ФРОЛОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ

http://s8.uploads.ru/t/wogGK.jpg

     Название «Дорога жизни», которое дали ленинградцы ледовой трассе через Ладожское озеро, начавшей работу 22 ноября 1941 года, — не поэтический образ. Это был единственный путь, позволивший осаждённому Ленинграду выжить и даже помогать фронту.
     Дорога начала действовать в те дни, когда нормы на питание стали самые низкие: рабочие в день получали 250 граммов хлеба, сделанного из суррогата, а дети и служащие — по 125 граммов хлеба. Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было всё, что можно было съесть. Солдаты на передовой получали по 500 граммов хлеба. Но даже для сохранения этих норм требовалось ежедневно не менее тысячи тонн продовольствия.
     Единственной артерией, которая связывала блокадный город с Большой землей, была «Дорога жизни» – 45-км ледовая трасса по Ладожскому озеру. Шли днём и ночью по льду озера машины и доставляли в город продовольствие, вооружение, боеприпасы. Из Ленинграда вывозили детей, стариков, больных, раненых жителей. За две блокадные зимы по ледовой дороге было перевезено более 1 млн тонн грузов и эвакуировано около 1,5 млн человек.
     С ноября 1941 года по апрель 1942 года (152 дня) ледовую дорогу обслуживали порядка 4000 автомобилей, не считая гужевого транспорта. Каждая четвёртая машина не вернулась из рейса, провалившись в полынью или попав под бомбёжку или артобстрел. По разным источникам, от 16 до 18 тысяч человек работали на трассе.
     По этой ледовой трассе водил свою фронтовую полуторку и наш земляк из деревни Буда Григорий Иванович Фролов. Вот как впоследствии он вспоминал об этом трудном времени: «Нас постоянно обстреливали самолёты. Снег слепил глаза. Морозный ветер пронизывал насквозь. Работать приходилось почти вслепую, особенно ночью. Машиной часто управляли стоя, с открытыми дверцами кабин. Во время сильных налётов немецкой авиации мы останавливали машины, ложились на лёд. А после бомбёжки — снова за руль. Ведь главное было — доставить продовольствие, которое так ждали ленинградцы. От нашей работы тогда зависела жизнь тысяч людей. От взрывов снарядов и бомб лёд часто ломался. Машины уходили под воду, гибли мои товарищи…»
     24 апреля 1942 года с таянием льда «Дорога жизни» прекратила свое существование. Об этом в газете «Правда» за 9 мая 1942 года было написано: «История Ладожской дороги — это поэма о мужестве, настойчивости и стойкости советских людей». Хотя в той или иной степени «Дорога жизни» продолжила действовать и зимой 1942–43 годов, когда она использовалась не только для обеспечения города, но и при подготовке наступления Красной армии для прорыва блокады.
     Чтобы отстоять Ленинград, надо было совершить подвиг. Защитники Ленинграда и жители блокадного города совершили его.
Подготовила Татьяна ЖУКОВА, учитель истории школы №1 п. Дубровка.
Газета "Знамя труда" Дубровского района, 23.11.2016г.
Источник: http://znamya-truda32.ru/2016/11/23/poe … ix-lyudej/