«Пишет Вам внучка пропавшего без вести Лайкова Григория Анисимовича, 1909г.р., с.Алейниково, русского. Призван Стародубским РВК, 320 сп. Пропал без вести 06.1942г.
     Лет 20 назад пробовал найти отца сын Лайков Николай Григорьевич, но все безуспешно. Может быть Вы поможете нам в этом нелегком деле, хочется узнать, где покоятся его косточки, а может он был живой, и где то была новая семья.
     Мне было больно за мою бабушку, которая воспитала 4-х детей без мужа, и никаких пособий на детей не получала. Даже в День Победы её никогда не поздравляли, хотя вдовам дарили подарки к знаменательным датам.
     Моя мать (дочь бабушки) является ветераном труда в годы ВОВ, ещё жива, и всё это вспоминает, как что-то страшное, ужасное, живы 2 сына.
     Я уверена, надеюсь, что Вы мне можете помочь. Заранее Вам благодарна.Так обидно, что я не знаю своих дедушек».
Гоцуляк В.С., с.Стратива Стародубского района Брянской области

     «Уважаемая Вера Сергеевна.
     Ознакомившись с имеющимися в объединенной электронной базе данных «ОБД – Мемориал» Министерства обороны РФ документами о красноармейце Лайкове Григории Анисимовиче, сообщаю вам следующее.
     К сожалению, в базе данных имеются только два документа, содержащие те сведения, которые Вы изложили в письме. Это выписка из «Книги Памяти Брянской области» и «Донесение о безвозвратных потерях 320 стрелкового полка 11 стрелковой дивизии».
     По донесению выходит, что 2 июня 1942г. Ваш дед, вместе с несколькими десятками однополчан пропал без вести на территории Киришского района Ленинградской области. В это время, защитники нашей северной столицы, всеми силами сдерживали врага, не давая ему пробиться к Ленинграду. Солдаты пропадали не то что ротами, но и батальонами и полками. До сих пор, в этом районе поисковики ежегодно проводят свою работу, извлекая из земли останки сотен защитников Отечества, и хоронят их, пусть и безымянных,  со всеми воинскими, гражданскими и духовными почестями, на мемориалах.
     Вот только судьба Вашего деда была иной. Не суждено ему было остаться, как и сотни тысяч наших сограждан, неизвестным, без вести пропавшим солдатом. Видать так судьбе было угодно, чтобы Ваше письмо, поставило точку в его жизни.
     Перебирая все документы, связанные с Григориями Лайковыми, просматривая сходные фамилии, имена, адреса, мы натолкнулись на один документ, расставивший, как мы думаем все точки над «и».
     Это журнал лазарета концлагеря (шталага) №350, располагавшегося в г.Рига. (Документ хранится в ЦАМО – Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации. Фонд – 58, опись – 977532, дело – 92, электронная страница – 217).
     В нем (запись №3 на немецком языке, послевоенный перевод на русский, по-видимому, военного переводчика) говорится, что заключенный, личный № 31152, рядовой Лайков Григорий (отчества не записывались), 1909г.р., уроженец Орловской области, Анаровского района, д.Олейниково, жена – Ульяна, поступил в лазарет с диагнозом – туберкулез 20 мая 1943г. Скончался – 30 мая 1943г.
     Что можно сказать. Совпадает все. Что касается адреса – он абсолютно точен. Ваш дед был призван не Стародубским РВК, как Вы пишите, а Пануровским РВК Пануровского района, который был до войны на территории современных Стародубского и Климовского районов – отсюда и записанный немцами на слух «Анаровский» (Пануровский) район. Тоже самое и Олейниково – Алейниково. И направление верное, взятых в плен на Ленинградском фронте бойцов, в основном направляли в концлагеря Прибалтики.
     Считаю, Вера Сергеевна, что мы свою работу выполнили. Теперь дело за Вами.
     Вам необходимо с теми данными, что мы нашли, зайти в Стародубский райвоенкомат и выяснить вопрос об увековеченье Вашего деда, как погибшего, а не без вести пропавшего.
     С уважением,
     Координатор БРО ОПО "Брянский Фронт"                                                                             М.А.Волков