ФОРУМ ПОИСКОВИКОВ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ФОРУМ ПОИСКОВИКОВ » НОВОСТИ » Совершенствование законодательства в сфере увековечения памяти защитни


Совершенствование законодательства в сфере увековечения памяти защитни

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

С Т Е Н О Г Р А М М А

парламентских слушаний на тему: Совершенствование законодательства в сфере увековечения памяти защитников Отечества"
Комитета Государственной Думы по делам ветеранов

     Здание Государственной Думы. Зал 830.
     15 июня 2010 года 13 часов.

     Председательствует председатель Комитета по делам ветеранов Н.Д.Ковалёв

     Председательствующий.  Уважаемые коллеги, все у нас на месте, по-моему. Я думаю, мы начнём нашу работу.
Я должен сказать, что вопрос очень актуальный, вопрос перезревший, давнишний вопрос, не первый раз мы встречаемся по этому поводу. Я рад видеть вас всех здесь. Многие из вас неоднократно участвовали и в предыдущих "круглых столах", парламентских слушаниях и мы продолжим нашу совместную работу.
      Я хотел бы проинформировать, что на парламентские слушания приглашены депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Администрации Президента России, Аппарата Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств, ветеранских общественных объединений, учреждений образования, военно-патриотических клубов и поисковых организаций.
Особо хочу поприветствовать представителей субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, у нас здесь присутствует более 30 регионов, и поблагодарить их особо за представленную информацию о той работе, которая ведётся на  местах в сфере увековечения памяти погибшим при защите Отечества.
     Надо сказать, что именно на них легла основная нагрузка и основные вопросы, которые приходится решать по месту. Именно к ним приходят люди в случае возникновения тех или иных проблем, тех или иных вопросов.
     Позвольте наши слушания считать открытыми и приступить к работе.
     Сегодня мы обсудим широкий круг вопросов, связанный с совершенствованием законодательства в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества.
     Важность этой темы, как я уже сказал, ни у кого не вызывает сомнений. Конечно, необходимо чтить и помнить храбрость, доблесть и честь, которые необходимо воспитывать и в наших детях. Именно уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества, или его интересов, является священным долгом всех граждан. И каждый, отдавший свою жизнь за освобождение своего Отечества, достоин быть захороненным, как Воин. Именно так, как Воин (с большой буквы).
Вопросы увековечения памяти погибших приобретают новую окраску на фоне  усилий определенных сил и попыток переписать историю Великой Отечественной войны.
     У некоторых наших бывших союзников, в том числе, оказалась очень короткая память и они тем или иным способом желают инициировать процесс пересмотра итогов Второй Мировой войны.
     Поэтому наши действия должны быть направлены на то, чтобы молодёжь знала правду о войне, наша историческая миссия состоит в том, чтобы эту нашу великую Победу мы передали в память молодых людей, чтобы они знали о том, что такое, как досталась эта Победа и как она была добыта поколением победителей. И вот эту психологию победителей мы должны всячески передавать, в первую очередь, конечно же, молодым людям.
    Основой проведения этой работы в России является Закон Российской Федерации 1993 года "Об увековечении памятников погибших при защите Отечества".
    Мы, как законодатели отмечаем, что положение требует даже не корректировки, а кардинального изменения, которое возможно только путём принятия нового федерального закона.
    И самая основная проблема, которая не позволяет в полной мере реализовать данный закон, это вопросы финансирования.
    На сегодняшний день отсутствует порядок финансового и материально-технического обеспечения мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Это значительно осложняет работу органов местного самоуправления по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, организации и проведению захоронений не погребенных останков погибших, обнаруженных в ходе поисковой работы, перезахоронению останков погибших, обеспечению безопасности воинских захоронений и выполнению иных мероприятий.
    Решение данной проблемы видится в разработке и принятии Федеральной целевой программы, реализация которой позволит обеспечить паспортизацию всех воинских захоронений не только на территории Российской Федерации, но и за рубежом, проводить работы по восстановлению и сохранению воинских захоронений и различных видов мемориальных объектов и в целом определит порядок, объем и источники финансирования этих мероприятий.
     К сожалению, подготовка программы необоснованно затягивается. Хочу обратить внимание, что данный вопрос находится на особом контроле у Президента России. Так как в соответствии со статьей 10 Закона "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" работа в данном направлении определяется именно им. Таким образом, эта важная сфера деятельности осуществляется непосредственно под руководством Президента Российской Федерации, что имеет важное значение для всей сферы деятельности увековечения памяти защитников Отечества.
     Поэтому буквально несколько дней назад, 8 июня, в ходе совещания по вопросу о реализации федеральных целевых программ Дмитрий Анатольевич Медведев отметил, что до сих пор не разработана специальная программа по уходу за воинскими захоронениями и памятниками, хотя поручение президента о подготовке проекта федеральной целевой программы было дано правительству полтора года назад. Мы надеемся, что решение по данному вопросу в ближайшее время будет принято.
     Ещё одна проблема, которую мы должны сегодня обсудить, это отсутствие четкого взаимодействия по обеспечению поисковой работы между Минобороны России и общественными поисковыми объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления в правовом, организационном и практическом отношении, что существенно отражается на проводимых поисковых мероприятиях. Мы считаем, что необходимо в короткие сроки рассмотреть вопрос о создании координирующего и наделяющего полномочиями общественной поисковой организации единого центра. Возможно, при Минобороны, но это вопрос спорный, я надеюсь, что сегодня в ходе дискуссии мы с вами придем к какому-то выводу.
     Вообще я должен сказать, что ситуация абсолютно нездоровая, она аномальная. Вот мы принимали участие в телевизионной передаче, посвященной организации взаимодействия батальона Минобороны и общественных поисковых отрядов. Послушайте, люди занимаются одним важнейшим государственным делом. Абсолютное неприятие друг к другу – на уровне вражды, личных оскорблений и так далее. И каждый стремится подчеркнуть: дайте мне полномочия, дайте мне финансы, дайте мне технику, и я с этой работой, с этой задачей справлюсь. Иными словами, вместо того, чтобы обсуждать вопрос о том, как объединить усилия и как решать эти проблемы, каждый пытается тянуть в свою сторону. И в этом смысле позиция общественных организаций поисковых отрядов меня просто поразила, я не скрою. Может быть, это были отдельные представители, которые не выражали мнения всего сообщества. Но тем не менее эта позиция меня, мягко говоря, удивила. Потому что они делают важнейшую и решают важнейшую и благороднейшую задачу.
     Я могу сейчас чуть-чуть совсем перепутать цифры, хотя, думаю, что навряд ли. За всё время работы поисковых отрядов найдено и перезахоронено свыше 500 тысяч останков. Это на территории Российской Федерации. Так, Виктор Геннадьевич, такие цифры?
Полмиллиона людей, они возвратили имена и дали возможность родственникам прийти на могилы. Так вот, эту работу нам нужно безусловно продолжать и думать, о том, как эти усилия объединить, чтобы ни один, ни одно из направлений этой работы не было, ну, каким-то доминирующим, превалирующим. И в этом смысле у нас непочатый край работы.
     Я вот скажу, столкнулись мы с таким явлением, как братские захоронения времен Великой Отечественной войны – затопленные лодки, подводные лодки.
     Вот совсем недавно у берегов Болгарии осуществляли поисковую операцию, кстати, этим летом предстоит ещё одна поисковая операция. Я надеюсь, мы найдём последнюю из пяти лодок, которые были затоплены в период Великой Отечественной войны и поставим точку на судьбе экипажей этих лодок, которые до сих пор числятся пропавшими без вести.
     Так вот, смотрите, экипаж 57 человек лодки Л-4 "Ленинец" затоплена целиком в районе мыса Шабла в Болгарии. И судя по всему, за все годы ни разу даже никто не пытался вскрыть люки. Иными словами, это в полном смысле братская могила. А как у нас законодательно закрепляются эти вот понятия, как относится, как препятствовать "чёрным" мародерам, которые сегодня снимают, я уже не говорю про оружие, и в кратчайшие сроки восстанавливают и продают оружие, которое было закреплено на кораблях, военных катерах, подводных лодках времён Великой Отечественной войны. Народные умельцы просто фантастические чудеса проявляют, фантастически быстро восстанавливают и приводят это оружие в годное состояние, для того чтобы его продать.
    Так вот, я скажу, законодательно эта тема практически никак не решается. Вот почему нам надо подумать о работе и в этом направлении.
     В частности организация поисковой работы. Хочу проинформировать вас, что в рамках созданной при Комитете по делам ветеранов межведомственной рабочей группы продолжается работа над проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" (в части отнесения поисковой работы к формам увековечения памяти погибших при защите Отечества и разрешении проведения такой работы дополнительно государственным и общественно-государственным организациям).
     Я проинформирую вас о том, что возглавляет эту группу депутат Плетнёва Тамара Васильевна. Есть трудности определённые в работе. Я думаю, члены этой рабочей группы расскажут подробнейшим образом о том, с чем пришлось столкнуться.
В проекте рекомендаций парламентских слушаний мы отразили ещё ряд вопросов, которые требуют разрешения как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов и органов местного самоуправления.
     В связи с этим я просил бы всех участников данного "круглого стола" рассмотреть в рамках своих полномочий и представить до 1 июля в комитет свои предложения для анализа и дополнения. После чего рекомендации будут утверждены на заседании Комитета по делам ветеранов и направлены в заинтересованные государственные органы и всем участникам парламентских слушаний.
     Вашему вниманию также предложены информационно-справочные материалы, а также материалы субъектов Российской Федерации. Отмечу, что в целом проблемы регионов в рассматриваемой сфере носят комплексный характер и относятся, как было сказано, к вопросам финансирования. Это основной вопрос, который ставят абсолютно все, буквально все в каждом документе, в каждом предложении эта тема является главенствующей.
     Итогом данных парламентских слушаний должна стать наша общая выработанная позиция с целью законодательного усовершенствования вопросов увековечения памяти погибших при защите Отечества.
     Я предлагаю следующий порядок работы. Мы планируем заслушать выступление основного докладчика, представителя Минобороны России. Также вашему вниманию планировалось представить видеофильм о работе поисковых отрядов, но сейчас технические службы окончательно скажут, смогут они это сделать или нет. Мы планировали показать, с учётом важности и нашего исключительно уважительного отношения к тем, кто посвятил этой работе всех себя, а многие на протяжении десятков лет этим занимаются и практически это их становится основной профессией, причём, заметьте, профессией по признанию, по убеждению, по призванию. Это уникальное явление в нашей стране, именно и формируются патриоты, на которых можно будет опираться в последующем. Я во многих отрядах бывал, и в Туле, и на Смоленщине был, под Вязьмой, мы были также и в Орловской области, сам лично принимал участие в раскопках. Очень много мы общались с ребятами, разговаривали. Это действительно достойные дети своих отцов и внуки своих дедов.
     Так что после доклада у нас есть большое количество записавшихся, всем им будет предоставлена возможность высказаться по существу рассматриваемых вопросов. Пять-семь минут мы планируем на выступления. Если время позволит (я надеюсь, что так оно и будет), слово будет предоставлено абсолютно всем желающим.
     В процессе парламентских слушаний ведется стенограмма. В связи с этим просьба ко всем выступающим представляться.
Единственное, о чем я сожалею и подчёркиваю это, наше время, время проведения парламентских слушаний нам ограничили. Поэтому в 14.45 мы должны с вами завершить нашу работу. Поэтому просьба к выступающим укладываться в отведённое время и выступать исключительно по теме парламентских слушаний и рассматриваемому вопросу.
     Спасибо вам за внимание.
     И я вынужден перед вами извиниться, мы в течение длительного времени готовили парламентские слушания, но так получилось, что в последний момент было назначено параллельно заседание Генерального совета партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", на которое мы с Францем Адамовичем вынуждены уехать и покинуть вас. Поэтому я слово передаю заместителю председателя Комитета по делам ветеранов Сереброву Льву Борисовичу, который проведёт эти парламентские слушания.
     Поэтому ещё раз прошу прощения за такую накладку, но вы должны понимать, что, к сожалению, это не от нас зависило.     Сообщение о проведении Генсовета поступило два дня назад, а парламентские слушания мы готовили в течение как минимум последнего полугода.
     Спасибо ещё раз.

2

Председательствует заместитель председателя Комитета по делам ветеранов Л.Б.Серебров

     Председательствующий. Отпускаем Николая Дмитриевича и Франца Адамовича, да? Спасибо.
     С основным докладом выступает Кирилин Александр Валентинович - начальник управления Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
Пожалуйста, Александр Валентинович.

     Кириллин А.В. Спасибо.
     Уважаемые участники парламентских слушаний! В начале своего выступления хочу ещё раз напомнить о предмете, регулируемом законодательством Российской Федерации в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества. Это печальное и в то же время героическое наследие, прежде всего, Великой Отечественной войны. Это память о погибших воинах, их судьбы, воинские захоронения и мемориалы. То есть всё то, что сохраняет нам память в первую очередь о Великой Отечественной войне, о великой победе нашего народа.
     По данным, имеющимся в Министерстве обороны России, на территории нашей стране и за пределами нашего государства, а если быть точным, в 41 государстве иностранном, включая страны бывшего Советского Союза, ранее входившие в состав Советского Союза, учтено 30 тысяч 527 воинских захоронения периода Великой Отечественной войны. В этих захоронениях погребено более 7 миллионов человек, воинов, погибших при защите нашего Отечества. По данным учета местных органов самоуправления и наших зарубежных партнёров этих захоронений значительно больше, 47 тысяч 281. Повторяю, это, конечно, тоже не точная цифра. Даже здесь на территории нашего государства в ходе проведения паспортизации, в ходе проведения различных работ открываются новые и новые захоронения, связанные с тем, что многие города небольшие, многие населённые пункты фактически прекратили своё существование. Я имею в виду, в первую очередь, конечно, населённые пункты и деревни, где раньше эти были захоронения, они сейчас остались и без присмотра, и без учёта.
     В соответствии с Законом Российской Федерации от 14 января 1993 года "Об увековечении памятников погибшим по защите Отечества", основными формами увековечения памяти погибшим при защите является сохранение и благоустройство воинских захоронений, установка на них надгробий, а также сооружение памятников, стел, обелисков и других мемориальных объектов.
К сожалению, здесь уже об этом говорилось, к сожалению, поисковая работа не отнесена к формам увековечения памяти, что сразу ставит нам большие проблемы в плане обеспечения государственной помощи отрядам и лицам, которые занимаются этой благородной деятельностью.
     Также на сегодняшний день в соответствии с законом, сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления, которые единолично несут ответственность за их содержание. При этом пришедшие в силу временных и погодных факторов в неудовлетворительное состояние воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты увековечения памяти погибших при защите Отечества также подлежат восстановлению именно органами местного самоуправления.
     В течение последних 3-4 лет совершенствование работы по увековечению памяти погибших в целом и, в частности, по вопросам содержания воинских захоронений в Российской Федерации и за рубежом при непосредственном участии Министерства обороны, произошёл принципиальный качественный положительный сдвиг.
     Подробно остановлюсь на системе действующей нормативно-правовой базы и её применения. В 2006 году Министерством обороны был подготовлен и выпущен Указ Президента Российской Федерации номер 37 "О вопросе увековечения памяти погибших при защите Отечества".
     К сожалению, тут слайды заготовлены, но они пока...
     Я думаю, хорошо было бы, Валерий Семёнович, показать вот слайд первый, где количество, чтобы люди тоже так, может, кто-то захочет. Пометьте, что-то посмотрите пока.
     Ещё в 2006 году Министерством обороны подготовлен, и президент подписал указ, возложивший на Министерство обороны обязанность уполномоченного органа.
     Напомню, что в первоначальном варианте закона в 1993 году такого органа не было. Была организация, что называлась Специальный орган при Правительстве Российской Федерации, состоящий из штатных работников министерств и ведомств, проводящих эту работу. Естественно, такой орган не мог быть создан. Существовала комиссия по социальным вопросам военнослужащих и лиц, уволенных в запас. Вот в рамках этой комиссии работала группа, которая занималась этими вопросами. Но это был не штатный орган, он не имел право на финансирование, и все его рекомендации носили всё это время, решения носили рекомендательный характер, поэтому, конечно же, он, вообще, не справлялся с этой работой.
     Внесены были изменения в 2004 году, появилась такая формулировка "уполномоченный орган", и в 2006 году Министерство обороны в порядке собственной инициативы предложило возложить эти обязанности на него.
     Мы исходили из того, что это военнослужащие, погибшие при защите Отечества. Все архивы находятся у нас, военные комиссариаты подчиняются Министерству обороны, военные атташе за рубежом имеют задачу такую определённую, директиву Генерального штаба ДГШ-7 заниматься и паспортизацией в том числе, поэтому такая работа проведена. Появился этот указ, который у вас висит сейчас на мониторах.
     Однако хотелось бы мне особо отметить, чтобы правильное было понимание у нас. Закон не освободил от обязанностей перечисленные в этом законе федеральные органы исполнительной власти, а лишь наделил Министерство обороны дополнительными полномочиями и ответственностью. К сожалению, ошибочно неоднократно мы уже сталкивались, когда мы направляем какие-то бумаги в тот или иной орган государственной власти, получаем ответ, или в этот орган приходят из каких-то субъектов Федерации, от общественных организаций запросы. Приходит ответ: "Министерство обороны теперь отвечает за всё, туда и обращайтесь".
     Мы ещё раз напоминаем, есть закон, в законе написано, чем занимается Министерство иностранных дел, чем занимается Министерство внутренних дел, чем занимается Федеральная служба безопасности, чем занимается Министерство обороны, не как уполномоченный орган, а как федеральный орган исполнительной власти. Потому что у уполномоченного органа свои обязанности, они там перечислены, их десять.
     У каждого федерального органа исполнительной власти, участвующего в реализации этого закона, свои обязанности. И они никоим образом не упразднены указом № 37.

     В целях реализации этого указа Минобороны были подготовлены следующие нормативно-правовые акты, выстраивающие систему работы в России и за рубежом.
     Первое. Это постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 1990 года № 802 "О мерах реализации указа № 37". Это постановление определило порядок осуществления  расходов на проведение мероприятий, связанных с руководством работы по увековечиванию памяти погибших по защите Отечества, и его координации. И в том числе на обеспечение координации поисковой работы, но только лишь координации.
    Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2007 года № 1313, это следующий документ, который мы на основании ... указу выпустили, о представительствах Министерства обороны Российской Федерации в иностранных государствах, на территориях которых имеются  российские воинские захоронения.
     В соответствии с этим указом, в целях увековечивания памяти советских военнослужащих, погибших при выполнении воинского долга на территориях иностранных государств, Министерством обороны было разрешено открыть свои представительства с возложением на них функций по организации и ведению военно-мемориальной работы: в Румынии,  Германии,  Польше,  Чехии,  Китае,  Литве и  Венгрии.
     5 марта 2008 года нами выпущено постановление № 146 "О мерах по реализации  указа № 1313", определяющее порядок денежного, материального и социального обеспечения вышеназванных представительств Министерства обороны.
     Создание представительств Министерства обороны вызвано, прежде всего, необходимостью кардинального улучшения состояния наших воинских захоронений и мест памяти, которых только на территории 24 государств Европы, только Европы, захоронено более 2,5 миллиона советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
     К настоящему времени представительства открыты и функционируют во всех указанных государствах за исключением Литвы. Тут мы пока не нашли общего языка с нашими прибалтийскими партнёрами, но медленно и трудно, но работа продвигается всё равно вперёд.
     С Латвией заключено межправительственное соглашение и ведётся подобная работа. Но, я думаю, здесь представитель Министерства иностранных дел об этом скажет, и с Эстонией, и с Литвой.
     По поручению Российского организационного комитета "Победа", который, как известно, возглавляет Президент России, готовится проект решения президента о внесении изменений в этот указ о представительствах с целью расширения сети представительств Министерства обороны по организации и ведению военно-мемориальной  работы.
     И план такой утверждён 18 мая Министром обороны. И, соответственно, мы готовим вот эти изменения по открытию таких представительств: в Словакии, Финляндии, Болгарии, Австрии и Турции.
     Некоторых Турция, может, удивит. Да, это не относится в полной мере к Великой Отечественной войне. Но на территории Турции проходили тяжёлые бои Первой мировой войны,  около 40  тысяч наших воинов погибших неизвестно  где покоятся. Это захоронения времён русско-турецкой войны от 5 до 12 тысяч человек. И разрушены мемориальные сооружения были во время Первой мировой войны и более ранний период.
     Поэтому, поскольку сейчас с Турцией готовятся межправительственные соглашения, мы хотим и предусматриваем в проекте этого соглашения наличие таких представительств.
     Остальные государства - это, в основном, конечно, захоронения периода Великой Отечественной войны, но, а в Болгарии, это ещё и русско-турецкая война, это 300 почти тысяч наших воинов, погибших при освобождении Болгарии от турецкого ига.
     Кроме того, международное сотрудничество в области сохранности воинских захоронений регламентируется заключёнными Российской Федерацией межправительственными соглашениями  - 12, это с Италией,  Германией, Финляндией, Польшей, Чехией, Словакией, Венгрией, Румынией, Монголией, Японией, Китаем и Латвией.  Работа эта постоянно проводится Министерством иностранных дел, и в этой работе мы принимаем участие в соответствии с законом. Не только мы, и ряд других федеральных органов исполнительной власти, а также Росвоенцентр, Росархив и ряд других ведомств. Идёт работа на уровне экспертов над проектом соглашения с Украиной, Литвой, Эстонией, Сербией, Турцией, государствами Британского Содружества - Великобританией, Северной Ирландией, Канадой, Австралией, Новой Зеландией и ЮАР.
     По имеющимся расчётам, на территории бывших стран СССР учтено более 15 тысяч мест захоронений, возможно наличие ещё более 20 тысяч таких воинских захоронений, требующих описания, паспортизации и,  естественно, дальнейшего восстановления.
     Минобороны сделаны шаги для решения этой проблемы. При Совете министров обороны государств - участников Содружества Независимых  Государств по предложению Секретариата Совета министров обороны и управления, которое я представляю, разработан и создан, точнее, образован, Военно-мемориальный комитет Вооруженных Сил стран - участниц СНГ, задачей которого является координация вопросов, связанных с увековечиванием памяти защитников Отечества с подготовкой Советом министров обороны согласованных предложений по организации совместной военно-мемориальной работы и унификации законодательства в этой области нашим государством.
     План работы комитета на ближайшие пять лет утверждён Советом министров обороны стран СНГ. И в рамках утверждённого плана ведётся разработка международного соглашения между государствами СНГ о военно-мемориальной работе.  Сейчас там проходит экспертные проверки.
     В настоящее время в соответствии с законодательством Российской Федерации Министерством финансов России ежегодно предусматриваются необходимые ассигнования. В 2010 году, вот в этом, Министерством иностранных дел предусмотрено 5,5 миллионов долларов США на расходы  по поддержанию в достойном состоянии захоронений советских воинов и памятников воинской славы за рубежом. В том числе и в государствах, с которыми Россия не имеет межправительственных соглашений о воинских захоронениях, а также на проведение работ, не подпадающих под действие существующих межправительственных соглашений.
     В Министерстве обороны создан и успешно продолжает работу 90-й отдельный специальный поисковый батальон (он четвёртый год у нас работает), который совместно с общественными  поисковыми объединения проводит поисковую работу, цель которой - выявление неизвестных воинских захоронений и непогребённых останков воинов, установление имён погибших и пропавших без вести. Так вот за период с 2006 по 2009 год в результате поисковых работ найдены и перезахоронены с воинскими почестями останки 4576 погибших воинов, найдено и обезврежено более 5 тысяч взрывоопасных предметов. Найдено 146 медных медальонов, из них - 36 прочитано. Найдено значительное количество стрелкового оружия. Нам важность и необходимость такой работы совершенно очевидна.
     Должен сказать, что, может быть, немного председатель комитета генерал Ковалёв так усугубил этот вопрос. У нас нет ни вражды там особой. Просто есть отдельные товарищи, которые недопонимают, с той стороны. Есть, может быть, и у нас какое-то недопонимание. Но тем не менее со многими общественными организациями Министерство обороны в лице управления поддерживает очень хорошие отношения. Мы получаем оттуда дополнительную информацию. В Татарии  создан  центр информационный, куда стекается эта информация. (Я чуть ниже остановлюсь). Мы будем  активно его использовать в дальнейшей работе по координации поискового движения, но об этом я ещё скажу.(Микрофон отключён.)
    Я не хочу сейчас останавливаться конкретно. Калуга у нас, "Долина" прекрасно работает новгородская, Великий Новгород. Мы сейчас персонально не останавливаемся. У нас в основном вообще-то разногласий-то нет. Никогда в Министерстве обороны не культивировалась идея вытеснения общественных организаций из этой деятельности. Сейчас он не в состоянии проводить эту работу самостоятельно. А вот координация этой работы, и у Андрея Макарова говорил, нам важно, что найдено... Вот если в Башкирии есть, выпущено три книги, 20 тысяч человек, вся эта информация получение обратной связи, получение информации, о чём я и в выступлении попала в электронный банк данных, о который мы будем говорить ещё.
     А если люди находят останки, определяют, кто это такой, и эта информация осталась в этом поисковом объединении, человек так и остался пропавшим без вести. И место его захоронения может быть утрачено, потому что его перезахоронили, а куда перезахоронили, никто не знает. Вот только по этому поводу, собственно, мы и воюем, иногда, может быть, излишне эмоционально. Тем более, что я честно скажу, кроме дополнительных забот нам работа с поисковым движением никаких наград, повышений денег, ничего она не приносит. Это огромная тяжёлая работа, которую нужно, в конце концов, организовать. И я расскажу, что мы хотим и предлагаем в этом плане сделать. Ну вот, собственно, я к этому и приступаю.
     Продолжается работа по координации поисковой работы, проводимой общественными поисковыми объединениями. Сейчас вам слайд покажут.
     Мы предложили Министру обороны, ещё более полугода назад, предложили руководству Министерства обороны, вопрос поставили на проработку. 18 мая Министр обороны утвердил нам в плане дальнейшей нашей работы, которая рассчитана, практически, на пять лет, но он будет ещё уточняться в зависимости от обстоятельств, в том числе и создание федерального государственного учреждения - Центр координации поискового движения в Российской Федерации.
     Если будет принято решение это делать не при Министерстве обороны, мы не будем воевать и спорить. Пожалуйста, если есть предложения другие, Бога ради. Мы предлагаем делать его при Министерстве обороны в виду того, что законодательством предусмотрено, что Министерство обороны координирует мероприятия по обеспечению и проведению поискового движения, единственный федеральный орган исполнительной власти, которому законом это предписано делать.
     Если будет принять решение, внесены изменения в законодательство, что этим будет заниматься другой какой-то орган исполнительной власти или общественная государственная какая-то организация, мы будем только поддерживать эту организацию и помогать ей в этой работе. Тем не менее мы предлагаем такой вариант работы, который, сейчас вы на слайде увидите, он изображён, то есть разместить отделение этого центра во всех "боевых" регионах, то есть там, где ведётся поисковая деятельность, куда приезжают поисковые отряды.
    В состав ввести упомянутый мной уже Всероссийский информационно-поисковый центр, который собирает, обрабатывает всю информацию по результатам ежегодных полевых работ. Там же мы получили разрешение Министра обороны разместить зеркало нашего ОБД. Потому что я ещё буду останавливаться, уже московская наша точка на базе электронных архивов уже даёт сбои, потому что майские праздники ежедневно от 180 до 220 тысяч запросов было ежедневно в эту базу данных. Поэтому хотим её немножко разгрузить и юго-восток передать в центр информационный всероссийский, а северо-запад отсюда обслуживать.
     Но одним ещё из мероприятий, как вы знаете, стало переформирование военно-мемориального центра управления Министерства обороны по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества в соответствии с названием 37 указа и введение управления в состав центрального аппарата Министерства обороны, что значительно повышает и статус, и наши определённые возможности.
Мы разработали для тех людей, которые занимаются плодотворно деятельностью по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества наградную систему. Можно говорить, что это не самое главное, но любому человеку приятно, когда его деятельность поощряется и видимые знаки отличия, они никому никогда не вредили. Это сделано в соответствии с поручением президента, которое в 2007 году ещё Владимир Владимирович Путин дал, что ежегодно ко Дню памяти и скорби проводить награждение наиболее отличившихся граждан российских, иностранных в этой работе. Поэтому у Министерства обороны есть знак трёх степеней, в виде медали, красивый знак трёх степеней за отличие в поисковой деятельности. Есть медаль за увековечивание памяти погибших при защите Отечества, ведомственная награда. Помимо этого, есть награда, которой награждает управление Министерства обороны, это Знак за заслуги и за активный поиск, Знак за активный поиск для начинающих поисковиков. Видите,  мы пытаемся стимулировать и в том числе  и общественную эту деятельность.
      Хотел бы отдельно упомянуть, конечно, о том, что Министерством обороны, на основании поручения президента от 23 апреля ещё 2003 года  по вопросам организации ... работы в Российской Федерации нам была поставлена задача по созданию обобщённого компьютерного банка данных, содержащего информацию о защитниках Отечества, погибших или пропавших без вести в годы войны, а также в послевоенный период. Нам тяжело было, мы, честно говоря, сами организовывали это поручение себе и не учли некоторые обстоятельства. И три года никак не могли запустить этот механизм, потому что не было финансирования, пока не вмешался министр обороны.
     И вот с 2006 года мы активно эту базу данных создавали. Теперь можем доложить и доложили ..., что поставленная задача успешно выполнена, проведена уникальная по масштабам, технологии и срокам исполнения работа, в результате которой создана информационно-справочная система, я не побоюсь этого слова, глобального значения, не имеющая аналогов в мировой практике, появление которой вызвала огромный интерес не только в нашей стране, но и за рубежом. Здесь вы видите, более 170 государств мира - пользователей из этих, вернее, государств активно используют эту базу данных.
     В течение 2003-2006 годов были собраны и подработаны компьютерные  наработки и необходимые материалы, в том числе 30 тысяч паспортов. Много тут... оцифрованы документы, десятки, более 10 миллионов и прочее. Я скажу, что мы в ходе работы сами окончательно поняли, что мы хотим создать. Приступая к работе, честно говоря, мы даже ещё сами до конца не осознавали, что это будет такое. И теперь у нас появляется дополнительные вопросы к самим себе, к той информации, которую мы добыли, по её расширению. И мы уже работаем не только с военными архивами, а и с архивами субъектов Федерации, с архивами федеральных органов исполнительной власти, МВД, ФСБ, и активную помощь нам, конечно, оказывает Росархив. Благодаря разосланным письмам этой организации на места, мы получили доступ к той информации, которую не могли десятки лет  получить родственники погибших солдат.
     Из 1 миллиона 836 тысяч человек, вернувшихся из плена, 233,5 тысячи были осуждены, и их судьбы вообще в тумане оказались. Многие из них осуждены были, конечно, будем говорить, не совсем правильно. Потому что даже, если человек был старшим барака в плену, то он уже считался пособником, если кто-то написал в фильтрационном пункте, что вот такой-то был старшим барака, это 5 лет как минимум лагерей. Поэтому мы эту информацию сейчас добыли, и она размещается также... Доступ, всё вам прекрасно известно, как в него входить.
     Мы получили разрешение министра обороны на продолжение этой деятельности и хотим распространить временные рамки ОБД на весь ХХ век. То есть это и советско-финская война, и  межвоенный период, и Гражданская война, и Первая мировая война, и русско-японская война, и поход в Китай, то есть всё с 1900 года. А дальше будет видно, видимо, и дальше всё, что есть, это возможно. И уникальный опыт Чеховского района показывает, что можно восстановить списки даже погибших в годы войны 1812 года. И они создали такую базу данных у себя в районе, используя рекрутские списки, используя церковно-приходские, и так называемые ревизские сказки, то есть перепись крепостных крестьян на 1811-1816 годы.
     Хотел бы сказать, что в рамках деятельности мы руководим четырьмя комиссиями, в том числе российско-американской. Вот в рамках деятельности этой  комиссии президенты двух стран подписали меморандум. И у нас в Москве уже активно функционирует отдел по обеспечению американской части комиссии, которая работает в наших архивах. Министр обороны принял решение на открытие такого же в Вашингтоне представительства комиссии, то есть в рамках управления министерства. И мы получим доступ к архивам, национальным архивам США.
     Там находятся сведения о судьбах, как нам сказали, по крайней мере, 2-2,5 миллионов наших сограждан. Это погибшие в плену, а также перемещённые лица. Те, кто не вернулся и до сих пор у нас считается пропавшим без вести. Это позволит вот это число, 5 миллионов 59 тысяч пропавших без вести, свести, по нашим данным, к 800 приблизительно тысячам человек, может быть, к миллиону, потому что очень большое количество пропавших без вести - это люди, которые утонули, сгорели, и мы о них никогда ничего уже не найдём.
     Далее. В целях решения проблем, связанных с недостаточным финансированием мероприятий по сохранности военно-мемориальных объектов, расположенных на территории России и за рубежом, российским оргкомитетом "Победа", как здесь уже Николай Дмитриевич сказал, принято решение о формировании проекта федеральной целевой программы, рассчитанной до 2015 года. В настоящее время данная работа организована и продолжается. Но у нас сложности есть, потому что в соответствии с постановлением правительства мы обязаны разработать подробный проект на каждое захоронение, мы не имеем такой, мы обратились в Минрегион, но Минрегион пока нас не услышал.
     Принято решение министром обороны провести общее совещание на уровне как минимум заместителей министров этих ведомств, то есть Минрегион, Минфин, Минэкономразвития, Минобороны, МИД, где обсудить эти вопросы и принять ..., кто чего. Нет, мы будем употреблять власть, мы уполномоченный президентом орган и имеем право давать поручения. Мы тогда дадим поручения соответственно этим министерствам заняться этой работой в тех рамках, в которых мы определим, как уполномоченный орган.
     Для этого, я уже сказал, важно, конечно, разработанный проект закона о внесении изменений в закон 1993 года, к сожалению, нам не удалось на него от Правительства Российской Федерации поддержки в новой редакции этого закона, разработанного при участии Минобороны депутатами Государственной Думы: Скочем, Лебедевым и другими. Законопроект, по нашему мнению, предусматривал ряд новых мероприятий ... предлагая большую часть полномочий в этой сфере отнести к ведению Российской Федерации.
     В заключении Правительства Российской Федерации на законопроект было указано, что он носит затратный характер и потому не соответствует требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации и поддержан быть не может. Я, честно говоря, был сражён наповал этой формулировкой. А какой он характер может носить, закон об увековечении памяти? Я не представляю, честно говоря. Но тем не менее мы продолжаем работу, и вот Комитет по делам ветеранов активно её продолжает.
     Министерство обороны готово поддержать новые предложения, которые заключаются в частичном изменении статей действующего закона, а именно предусматривающие отнесение поисковой работы к форме увековечивания памяти погибших при защите Отечества, а также расширение перечня государств, участвующих в проведении поисковой работы, добавив в него государственные и общественно-государственные организации. В первую очередь, конечно, мы имеем в виду ДОСААФ, разветвлённая общественно-государственная организация, которая может на местах также заниматься успешной этой работой.
     У нас столько работы, что если мы в два или в три раза увеличим количество поисковых объединений, мы всё равно ещё будем заниматься этой работой не один год, и всем хватит места под солнцем, образно говоря. Кроме того, мы готовы активно обсуждать, принимать участие в обсуждении других предложений. Вот собственно и всё. Спасибо за внимание. Извините, что немножко сумбурно.

3

У нас осталось время для одного выступающего. Юхневич Виктор Александрович, глава администрации муниципального округа Северный города Санкт-Петербурга, руководитель поискового объединения "Малая Охта".
Пожалуйста.

    Юхневич В.А. 
    Добрый день всем участникам парламентских слушаний, мне приятно здесь вас всех видеть.
     Что мне хотелось бы сказать? Всё, что услышано здесь, конечно, правда. Конечно, все это очень значимо. Как Александр Валентинович сказал, что нет разногласий между поисковыми объединениями и поисковыми отрядами, и Министерством обороны, нет. Есть небольшое непонимание, но мы стараемся его, конечно, каким-либо образом решить.
     Но мне хотелось бы заострить внимание сегодня и внести свое предложение по нашим парламентским слушаниям. Вот те папочки, которые нам сегодня выдали, там лежит проект федерального закона, внесенного в Государственную Думу "Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества". Как сказали, что это этот проект закона был отклонен Министерством финансов в связи с невозможностью его финансирования, да, большими затратами. Но и по другой причине. Если в законе от 1993 года, на основании которого мы работаем как поисковые отряды России, и подняли уже останки более 500 тысяч советских солдат и офицеров, установили многие имена, то данный закон носит, скажем так, коррупционный характер. Здесь в форме поисковой работы говорится о том, что допущение к поисковым работам на основании результатов конкурсов, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Скажите мне, пожалуйста, какие могут быть муниципальные заказы на розыск и установление имен погибших? Как мы можем торговать именами наших дедов и прадедов? О чем мы можем с вами говорить, если вносится данный законопроект как форма торговли? И в этом законопроекте ещё, конечно, прописано, что работы разрешаются поисковым подразделениям, сформированным при органах государственной власти, а также специализированными общественными объединениями.
     У нас на данный момент работает закон, в котором прописано: "увековечиванием памяти и поисковыми работами имеют право заниматься общественные организации". А у нас на территории Российской Федерации сейчас более трёхсот поисковых отрядов, практически во всех регионах Российской Федерации есть поисковые отряды, это более 30 тысяч людей, которые занимаются общественной работой, без какой-либо финансовой поддержки. С 1993 года официально они занимаются. И эта общественная организация действует с 1988-го, да, официально, но вот закон в 1993-м был подписан, берём...
     Как мы можем торговать именами?! Как мы можем вообще рассматривать данный федеральный закон и выставлять его здесь, на наше обозрение?! Мне кажется, такой федеральный закон вообще стоит убрать из этой папочки и даже больше не возвращаться к нему.
     А теперь у меня есть предложение по нашим с вами рекомендациям парламентских слушаний на тему. Да, конечно, приятно, что у нас есть теперь такие формы общественно-государственных организаций, но у нас пока в Российской Федерации такую форму - общественно-государственная организация носит только ДОСААФ, которая восстановлена из небытия в совершенно недавнем прошлом.  А почему мы не берём за основу опыт поисковых отрядов России? Почему мы делаем акцент на Министерство обороны, если у нас пока на данный момент поисковой работой занимаются общественные организации? А в Министерстве обороны созданный "90-й батальон", он точно такой же поисковый отряд, и точно также получает разрешения, как и любой поисковый отряд Российской Федерации. И если создавать рабочую группу, то никак не при Министерстве обороны, потому что понятно, что здесь будут все вопросы решаться через "90-й батальон", здесь нужно создавать при Комитете по делам ветеранов, как минимум такую рабочую группу, которая будет координировать действия всех поисковых отрядов России.
                   . (Микрофон отключен.) У поисковиков сейчас нет вертикали власти.
     Юхневич В.А. Нет вертикали власти, правильно, потому что это разрозненная организация. На данный момент...
                   .(Микрофон отключен.) Как его сделать комитет не знает. Комитет сам не может этого сделать. Для того, чтобы сделать...
     Юхневич В.А. Правильно. Для этого я бы хотел бы сейчас сказать, что на данный момент ведётся регистрация Всероссийской общественной организации поисковых отрядов России и...

     Новиков С.Н. Я прошу прощения, это ещё одна дутая организация, зачем их делать 20, 30, 40, непонятно кого и непонятно зачем, если по-хорошему Комитет ветеранов... Я прошу прощения, Новиков Сергей Николаевич, областная организация поисковых отрядов Калужской области.
     Для чего ещё плодить общественные организации непонятно кому, поскольку на сегодняшний день Президентом Российской Федерации было чётко и ясно поставлено: то, что финансирование общественных организаций не ведётся государственными органами. Запрещено. А вы сейчас говорите: ещё одну общественную организацию создать. Для чего? Объясните мне.

     Председательствующий. Дайте закончить человеку. Дайте закончить.

     Новиков С.Н. Есть у нас генерал-майор - Кириллин. Мы с ним уже неоднократно сколько работаем, но поймите правильно, если создавать организацию, если создавать, то она должна быть не общественная, упаси Господь, она должна быть государственная либо при президенте, либо при ком-то, это должна быть организация. РОСТО (ДОСААФ), которую сегодня нам представляют, и которая в совокупности через свои первичные организации хочет разруливать поиск - это ничто. А где было РОСТО (ДОСААФ)...

     Председательствующий. Сергей Николаевич, вы присвоили себе слово. Вы присвоили себе... Причём прервали человека. Продолжайте, прошу вас.

     Юхневич В.А. Спасибо большое. Извините, конечно.

     Юхневич В.А. Так вот, я хотел бы о чём сказать, что координационные поисковые работы разрабатывают приложение по созданию единого центра координационного поискового движения. Правильно, не нужно это общественную организацию новую плодить или создавать какую-то общественную, это нужно создать координационный совет при Правительстве Российской Федерации. И вот это предложение... Который будет как раз координировать действия всех поисковых отрядов России. Вот это моё предложение. Спасибо большое.

     Председательствующий. Спасибо. У нас осталось ровно две минуты для работы. Так записано, смотрите, сколько. У нас осталось две минуты здесь работать. Минуту докладчику и минуту мне, чтобы завершить. Прошу вас. А вот что касается предложений, пожалуйста, письменно. Напишите и сдайте в комитет или представителю комитета, руководителю аппарат комитета, и всё это будет учтено. Спасибо. Прошу вас, заканчивайте.

      Кирилин А.В.. Трудно что-то тут суммировать, потому что очень много разных мнений, но я хочу так сказать. Генерал Михайлов правильно сказал, надо всем направить предложения, чтобы их здесь можно было обработать. Тут не высказалась и десятая доля людей. Основная задача какая видится? Это, безусловно, сделать закон таким, чтобы он помог на муниципальном уровне людям исполнять свои обязанности, чтобы он дал регионам дополнительные какие-то права, и чтобы он урегулировал поисковое движение как одну из мощнейших форм увековечивания памяти, которой оно сейчас не является.
     Кто будет ... то, что нужен координационный центр, это понятно, по-моему, всем. Где он будет? Мы не претендуем, Министерство обороны, на то, чтобы именно при Министерстве обороны, бога ради. Я лишь сказал о том, что закон гласит, что этим делом должно заниматься Министерство обороны, координацией. Убрать это из закона, пожалуйста, уберите, назовите, кто. Правительство, значит, правительство. Президент - президент. Товарищи, давайте сейчас закончим. Полминуты, и заканчиваю обсуждение.
      Ряд вопросов, если у кого-то есть тут ..., подходите, я объясню. В том числе, кстати, о лицах, занесённых навечно. Есть такой список, увековечены они все в Музее Вооружённых Сил. Справа и слева от Знамени Победы все фамилии выбиты. Это маловато, я согласен, это увидит мало кто. Товарищи, поэтому есть такое предложение, и мы в этом заинтересованы как уполномоченный орган, Министерство обороны, получить мнения с мест, которые здесь будут ...
     Но самое главное - обращение моё к председательствующему. Надо ... чтобы прошли изменения в закон. 10 лет, вот я 12-й год начальник Центра управления, и мы всё время говорим про изменения в закон, и всё время получаем ответ, что это расходно, что это недоходно, что это не соответствует Бюджетному кодексу. Но, в конце концов-то, давайте изменим тогда Бюджетный кодекс, так же нельзя. Увековечивание памяти погибших при защите Отечества должно носить какое-то там, понимаете, не должно носить расходного характера. Анекдот какой-то просто, кощунство над памятью людей.
     И надо это доложить президенту, пусть Председатель Государственной Думы лично доложит. Вопрос надо решать раз и навсегда. Изменения необходимы. Нет финансирования - никакой памяти не будет, никакой работы поисковой не будет. Поэтому наше предложение...
     Но указание президента же есть по 37-му постановлению, там же сказано, на кого возлагается, кто деньги даёт, и так далее. Там всё есть.

     Председательствующий. Уважаемые коллеги! Спасибо, что вы сегодня пришли. И, видите, какой хороший разговор у нас получился. Очень важно, чтобы он на этом не закончился, правильно вы говорите. Поэтому Комитет по делам ветеранов будет твёрдо стоять на позиции: надо пробивать этот закон. Не всё от нас зависит, далеко не всё, но тем не менее мы намерены идти до победного конца. Спасибо вам большое, здоровья, успехов. Мы будем продолжать эту работу.
                . Вы не дали высказаться.
                . Конкретные предложения.
Председательствующий. Оставьте ваши предложения.
                . Мы ехали не для того, чтобы отдать предложения письменно.
Председательствующий - председатель Комитета                           Н.Д.Ковалев

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » ФОРУМ ПОИСКОВИКОВ » НОВОСТИ » Совершенствование законодательства в сфере увековечения памяти защитни