Пора домой, Солдат!
Глухой и одновременно какой-то гулкий и тугой удар железа в кость. Человеческую. Этот звук ни с чем не перепутаешь. Ни с камнем, ни с деревом. Металлический щуп уткнулся в останки солдата. Нашего. Советского. Даже с заткнутыми ушами этот звук дойдет до мозга через легкую вибрацию деревянной палки, на конце которой шомпол от "Трёхи", через нервные окончания рук, по мышцам. Ты сразу понимаешь - что это. Это как вспышка в мозгу - Есть!! Нашел! И сердце удвоило частоту пульса. Так звучать может только кость. Любой поисковик, знакомый с работой щупом, это подтвердит. Камень, дерево, металл, кость, лежащие в земле, под щупом звучат по-разному. Даже музыкальный слух иметь не надо.
Ну вот, ты и нашел меня, Солдат. Да-да, это ты меня нашел. Дождался. 70 лет ждал меня, когда я приду за тобой. Целая жизнь. Притаился в траве и пнул играючи ногой по моему щупу. Ты ждал именно меня. Твоих товарищей вокруг уже подняли не один десяток на этой поляне. Каждый нашел своего. Вон сколько раскопов, и прошлогодних, и десятилетней давности. Бойня здесь жестокая была... Минами вас тут не меньше роты покрошили. И ты здесь лег, чтоб через 70 лет мы с тобой встретились.
Ну, что ж. Привет, Солдат. Кто ты, откуда? Молчишь.... Понятно... Покурим пока. Торопиться некуда. Не убежишь уж, наверное... Курил - нет? Дед говорил, что на фронте все курили. Русский табачок хвалил. Забористый, говорил. А немецкий, трофейный - ругал. Хотя и им не брезговали. Дед у меня только в 60-х курить бросил. Когда внуков целый дом народился. Бабка ругалась, что дыму напустил как паровоз.
Ладно, давай выкапываться будем. С чего начнем? Что тут у тебя? Ага. Правильно я угадал. Нога. Ботинки. Случаем, не Ленд-Лиз? Во, чекуха какая! Непонятно. Поистрепались. Какой размерчик? Не вижу ни фига. Стертая подошва. Много довелось походить. Ну-ка, с моим сапогом померяем. Мой любимый размер. У меня тоже 41-й.
М-да-а-а. Здорово же тебя шмальнуло. Кости ног переломаны. Вон и воронка рядом. Заплыла за столько лет - еле заметна. Не боись, брат. Соберу все обломки. Целого похороним.
О-о. Ложка! Как обычно, в ботинке. Точней в обмотке. Это нам в кино про войну часто показывали, как наши солдаты все поголовно в сапогах воюют. А вы-то на самом деле в ботинках воевали. Хреново, наверное, было так воевать? Любая лужа - и ноги сырые. Хотя, когда в атаку бежишь, не до мокрых ног. Другое в голове. Добежать, не струсить, хоть одного гада фашистского кончить. Ты вот не добежал.
А ложка-то не уставная. С узорчиком на черенке. Ты ее из дома что ли, как память, взял? Сидишь, кашу из котелка ешь, да мамку вспоминаешь, или соседку-одноклассницу, в которую влюблен был... Да-а. Война все точки поставила. Не долюбил, не дожил....
Нацарапал хоть что-нибудь на ложке? Вижу-вижу, есть. В затишье, в окопе сидел да инициалы царапал. Я так понимаю, чтоб не стащил никто? П. П. К. Ну и что? Нет бы всю фамилию… Лень было? Теперь гадай - кто ты есть? Э-эх.
А, может, и не твоя ложка? От погибшего друга, так сказать, в наследство досталась. Все может быть. Недавно вон наши поднимали мужика верхового, а у того две ложки. И с разными инициалами. Поди-разберись, чья где. А тут вы в окружении, от одного к другому переходили и ложки, и котелки. Хорошую вещь зачем выбрасывать? Пригодится.
Ух ты. Вот и осколок в колене сидит. Алюминиевый. Точно, от мины. "Полтинник" немецкий прилетел. А прилетел, скорее, воо-он оттуда. Высотка небольшая, с елками. Там гансовские позиции минометные стояли. Были мы там. Любители импортных артефактов там все уже раз пятнадцать перевернули. Все какие-то раритеты на продажу ищут, дурни. Озолотиться хотят. Слух был, что в ямке даже миномет слегка поврежденный нашли. Может даже тот самый....
Давай, Солдат, показывай, что там у тебя в брючных карманах. Да не обыскиваю я тебя, и не мародер я. Мне это все без надобности. Разве что пионерам в музей. Или родственникам твоим отдать, которые про тебя может даже и не знают. Это конечно, если имя свое нам расскажешь. Тогда и их найдем. Привет передадим от деда-прадеда. И все содержимое твоих карманов к привету приложим. Ты вот и не подозревал, что твой ножик перочинный кому-то может святыней оказаться. А ведь так и бывает.
Пионерам... Да-а... Нет уже у нас ни пионеров, ни комсомольцев. Только коммунисты, да и те какие-то совсем не коммунисты. Да и страны той, за которую ты здесь погиб, тоже нет. Ты-то был пионером? А комсомольцем? Вот и я тоже был. И не жалею. Золотое время. Дома у компа не сидели – все больше на улице. На нынешних, пепси-кольных, глянешь – и думаешь: ты вообще зачем на свете живешь? Есть цель-то в жизни, кроме нового айфона да крутой тачки? Тьфу... Не все они, конечно, такие. Но много их.
Что это за железку ты в кармане таскал? Вроде и не от оружия. А от чего тогда? Форма какая-то странная. На бочонок похожа. Хм... Ладно, придем на нашу базу - спрошу у командира. Он тут в лесу все железки знает - какая от чего.
Ага, Солдат, курил все-таки. Прав был дед. Мундштучок какой интересный у тебя. Тоже что-то нацарапано. Хотя нет, ошибаюсь. Ничего не написано. Жаль. Ваши, бывало, и на мундштуках фамилии писали, или инициалы. С куревом, видать, тяжко было. До последней крошки скуривали самокрутки. Вон, даже оплавился. Понятно дело. В окруженье где махорочки взять? Не раскуришься.
А ремень у тебя брезентовый был, Угадал? Конечно, угадал. Как не угадать, если только пряжка ржавая и осталась от него. А вот подсумки кожаные. Хорошо сохранились. Крепкие. Еще в Первую мировую воевали с такими. Односекционные. А патронов, в отличие от табачка, много, видать, у вас было. Вон сколько ты их запас. А не случилось долго повоевать. Одной обоймы только и не хватает, которую зарядил.
Ох ты, ерш твою медь!! Обрезался. Что за фигня? Стекла откуда? Вот ведь зараза. Фляга стеклянная разбитая. И какой дурак придумал солдатские фляжки из стекла делать. Опять же, еще в Первую Мировую они были. На складах много их осталось, вот вам и выдали. А упал на пузо, бздынь - и утек трофейный шнапс... Жаль. Разбитая. Хороший сувенир был бы твоим правнукам. Сейчас палец пластырем заклею - и продолжим.
Слышь, а ты вон какой запасливый. Ложка, ножик, мундштук, фляга, патроны, железяка в кармане. А это ведь я только половину тебя откопал. Может, и медальон в нагрудном кармашке имеется?
Что ж это тебя латыши СС-овцы не обшмонали? Эти же, нищеброды, ничем не брезговали. Немцы своих хорошо снабжали, а этих не очень жаловали. Вот они и мародерили убитых - и своих, и чужих. Я так думаю, что разодрало тебя осколками, лежал ты тут весь в потрохах, да в кровище, что и подходить - пачкаться не стали. Осколками-то тебя здорово нашпиговало. Уже горсть навыковыривал. Костей целых почти и нет. Перебиты все. И сгнили - растворились многие. Почва тут кислая. Кости растворяются быстрей, чем в других местах. А с вашим питанием кальция в скелет не густо поступало. Извини уж, Солдат. Что осталось - соберу, а уж что с водой утекло, не поймать мне. Молекулы выцеживать не умею.
Ну вот, оказал себе первую помощь при осколочном ранении стеклом, теперь можно и дальше продолжить наше не шибко веселое занятие. Я вот думаю, что раз у тебя башмаки такие сношенные, значит, ты еще в 41-м призывался на фронт? А если так, то и медальон у тебя должен быть. Их же только в 42-м отменили. Ввели бумажные красноармейские книжки. От которых через пяток лет только воспоминания остались. А у тебя-то должен медальончик быть. Должен...
Так вот, не спеша, ножичком чистим, копаем, ковыряем, корни режем. Хороший инструмент - нож. Если лезвие широкое, как раз вот для такого процесса удобно. И рукоять еще изогнутая, тоже хорошо, удобно копать. Не лопатой же тебя кромсать на части. И так уж досталось. Вон в груди еще два осколка сидят.
А это что ты мне такое даешь? Оба-на!! Кошелек?! Отлично. Как же я люблю в ваших кошельках рыться. Много интересного бывает. Та-ак-с. Посмотрим, насколько ты богат. Судя по толщине кошелька, транжира ты был. Денег всего 20 копеек тремя монетами. Хотя может и бумажные были, да сгнили за столько то времени. А вот в другом отделении уже интересней. Бумажка. Тухленькая, но что-то там на ней написано. Еле-еле видно. Сложена в несколько раз. Вон там и штампулечка проглядывает. Похоже на почтовую печать. Письмо? Полевая почта? Хорошо бы. Это же имя, фамилия. Ох, как не терпится самому попробовать развернуть. Да нельзя. Это уже нашим криминалистам работа. Эти развернут, во всяких разных лучах покрутят-повертят. Просветят со всех сторон и прочитают. В кошельках у вас и квитанции всякие бывали, и письма, и справки из госпиталя. Это же ведь все именные документы. Так что, Солдат, есть у тебя шансы под своим именем похороненным быть. Есть. Сейчас я твой кошелечек упакую в пленку, чтоб не пересох. И продолжу. Не торопись. Солнце еще высоко. До вечера времени много.
Комары лютуют - спасу нет. Хоть весь москитолом вымойся. Они тут какие-то невосприимчивые к этим вонючкам. Чуть ли не насквозь пронзают. Волки. Тебя вот не кусают, тебе хорошо. А я уж весь исчесался. А как же вы-то на войне с этими гадами боролись? У немцев мази какие-то были. А у вас? Или после недели окопной жизни они уже и близко не подлетали?
Ах ты, красавец!
Медальон!!!
МЕДАЛЬОН!!!!!
М Е Д А Л Ь О Н !!!!!
Ёптыть! Но ведь как же неожиданно он выскочил из-под ножа! Ждешь-ждешь его, а он все равно неожиданно выскакивает. Только на комаров отвлекся, а он тут как тут!!! Ураааааааааа!!!
Стоп! Рано орать. А вдруг пустой?? Вы же, бывало, и нитки-иголки там хранили, да и просто не заполняли, из суеверия, что если заполнишь, то обязательно убьют. Если бумажка там есть, то хорошо должна сохраниться. Прочитают ее наши криминалисты.
Значит не безымянный ты, Солдат. Какой же ты молодец. Угадал я все-таки, 41-го года призыва ты, братец. ....Медальон. До чего же гадская статистика с этими медальонами. На сто найденных солдат три-четыре-пять медальонов. На десяток медальонов пять-семь читаемых. Остальные или пустые, или уже время уничтожило эту последнюю весточку с фронта. А бывало, и мундштуки делали из этих черных эбонитовых цилиндриков....
Сколько ж лет тебе было, когда побежал ты в свою последнюю атаку? Зубы, смотрю, все целые, здоровые. Э-эх. Молодой совсем был. Успел ли хоть семью завести? Будет ли кому всплакнуть над тобой? Помнят ли тебя, Солдат, твои правнуки? Гордятся ли? Мы вон недавно нашли правнука одного солдата, а он по телефону нам отвечает, что ему не интересно знать, что у него прадед под Мясным Бором погиб. Вот так вот. Просто не интересно. Урод. Слава Богу, таких единицы. Большинство все же знают и историю своей семьи, и фотографии хранят. Письма с фронта. Ладно, подождем малость и узнаем, кто тебя с войны ждет.
Вот, пожалуй, и все. Завершили мы с тобой нашу скорбную работу. Хотя для меня она уже привычной стала. Ненормально это, наверное. Ну, уж как есть. Давай-ка я тебя сейчас в свой рюкзачок устрою поудобней. Вот так.
Вот и закончилась для тебя война, Солдат. Пора домой.
Александр Савельев, г. Рыбинск, 2014 г. (фото автора).
Источник: http://www.soldat.ru/news/998.html