Бугровщичество как промысел по раскопке древних курганов, так называемых «бугров», с целью наживы было характерно для 17-18-х веков. В то время происходило освоение новых земель Российской империи, в частности Сибири. В погоне за легкой добычей в алтайскую степь уходили целые артели. Жители иногда целыми деревнями снимались и шли «бугровать». Они разбивали стоянку неподалеку, копали землянки для жилья и работали на «буграх» - курганах. Об этом промысле имеются упоминания в архивных документах того времени.
В Эрмитаже хранится так называемая Сибирская коллекция Петра I, представляющая собой собрание драгоценных вещей из могильников Западной Сибири. С одной стороны, эти предметы представляют собой великолепные изделия, имеющие историческую и культурную ценность. С другой - они вырваны из среды, к которой относились, и сейчас ученые пытаются установить принадлежность некоторых из этих находок к конкретным курганам и конкретной кочевой культуре. Это удается, к сожалению, далеко не всегда, поэтому научная ценность предметов из Сибирской коллекции все же не так высока. Почему не высока? А потому,что систематизировать находки сейчас уже невозможно,сколько смогли столько и скупили не маркируя,да и частенько скупщики основные покупки себе присваивали,куда всё ушло вы можете догадаться сами,учитывая,что такие изделия очень редко всплывают в коллекциях напрашивается вывод,что переплавили сукины дети всё в слитки..  В каких масштабах происходила эта вакханалия вы уже знаете,а вот в каких объемах..тут если прикинуть с калькулятором и посчитать по среднему-волосики то дыбком встать могут. Продолжаю))

Начинали «бугровать» курган всегда с центра. Вероятно, у копавших был опыт земляных работ в рудниках Алтая. Бугровщиками забивался широкий шурф, который ступенчато опускался вниз до каменного перекрытия.
Когда мы начали раскопки центральной могилы, то стало ясно, что ступеньки делались примерно через сажень и выстилались колотыми досками. Так удобнее было передавать наверх ёмкости с грунтом или выкидывать землю «в перекидку» - со ступени на ступень. Грабители кидали землю снизу вверх простой деревянной лопатой без каких-либо металлических накладок. Такую лопату, брошенную в яме из-за поломки, мы обнаружили на глубине четырех метров от уровня материка. А ведь копали бугровщики сверху насыпи – значит добавить надо еще пять или шесть метров.
Искателей сокровищ не останавливали мощные каменные заклады в могилах. Гранитные блоки они выламывали с помощью рычагов из березовых стволов. Лаги подводили под самые крупные глыбы и отваливали их в сторону, камни поменьше вытаскивали наверх по тем же ступеням или при помощи простейших блоков.
Вес некоторых камней достигал нескольких сотен килограммов, и даже при помощи современной техники извлечь их из ямы очень непросто. Все эти березовые лаги и бревна со следами от веревочных блоков найдены нами в заполнении могилы и, несмотря на весь урон, причиненный памятнику бугровщиками, поневоле проникаешься уважением к поистине титаническому труду, проделанному нашими предшественниками.(лично я не проникаюсь)
Но увенчался ли этот труд успехом в данном случае? Ведь тяжелейшей работой была занята здесь целая артель, которая жила рядом с могильником. Следы землянок до сих пор хорошо видны по склону неподалеку, а рядом с одной из них найдена сибирская полушка – мелкая монета екатерининского времени.
Удалось ли кладоискателям оправдать эту работу находками достаточного количества могильного золота? Ответ на этот вопрос нашелся в рукописных «Записках о чудских буграх» известного барнаульского краеведа Степана Ивановича Гуляева. По мнению А.А. Тишкина, автора раскопок одного из курганов могильника Бугры, в них дано описание именно нашего памятника. Название, данное бугровщиками этим курганам, говорит само за себя – Злыдыри! Так их окрестить могли только с досады за напрасно потраченные усилия.
Возможно, потому и речка, на которой стоит посёлок Бугры со своими курганами, с легкой руки бугровщиков стала именоваться Злыдарка. Находили вот такие вещи

http://s5.uploads.ru/t/NbHUW.png
http://s8.uploads.ru/t/VkmpA.png

А теперь давайте почитаем беседу с человеком,который,собственно, и поставил знак равенства бугровщик=поисковик современный. При этом я почему- то не услышал от этого человека,что современных бугровщиков- могильщиков очень мало и они не создают сайты с краеведческим уклоном и вандалов копарей или как мы их называем свинорылы,тоже очень мало. И то,что 80% населенных пунктов уничтожили не они,а государство. Сколько деревень после ликвидации было перепахано? Сколько столкнуто в болота? Сколько залито химией? Сколько затоплено вместе с погостами? НЕ СОСЧИТАТЬ ЭТИ ПОТЕРИ!! Но с легкой руки авторитетного человека поисковики были названы главным злом в деле разрушения исторических памятников.. Комментарии как говорится излишни,у меня уже кроме слюней ничего в качестве аргументов не осталось.

«Золотая пыль веков»: «Неизвестная Сибирь» о бугровщиках и распродаже истории

Как разграбление могил и поиск курганного золота стали одним из главных промыслов сибиряков? Какую роль находки сыграли в открытии на Алтае чудских копей Демидовых? Кто такие современные бугровщики и чем они опасны для истории? Тайга. инфо продолжает совместный проект с журналом «Неизвестная Сибирь».
300 лет назад поиск древних сокровищ считался одним из главных промыслов сибиряков. Целые поселения за счет этого жили, и жили неплохо. Сами кладоискатели называли себя бугровщиками, а свое занятие — бугрованием. От слова «бугор». Потому что искать эти сокровища приходилось в древних курганах, которые появились здесь до нашей эры. О бугровщиках и древних сокровищах«Неизвестная Сибирь»попросила рассказать сибирского археолога, доктора исторических наук Андрея Бородовского. Тайга.инфо с разрешения редакции публикует интервью без купюр.

Рисковые люди

— Как все начиналось? Откуда взялись эти сокровища?
— На огромных пространствах от Иртыша до Енисея стояли тысячи древних курганов, полных золота и серебра. Русские называли их чудскими могилами. Якобы жил когда-то мифический народ — чудь белоглазая, но, испугавшись прихода русских, ушел в подземные пещеры, завалив все входы, и оставив сверху только бугры-курганы. Так гласит легенда.
Любопытно, что практически все «чудские могилы», вплоть до ХVII века, никто не разорял. Возможно, традиции местного населения не позволяли, а может быть, это сложно было сделать чисто технически.

— Что же здесь такого сложного? Бери да копай.
— А вот представьте себе: холм высотой от трех до шести метров, под ним могильная яма — это еще метра два. Получается, надо прорыть лаз глубиной восемь метров, плюс организовать вывоз грунта — чувствуете, какой объем работы?
Бугрование триста лет назад — это действительно был настоящий, хорошо организованный промысел. Копать уходили целыми отрядами, человек по пятьсот, ранней весной, по последнему санному следу, потом делились на более мелкие артели, разбредались по степи и возвращались с добычей только к осени. В случае удачи, разрыв какой-нибудь особо богатый курган, крестьянин мог запросто купить мельницу и обеспечить себя до самой старости. О жителях Чаусского острога, к примеру, шла слава, что у них все население живет бугрованием. Судя по всему, в те времена в нашей лесостепной зоне это было выгоднее, чем заниматься земледелием.

— То есть растить хлеб невыгодно, а разорять могилы…
— Выходит, что так. Но, правда, и более рискованно. Самые большие и богатые курганы располагались на юге, в Кулундинской степи. И там не раз случались кровопролитные стычки с джунгарами, которые претендовали на эти земли.
А по поводу «разорения могил»… Не надо забывать, что на первых порах для наших поселенцев все это «историческое наследие» было чужое, относящееся совершенно к другой реальности. Это примерно то же самое, что для современных людей стоянка какого-нибудь неандертальца. Потому и моральные запреты на эти захоронения не распространялись.
Единственное, что могло остановить, — мистический страх. Вы думаете, каково им было раскапывать «чудские могилы»? Спускаться в мир мертвых и добывать там сокровища для мира живых? Недаром долгие годы ходила молва про проклятие могильного золота — будто бы каждого, кто коснется его, ждет беда. Любой несчастный случай, болезнь или гибель списывались на это «проклятие». И тем не менее люди шли на риск.

— Всему виной золото курганов? Что можно было там найти?
— Да, конечно, золото… Но не тонкие, штампованные изделия, а предметы из полновесного, цельнолитого металла, часто с полудрагоценными вставками. Например, порой там можно было найти золотую бляху размером с добрую мужскую ладонь. В захоронениях встречались самые разные вещи — амулеты, пояса, украшения, конская сбруя. Вся разница заключалась лишь в том, кто раньше был их хозяином. Ведь вещи демонстрировали статус своего владельца, это были социальные маркеры того времени — как человек одет и на чем он ездит. Собственно, так же, как и теперь.

— Но ведь нашим находкам далеко до скифского золота, которое находили в южных степях?
— А вот тут я с вами совершенно не согласен. Дело в том, что скифское золото вышло из рук античных мастеров. Оно и скифским-то называется, в общем, условно. Это античное золото, сделанное, говоря современным языком, по заказу скифских «олигархов». А сибирское золото полностью оригинальное — и мастера были местные, и образы, которые они создавали, рождались в этой культуре, на этой земле.

Достояние империи
— А когда в России узнали о существовании сибирского золота?
Я вам даже дату точную могу назвать — 1670 год, когда из Сибирского приказа царю Алексею Михайловичу была отправлена отписка о том, что «русские люди в татарских могилах выкапывают золотые и серебряные всякие вещи и посуду».

— И какое впечатление эта сибирская грамота произвела на нашего царя?
Трудно сказать. Похоже, что никакого. По крайней мере, в документальных источниках сведений об этом не сохранилось. А вот Петр I принял аналогичное известие близко к сердцу. Правда, случилось это спустя почти тридцать лет, и не в России, а… в Голландии.
Николас Витзен, голландский дипломат, юрист и купец, несколько лет провел у нас в стране и довольно близко сошелся с Петром I. Как и многих других иностранцев, его очень интересовали земли, лежащие к востоку от Урала. А Россия чужих в те времена туда не пускала.
Тем не менее, Витзену удалось собрать через своих агентов неплохую коллекцию сибирского золота. И позже, уже в Амстердаме, он показал ее российскому царю. Мол, смотрите, государь, что водится в ваших собственных владениях, — все это добыто не где-нибудьв Гишпании, а на бескрайних сибирских просторах. Петр загорелся: надо же, у нас есть достояние, которое знают и ценят на Западе, а мы о нем даже малейшего представления не имеем!
Здесь надо понимать тогдашнюю мировую конъюнктуру. На дворе ХVII век, весь мир охвачен золотой лихорадкой. Испания, Англия, другие европейские страны — все включились в борьбу за драгоценный металл. И тут выясняется, что Россия является обладательницей собственного ресурса, пусть не такого мощного, как золото инков, но все же. Для Петра, как вы понимаете, это обстоятельство было очень важным.
Между прочим, коллекция Николаса Витзена не сохранилась. Голландцы ее, что называется, профукали. А вот Сибирскую коллекцию царя Петра — двести сорок уникальных предметов, шестьдесят фунтов чистого золота — и сегодня можно увидеть в Эрмитаже.

— Получается, что собирать эту коллекцию Петр начал сразу после возвращения из Голландии?
— Ну,вообще-то, после Голландии царю было не до того. Его ждали более важные дела — началась Северная война. Но о сибирском золоте он не забыл. Точнее, ему вскорости об этом напомнили.
На рождение царевича Петра Петровича уральский промышленник Акинфий Демидов сделал знаменательный подарок. В то время было принято дарить новорожденному «на зубок» серебряную ложечку. Демидов же преподнес не какую-тотам ложку, а целое собрание золотых вещей из курганного золота. Мужик он был хитрый и знал, чем потрафить своему государю.
Собственно, его подарок и лег в основу будущей Сибирской коллекции. И уже после этого Петр дал поручение тогдашнему сибирскому губернатору Матвею Гагарину искать по всей Сибири и скупать для царской казны лучшие образцы древнего золота. Гагарин взялся за дело усердно и действительно собрал Петру более двухсот «куриозов» — диковин. Но бес, как говорится, губернатора попутал, и немалая часть собранного им золота осела в его же собственных сундуках.

— Насколько известно, губернатор Гагарин позже был казнен, цесаревич, получивший подарок, умер во младенчестве… Проклятие сибирского золота?
— Многие так и говорили. Но вот смотрите: у промышленника Демидова, собравшего коллекцию для подарка цесаревичу, все было в жизни прекрасно. Видимо, «проклятие» действовало как-то избирательно.
Между прочим, именно Демидовы потом начали разрабатывать на Алтае чудские копи — первые в России серебряные рудники. И превратили их в огромное по тем временам производство. Благодаря этому Россия уже к 1725 году перестала зависеть от западных поставок серебра. И курганные находки сыграли здесь важную роль.

— А разве между этими фактами существуеткакая-то связь?
— Ну это ведь очевидно. Если имеем в таком количестве золотые и серебряные изделия, значит, где-то поблизости находятся и залежи драгметаллов. Еще Геродот писал о Рифейских горах, где живут «стерегущие золото грифы»… Получается, что уже во времена античности было известно о существовании у нас богатых золотых россыпей. Правда, к тому времени, как на чудские копи пришли Демидовы, весь самородный металл был уже выбран. А вот серебра еще хватало.

— А как дело обстояло тогда с курганами? Что дали поиски ученых?
А курганы к этому времени были практически опустошены. Могильного золота хватило почти на целый век бугрования, но всему однажды приходит конец. Когда в 1718 году в Сибирь приехал немецкий ученый Даниэль Мессершмидт, специально приглашенный Петром, чтобы провести здесь археологические раскопки, он не сумел найти ни одной сколько-нибудь ценной вещицы. Позже и историк Герхард Миллер, участник Великой Северной экспедиции, отмечал, что все «бугры» полностью разграблены и на промысел больше никто не ходит.
К началу XIХ столетия сибирское золото превратилось в легенду, в предание глубокой старины. И оставалось таковым на протяжении двухсот лет — вплоть до конца прошлого века.

Технологии разграбления
- Так что же произошло в девяностых годах?
— Техническая революция… или, скорее, техногенная катастрофа. Появились металлодетекторы. И люди поняли, как можно заработать. Оказывается, деньги лежат буквально под ногами. Возник новый тип современных бугровщиков — черных копателей. И все происходит в точности как триста лет назад. Едва сходит снег, они выезжают целыми группами на внедорожниках и вплоть до осенних холодов обшаривают археологические памятники, выгребая весь металл. Правда, существует и отличие: если бугровщики ХVII-ХVIII веков практически полностью угробили историю раннего железного века, то нынешние копатели наносят ущерб русской археологии Нового времени — того самого, в котором жили их предшественники. Вот такой парадокс.
Но настоящая трагедия происходит сегодня на севере Западной Сибири — в районе Сургута, Ханты-Мансийска. На территориях, которые для археологов и сейчас во многом остаются белым пятном. Там черные копатели разоряют святилища и погребения средневековые, раннесредневековые и еще более далекого прошлого. Буквально за несколько лет в этих местах собрано столько серебряных и бронзовых вещей, уничтожено столько кладов и культовых сооружений, что специалисты просто в отчаяние приходят. А что делать, если черные копатели первыми появляются там, где еще не ступала нога профессионального археолога?

То есть история повторяется. Опять черные копатели обгоняют ученых.
— И неудивительно! Они технологически лучше вооружены. Они успели набраться опыта и по малейшему писку детектора угадывают, что там под землей. Они научно подкованы — книжки читают, документы изучают, картографию знают получше некоторых моих коллег. Мог ли я в 1993 году, составляя археологическую карту Колыванского района, подумать, что через несколько лет по этой карте, по моим следам пойдут черные копатели? Мне бы и в голову такое не пришло.
В общем, ситуация сложилась двойственная: с одной стороны, мы получили целую когорту людей, хорошо ориентирующихся в родной истории, а с другой, эти люди заняты тем, что родную историю уничтожают и распродают. Есть у нас село Усть-Алеус — я туда иногда приезжаю в гости. Старинное сибирское село первой четверти ХVIII века. Знаете, что там сделали? Тупо подогнали бульдозер, заплатили механизатору, и он просто-напросто сгреб весь культурный слой. Весь ХVIII век. Люди походили по развороченной земле, собрали монеты, какие нашли, и уехали. Все! Археологического памятника Усть-Алеус больше нет.
Кстати, вы знаете, что с тех пор как появились металлодетекторы, стоимость сибирской монеты резко упала? На рынок выбросили такое количество «сибирок», что цены рухнули примерно вдвое.

— А сколько вообще может черный копатель заработать за сезон?
— Ну, такие вопросы вы не мне задавайте. Я могу судить об исторической ценности найденной вещи, но не о ее денежном эквиваленте. Если интересно, можете залезть в интернет и выяснить, сколько стоит, скажем, бронзовый наконечник скифского времени.
Золото вы вряд ли там найдете, это случай крайне редкий. Серебряные предметы оцениваются в тысячах долларов. А стоимость сасанидских изделий — это середина первого тысячелетия, иранское производство — объективно начинается с восьмидесяти тысяч. Это уже вещи, которые выставляются в Эрмитаже, Лувре, Британском музее…

— И их можно до сих пор найти у нас в Сибири?
— На севере — да. На юге — вряд ли.Все-таки бугровщики оказались первыми у этого пирога, а нам сегодняшним остались, можно сказать, одни объедки. Хотя… знаете, чем интересна для археолога наша лесостепная зона? Она может вам вообще ничего не давать или подсовывать самые ординарные вещи, а может вдруг подарить такую находку, что все ахнут.
Такая редкая удача выпала в свое время сибирскому археологу Владимиру Ивановичу Матющенко. Курган недалеко от села Сидоровка в Омской области, который он исследовал, был давно разграблен и не обещал никаких сюрпризов.
Но оказалось, что одну могилу копатели не заметили. И это была мировая сенсация. Глазам ученых открылось захоронение древнего воина, каким оно было еще до прихода бугровщиков. Десятки золотых и серебряных вещей остались нетронутыми — и среди них предметы исключительной исторической и художественной ценности.

— Значит, не все еще клады открыты, и счастливые находки все-таки случаются?
— Безусловно. Меня судьба однажды свела с человеком, в руки которому попала по-настоящему уникальная вещь. Из чистого золота, очень высокой пробы, самородного металла. Нашел он ее совершенно случайно — на берегу реки, в песчаном карьере, когда остановился помыть автомобиль. Золотая пластина, изображающая двух борющихся львов, сделана была более двух тысяч лет назад и, скорее всего, украшала пояс особы очень высокого ранга.

— Я, наверное, задам странный вопрос, но как вы думаете, когда наша археология больше потеряла от черных копателей — в ХVII веке или в наши дни?
— А это, знаете, еще как посмотреть, потеряла археология от сибирских бугровщиков или приобрела. Если оценивать с точки зрения сегодняшней науки, то конечно, это было варварское разграбление археологических памятников. Мы фактически утратили огромный объем нашего исторического наследия. Но если судить в контексте того времени…
По сути, именно бугровщики привлекли внимание к сибирскому золоту. Не будь их, не было бы и петровской коллекции. А она,как-никак, считается самым первым в нашей стране собранием археологических древностей. Так что, хотим мы или нет, надо отдать должное бугровщикам — ведь именно с них триста лет назад и начиналась наша археологическая наука.

Елизавета Майкова, «Неизвестная Сибирь», №14

Отредактировано Фёдор Шанбахер (2016-11-17 20:48:36)