ИВАН ФЕДОТЬЕВИЧ ГУБИН
На снимке: И.Ф.Губин с женой в семье младшего сына Николая
Все ближе 9 Мая… Семьдесят лет прошло, но всенародная любовь и отношение к Великой Победе делает нынешней весной далекий май 45-го близким. Каждая весна добавляет еще одно звено в цепочку памяти, делая ее прочнее и дороже. Откликнувшись на призыв «Вспомним всех поименно», к нам в редакцию все чаще приходят люди с фотографиями и воспоминаниями о родных и близких, в судьбе которых была война и Победа.
Вот история, которую рассказал о своем отце Николай Иванович Губин.
Иван Федотьевич родился в 1907 году, в деревне Сусловка, седьмым ребенком после шестерых сестер. Закончил в 1919 году Селиловичскую начальную школу, отслужил в Красной Армии. Единственный сын, он с детства учился у отца семейному мастерству — выделывал шкуры. Наступило время — женился, и уже трое детей у них с женой Александрой было, когда пришла беда.
1937 год изуродовал много судеб. Под гребенку сталинских репрессий попала и семья Губиных. Отца его, работящего и крепко стоящего на земле, раскулачили. Иван тоже пошел по этапу, как сын кулака и за то, что работал не покладая рук, а еще — не промолчал на колхозном собрании. Говорят, от тюрьмы и от сумы не зарекайся… Простой сельский мужик, практически без суда и следствия, на 10 лет загремел в лагеря. Нищенская же сума досталась жене, пятилетней дочке Лиле, трехлетнему Аркадию и новорожденному Саше…
Шесть лет валил лес Иван в нечеловеческих условиях cеверных лагерей. Впоследствии все дети его не раз вспомнят парадоксальную, казалось фразу отца: «Если бы не фронт — не выжил! Умер бы с голоду». Зимой 1943года Ивана Губина вместе с другими заключенными, которые хоть как-то еще держались на ногах, перевезли в Казахстан, где Щучинским РВК Акмолинской области он был направлен на фронт.
Есть у нашего народа отличительная черта — можно обижаться на власть, но никогда на Родину. Воевал Иван геройски. Был трижды ранен, но возвращался в строй и дошел до Берлина.
В который раз обращаюсь к информационному порталу Министерства обороны «Подвиг народа». Рассматриваю пожелтевшие наградные документы, читаю неразборчивый почерк и неровные печатные строки…
Приказ № 095/Н по 1090 стрелковому полку 323 стрелковой Брянской Краснознаменной ордена Суворова второй степени дивизии 33армии 1 Белорусского фронта от 06.09.1944г. «…Наградить наводчика ручного пулемета стрелковой роты красноармейца И.Ф.Губина за то, что в боях под д.Б.Ляла первым ворвался в траншею противника. Огнем ручного пулемета уничтожил более 10 немецких солдат, смело и решительно вел огонь, поддерживая наступление взвода, обеспечивая выполнение поставленной боевой задачи». Это медаль «За отвагу».
«…Тов. Губин И.Ф. на протяжении всех боев с 14.01 по 8.02.45 проявил мужество и отвагу. В боях за город Цепелнев (неразборчиво) уничтожил 3 немецких солдата. В боях под городом Гроссен Губин ворвался в немецкий окоп и в рукопашной схватке заколол трех немцев, и при отражении контратак противника уничтожил до 5 немецких солдат». Это орден Славы 3 степени в апреле 1945 г.
Позже к списку боевых заслуг добавились медали «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией» и множество юбилейных.
Домой возвратился солдат в октябре 1945-го. Добирался в товарняке, а от станции Гобики — на велосипеде, который ему выдали за боевые заслуги. Так и заехал в родную деревню Селиловичи — на велосипеде и в орденах.
Как жили-выживали долгих восемь лет его родные — отдельная история. Страшная и, как часто было в войну, на грани человеческих возможностей и понимания. Но жена детей сохранила, уберегла… И это тоже подвиг. Настоящий. Материнский.
Семья встретила его в полуразвалившейся землянке. Первым делом, по-русски, в доме соседей, где хоть крыша была, отметили возвращение героя. А потом подтянули пояса потуже и начали жить: строить дом, детей растить и работать. Трудились с женой в колхозе. Вспомнив семейное ремесло Иван Федотьевич снова стал выделывать шкуры, которые везли к нему со всего белого света. Появились еще двое сыновей: в 1949 — Володя, и уже совсем под старость, через 12 лет после войны — Николай.
Все дети выбрали свой путь и стали замечательными людьми. Старшая Лиля работала всю жизнь ткачихой на камвольном комбинате в Брянске. Аркадий, закончив Ленинградское военное училище, связал жизнь свою с армией. Александр поехал поступать в Харьковский медицинский институт в старой фуфайке… Поступил. Закончил. Кандидат медицинских наук. Владимир выбрал техническую профессию.
Рядом с родителями остался жить, как это часто бывает, самый младший. О Николае Ивановиче Губине, фельдшере скорой помощи, в нашем поселке знают все. Его уважают, ему благодарны. Много лет спешит он на помощь к людям и оказывает эту помощь не только своевременно и профессионально, но как-то очень по-доброму и человечно. Это — талант, ну и призвание, конечно.
Именно в семье младшего сына, в Рогнедино, окруженный заботой и вниманием, жил после смерти жены полностью ослепший Иван Федотьевич. Умер он в 1986 году, похоронен рядом с Александрой Дмитриевной. Более полувека, рука об руку прошагали они по жизни — вместе и после смерти.
Николай Иванович, рассказывая об отце, жалеет о двух вещах. Первое – не научился семейному мастерству. Второе — поздно родился и совсем мало слышал отцовских военных историй.
— Вот старшие братья, те многое могли бы рассказать. В 50-ые годы почти в каждом доме был фронтовик и война это основное о чем они говорили, собираясь вместе,- поясняет Николай Иванович. Братья, Аркадий и Александр, живут на Украине…И хотя оба уже преклонного возраста, Александр Иванович собирается обязательно приехать в мае на могилу родителей.
Для всех поколений этой семьи: детей, внуков, правнуков — тема Победы свята… Как и родная история простого русского солдата Ивана Губина, который достойно прожил свою жизнь. Трагическую, героическую, трудовую…Красивую жизнь.
Надежда Соловьева, газета "Новый путь" Рогнединского района, 20.04.2015г.
Источник: http://gazeta-rognedino.ru/2015/04/russ … gubin-938/