущих, хотим низко поклониться тем, кто не пал духом перед смертельной опасностью. Кто приближал Победу! Кто не дал на поруганье захватчикам Русскую Землю! Спасибо вам, Солдаты Победы.
Подготовила Катерина Брикс, по материалам журнала «Смена»
23.06.2017 г., газета «Сталелитейщик»