Мария Ивановна Багнюк (Фроликова), пгт. Суземка
Их всё меньше и меньше остаётся в живых — ветеранов и участников Великой Отечественной войны. Но живы ещё их дети. Бережно передавая из поколения в поколение ставшие бесценными воспоминания о страшной войне, они стараются сохранить страницы героической истории нашей Родины для потомков. Эпизоды минувших военных дней в их памяти всё так же ярки и реалистичны, как прежде.
Когда началась война, Марии Ивановне Багнюк было всего лишь 5 лет. Но незабываемые моменты того времени она помнит и сейчас. В довоенные годы в семье, где родилась Мария Ивановна, воспитывалось четверо детей. Родители Марии Ивановны, Иван Фёдорович и Пелагея Фёдоровна Фроликовы, познакомились задолго до войны. Пелагея Фёдоровна родилась, выросла и прожила всю жизнь в Суземке, а вот Ивана Фёдоровича судьба занесла в наши края из самого Саратова. В голодные годы люди вынуждены были покидать родные места в поисках лучшей для себя доли, где можно было хотя бы как-то прокормиться, чтобы выжить. Так, Иван Фёдорович волею судьбы оказался на Брянщине. Здесь он и познакомился с Пелагеей Фёдоровной. Вскоре они поженились. Жили дружно, растили четверых детей, Мария в семье была третьей. Ещё до женитьбы отец Марии Ивановны работал стрелочником на железной дороге. А при прохождении службы в рядах армии Иван Фёдорович получил ещё и медицинское образование по специальности «фельдшер-акушер». Так Марии Ивановне рассказывала мама. Освоив одну из самых гуманных профессий на свете, Иван Фёдорович трудился в нашей районной больнице акушером, многим младенцам помогал появиться на свет. Давно уже нет в живых самого Ивана Фёдоровича, и его коллег по работе, но память о врачах и медсёстрах, начинавших врачебное дело в Суземском районе, бережно хранится в летописи нашей больницы.
В годы войны, нагрянувшей внезапно, Иван Фёдорович ушёл в партизанский отряд, где выполнял свой врачебный долг, оперировал и лечил раненых бойцов. Вместе с ним ушла в партизаны и Пелагея Фёдоровна. Она была профессиональной швеёй, и её навыки также пригодились в отряде. Необходимо было шить ватники, телогрейки для солдат, а также латать, штопать и зашивать испорченную одежду. Четверо детей остались на попечении тёти, сестры Пелагеи Ивановны. Семьи с детьми тогда прятались в лесах, жили в землянках. Трудно было с пищей. Один раз в неделю в с. Ямное, где жила тётя Марии Ивановны с детьми, приезжала подвода, чтобы привезти паёк, который отец и мать отдавали детям. От нехватки еды, витаминов, свирепствовавшей цинги умирали дети и взрослые. Не хватало соли. Каждую горсточку этого драгоценного на то время продукта тётя Марии Ивановны бережно давала каждому ребёнку буквально по крупинке, ещё и делилась с соседями. Выживали в те времена, как могли.
Родители Марии Ивановны в то время находились в партизанском отряде, боролись за долгожданную победу. Иван Фёдорович практически не выходил из полевого госпиталя, ежедневно, по несколько часов в сутки, оперируя раненых. Их было очень много, приходилось размещать бойцов по ближайшим домам и землянкам. В условиях военного времени оперировать Ивану Фёдоровичу приходилось практически в одни руки. Ему помогал молодой санинструктор, да девчонка – санитарка 17 — ти лет. Командиры берегли и уважали своего доктора, не пускали его на передовую, как будто заранее предчувствуя беду. Но в 1943 году, в год освобождения Суземского района, в силу сложившихся обстоятельств (молоденькая санитарка слегла с температурой), Ивану Фёдоровичу пришлось выйти вместе со всеми в бой, чтобы своевременно оказать помощь раненым бойцам. Тяжёлые бои тогда проходили на территории с.Алешковичи, с.Полевые Новосёлки, с.Страчово, с.Зёрново. С большими потерями наши войска одержали победу. После тяжёлого боя Иван Фёдорович вместе с сослуживцами отдыхал в тишине на природе. В это время предательская пуля одного из полицаев сразила насмерть его вместе с товарищами. От судьбы, наверное, не уйдёшь.
Пелагея Фёдоровна, узнав о смерти мужа, тоже хотела уйти из жизни. Но, наверное, есть на земле провидение и высшие силы: в самый последний миг перед глазами появились дети. Ради них нужно было жить дальше. Много страшных моментов ещё было в жизни Пелагеи Ивановны и её детей.
Мария Ивановна вспоминает, как немцы загнали их всех в болото, а поблизости рвались с цепи голодные овчарки, как гнали женщин и детей в п. Брасово, чтобы затем отправить в лагеря, как издевались и убивали немощных стариков фашисты. Цена этой победы исчислялась миллионами человеческих жизней, а тем, кто выжил, предстояло жить, работать, учиться и строить вновь.
Мария Ивановна выросла, окончила школу, позже — училище в Навле по специальности «телефонист». В течение 39 лет она работала по профессии на коммутаторе нашего узла связи, соединяла междугородние линии. Это сейчас возможности связи бесконечны: не выходя из дома, мы можем позвонить практически в любой город на планете. А в советское время, чтобы услышать родной голос издалека, нам приходилось обращаться к телефонистам. И никому Мария Ивановна не отказывала в помощи за долгие годы добросовестного труда.
В настоящее время она на заслуженном отдыхе. И, несмотря на тот факт, что в ноябре ей исполнился уже восемьдесят один год, Мария Ивановна всё так же грациозна и изящна, сумела сохранить лёгкость походки и ясность ума, озорной блеск глаз. Наверное, дети военных лет, испытав на себе ужасы того времени, навсегда сберегли в душе безграничную любовь к жизни и надежду в лучшее.
Ольга Волкова, газета "Рассвет" Суземского района.
Источник: http://gazeta-suzemka.ru/society/2017/1 … oe-vojnoj/