ФОРУМ ПОИСКОВИКОВ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ФОРУМ ПОИСКОВИКОВ » СТРОКИ ОПАЛЕННЫЕ ВОЙНОЙ » Воспоминания о войне. Брянский район.


Воспоминания о войне. Брянский район.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Полина Семеновна Тулякова, д.Дарковичи.

     Полиная Семеновна Тулякова родилась на Брянщине 30 августа 1933 года в деревне Дарковичи. Когда на нашу землю пришла война, Полине было всего 8 лет. В роковом 1941 году девочка должна была пойти в первый класс. К началу войны в семье Туляковых было пятеро детей – четыре сестры и один брат. Сегодня Полина Семеновна вспоминает о почти мистическом случае из своей предвоенной жизни: «Я с сестрами играла на улице, как вдруг раздались выстрелы, я очень испугалась и с криками «Война, война началась!», кинулась к матери. Мама успокоила и объяснила, что это всего лишь учения. На следующий день началась Великая Отечественная Война.

     В 1941 году Брянская земля была оккупирована и жизнь большой дружной семьи изменилась навсегда. Сначала немцами был дотла сожжен соседний поселок Шибенец, затем и деревню Дарковичи постигла та же участь. Испуганных и измученных людей немцы отправили под конвоем в концлагерь – распределитель, расположенный за пределами г. Брянска, в районе пос. Урицкий.   В этом лагере находились как военнопленные, так и гражданское население – мирные жители. «Не передать словами ужас и лишения тех трех месяцев, которые нам пришлось провести в лагере. Голод и страшный холод, жизнь в бараках на голых нарах, болезни и смерть повсюду. Самая маленькая из моих четырех сестер, Клава, не пережила голод и умерла у нас на глазах. Дорога из этого лагеря была одна – в Германию, в Освенцим и Бухенвальд, откуда уже не возвращались.

     Моей семье повезло выжить – доехав до Белоруссии, эшелон остановили и люди, кто как мог, добирались обратно, в Брянск, в котором после возвращения оказались на поселении в г. Бежица. Взрослых заставляли работать на заготовке дров, мы, дети, мыли полы и туалеты в немецком госпитале за половник толченой картошки в день». То, что пришлось тогда пережить Полине, по-настоящему страшно: «Я навсегда запомнила, как мать девочки, умершей от тифа, на коленях молила в немецкой комендатуре, чтобы разрешили похоронить ее маленькую дочь». "Самой страшной была первая зима после оккупации. Убивали только за подозрение в связях с партизанами». Такие воспоминания остались у ребенка о том военном годе.

     Слушая рассказ Полины Семеновны о том, как безвозвратно рушились судьбы ни в чем не повинных людей, невозможно удержаться от слез и не задуматься, сколько же пришлось вынести на своих плечах той девочке и всем женщинам военного времени! Они не просто вынесли все это, но и выстояли, не согнувшись под ударами судьбы, победили страх и отчаяние.

     «В 1943 году мы почувствовали облегчение и надежду – наши войска уже вели наступательные действия, пришла вера в то, что скоро оккупация закончится. Но мы все еще считались пленными, и случилось самое страшное. Немцы собрали нас всех в колонну и повели навстречу наступающим войскам в направлении сегодняшнего города Фокино. Когда мы перешли через реку Болву, мост за нами взорвали. Мы оказались на линии фронта под обстрелом и бомбежками с обеих сторон. Немцы рассчитывали, что наши солдаты увидят, что мы свои, и не станут стрелять. Так мы стали «живым щитом» и «пушечным мясом». Как тогда выжили, теперь и не представляю, помню, что руками рыли в земле ямки и прятались в них, а вокруг рвались снаряды, и повсюду была смерть. Так провели две недели. На наше счастье нас обнаружили солдаты-разведчики и пришло спасение.

     Нужно было возвращаться домой. Все дороги обратно к деревне были заминированы, мы шли только по лесу. Никогда не забуду, как какая-то женщина угостила меня кусочком хлеба с подсолнечным маслом, я берегла его и доставала только чтобы понюхать запах хлеба, а потом просто потеряла его – никогда не забуду тот хлеб.

     Когда мы пришли на пепелище родных Дарковичей, на месте сожженного дома во дворе остался только погреб, в котором мы и жили, на ночь стелили полынь, так и спали. Потом наступили холода, и наша семья перешла жить к согласившимся приютить нас знакомым. Жить пришлось в сарае, но мы были рады и этому. Утром, когда было потеплее, возвращались к своему сожженному дому и восстанавливали его как могли. Мама и я с сестрами были и за столяра, и за плотника. Научились всему. Восстанавливали дома «всем миром», с односельчанами жили дружно, по-другому и быть не могло. Послевоенные годы были очень тяжелыми, налоги на все были непосильными. К примеру мы, хоть и не имели скотины, должны были платить налог маслом. Плели лапти и продавали их, на вырученные деньги покупали масло, которое сдавали в счет налогов. Не заплатил налог – тюрьма, вот такие были времена.

24 марта 2015г.
Источник: http://r32.fssprus.ru/news/document22763779/

2

http://desnyanka.ru/k-70-letiyu-velikoy … -3335.html
http://bryansk.bezformata.ru/listnews/v … /37366808/

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » ФОРУМ ПОИСКОВИКОВ » СТРОКИ ОПАЛЕННЫЕ ВОЙНОЙ » Воспоминания о войне. Брянский район.