В 16 мальчишеских лет…
До войны они проживали в деревне Шилинка - отец и сын Козловы. В феврале сорок второго вступили в партизанский отряд имени Дзержинского, командиром которого был Никанор Васильевич Калмыков.
Лично бить врага Козлову-отцу не пришлось. Годы не те. Но и в тягость отряду Козлов старший не был - чем мог, помогал своим боевым товарищам. Не однажды выручали его умелые крестьянские руки в трудный момент для партизан. И это не просто слова.
То, что не смог делать отец, делал сын. Шестнадцать лет было парню, а дрался с врагом как взрослый. Сразу по вступлении в отряд освоил специальность пулеметчика. С тех пор часто пули его «ручника» рвали немецкие гимнастерки на большаках и проселках родной Суземщины.
Был бы жив, навсегда бы запомнил Миша Козлов свой первый бой, свое боевое крещение, свою первую операцию по уничтожению немецкого гарнизона в с. Негино.
...Немцы охраняли большак Суземка - Севск. Предварительно разведкой партизанского отряда были выявлены все огневые точки противника. 25-го апреля 1942 года партизанский отряд имени Дзержинского нанес сокрушительный удар по врагу. В этом бою отряд уничтожил 28 немцев, сжег семь грузовых автомашин. Миша Козлов в сражении уничтожил из своего пулемета до десятка фашистов, а также вывел из строя автомашину. Эта операция не только нанесла урон живой силе и технике противника, но пополнила продовольственные запасы партизан, партизанами было взято шесть трофейных винтовок и одиннадцать автоматов.
После этого боя Миша Козлов стал участником всех боевых операций, проводимых партизанским отрядом. Взрослые поражались выдержке и хладнокровию, с которыми Миша сражался с фашистами. Видимо, вправду, бил парень оккупантов и за себя, и за отца.
...В деревне Шилинка немцы организовали лагерь. За колючую проволоку согнали семьи советских активистов и партизан. Держали их постоянно голодными, всячески издевались, вымещая на безоружных свою черную злобу на партизан. Частенько пленных, как скотину, запрягали в бороны и заставляли таскать эти бороны по дорогам для выявления заминированных участков. Чем это грозило пленным - представить не трудно.
Командование бригады поручило отряду им. Дзержинского уничтожить немецкий гарнизон. Все данные о численности и расположении противника поручили выяснить командиру разведки отряда Петру Шпигунову. Вместе с разведчиками Михаилом Козловым, Иваном Петровым, Александром Скудновым, Александром Гладковым и Николаем Кулабуховым Шпигунов хорошо подготовил разведывательную операцию, удачно про вел ее, и в результате на партизанскую карту были нанесены все вражеские огневые точки.
26 октября 1942 года в 23 часа партизаны в полном боевом снаряжении собрались на исходном рубеже. Перед боевой операцией я, как по-литработник, обратился к ним с речью. Нужно было разъяснить бойцам, что Шилинская операция - это особая боевая операция. В лагере находились наши жены, матери, деды и отцы. В случае провала операции пощады от фашистов им не будет.
Бой состоялся. В нем нашли свой бесславный конец 128 гитлеровцев. 56 венгерских солдат партизаны взяли в плен. В руки патриотов также попало много боевой техники, боеприпасов и продовольствия. Лагерь был разгромлен, пленные освобождены. В этом бою особенно хорошо дрались разведчики, и лучше всех - Миша Козлов. Из своего автомата он уничтожил 12 гитлеровцев, забрал из немецкого штаба документы, ценные не только для нас, партизан, но и для нашей Красной Армии.
В начале 1943 года командование бригады «За власть Советов» решило по указанию штаба объединенных партизанских бригад послать группу разведчиков для связи с частями Красной Армии. Отбор в группу осуществлялся довольно тщательно. Из нашего отряда в нее вошли партизаны Николай Кулабухов и Миша Козлов. Группа под командованием лейтенанта И. С. Власова с заданием справилась успешно.
Миша Козлов к этому времени уже был опытным, умелым бойцом. Не раз ему приходилось выпутываться из таких затруднительных положений, из которых, казалось, выпутаться нельзя. Но горячая искренняя любовь к своей Родине озаряла его в трудные минуты, давала ему путеводную нить, то единственно правильное решение, которое спасало жизнь ему и его товарищам.
Летом, а точнее - июне 1943 года, М.Е. Козлов участвует в разведке по выявлению слабых, уязвимых мест в охране моста через реку Нерусса и железнодорожного полотна. В этой операции он лично взял «языка» из охраны моста, который впоследствии дал ценные сведения. Благодаря полученным сведениям, железнодорожный мост через реку был взорван. На многих участках железной дороги, от разъезда Горожанка до станции Навля, было взорвано железнодорожное полотно. В результате сорвался замысел гитлеровцев по использованию магистрали для перевозки к линии фронта живой силы и техники. Немцы в то время готовились к битве на Курской дуге.
В конце июля 1943 года группа разведчиков, в которую входил и Миша Козлов, получила очередное задание - выявить количество передвигающихся немецко-фашистских войск по большаку Севск - Середина- Буда. Задание было выполнено, но когда разведчики возвращались в условленное место сбора, при переходе большака Суземка - Середина - Буда группа нарвалась на немецкую засаду. В завязавшейся перестрелке Миша Козлов был ранен в ногу. Разведчики несли в отряд ценные сведения о силах фашистов, которые мы очень ждали. Миша ценой собственной жизни решил прикрыть отход товарищей. И остался верен своему решению до конца. Когда у него кончились патроны, подготовил связку гранат. Почувствовав, что у партизана иссякли боеприпасы, немцы двинулись к разведчику. «Партизаны живыми в плен не сдаются!» - крикнул окруженный гитлеровцами юный партизан и подорвал себя связкой гранат. Вместе с ним остались лежать и пятеро гитлеровцев.
Так закончил свой боевой путь комсомолец - герой Михаил Егорович Козлов, отважный разведчик партизанского отряда имени Дзержинского. И было ему в ту пору шестнадцать.
Из воспоминаний Фёдора Губина,
бывшего комиссара партизанского отряда имени Дзержинского.
27.06.2017 г., газета «Рассвет» Суземского района