«Ратмир» – защитник мира
В небольшом уютном доме, расположенном неподалеку от станции Брянск-Льговский, живет человек-легенда — Константин Иванович Панасенко.
Наш герой — бывший мастер вагонного депо Брянск-Льговский, Почетный железнодорожник, ветеран спецчастей оперативной разведки генерального штаба Красной Армии, участник боев за Белоруссию, Восточную Пруссию и штурма Кёнигсберга, капитан-лейтенант в отставке. Судьба этого удивительного человека может послужить основой для повести о воинской доблести, о нелегких испытаниях, выпавших на его долю в годы Великой Отечественной войны, о чистой и прекрасной любви, о разлуке и верности, о безупречном труде в послевоенные годы.
Родился в марте 1923 года в семье железнодорожника. Его отец, Иван Панасенко, работал телеграфистом на станции Брянск-Льговский. После окончания семилетки в 1938-м году Костя поступил в машиностроительный техникум Орджоникидзеграда (ныне – Бежицкий район Брянска). Но доучиваться пришлось экстерном в уральском городе Лысьва, куда была эвакуирована семья. После окончания техникума был направлен на работу в Лысьвенский машиностроительный военный завод в зенитно-снарядный цех — насаживал калибровочные медные кольца на снаряды. На заводе ему полагалась бронь, однако не в характере Константина было отсиживаться в тылу. Уже в декабре 1941 года добровольцем ушел на фронт. После принятия присяги был направлен на курсы радистов в Тюмень, по окончании которых распределен в 105 отдельный батальон связи на Ленинградский фронт. Из этого батальона был откомандирован радистом в 40-й отдельный гвардейский батальон минеров, с группами которых ходил в тыл противника и передавал данные о расположении укреплений, огневых точек, корректировки артиллерии для подавления боевой силы противника. В этих рейдах проявил смекалку и находчивость, хорошую физическую подготовку, выдержанность и отличную память, особенно зрительную. Не даром в довоенные годы занимался гиревым спортом, пригодились и занятия в Бежицком аэроклубе, во время которых успел совершить восемь прыжков с парашютом. Константин Панасенко был рекомендован для прохождения службы в Главном разведывательном управлении Красной Армии. Так, в декабре 1942- го он был зачислен курсантом десантно-диверсионной разведывательной школы в Москве.
По воспоминаниям Константина Ивановича, первое занятие в разведшколе началось с приказа забыть свою настоящую фамилию, отныне он носил позывной «Ратмир». Так начиналась жизнь разведчика.
Одним из первых сюрпризов, который подарила жизнь, была встреча с Натальей, будущей женой. Она проходила обучение в этой же разведшколе. Познакомиться помог случай. Константин с самого начала обратил внимание на стройную симпатичную девушку. Но подойти не решился: в разведшколе лирические отношения не поощрялись, можно было и на гауптвахту угодить. Однажды, находясь в увольнении, парень решил первый раз прокатиться на ступеньках. Как только ступил на эскалатор, с ноги упала галоша и полетела вниз по эскалатору. Он споткнулся и увидел впереди себя знакомое лицо девушки из разведшколы. Схватив слетевшую галошу, Константин побежал вслед за группой, с которой шла Наташа. Еле успел вскочить в вагон метро, двери захлопнулись, прижали вещмешок. Так и ехал прижатый до следующей остановки. Зато рядом с приглянувшейся девушкой. С этого дня и началась история их любви. С самой первой минуты оба поняли: это на всю жизнь.
Встречаться приходилось в увольнительных, так как на службе свои отношения приходилось скрывать. Как-то, сидя на лавочке и глядя в ночное небо, Константин и Наталья договорились, вспоминать друг друга в разлуке, глядя на Полярную звезду. А разлука была совсем рядом. В нарушение всех правил Наташа назвала свою настоящую фамилию и село, откуда родом. «Если останешься живой, обязательно найди меня». Эти слова своей подруги Константин Иванович запомнил на всю жизнь.
В скором времени группу разведчиков «Орла» вместе с «Ратмиром» отправили в Белоруссию. Десантировались они в районе Минска для работы с группой «Пикуса», которая контролировала передвижение фашистских войск по железной и шоссейной дорогам на участке Молодечно – Минск – Борисов, отслеживала дислокацию вражеских войск в Минске и базирование самолетов на Козыревском и Слепнянском аэродромах противника. «Ратмир» передавал в эфир радиограммы, которые шли в Генеральный штаб и штаб партизанского движения. Шел 1943 год – год самых ожесточенных сражений и перелома хода Великой Отечественной войны. Через некоторое время, чтобы избежать пеленгаторов, «Ратмиру» пришлось уйти из Минска в разведроту партизанского отряда. От них через связных продолжал работать с разведгруппой, оставшейся в Минске. В средине 1944 года началась усиленная карательная операция фрицев, направленная против партизан. Отряд был вытеснен со своей базы в непроходимые болота. В ночь с 14 на 15 июня измученным партизанам удалось прорвать кольцо окружения и ценой огромных потерь выбраться из окружения. Остатки отряда вернулись на свою разоренную базу и начали заново налаживать хозяйство.
— Помню измученный, голодный, прилег в траву, лежу и смотрю на Полярную звезду в ночном небе, вспоминаю свою Наташу. Где она, что с ней? Может быть, и моя любимая сейчас уходит от погони, — вспоминает Константин Иванович.
В любви и согласии супруги Панасенко прожили 64 года.Сердце влюбленного «Ратмира» говорило правду. Его любимую Наташу (позывной «Чайка») вместе с разведгруппой забросили в Бухарест, откуда они передавали радиограммы в штаб 3-го Украинского фронта. Сигналы группы запеленговали, выследили их месторасположение и схватили. Начались тяжелые дни неволи. Допрос следовал за допросом, к разведчикам применялись пытки и побои, но группа молчала, а вместе с ней молчала и Наташа. Когда уже не осталось никакой надежды на спасение, в Бухаресте началось восстание против режима Антонеску. Разведчиков освободили вместе с другими политическими узниками.
После освобождения Минска, в августе 1944 года, Константина Панасенко в составе разведгруппы направили в восточную Пруссию, а Наташа, залечив раны после пыток, была заброшена в Будапешт, где готовилось наступление Советских войск.
Группа «Ратмира» десантировалась в районе прусских городов Гольдап, Даркмен и Гумбиннен с задачей установить слежку за передвижением войск противника. В течение некоторого времени группа успешно выполняла задания, но после того как часть группы, возвращаясь с наблюдения, наткнулась на засаду и приняла бой, дни существования группы были сочтены. В бою серьезное ранение получил командир группы и за ним выслали санитарный самолет. На следующий день местность, над которой был замечен самолет, стала прочесывать цепь солдат. «Ратмир» успел передать в эфир последнюю радиограмму с координатами группы и сигналом SOS, уничтожил радиостанцию и коды, попытался догнать своих товарищей. Это и спасло отчаянного разведчика – в кустарнике он провалился в глубокую яму от заброшенного колодца, а в этот момент рядом с ним прошла цепь автоматчиков. Тогда к условленному месту встречи из всей группы вышли только двое – он и заместитель командира разведгруппы Николай Крюков. После Константин узнал, что замкомандира оценил положение, дал команду рассредоточиться и выходить небольшими группами в разные стороны – кому повезет. О судьбе пропавших товарищей Константин Иванович до настоящего времени ничего не знает – он и фамилий-то их настоящих не знал, так что искать их после войны было бесполезно.
Некоторое время, покружив по лесу, уцелевшие разведчики попали в отряд польских партизан. Линию фронта удалось перейти только через месяц.
В дальнейшем Панасенко воевал в первой отдельной моторизованной разведроте штаба третьего Белорусского фронта, оставаясь по-прежнему «Ратмиром». Свое истинное имя Константин Иванович обрел лишь демобилизовавшись из рядов Советской Армии. За боевые заслуги он был награжден двумя орденами «Отечественной войны 2-й степени», множеством медалей.
На родину, в Брянск, Константин Панасенко вернулся осенью 1945 года. И сразу стал разыскивать свою Наташу. Нашлась любимая в родном селе на Украине. Почти сразу же приехала в Брянск. Здесь и создали семью. Константин Иванович к тому времени работал в вагонном депо Брянск-Льговский старшим мастером, Наталья Ивановна, чтобы быть ближе к мужу, устроилась на работу оператором в лабораторию вагонного депо.
И на производстве Константин Иванович проявил себя только с лучшей стороны. Не в его характере оставаться в стороне от жизни коллектива, сидеть сложа руки. Поначалу активно участвовал в восстановлении разрушенного депо, затем славно трудился в его стенах. За время трудовой деятельности в вагонном депо К.И.Панесенко было подано и внедрено в производство более 50 рацпредложений, в трудовой книжке ветерана пятьдесят шесть благодарностей от руководства предприятия, отделения, дороги, министерства. Вместе с супругой воспитали троих детей. Сын Игорь — офицер, посвятил себя службе Отечеству, дочери Ольга и Галина пошли по стопам родителей, выбрав для себя железнодорожные профессии. Уже выросли пять внуков, подрастают правнуки. С 1978 года Константин Иванович находится на заслуженном отдыхе.
К сожалению, несколько лет назад из жизни ушла жена Наташа. Это стало самой большой потерей в жизни ветерана. В любви и согласии прожили они 64 года…
Константин Иванович проводит большую патриотическую и воспитательную работу среди подрастающего поколения, является членом и активным участником совета ветеранов Фокинского района Брянска, членом клуба «Фронтовые друзья», членом Калининградской региональной историко-патриотической организации «Поиск». В июле 2013 года участвовал в торжественном открытии памятника «Военным разведчикам» в Калининграде, где ему была вручена высшая награда российской разведки — Орден гвоздики. Самым главным пожеланием ветерана для современников остается: «Чтобы никогда больше не было войны».
Инна ЧИКАЧЕВА.
"Брянский перекресток", №17 от 06.05.2015г.
Источник: http://br-perekrestok.ru/?module=articl … mp;id=2658