МИХАИЛ ЕМЕЛЬЯНОВИЧ ЛАРИН

     Постоянным подписчиком нашей газеты является умудренная жизнью землячка из села Немеричи А.М.Солдатенкова. Вся ее жизнь проходит в родном селе.
     Родилась в 1931 году, в крестьянской семье. Пережила много бед и невзгод в дни Великой Отечественной войны. Помнит, как в их большой хате — пятистенке поселились немцы на всю зиму. Фашисты расположились в доме, заняв кровати, лавки и топчан, а их с матерью загнали на печку. Первую ночь с дрожью в теле просидели, боясь, что немцы убьют. А потом свыклись, спали на печке, остальные члены семьи – сестры Рая и Зина с тетей Настей зимовали в окопе, вырытом прямо в огороде.
     — Мне тогда было 12 лет, но о зверствах врагов были наслышаны, — говорила А.М.Солдатенкова, прибывшая в редакцию. – Поэтому боялись перечить непрошенным гостям. Днем уходили в окоп, а на ночь возвращались на теплую печку. Мой отец Михаил Емельянович Ларин вместе с пятью немеричскими жителя, призванными на фронт в первые дни войны, попали в окружение. По лесам и болотам вышли они из окружения и прибыли в Немеричи, когда немцев уже не было. Отец сразу пошел в партизаны, до войны он некоторое время работал лесником и хорошо ориентировался в лесу, поэтому ему были рады.
     Часто по ночам партизаны приезжали к нам на подводах. Мама топила печь, пекла блины, смазывала их лоем (так называют в селе овечий жир), и они ели.
     Партизаны собирали оружие, снимая часовых, проводили боевые операции.
     Однажды они прибыли в село на 13 повозках. Отец дал команду оставить лошадей под мостом в низине, а самим пойти по избам. Это было перед вечеров, часов в пять. Откуда ни возьмись над селом появился вражеский самолет, сделав один, а потом второй круг, летчик зашел на следующий. С высоты враги заметили скученные повозки. Они начали бомбить. Отец, решил пристреляться, чтобы сбить самолет из винтовки. Но тут, снаряд упал прямо на наш двор. Меня ранило в плечо, Раю в спину, и оцарапало нос, а отец был пробит насквозь, навылет. Он сразу умер. И все это было на моих глазах. Отца похоронили на следующий день. А нам с сестрой понадобилась медицинская помощь. Дядя Данила повез нас в Бытошь в больницу, немецкий врач обработал наши раны, сделал перевязки, и мы вскоре выздоровели. Еще немецкий доктор давал нам таблетки от лихорадки.
     Сестра Зина была медицинской сестрой, она прошла весь фронт.
     В мирное время Александра Михайловна работала в колхозе, потом некоторое время в швейной мастерской «Свой труд» от Дятькова. На дому шила изделия на маминой швейной машинке. Но самый большой период трудовой деятельности – Дятьковское РАЙПО. Продавцом магазина в селе Немеричи проработала 30 лет. Была в РАЙПО на хорошем счету, никогда не было недостач, с покупателями всегда находила общий язык. Выполняла их заявки.
     Муж Юрий Константинович Солдатенков был добрым и работящим человеком. Заведовал фермой, занимался хозяйством, но рано умер.
     В семье четверо детей: две дочери и два сына. Имеет три внучки.
     За свой труд А.М.Солдатенкова награждена шестью медалями и знаками. Носит почетное звание «Ветеран труда». Интересуется жизнью района, любит читать нашу газету. И прибыла в редакцию с просьбой, рассказать о бытошском священники, иерее Владимире, который всегда после вечерней службы в воскресенье отвозит немеричских прихожанок по домам.
     — Вот как нужно уважать и любить людей, — с чувством глубокой благодарности к батюшке говорила Александра Михайловна. – Ведь каждому сердцу хочется любви.

22 июня 2017 г., Татьяна Артамонова, фото автора.
Газета «Пламя труда» Дятьковского района