АВГУСТ
1 августа 2 Танковая группа немцев перешла в наступление из района Кричева на Рославль. Оборона сильно потрепанных дивизий 13 Армии генерал-майора К.Д.Голубева представлявших собой сводные группы частей недавно вышедших из окружения и понесших при этом большие потери была сразу прорвана и противник устремился на Рославль выходя в тыл 28 Армии Резервного фронта.
6 августа, утром, в наступление юго-восточнее Кричева в направлении Шумятичи, Хотовиж перешла ударная группировка 45 стрелкового коруса (132-я и 137-я сд). К 7 августа этой группе удалось прорваться к шоссе Кричев-Рославль в районе Хотовиж, поставив под угрозу удара тылы 2-й танковой группы. Обеспокоенное создавшимся положением, командование группы армий «Центр» срочно перебросило в этот район части 78-й пехотной дивизии, которые атаковали части 45 СК к югу от шоссе.
7 августа, в 20:20, было получено боевое распоряжение командира 21 Армии № 035 — 25-му мехкорпусу в составе 50-й танковой дивизии выступить в район Рудня, Гришин (30 км юго-восточнее Климовичей), где поступить в распоряжение командующего 13-й армией генерал-майора К.Д.Голубева (также передавались 155 сд, 42 сд и два гаубичных артполка). 219-ю мотострелковую дивизию, 12-й мотоциклетный полк и 55-ю танковую дивизию, под общим командованием генерал-майора Корзуна, следовало оставить в составе 21-й армии на занимаемом рубеже.
8 и 9 августа в наступление в направлении Новозыбков, Стародуб перешли части 2 Танковой группы Гудериана, охватывая с правого фланга войска Центрального фронта. Прорвав оборону частей 13-й Армии XXIV Mехкорпус противника вышел на рубеж реки Лобжанка, продолжая развивать наступление на Костюковичи. Немецкие части заняли Милославичи и Родню, поставив под угрозу окружения дивизии 45 СК. В связи с глубоким обходом правого фланга этого корпуса генерал Голубев разрешил его дивизиям прекратить наступательные действия и отойти на рубеж реки Лобжанка, но бронетанковые части противника уже перехватили пути отхода.
9 августа, в 7:00, штаб 25-го мех.корпуса и танковая группа (35 танков) сосредоточились в лесу в 2 км юго-восточнее Соболенка, Лапина.
10 августа обстановка на правом фланге 13-й армии значительно ухудшилась. Юго-восточнее Кричева развернулись ожесточенные, кровопролитные бои. Противник подтянул к месту прорыва дополнительные силы и продолжал развивать наступление в образовавшемся разрыве между войсками Центрального и Брянского фронтов (?) в направлении Костюковичи. В 21:30 50-я танковая дивизия и управление корпуса выступили в район Рудня, Гришин.
11 августа, в 1:45, последовал новый приказ командарма-13 о занятии рубежа в районе Хорошовка, Низки, Рассоховичи. В 2 часа 50-я танковая дивизия выступила в указанный район.
12 августа дивизия, приступившая к укреплению рубежа обороны в районе Рассоховичей, имела на ходу 11 Т-34 и 12 Т-26, остальные танки находились в ремонте. В этот же день был получен приказ — создать из танков 50-й танковой дивизии и достаточного количества мотопехоты с артиллерией отряд для того, чтобы пробиться к окруженному 45-му стрелковому корпусу комдива Э.Я. Магона. Однако отряд успеха не добился, комдив Магон погиб в окружении.
13 августа противник начал наступление в полосе 137-й стрелковой дивизии в районе Волосковня. В 14:00 немецкие части прорвали оборону 137-й сд, которая имела к этому времени всего 600 человек активных штыков, собранных из тыловиков, связистов и саперов, и устремились на Костюковичи. 50 тд пришлось прикрывать отход частей 13 Армии и с боем отойти в район Беленковичи. В бою под Костюковичами дивизия потеряла 8 танков, 2 бронемашины. С 16:00 штаб корпуса начал обстреливаться немецкой артиллерией и к вечеру оказался отрезанным от войск 13-й армии.
14 августа, ночью, генерал Кривошеин вывел штаб из окружения, к 6:00 штаб корпуса сосредоточился в лесу южнее Краспицы, потеряв 1 Т-34 и 1 БТ.
16 августа дивизия осталась одна, без соседей, противник начал обтекать с обоих флангов, приказа на отход дивизии не было и только частями дивизии вели бой с обходящим с флангов противником и только в 20.00 была получена шифровка штарма 13 - дивизии перейти в район Буда Вовницкая.
17 августа, в 3.00, части дивизии начали отход за р. Ипуть. При выходе 100 ТП, ГАП и МСП на рубеж Ворейка, Журбин танки противника вышли в Ворейку и открыли огонь по отходящим частям дивизии. В связи с малым количеством автомашин основная масса личного состава шла пешком, танки прикрывали отход дивизии. К 17.00 прорвались мотоциклисты и танки противника к мосту на р. Ипуть в г.Сураж и открыли огонь по переправившимся частям дивизии, и только благодаря тому, что у моста находились танки идущие в ремонт в РВБ и две роты МПБ, противник от моста был отогнан и переправа продолжала существовать. К исходу дня танки противника, мотопехота с артиллерией атаковала прикрывающие отход наши танки из района Писаревка в тыл, в это же время вдоль р. Ипуть по северному берегу выходила в район г.Сураж другая группировка противника (танки, мотоциклисты). В этом бою было уничтожено до 20 танков противника, до 30 мотоциклов и 25 машин с людьми. Дивизия потеряла до 25 танков, убито и ранено – 137 человек.
17-19 августа дивизия оборонялась в районе г.Сураж.
19 августа, в 2.00, по приказу 45 СК дивизия получила задачу – прорваться через г.Унеча и выходить из окружение в район Роговка. В 5.00 части 50-й танковой дивизии атаковали Унечу и захватили её северную окраину, но противник быстро оправился и открыл сильный артиллерийский огонь из батарей, танков зарытых в землю и минометов. Действующая справа 155 СД в помощи отказала и ушла на юг. Действующая слева 137 СД также не оказала помощи. Противник обошел г.Унеча и в самый разгар боя из района Писаревки танки противника атаковали в тыл наши части. Оказавшись почти в полном окружении противника, дивизия вынуждена была прорываться через Робчик. В этом бою было уничтожено до 10-13 танков противника, 4-5 орудий ПТО, 4-5 бронемашин и до батальона пехоты. Дивизия потеряла 20 танков, часть которых была уничтожена противником, часть не могла быть выведена по техническому их состоянию и закопана в землю.
20 августа по приказу командира 45 СК дивизия должна была прорвать окружение противника в Рюхово и дать возможность выйти частям 45 СК из окружения. В бою за Рюхово было уничтожено до роты пехоты и выход из окружения был обеспечен. После прохода через Рюхово противник с обеих флангов атаковал наши части танками, бронемашинами и артиллерийским огнем. Основная часть 45 СК, кроме артиллерии РГКА и части автомашин, успела выйти из окружения. В этом бою дивизия потеряла 12 танков. По пути в Рогово, был получен приказ 45 СК – дивизии сосредоточиться в районе Березовка.
21 августа был получен приказ командира 45 СК оборонять рубеж: Рамассуха - Валуец, где дивизия и оборонялась до 23 августа включительно.
23 августа дивизия сосредоточилась в районе Воробьевка, Полюшкино, Будище, где и оборонялась до 28 августа.
28 августа стало известно, что обороняющаяся справа 6 СД оставила свой участок и ушла на восточный берег р. Десна, а слева наших частей в непосредственной близости не было. Приказа об отходе на восточный берег реки не было. В 16.30 штаб дивизии стоящий в лесу восточнее Воробьевка был обстрелян из автоматов противником. Части дивизии в 17.00 начали отход на восточный берег. В районе Будище штадив был обстрелян пулеметным огнем из танков противника, а в Песочное находилось до 100 танков противника. Выходивший за штадивом 99 ТП был отрезан танками противника в Будище и личный состав вышел на р. Десна только ночью, с одним Т-26.
29 августа, на восточном берегу р.Десна, дивизия заняла оборону Очкино, Боровичи, Глазов, где и оборонялись до 1 сентября.