Воздушные рабочие войны
Ещё в мае 2012 года на одном из Сочинских интернет-сайтов я нашел информацию о месте падения советского самолёта на территории Кавказского биосферного заповедника в районе пос. Бабак-аул.
На протяжении нескольких месяцев предпринимались безуспешные попытки найти проводника, который смог бы вывести нас в нужное место, но всё было тщетно, пока судьба не свела меня с замечательным человеком, заместителем директора заповедника Романом Зеноновичем Холодом. Всего несколько часов понадобилось ему, чтобы найти среди сотрудников заповедника человека видевшего в горах обломки самолёта.
Без срока давности
В середине августа состоялась первая разведывательная экспедиция к месту падения. Крупные фрагменты самолёта были хаотично разбросаны по склону горы и находились в том же положении, что и 70 лет назад. Большую роль в этом сыграло то обстоятельство, что доступ на территорию заповедника ограничен, и место падения не подверглось разграблению сборщиками металлолома. В течение часа нам удалось установить тип самолёта, его номер и номер одного из моторов. Самолёт оказался советским дальним бомбардировщиком Дб-3ф, применявшимся как в частях ВВС Черноморского флота в качестве торпедоносца, так и в дальней бомбардировочной авиации, в частности, в 81 ДБАП 50 авиадивизии дальнего действия и 6 ДБАП 132 БАД. На месте падения было обнаружено одно крыло со стойкой шасси и мотором М-88Б № 882246. Второго крыла среди обломков самолёта обнаружено не было, вероятно оно оторвалось от фюзеляжа несколькими мгновениями раньше и упало где-то в стороне. Но и собранной информации уже было достаточно, чтобы начать работы в архиве по установлению имён и судьбы членов экипажа.
По возвращении домой нами были подготовлены и направлены запросы в Центральный архив Министерства обороны и Центральный военно-морской архив. Участниками экспедиции было принято решение после установления имён экипажа вернуться на гору и установить в память о них небольшой обелиск. Но время шло, и с ним таяли шансы завершить начатую работу в текущем году: приближалась осень, а с ней дожди и неотвратимость переноса основной экспедиции на следующий год. Каждый день я заглядывал в почтовый ящик в надежде обнаружить там долгожданный конверт, но ящик был пуст. В середине октября мы оказались перед выбором: проводить экспедицию сейчас или переносить на весну, дальше тянуть было нельзя, прогноз погоды не сулил ничего утешительного, до сезона дождей оставалась неделя, а потом ляжет снег и все! В этой ситуации было принято решение использовать время по максимуму, 20 октября группа наших сочинских коллег совершила повторное восхождение к месту падения самолёта, и, как оказалось, не зря. На склоне горы, среди обломков фюзеляжа, им удалось обнаружить затянувшуюся от времени и оползней воронку в месте удара бомбардировщика о землю. На глубине 1,5 метра из скального грунта были извлечены останки четырёх лётчиков, их личные вещи, парашюты и самое главное орден Красная Звезда № 27263.
На следующий день, спустившись в долину и едва добравшись до участка, где работает сотовая связь, участники экспедиции передали информацию о находке нашим коллегам в Москву, и уже вечером 21 октября было известно имя владельца ордена и его боевых товарищей:
1. Пётр Дмитриевич Гутников, 1920 г.р., младший лейтенант, командир звена 6 ДБАП, уроженец Орловской области, Новозыбковский район, с. Деменка. Сестра – Вера Дмитриевна Гутникова, проживала по месту рождения учтённого.
2. Иван Павлович Лавров, 1919 г.р., старшина, стрелок-бомбардир 6 ДБАП, уроженец Орловской области, Кромский район, д. Сухачево. Отец – Павел Иванович Лавров, проживал по адресу Ворошиловоградская обл., г. Рубежанск, ул. Серно-Кислотная, д. 46.
3. Пётр Фёдорович Савенко, 1913 г.р., сержант, стрелок-радист 6 ДБАП, уроженец Орловской области, г. Брянск, ул. Васильева, д. 139, кв. 5. Сестра – Александра Фёдоровна Савенко, проживала по месту рождения учтённого.
4. Рожден Герасимович Басилия, 1919 г.р., младший сержант, воздушный стрелок 6 ДБАП, уроженец Чекатурского района, с. Хадистави. Отец – Герасим Басилия, проживал по адресу г. Батуми, ул. Маркса, д. 51.
В этот день десятилетия назад…
Можно только догадываться о том, что стало причиной гибели экипажа. Тем не менее попытаемся восстановить возможный ход событий. Вечером 18 июня 1942 года экипаж младшего лейтенанта Гутникова вылетел для выполнения боевого задания по бомбардировке объектов противника вблизи Севастополя в районе Бельбек. Как сказано в оперативной сводке 132 БАД, наши бомбардировщики подверглись обстрелу зенитной артиллерии противника. Вероятно, именно в этот момент был тяжело ранен либо погиб штурман Лавров, поскольку только этим обстоятельством можно объяснить то, что самолёт Гутникова после бомбометания оторвался от остальной группы и взял курс совершенно в другую сторону от аэродрома базирования. Старшина Лавров был одним из лучших штурманов полка, имел опыт боевой работы в сложных метеоусловиях и не мог допустить такой ошибки, а, следовательно, находился в бессознательном состоянии и не мог помочь своим товарищам.
Если измерить расстояние от Севастополя до Кореновска, то оно в точности совпадёт с расстоянием от Севастополя до места обнаружения обломков самолёта. Этот факт позволяет предположить, что командир, определив по приборам пройденное от цели расстояние начал снижение для захода на посадку на свой аэродром, но не учёл ошибку в курсе и то, что вместо равнинной степной местности окажется в горах Главного Кавказского хребта, в результате чего в тёмное время суток допустил столкновение с горой.
Мы живём, пока о нас помнят
По «горячим следам» в течение пары дней удалось разыскать родственников командира экипажа младшего лейтенанта Гутникова и воздушного стрелка сержанта Басилия. А вот с поисками родственников Лаврова и Савенко дело обстояло гораздо сложнее, пришлось задействовать телевидение Орловской и Брянской областей, участковых уполномоченных полиции по месту их жительства, и в конечном итоге это принесло желаемый результат: были найдены родственники старшины Лаврова и сержанта Савенко.
Накануне Дня защитника Отечества 20.02.2013 г. в г. Сочи состоялось торжественное захоронение останков членов экипажа Дб-3Ф, спустя более чем 70 лет возвратившихся из боевого вылета. В захоронении приняли участие родственники всех четверых лётчиков, приехавшие в Сочи из Грузии, Украины и Брянской области России. Эти люди ранее не были знакомы, но глядя на них в этот момент казалось, что нет на свете более близких друг другу людей. Хочется верить, что это событие, объединившее их, станет началом настоящей долгой дружбы семей русских, грузин и украинцев, вопреки всем политическим разногласиям, существующим между нашими государствами.
Евгений Порфирьев, поисковый отряд «Кубанский плацдарм»
2015.02.25, сайт газеты «Город на Цне». Источник: http://www.top68.ru/society/vozdushnye- … oiny-47336