ФОРУМ ПОИСКОВИКОВ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ФОРУМ ПОИСКОВИКОВ » ПОЛЕВЫЕ РАЗВЕДКИ ОБЪЕДИНЕНИЯ "БРЯНСКИЙ ФРОНТ" » 2014.11.13-16 В Рогнединском р-не найден самолет ЯК-9Т и его пилот


2014.11.13-16 В Рогнединском р-не найден самолет ЯК-9Т и его пилот

Сообщений 1 страница 30 из 36

1

Вахта памяти

     Оживилась и принесла свои первые, весьма значимые результаты поисковая работа в нашем районе. Возле бывшей деревни Ивановка поисковиками отряда "50-я Армия" г.Брянска объединения «Брянский фронт» на прошлой неделе обнаружены остатки самолета времен Великой Отечественной войны.
     «Удалось распознать марку самолета и восстановить ход событий более чем 70-летней давности, — рассказывает руководитель объединения поисковых отрядов "Брянский Фронт" Максим Волков. – На месте падения обнаружили 37 миллиметровую пушку, предположительно, с самолета «ЯК-9Т», трубчатую кость голени ноги человека, кусочки кожаной ткани, множество металлических фрагментов. Их разброс был велик и не позволил усомниться в том, что в воздухе или на земле самолет взорвался.
     Сделана и находка, которая может стать ключом к разгадке тайны. Очистив от земли дискообразный предмет, предположительно, поршень двигателя, принимавший участие в поиске начальник Рогнединского отдела культуры Виктор Ляпин под ее толстым слоем обнаружил выбитый заводской номер, который, вероятно, и есть номер двигателя, который поможет точно установить и самолет, и воинскую часть, и фамилию летчика… Для чего необходимо сделать соответствующий запрос в архив. В ближайшее время В.М.Ляпин будет этим заниматься.
     Вероятнее всего, трагический полет был совершен в сентябре 1943 года во время освободительной наступательной операции войск 10-й армии Западного и 50-й армии Брянского фронта, на что указывают детали вооружения самолета, датированные 1942 годом выпуска.
     В Рогнединской земле находится еще немало останков воинов и военной техники того времени. После завершения исследовательских работ, на месте гибели самолета и летчика установят поминальный крест с отпеванием по православному обычаю.
     — В следующем году поисковую работу на территории Рогнединского района продолжим, возможно, даже создадим поисковый отряд, — сказал мне М.А.Волков. По его словам, недалеко от того места, где был найден истребитель, находятся еще два самолета – бомбардировщика…
     Где-то в наших краях, по достоверным данным, в марте 1943 года был сбит и самолет — истребитель «ЯК-7Б» с летчиком Леонидом Никитовичем Хрущевым. Они до сих пор не найдены.

В.КОВАЛЕНКО, газета "Новый путь" Рогнединского района
Источник: http://gazeta-rognedino.ru/2014/11/vaxt … /#more-249

ФОТОГАЛЕРЕЯ

http://sa.uploads.ru/t/TPQFG.jpg http://sa.uploads.ru/t/wYDyO.jpg http://sa.uploads.ru/t/3x7Kc.jpg    http://sa.uploads.ru/t/cAHef.jpg http://sa.uploads.ru/t/LuaVK.jpg    http://sa.uploads.ru/t/bHt4w.jpghttp://sa.uploads.ru/t/Sp4mv.jpg    http://sa.uploads.ru/t/GkHiN.jpg http://sa.uploads.ru/t/PtACI.jpg http://sa.uploads.ru/t/acqbw.jpg http://sa.uploads.ru/t/NDqTB.jpg http://sa.uploads.ru/t/yifKY.jpg http://sa.uploads.ru/t/X7Uub.jpg http://sa.uploads.ru/t/yibAt.jpg http://sa.uploads.ru/t/9iW0C.jpg http://sa.uploads.ru/t/cZmGp.jpg http://sa.uploads.ru/t/AjXtL.jpg http://sa.uploads.ru/t/e0pVY.jpg
http://sa.uploads.ru/t/m9v1P.jpg http://sa.uploads.ru/t/zKIer.jpg http://sa.uploads.ru/t/iSD9E.jpg
http://sa.uploads.ru/t/9aCLX.jpg http://sa.uploads.ru/t/SLspP.jpg http://sa.uploads.ru/t/yb8dq.jpg
http://sa.uploads.ru/t/XNbYu.jpg http://sa.uploads.ru/t/dSNTZ.jpg http://sa.uploads.ru/t/SHUq8.jpg
http://sa.uploads.ru/t/oRJWX.jpg http://sa.uploads.ru/t/B9V2v.jpg http://sa.uploads.ru/t/q93IT.jpg
http://sa.uploads.ru/t/QLURZ.jpg http://sa.uploads.ru/t/sMWqI.jpg http://sa.uploads.ru/t/PRBLe.jpg

2

Молодцы ребята !!! Почет и уважение.

3

Илья Прокофьев пишет: "Максим! Я вчера писал по тем номерам, что на одном из фото, это не то! А вот на других фото у ВАС ВЕЩЬ НА КОТОРОЙ ЕСТЬ НОМЕР МОТОРА! Я их отметил на фото - это стопорное аллюминевое кольцо - Вы его вывезли вместе с пушкой и шестерней от редуктора! Почистите это кольцо и у ВАс будет НОМЕР МОТОРА!".

http://sa.uploads.ru/t/un4tQ.jpg

Илья прислал фото, чтобы было понятно где номер выбивался.

http://sa.uploads.ru/t/6EqlT.jpg

4

Оказывается номер мотор есть и на этой детали (с которой Валентин неделю прокатался).. А №815, что был выбит на стопорном кольце пушки - возможно, сокращенный номер мотора.

http://sa.uploads.ru/t/pvlWu.jpg http://sa.uploads.ru/t/dOfxl.jpg http://sa.uploads.ru/t/lbamQ.jpg

5

По мотору:

"Мотор М-105 ПФ.
12-и цилиндровый, рядный V-образный мотор водяного охлаждения. Выпускался 16, 26, 466 заводами.
Моторы 16 завода имеют номера:
Например, 343-168 - где 3 - год выпуска, 4 - квартал выпуска, 3168 - № мотора (в каждом квартале номера с первого).
Моторы 26 завода имеют номера:
Например, 345-177 - где 3 - год выпуска, 4 - квартал выпуска, 5 - тип мотора, 177 - № мотора (в каждом квартале номера с первого).
У вас может быть сокращенный вариант номера мотора ПФ!"

По пропеллеру:

"Если самолет падал с работающим мотором, то винт с редуктором отламывало".

"По фотографиям видно, что основание лопастей остались в креплениях, а сами лопасти были оторваны при сопрокосновения работающего мотора (при вращении лопастей) с землей... ищите остатки их либо в стенках раскопа, либо на расстоянии от воронки... (если их конечно еще ранее не сдали в металлолом)..."

6

Кусок стопорного кольца чудом уцелел. Всё кольцо вдребезги некоторых фрагментов  нет . Но этот кусок цел - фантастика. Между кусками винта и шестерни торчат куски древесины. После отмывки керхером песка и глины, весь кусок железа оказался в масле. Пару ударов машкой и вот номер.

http://sa.uploads.ru/t/BELsP.jpg http://sa.uploads.ru/t/NpSWg.jpg http://sa.uploads.ru/t/LjPtk.jpg

Отредактировано Бонс (2014-11-28 20:21:14)

7

http://sa.uploads.ru/t/vkqdC.jpg
кольцо здесь было

http://sa.uploads.ru/t/xKa8e.jpg

Отредактировано Бонс (2014-11-28 22:12:13)

8

Всё верно - это номер мотора. Кстати, если интересна тема на Тризне, то она: http://www.trizna.ru/forum/viewtopic.ph … mp;t=53511

9

НОМЕР САМОЛЁТА ВЫБИТ НА СТОПОРНОМ КОЛЬЦЕ ШЕСТЕРНИ РЕДУКТОРА

http://sa.uploads.ru/t/NpDYK.jpg

10

Бонс написал(а):

НОМЕР САМОЛЁТА ВЫБИТ НА СТОПОРНОМ КОЛЬЦЕ ШЕСТЕРНИ РЕДУКТОРА

Як-9-37 №0315323 с мотором с повышенным ресурсом №315-1640 был собран на заводе №153 в Новосибирске и отправлен в армию в конце июня 1943г.  Будем надеятся, что установим имя пилота летавшего на этом самолете и погибшего в рогнединских лесах.

11

Сообщение от Бориса, который неделю искал документы в Подольском архиве!!!

ЦАМО, фонд 4 иап, опись 440875, дело 1 "Приказы по 4 иап за 1943 год",л.59:

Приказ от 15.7.1943 года, в списке полученных полком 22-х самолетов есть Як-9 "03-153-23 с мотором №315-1640

Приказ от 22.7.1943 в списке закрепленных за экипажами самолетов есть №0323, хвостовой № 23, пилот мл. л-т Громов Федор Филимонович, механик авиационный ст. сержант Абрамов Ивавн Прокофьевич

ЦАМО, фонд 4 иап, опись 190737, дело 1 "Журнал боевых вылетов полка в 1943",л. 50:

11.9.1943 6 Як-9, вылет в 15:00, посадка в 16:15 (для 5-ти Як-9)
майор Романов
мл. л-т Громов
ст. л-т Степаненко
мл л-т Куницын
мл л-т Ильченко
мл л-т Кобзарь
Сопровождение 9 Ил-2 в р-н (жуткий почерк, неясно!) Сылипть?, Пацын?
Вели бой с 10 ФВ-190. Результат: сбито 2 ФВ-190 (Рязанов и Степаненко). Ильченко подавил зен. точку крупного калибра. НБЗ мл. л-т Громов (другими чернилами).
ЦАМО, фонд 14 иак (11 сак) опись 1, дело 9 "Отчет о боевых действиях корпуса в сентябре 1943", микрофильм.
л.4

Приказ от 12.9.1943 об исключении из списков полка самолетов, в.т.ч. 11.7.1943 самолет №03-153-23 с мотором №315-1640, летчик мл. л-т Громов

В период 5.9.1943 - 17.9.1943 4 иап базировался на аэродроме Сухиничи.

12

Информация из донесения о безвозвратных потерях 4 ИАП:
Фамилия Громов
Имя Федор
Отчество Филимонович
Дата рождения/Возраст __.__.1922
Место рождения Московская обл., Волоколамский р-н, д. Тотищево
Дата и место призыва __.__.1941 Волоколамский РВК, Московская обл., Волоколамский р-н
Последнее место службы 4 ИАП
Воинское звание мл. лейтенант
Причина выбытия пропал без вести (не вернулся с боегого задания из р-на Снопоть)
Дата выбытия 11.09.1943
Родственники: жена - Громова Валентина Петровна
Место проживания: г.Москва, ул.Баумана, д.26, к.6, кв.118
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 21922
Номер описи источника информации 595175
Номер дела источника информации 1
Источник: http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9558531
Скан: http://www.obd-memorial.ru/memorial/ful … 000011.jpg

http://sa.uploads.ru/t/eNYWw.jpg

Информация из донесения о безвозвратных потерях штаба 11 САК от 11.10.1943г.
Фамилия Громов
Имя Федор
Отчество Филипович
Дата рождения/Возраст __.__.1922
Место рождения Московская обл., Волоколамский р-н, д. Табищево
Дата и место призыва Волоколамский РВК, Московская обл., Волоколамский р-н
Последнее место службы 11 САК 4 ИАП
Воинское звание мл. лейтенант
Причина выбытия пропал без вести (не вернулся с боегого задания из р-на Снопоть)   
Дата выбытия 11.09.1943
Родственники: жена - Громова Валентина Петровна
Место проживания: г.Москва, ул.Баумана, д.26, к.6, кв.118
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 18001
Номер дела источника информации 840
Источник: http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=53156765
Скан: http://www.obd-memorial.ru/memorial/ful … 000202.jpg

13

Молодцы.

14

Награжден орденом Красной звезды:

http://sa.uploads.ru/t/Dybhr.jpg

15

Волк написал(а):

(жуткий почерк, неясно!) Сылипть?

Волк написал(а):

(не вернулся с боегого задания из р-на Снопоть)

Похоже очень!Вообще класс,молодцы! :cool:

16

Спасибо.

17

Благодаря Алене Маньшиной найден родной племянник летчика - Станислав Иванович Громов! Его отец - Иван Филимонович Громов- был старшим братом пилота!

18

Вот и замечательно!

19

ура ура ура  все мы не зря старались и я думаю будем стараться :flag:

меня всё таки удивляет этот кусочек стопорного кольца . он только и целый, остальных фрагментов нету .Бывает же такое :question:

Отредактировано Бонс (2014-12-09 20:24:42)

20

Бонс написал(а):

меня всё таки удивляет этот кусочек стопорного кольца . он только и целый, остальных фрагментов нету .Бывает же такое

Это судьба!Мы находим бойцов только тогда,когда они этого захотят.Значит в этом случае пришло время!Значит так должно быть.....

21

Пабло написал(а):

Это судьба!Мы находим бойцов только тогда,когда они этого захотят.Значит в этом случае пришло время!Значит так должно быть.....

согласен

22

Так было есть и будет....

23

От Бориса с "Тризны":

"Смотрел учетно-послужную карточку (УПК) Громова, но фото не оказалось.
Дополнительные немногие сведения:
родился 19 марта 1922 года.
рабочий из крестьян по происхождению
окончил 7 классов в 1938 г.
Член ВЛКСМ с 1938 г.
мл. лейтенант с 19.6.1943, приказ УрВО
5.4.1941 курсант Тбилисской военной авиашколы пилотов ЗакВО
10.1941 курсант Сталинградской военной авиационной школы пилотов
Военную присягу принял 2 мая 1941.
19.6.1943 военный пилот 3-я ЗаБр".

24

Я думаю специалисты с дипломами истфака объяснят методику проведения работ. Без комментариев. Строго по пунктам что и как надо делать.

25

Мое мнение, если есть остатки формы и плексиглаза, то все вощло в землю!с условием того что мотор имея инерцию и совсем другую плотность и массу,вошел в землю глубоко,как серцевина,пробивая собой отверстие как клин.,кабина менее глубоко,все остальное полое и от удара и возможного взрыва (мотор взорваться не может,баки в крыльях)и имея другие размеры относительно двигателя,разлетелись по близости.Теоретически ,летчик если он там был в момент удара,должен быть ближе к поверхности.Но,есть и еще одна засада,фрагменты тела находившиеся на небольшой глубине могут спокойно раскопать лисы,они питаются осенью и зимой падалью и раскапывают грунт до метра и более.У них с обонянием на этот счет все ок,круче собак.Это может объяснить очень мелкие фрагменты костей и как Макс говорит,искать вблизи вокруг,более крупные растасканы по округе и прикопанные на черный день лисами и др. хищниками.

Отредактировано Пабло (2015-02-01 21:14:40)

26

Пообщался с другом,он спец по авиации времен войны в 41-45 гг,Як-9Т в принципе редкая модификация,выпущено было не много,так как и модификация с буквой "к" (як-9к) Основная разница в пушке ,як-9т 37мм,а як-9к 45мм,Як -9 к (45мм) было выпущено штук 100,а данная модификация як-9 т побольше.Но как модификация  "т" и  "к" вообще представляет большой интерес у колекционеров кто их востанавливает (Запчасти).А простой як -9 довольно серийный образец  с пушкой 25 или 28 мм (не помню).Правда если попасть под выстрел як-9 к,то не позавидуешь,одного попадания хватало чтобы самолет разрывало (45мм).Если что кричите,подключу его для консультаций

Отредактировано Пабло (2015-02-02 22:20:51)

27

Пабло написал(а):

А простой як -9 довольно серийный образец  с пушкой 25 или 28 мм

20 мм ШВАК, 23 мм ВЯ.

По поводу НС - 45 достаточно редкая штука. При очень сильной отдаче попасть было сложно, но и урон наносимый ОФ снарядом при попадании был  критичен.

28

НайТ написал(а):

20 мм ШВАК, 23 мм ВЯ.

Да наверно,а про 45 мм говорят жесть,но если попадание то все!

29

Обратились земляки летчика, наши коллеги из клуба "Панфиловец" Волоколамского района Московской области. Они хотели бы приехать летом на место его гибели и полностью поднять всю местность и собрать останки летчика. Общаемся на эту тему с ними.

30

С 35.50: ВЕСТИ В СУББОТУ http://russia.tv/video/show/brand_id/52 … d/1188183/

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » ФОРУМ ПОИСКОВИКОВ » ПОЛЕВЫЕ РАЗВЕДКИ ОБЪЕДИНЕНИЯ "БРЯНСКИЙ ФРОНТ" » 2014.11.13-16 В Рогнединском р-не найден самолет ЯК-9Т и его пилот