С Т Е Н О Г Р А М М А
парламентских слушаний на тему: Совершенствование законодательства в сфере увековечения памяти защитников Отечества"
Комитета Государственной Думы по делам ветеранов
Здание Государственной Думы. Зал 830.
15 июня 2010 года 13 часов.
Председательствует председатель Комитета по делам ветеранов Н.Д.Ковалёв
Председательствующий. Уважаемые коллеги, все у нас на месте, по-моему. Я думаю, мы начнём нашу работу.
Я должен сказать, что вопрос очень актуальный, вопрос перезревший, давнишний вопрос, не первый раз мы встречаемся по этому поводу. Я рад видеть вас всех здесь. Многие из вас неоднократно участвовали и в предыдущих "круглых столах", парламентских слушаниях и мы продолжим нашу совместную работу.
Я хотел бы проинформировать, что на парламентские слушания приглашены депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Администрации Президента России, Аппарата Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств, ветеранских общественных объединений, учреждений образования, военно-патриотических клубов и поисковых организаций.
Особо хочу поприветствовать представителей субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, у нас здесь присутствует более 30 регионов, и поблагодарить их особо за представленную информацию о той работе, которая ведётся на местах в сфере увековечения памяти погибшим при защите Отечества.
Надо сказать, что именно на них легла основная нагрузка и основные вопросы, которые приходится решать по месту. Именно к ним приходят люди в случае возникновения тех или иных проблем, тех или иных вопросов.
Позвольте наши слушания считать открытыми и приступить к работе.
Сегодня мы обсудим широкий круг вопросов, связанный с совершенствованием законодательства в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества.
Важность этой темы, как я уже сказал, ни у кого не вызывает сомнений. Конечно, необходимо чтить и помнить храбрость, доблесть и честь, которые необходимо воспитывать и в наших детях. Именно уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества, или его интересов, является священным долгом всех граждан. И каждый, отдавший свою жизнь за освобождение своего Отечества, достоин быть захороненным, как Воин. Именно так, как Воин (с большой буквы).
Вопросы увековечения памяти погибших приобретают новую окраску на фоне усилий определенных сил и попыток переписать историю Великой Отечественной войны.
У некоторых наших бывших союзников, в том числе, оказалась очень короткая память и они тем или иным способом желают инициировать процесс пересмотра итогов Второй Мировой войны.
Поэтому наши действия должны быть направлены на то, чтобы молодёжь знала правду о войне, наша историческая миссия состоит в том, чтобы эту нашу великую Победу мы передали в память молодых людей, чтобы они знали о том, что такое, как досталась эта Победа и как она была добыта поколением победителей. И вот эту психологию победителей мы должны всячески передавать, в первую очередь, конечно же, молодым людям.
Основой проведения этой работы в России является Закон Российской Федерации 1993 года "Об увековечении памятников погибших при защите Отечества".
Мы, как законодатели отмечаем, что положение требует даже не корректировки, а кардинального изменения, которое возможно только путём принятия нового федерального закона.
И самая основная проблема, которая не позволяет в полной мере реализовать данный закон, это вопросы финансирования.
На сегодняшний день отсутствует порядок финансового и материально-технического обеспечения мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Это значительно осложняет работу органов местного самоуправления по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, организации и проведению захоронений не погребенных останков погибших, обнаруженных в ходе поисковой работы, перезахоронению останков погибших, обеспечению безопасности воинских захоронений и выполнению иных мероприятий.
Решение данной проблемы видится в разработке и принятии Федеральной целевой программы, реализация которой позволит обеспечить паспортизацию всех воинских захоронений не только на территории Российской Федерации, но и за рубежом, проводить работы по восстановлению и сохранению воинских захоронений и различных видов мемориальных объектов и в целом определит порядок, объем и источники финансирования этих мероприятий.
К сожалению, подготовка программы необоснованно затягивается. Хочу обратить внимание, что данный вопрос находится на особом контроле у Президента России. Так как в соответствии со статьей 10 Закона "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" работа в данном направлении определяется именно им. Таким образом, эта важная сфера деятельности осуществляется непосредственно под руководством Президента Российской Федерации, что имеет важное значение для всей сферы деятельности увековечения памяти защитников Отечества.
Поэтому буквально несколько дней назад, 8 июня, в ходе совещания по вопросу о реализации федеральных целевых программ Дмитрий Анатольевич Медведев отметил, что до сих пор не разработана специальная программа по уходу за воинскими захоронениями и памятниками, хотя поручение президента о подготовке проекта федеральной целевой программы было дано правительству полтора года назад. Мы надеемся, что решение по данному вопросу в ближайшее время будет принято.
Ещё одна проблема, которую мы должны сегодня обсудить, это отсутствие четкого взаимодействия по обеспечению поисковой работы между Минобороны России и общественными поисковыми объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления в правовом, организационном и практическом отношении, что существенно отражается на проводимых поисковых мероприятиях. Мы считаем, что необходимо в короткие сроки рассмотреть вопрос о создании координирующего и наделяющего полномочиями общественной поисковой организации единого центра. Возможно, при Минобороны, но это вопрос спорный, я надеюсь, что сегодня в ходе дискуссии мы с вами придем к какому-то выводу.
Вообще я должен сказать, что ситуация абсолютно нездоровая, она аномальная. Вот мы принимали участие в телевизионной передаче, посвященной организации взаимодействия батальона Минобороны и общественных поисковых отрядов. Послушайте, люди занимаются одним важнейшим государственным делом. Абсолютное неприятие друг к другу – на уровне вражды, личных оскорблений и так далее. И каждый стремится подчеркнуть: дайте мне полномочия, дайте мне финансы, дайте мне технику, и я с этой работой, с этой задачей справлюсь. Иными словами, вместо того, чтобы обсуждать вопрос о том, как объединить усилия и как решать эти проблемы, каждый пытается тянуть в свою сторону. И в этом смысле позиция общественных организаций поисковых отрядов меня просто поразила, я не скрою. Может быть, это были отдельные представители, которые не выражали мнения всего сообщества. Но тем не менее эта позиция меня, мягко говоря, удивила. Потому что они делают важнейшую и решают важнейшую и благороднейшую задачу.
Я могу сейчас чуть-чуть совсем перепутать цифры, хотя, думаю, что навряд ли. За всё время работы поисковых отрядов найдено и перезахоронено свыше 500 тысяч останков. Это на территории Российской Федерации. Так, Виктор Геннадьевич, такие цифры?
Полмиллиона людей, они возвратили имена и дали возможность родственникам прийти на могилы. Так вот, эту работу нам нужно безусловно продолжать и думать, о том, как эти усилия объединить, чтобы ни один, ни одно из направлений этой работы не было, ну, каким-то доминирующим, превалирующим. И в этом смысле у нас непочатый край работы.
Я вот скажу, столкнулись мы с таким явлением, как братские захоронения времен Великой Отечественной войны – затопленные лодки, подводные лодки.
Вот совсем недавно у берегов Болгарии осуществляли поисковую операцию, кстати, этим летом предстоит ещё одна поисковая операция. Я надеюсь, мы найдём последнюю из пяти лодок, которые были затоплены в период Великой Отечественной войны и поставим точку на судьбе экипажей этих лодок, которые до сих пор числятся пропавшими без вести.
Так вот, смотрите, экипаж 57 человек лодки Л-4 "Ленинец" затоплена целиком в районе мыса Шабла в Болгарии. И судя по всему, за все годы ни разу даже никто не пытался вскрыть люки. Иными словами, это в полном смысле братская могила. А как у нас законодательно закрепляются эти вот понятия, как относится, как препятствовать "чёрным" мародерам, которые сегодня снимают, я уже не говорю про оружие, и в кратчайшие сроки восстанавливают и продают оружие, которое было закреплено на кораблях, военных катерах, подводных лодках времён Великой Отечественной войны. Народные умельцы просто фантастические чудеса проявляют, фантастически быстро восстанавливают и приводят это оружие в годное состояние, для того чтобы его продать.
Так вот, я скажу, законодательно эта тема практически никак не решается. Вот почему нам надо подумать о работе и в этом направлении.
В частности организация поисковой работы. Хочу проинформировать вас, что в рамках созданной при Комитете по делам ветеранов межведомственной рабочей группы продолжается работа над проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" (в части отнесения поисковой работы к формам увековечения памяти погибших при защите Отечества и разрешении проведения такой работы дополнительно государственным и общественно-государственным организациям).
Я проинформирую вас о том, что возглавляет эту группу депутат Плетнёва Тамара Васильевна. Есть трудности определённые в работе. Я думаю, члены этой рабочей группы расскажут подробнейшим образом о том, с чем пришлось столкнуться.
В проекте рекомендаций парламентских слушаний мы отразили ещё ряд вопросов, которые требуют разрешения как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов и органов местного самоуправления.
В связи с этим я просил бы всех участников данного "круглого стола" рассмотреть в рамках своих полномочий и представить до 1 июля в комитет свои предложения для анализа и дополнения. После чего рекомендации будут утверждены на заседании Комитета по делам ветеранов и направлены в заинтересованные государственные органы и всем участникам парламентских слушаний.
Вашему вниманию также предложены информационно-справочные материалы, а также материалы субъектов Российской Федерации. Отмечу, что в целом проблемы регионов в рассматриваемой сфере носят комплексный характер и относятся, как было сказано, к вопросам финансирования. Это основной вопрос, который ставят абсолютно все, буквально все в каждом документе, в каждом предложении эта тема является главенствующей.
Итогом данных парламентских слушаний должна стать наша общая выработанная позиция с целью законодательного усовершенствования вопросов увековечения памяти погибших при защите Отечества.
Я предлагаю следующий порядок работы. Мы планируем заслушать выступление основного докладчика, представителя Минобороны России. Также вашему вниманию планировалось представить видеофильм о работе поисковых отрядов, но сейчас технические службы окончательно скажут, смогут они это сделать или нет. Мы планировали показать, с учётом важности и нашего исключительно уважительного отношения к тем, кто посвятил этой работе всех себя, а многие на протяжении десятков лет этим занимаются и практически это их становится основной профессией, причём, заметьте, профессией по признанию, по убеждению, по призванию. Это уникальное явление в нашей стране, именно и формируются патриоты, на которых можно будет опираться в последующем. Я во многих отрядах бывал, и в Туле, и на Смоленщине был, под Вязьмой, мы были также и в Орловской области, сам лично принимал участие в раскопках. Очень много мы общались с ребятами, разговаривали. Это действительно достойные дети своих отцов и внуки своих дедов.
Так что после доклада у нас есть большое количество записавшихся, всем им будет предоставлена возможность высказаться по существу рассматриваемых вопросов. Пять-семь минут мы планируем на выступления. Если время позволит (я надеюсь, что так оно и будет), слово будет предоставлено абсолютно всем желающим.
В процессе парламентских слушаний ведется стенограмма. В связи с этим просьба ко всем выступающим представляться.
Единственное, о чем я сожалею и подчёркиваю это, наше время, время проведения парламентских слушаний нам ограничили. Поэтому в 14.45 мы должны с вами завершить нашу работу. Поэтому просьба к выступающим укладываться в отведённое время и выступать исключительно по теме парламентских слушаний и рассматриваемому вопросу.
Спасибо вам за внимание.
И я вынужден перед вами извиниться, мы в течение длительного времени готовили парламентские слушания, но так получилось, что в последний момент было назначено параллельно заседание Генерального совета партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", на которое мы с Францем Адамовичем вынуждены уехать и покинуть вас. Поэтому я слово передаю заместителю председателя Комитета по делам ветеранов Сереброву Льву Борисовичу, который проведёт эти парламентские слушания.
Поэтому ещё раз прошу прощения за такую накладку, но вы должны понимать, что, к сожалению, это не от нас зависило. Сообщение о проведении Генсовета поступило два дня назад, а парламентские слушания мы готовили в течение как минимум последнего полугода.
Спасибо ещё раз.