Мой солдат
Моя малая родина – посёлок Гобики. Здесь я родился, здесь учусь в школе. Не менее родной для меня является Щипань, так как в этой красивой деревне живут мои бабушка и дедушка. Я часто бываю у них в гостях, и каждый раз ноги сами ведут меня к моему солдату, к памятнику воину – освободителю, установленному на братской могиле недалеко от дороги. «Здравствуй, солдат» — говорил я не раз, и не раз у меня возникали вопросы: интересно, сколько бойцов здесь похоронено, как, при каких обстоятельствах они погибли, в каком возрасте, когда поставлен памятник. Вопросы возникали, а получить ответы на них, если честно признаться, я почти не надеялся. Рассуждал так: «А кто это помнит, а кто знает?».
Оказывается, такой человек есть, и живёт он на одной улице с моими родственниками. Мария Ивановна Денисова события военных лет помнит так, как будто это было вчера. Учитель сказал нам, что женщине, к которой мы идём в гости, чтобы взять интервью и записать встречу с ней на видео, 90 лет. Мы ожидали увидеть беспомощную, сгорбленную старушку, но на пороге нас встретила подвижная, доброжелательная, улыбчивая бабушка. Мария Ивановна очень интересно рассказывала нам о том, как она и её сверстники жили и трудились в годы войны, как поддерживали друг друга, делили вместе и горе, и радость. На вопрос, что особенно памятно из тех страшных военных лет, наша собеседница без раздумий ответила: «Похороны солдат, погибших в бою за Десну».
Мария Ивановна рассказала, что с середины сентября 1943 года с противоположного берега реки стала слышна беспрерывная стрельба. Со стороны Сокольего Бора наступали части нашей армии. Отступая, немцы оставили живой заслон – роту автоматчиков, которые сдерживали наступление наших солдат. Несколько дней шли суровые бои на подступах к Десне. 15 сентября наши войска форсировали реку и продолжили наступление в направлении города Рославля. В боях с фашистами при форсировании Десны в районе деревни Щипань погибло более пятидесяти наших воинов. Как только стрельба затихла, Мария Ивановна и её подруги стали собирать тела погибших солдат. Их укладывали на повозку и свозили на окраину деревни. Там, в конце огородов, выкопали большую яму и похоронили освободителей. В середине 50-х солдат перезахоронили в братскую могилу на местном кладбище, а в 1957 был установлен памятник. С тех пор солдат с обнажённой головой, с автоматом через плечо стережёт покой воинов, погибших в бою за Десну у деревни Щипань.
Вот так Мария Ивановна Денисова помогла мне найти ответы на многие вопросы. Списки захороненных в братской могиле нам дали в Фёдоровской поселковой администрации. Теперь я знаю, что в могиле вечным сном спят 53 защитника Родины разных национальностей (об этом свидетельствуют фамилии погибших). Самый старший из них Попов Семён Фомич 1895 года рождения, а рядовому Воробьёву Павлу Алексеевичу не было ещё и 18-ти (он с 1926 года рождения).
Мы благодарны доброй, светлой, замечательной женщине за интересный, содержательный рассказ о военном времени, благодарны за память, за то, что каждый год в дни поминовения, как к кровным, как к родным, она спешит на могилу воинов, похороненных ею и её подругами в далёком 1943 – м. А я благодарен ещё и за то, что после встречи с Марией Ивановной Денисовой мой солдат и те, чей покой он стережёт, стали мне ещё ближе, ещё дороже.
Шпикин Илья, ученик 6-го класса Гобикской СОШ
Газета "Новый путь" Рогнединского района, 28.04.2015г.
Источник: http://gazeta-rognedino.ru/2015/04/moj-soldat-967/