Представитель Форума поисковых движений России Константин Стрельбинский
Регистрация гостей и участников круглого стола открылась за 2 часа до его начала, в 10.00, и к моему прибытию оба коллеги уже прошли её. Место вполне соответствовало тематике мероприятия, но мы оказались единственными из пришедших на него, кто обратил внимание на эти доски - все делали "ритуальные" фотографии "на память" у надписи "Государственная дума". При регистрации каждому выдавалась такая папка - В ней лежал (абсолютно не к месту) некий красочный (но абсолютно "пустой" по содержанию) журнал организации МВД СНГ (не пишу подробно о нём, так как я отдал свой экземпляр человеку, которому он не достался и который проявил к нему интерес) и "Информационная подборка материалов к "круглому столу" на тему...". "Предлагаемая информационная подборка, - говорится во вступлении к ней, - ... подготовлена на основе информационно-библиографических ресурсов Управления библиотечных фондов (Парламентской бибилиотеки).
Подборка состоит из трёх частей.
Первая часть содержит публикации в журналах и интрнет-ресурсах, отражающих тему "круглого стола". Сначала приводятся публикации о поисковом движении как одном из методов патриотического воспитания подрастающего поколения, затем о совершенствовании федерального закондательства в целях обеспечения деятельности поисковых отрядов, проблемах научного обоснования и технического обеспечения поисковых работ, а также о сохранении материалов по военной истории Росси в архивах для будущих поколений граждан нашей страны.
Вторая часть содержит избранную библиографию книг, неопубликованны материалов, публикаций в журналах и интернет-ресурсах по указанной теме. Библиографические записи расположены в обратном хронологическом порядке, внутри - в алфавитном порядке авторов или заглавий.
В третьей части приводятся полезные интрнет-ссылки на информационные ресурсы, содержащие нормативные правовые документы, аналитические и справочные материалы в области правового регулирования проведения поисковой и архивной работы по увековечению памяти погибших при защите Отечества и хранении уникальных документов по истории Великой отечественной войны".
В части 1 помещено 5 материалов:
- Материалы встречи Президента РФ с членами молодёжного поискового центра "Искатель" г.Тулы 11.03.2009,
- Материалы беседы с начальником Управления МО РФ по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества А.В.Кириллиным в программе "Военный совет" в эфире "Эхо Москвы" 27.12.2010,
- Материал Е.Н.Боле "Историческое значение поискового движения России (деятельность поисковых отрядов по установлению имён и судеб погибших на полях сражений и проблемы научного обоснования и технического обеспечения поисковых работ)",
- Материал Т.В.Яшковой "Патриотическое воспитание молодёжи в условиях поисковой деятельности (Поисковая педагогика как часть образовательной системы изучения истории Великой Отечественной войны)",
- Материал В.П.Козлова "Российские архивы на службе общества (деятельность российских архивов по выяснению судеб погибших на полях сражений и мирных граждан, насильственно угнанных на территорию Германии)".
Первые два и пятый материалы выложены в Интернете, третий - из журнала "Военная археология", 2009, № 1(1), четвёртый - из "Педагогики", 2009, № 10.
Часть 2 занимает почти 5 страниц печатного текста, часть 3 - ещё почти 2. Если будет на то необходимость, то со временем могу разместить эти материалы. Здесь же сообщу, что в "Полезных интернет-ссылках", кроме 7 официальных организаций, даются ссылки на сайты Союза поисковых отрядов России, на "Забытый полк" и на Группу военной археологии "Искатель". Ссылки на наш Форум, как вы поняли, там нет...
"Вооружённые" сим печатным материалом, мы вошли в Малый зал Государственной Думы РФ. В нём имеется 280 "посадочных" мест, практически все из которых к началу круглого стола были заняты гостями и участниками.
Воспользовавшись "личными связями", я перед началом заседания "под строгим секретом" смог раздобыть распечатку программы круглого стола, и в результате я и окружающие смогли следить по ней за запланированными и фактическими выступлениями участников мероприятия. Во всём зале таких распечаток было две - у меня и у ведущего, что, несомненно, помогло нам обоим в последующие два с половиной часа - круглый стол несколько затянулся по сравнению с запланированным временем (с 12 до 14).
Участники и гости круглого стола заняли свои места в зале, а за столом президиума - члены этого самого президиума:
Как не странно для нашей страны , но мероприятие началось практически точно в назначенное время, то есть спустя всего несколько минут после 12.00.
Заседание открыл почти 10-минутной речью Николай Владимирович Левичев, о выступлении которого подробно написано в вышеприведённых Интернет-ссылках, так что я повторяться не буду. Отмечу лишь одну его фразу: "Сегодня в зале находится живая совесть нации!". Всем присутствующим, независимо от того, чем они на самом деле занимаются и какое отношение реально имеют к поисковому движению, стало "сильно очень хорошо" и все себя зауважали ещё больше.
После своего 10-минутного, как было записано в программе, "приветствия" Николай Владимирович Левичев, как ведущий круглого стола, представил собравшимся "участницу Великой отечественой [так, с маленькой буквы в программе] войны, автора четырёх книг военных мемуаров" Екатерину Сергеевну Катукову
В своём "вступительном слове", продолжавшемся тоже 10 минут, 98-летняя вдова комбрига Лебедева и маршала бронетанковых войск Катукова подробно рассказала собравшимся о своей жизни до, во время и после время войны, об обоих своих мужьях (первого рассстреляли в 37-м) и ещё много о чём, безусловно связанном с военно-исторической тематикой в целом, но никак не с темой данного круглого стола. Собравшиеся, правильно понимая неизбежность такого "ритуального" выступления, терпеливо слушали уважаемую даму и, когда она закончила своё выступление и села на место, приветствовали её аплодисментами стоя. Расстроганная таким приёмом, Екатерина Сергеевна тоже встала и продолжила своё выступление фразой, что желает дожить до того времени, когда "останется последним живым ветераном Великой Отечественной войны". Выступление было живым, интересным и абсолютно неожидаемым от докладчика в столь преклонном возрасте, при этом сохранившим полную ясность ума и речи.
Выступлениям непосредственно по теме круглого стола положил начало директор Института военной истории МО РФ Александр Аркадьевич Кольтюков На сообщение на тему "Сохранение исторической памяти - важнейшая задача государства" он попросил 15 минут, но уложился в 17. "Программную" для данного круглого стола речь выступающий произносил по бумажке, но иногда и отрывался от неё (всё-таки бывший военный журналист!), в результате чего собравшиеся услышали такие "откровения начальственной мысли", как, например, то, что поисковики, оказывается, "отрывают от себя отпуска и прочее, иной раз и на свои деньги работают" и что участие собравшихся в поисковом движении, это "не ваша вина, а ваша беда" (прямые цитаты). В конце доклада была произнесена самокритичная фраза "Делаем мы крайне недостаточно", с чем собравшиеся, знакомые с работой и работами Института военной истории МО РФ под руководством уважаемого докладчика, не могли не согласиться. В целом всем стало ясно, что выступавший, что называется, "не в теме", чего, впрочем, от него никто особенно и не ожидал. Так как А.А.Кольтюков выступал ещё относительно в начале заседания, то его, несмотря ни на что, ещё слушали.
Следующим выступающим был юрист муниципального образования "Северный" города Санкт-Петербург Алексей Николаевич Никифоров с сообщением на тему "Правовые проблемы поискового движения". Собравшиеся услышали типичного юриста-теоретика, к тому же не умеющего выступать перед столь большой аудиторией. Но именно его выступление по своему содержанию было первым "по делу", хотя на слух практически не воспринималось: выступавший в течение 12 минут зачитывал разработанные им проекты юридических документов по поисковой работе "местного масштаба". Именно его материал следовало размножить и раздать участникам и гостям конференции в розданных папках для последующего изучения как исключительно полезный и нужный, но, как вы поняли, этого-то как раз сделано, увы, не было...
Следом за ним на трибуну поднялся его земляк, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, кандидат исторических наук, археолог по профессии Алексей Анантольевич Ковалёв.Его 9-минутная речь на тему "Вопросы нормативного регулирования поисковых работ с точки зрения требований археологии и современной методики" оказалсь весьма содржательной и хорошо воспринимаемой на слух. Я не буду повторяться, так как основные её моменты хорошо изложены в первой Интернет-ссылке, а лишь отмечу, что это было первое выступление профессионала непосредственно по теме круглого стола.
Мундиры ряда присутствующих на круглом столе вообще сильно порадовали других, "неомундиренных", но разбирающихся в военной форме присутствующих! Среди мужчин первенство, безусловно, было за пародией на армейский "камуфляж" "Витязя" из подмосковного Щёлково, среди дам - за "донской казачкой" в форменной мини-юбке и с милицейскими погонами старшего сержанта с металлическими лычками! Мне как-то неудобно было снимать их напрямую, но на моих фотографиях, которые Вы здесь будете размещать, они есть. Затронув эту тему, не могу не отметить, что вообще народ на этот "круглый стол" приоделся достаточно "пёстро" - и в прямом, и в переносном смысле слова. Я как-то не думал, что на заседание в Государственную Думу можно придти в "камуфляже", причём в "парадном".
Следующим по программе выступать должен был я.Когда я вышел на трибуну, висевшие напротив электронные часы как раз отсчитали ровно половину времени, отведённого на круглый стол, и на оставшийся час времени было запланировано ещё 17 выступлений. Я практически уложился в отведённый для меня максимум времени - 7 минут, превысив его лишь на минуту Самому о своём выступлении говорить трудно, поэтому приведу цитаты из Интернета: "Представитель Форума поисковых движений России Константин Стрельбинский [впервые встречаю такой вариант; правильно мою фамилию, которая постоянно мелькала в документах Оргкомитета, записать, конечно, было трудно...] выступил с докладом "Проблемы поисковой работы в архивах". Одна из проблем – большое число военных архивов. Зачастую непонятно, где искать информацию о конкретном человеке. Другой вопрос связан с делением архивов на государственные и ведомственные. В ведомственных архивах Министерства обороны, к примеру, информацию зачастую получить просто невозможно, потому что она засекречена. Константин Стрельбинский согласился с мнением [разумеется согласился, так как на самом деле это было не чьё-то абстрактоное мнение, а МОЁ СОБСТВЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ!], что все документы о Великой Отечественной войне должны быть сосредоточены в одном месте. "Речь должна идти о создании единого государственного архива Великой Отечественной войны, куда необходимо передать все документы всех министерств и ведомств. Только тогда может быть осуществлен нормальный поиск", – считает исследователь".
В другом Интернет-источнике я с удовлетворением прочитал, что, оказывается, "Была поддержана, большинством участников круглого стола, идея о создании в России единого архива документов Великой Отечественной войны, поскольку существующая сегодня, система хранения документов военных лет в различных, в том числе и ведомственных архивных учреждениях, не отвечает реалиям и духу сегодняшнего времени".
Закончил я своё выступление точно тогда, когда услышал первый разговор в зале (до этого меня слушали, на мой взгляд/слух достаточно внимательно и тихо). Когда вернулся на место, то один из моих соседей оценил моё выступление как "агрессивное" (со стороны оно, конечно, виднее...). Лично я не совсем удовлетворён своим выступлением, так как, конечно, хотел (и мог) сказать явно больше и подробнее, но, во всяком случае, от заявленной темы я не отошёл и оказался единственным, кто говорил конкретные вещи о той самой "архивной работе", которая была упомянута в названии темы круглого стола.
После меня выступал начальник отдела компектования документов ЦАМО РФ Олег Петрович Фетискин по теме "Архивное обеспечение поисковой работы и совершенствование архивного дела в современных условиях". Получив перед началом мероприятия его программу, я для себя посожалел, что буду выступать ПЕРЕД, а не ПОСЛЕ представителя ЦАМО, но, как оказалось, жалел я зря: выступление товарища из ЦАМО стало своеобразным "рубиконом" на этом круглом столе - некой границей в поведении значительной части собравшихся в зале.
Вышедший к трибуне докладчик сразу произвёл какое-то "не то" впечатление: все когда-либо работавшие с документами в Подольске привыкли к тому, что служащие там мужчины носят военную форму, а данный представитель ЦАМО был почему-то одёт в гражданский костюм, хотя и зелёного оттенка. При этом после первых же слов докладчика стало понятно, что перед нами - строевой офицер, а не политработник: он стал по бумажке зачитывать собравшимся историю ЦАМО, к тому же написанную особым, "военно-казённым" языком. Я не знаю, по какой причине в Госдуму не прибыл начальник ЦАМО, которому было направлено личное приглашение, но командированный им подчинённый на трибуне просто "отбывал номер", причём абсолютно не обращая внимание на реакцию зала на его чтение. Нужно отдать ему должное: это ему удавалось в течении 8 минут, но когда выступающий дошёл до статистики, сколько в 2009 году архивом было обслужено исследователей и сколько выдано им архивных дел, народ в зале не выдержал. На беду выступающего в проходах между рядами были установлены два микрофона, которые к тому же оказались включёнными, и первый же дорвавшийся до них гость круглого стола, явно имевший опыт работы в ЦАМО, стал задавать докладчику "неудобные" вопросы, которых у каждого работавшего когда-либо в Подольске хотя бы один день, сразу появляется очень много. Выступавший попытался ответить ему цитатой из той самой исторической справки, которую он исправно зачитывал, и которая превратилась, таким образом, в своего рода "красную тряпку" для собравшихся. В результате к нему посыпались вопросы как со второго микрофона, так и многочисленные реплики просто с мест, в которых "вопрошающие" высказывали всё, что думают относительно порядков, царящих в ЦАМО. Докладчик сам "забил последний гвоздь в свой гроб" фразой, что, мол, "ЦАМО работает по приказам Министерства обороны", после чего был прерван ведущим и отправлен на место "без аплодисментов" (до этого всем выступавшим собравшиеся хлопали). Если честно, то мне лично было жаль этого офицера, который был отправлен своим умным начальником на это круглый стол "на заклание", и который сам не понимал, КУДА он попал и с КЕМ он имеет дело... Но его выступление сыграло роль определённого "катализатора" в возбуждении значительной части присутствующих, которые до этого хотя бы внешне соблюдали рамки приличия. После выступления О.П.Фетискина заседание круглого стола стало серьёзно выходить из под контроля, и последующих выступавших многие уже просто не слушали, а, в лучшем случае, общались между собой "по интересам" (в худшем случае - в полный голос).
Продолжение следует...