В оперсводке штаба армии № 18 (ЦАМО РФ, фонд 202, опись 5, дело 21, лист 53) сказано, что 25 августа разведгруппа 1005-го стрелкового полка в составе 45 человек была окружена в районе населенного пункта Бересток (в 10 километрах северо-западнее Дуковки) мотопехотой противника. Что стало с разведчиками - в сводке не указывается. Известно только, что в расположение части вернулись лишь 13 человек, которые вывел из окружения лейтенант Зотов, получивший в этом бою ранение.
Из документов штаба армии видно, что в последние дни августа фашисты вплотную приблизились к оборонительным позициям 279-й дивизии, расположенным по восточному берегу Десны. После ожесточенных боев 28 августа немцы захватили населенные пункты Троицкое, Долгое и северную окраину села Голубея, а на следующий день вели активную разведку боем против подразделений 1001-го полка. Атака была отбита, в плен были взяты два немецких солдата. В тот же день из района Вороново немцы оттеснили нашу разведку к Десне. Из Запорья до двух рот противника атаковало высоту 192,4. Наступление было отбито, но 31 августа противник вытеснил боевое охранение 1001-го полка за Десну и начал окапываться на западном берегу. Только боевому охранению 1005-го полка удалось удерживать позиции на правобережье. Еще некоторое время под контролем дивизии оставались Голубея и Бересток. К концу августа фашисты полностью вытеснили войска 279-й дивизии с западного берега Десны. (ЦАМО РФ, фонд 202, опись 5, дело 21, лист 80).
Контрудар был назначен на утро 2 сентября. Главный удар наносили 279, 278, 299-я стрелковые дивизии и 121-я танковая бригада. 279-й дивизии предписывалось атаковать противника на участке Вязовск-Коробки и к исходу 2 сентября овладеть населенными пунктами Хлистовка, Алешня, Любимовка, Слобода, то есть пройти с боями 7-10 километров.
279-я стрелковая дивизия, как уже говорилось, полностью изготовиться к началу наступления не смогла. 2 сентября в 11 часов по переднему краю противника была произведена артподготовка, но форсирование Десны на участке Вязовск-Коробки началось только в 18.30. К 21.00 дивизия овладела восточной окраиной деревни Девочкино, левым флангом вела упорные бои за Голубею, Дубовец, Коробки. (ЦАМО РФ, фонд 202,опись 5, № дела 21, лист 91.) Третьего и четвертого сентября, как следует из оперсводок (ЦАМО РФ, фонд 202, опись 5, № дела 21, лист 93.), шли упорные наступательные бои. Фашисты отвечали контратаками из района Малой Салыни. Немецкие атаки былиотбиты. К 20.00 4 сентября дивизия продолжала попытки занять разъезд Рековичи, укрепилась в двух километрах западнее Девочкино, овладела Малой и Старой Салынью. Однако при сильной поддержке авиации 1003-й полк был атакован противником и вынужден был отойти к высоте 235,6, которая в течение дня переходила из рук в руки шесть раз. (ЦАМО РФ, фонд 202, опись 5, № дела 21, лист 106.) На следующий день 279-я дивизия ведет упорные оборонительные бои. В оперсводке за 6 сентября говорится, что утром этого дня 279-я дивизия перешла в наступление и овладела Рековичи (ЦАМО РФ, фонд 202, опись 5, № дела 21, лист 114.). Однако в оперсводке за 7 сентября сообщается, что дивизия продолжает предпринимать безуспешные попытки захватить Рековичи. И делается пояснение, что показания предшествующей оперсводки "о занятии Рековичи оказались фальшивыми" и по этому факту производится расследование (ЦАМО РФ, фонд 202, опись 5, № дела 21, лист 117.) Результаты этого расследования нам неизвестны. 7 сентября в очередной раз сообщается о взятии Рековичи, но в следующих оперсводках вновь говорится о безуспешных попытках овладеть этим разъездом, хотя о том, что он был отбит немцами, информации в штаб армии не поступало (ЦАМО РФ, фонд 202, опись 5, № дела 21, листы 117,152, 163.)
Оперсводка за 7 сентября сообщает о чрезвычайном происшествии, случившемся в 1005-м полку (ЦАМО РФ, фонд 202, опись 5, № дела 21, лист 130.) Во время атаки противника командир одного из батальонов дал самовольное распоряжение об отступлении. Отход батальона происходил в беспорядке. Это ставило под удар другие подразделения полка и могло повлечь за собой серьезные последствия. Прибывший командир полка расстрелял командира батальона и, взяв командование на себя, восстановил положение. Ожесточенное сопротивление фашистов, недостаточная артиллерийская поддержка и отсутствие прикрытия с воздуха требовали от бойцов и командиров, по сути дела, не имеющих настоящей военной подготовки и наступающих под шквальным огнем противника, большого мужества и выдержки. И тут многое, конечно, зависело от командиров. От их поведения и авторитета. Часто они шли в атаку впереди наступающих цепей, чтобы воодушевлять своим примером бойцов.
К середине сентября, продвинувшись на 7-10 километров, дивизия израсходовала свой наступательный потенциал. К 15 сентября войска 50-й армии по приказу командующего фронтом закрепились на достигнутом рубеже и перешли к обороне. В конце сентября 279-я дивизия находилась на рубеже: поселок 3аленского - поселок Свячки - поселок Бубнов по восточному берегу реки Десны до устья реки Сещи.