ВОЗДУШНЫЕ ЗАЩИТНИКИ «ЖЕЛЕЗКИ»
…Лётчикам, что родом с «железки», было, с одной стороны, легче бомбить и штурмовать железнодорожные станции, узлы и мосты, потому что знали они их уязвимые точки, а с другой стороны – тяжелее, потому что, как признавался друзьям знаменитый лётчик, Герой Советского Союза Борис Быстрых, вся семья которого и он сам мальцом работали на Забайкальской ж.д., «сердце сжимается от боли, что бомбишь свою родную «железку». Одно утешает: победим, отсторим занво!»
Его пикирующий бомбардировщик Пе-2 много раз приходил с десятками пробоин, «на честном слове и на одном крыле», но, отремонтировав машину, «три Степаныча», такое отчество носили все три члена знаменитого экипажа, командир – Борис Степановича Быстрых, штурман – Николай Степанович Фунаев, стрелок-радист – Павел Степанвич Шепель, - снова бесстрашно поднимались в грозовое небо. Судя по Наградному листу на звание Героя Б.С. Быстрых, большинство боевых заданий первого года войны имели цель вывести из строя железнодорожное сообщение гитлеровских войск. Процитируем: «2.3.42, получив задание оборвать провода железнодорожной связи на пути Сумы–Белополье, перейдя на бреющий полёт, с высоты 50–100 метров сбросил бомбы на железнодорожный эшелон, прямым попаданием разбил паровоз и несколько вагонов. Оборвал специальным устройством провода на протяжении трёх пролётов. …При возвращении на высоте 1500 м был атакован 6 истребителями, которые, пристроившись вплотную к экипажу, заградительным огнём, кивками головы и махами рук принуждали экипаж провести посадку на свой аэродром. Патронов после штурмовки не осталось. Тов. Быстрых пошёл на хитрость. Кивком головы давая согласие на посудку, тянул свой самолёт к лесному массиву. Дотянув, дал команду экипажу: «Держись!» и резким отвесным пикированием, а затем бреющим полётом над верхушками деревьев ушёл от преследователей. Штурман Фунаев при этом проявил хладнокровие и открыл по истребителям огонь из ракетницы, от небезопасного огня которой истребители стали отклоняться. Быстрых мастерски бросал Пе-2 из стороны в сторону, не давая врагу вести прицельный огонь. Самолёт приземлился на базе с большими повреждениями – пробит бензобак, отбит левый элерон, в плоскостях и фюзеляже 12 пушечных и сотни пулевых ранений»…
6 июня 1942 г. Герои-Степанычи не вернулись с боевого задания – бомбёжки войск фашистских карателей, окруживших брянских партизан. Позже от партизан были получены такие сведения: «Самолёт после успешной штурмовки был подбит с земли, загорелся, командир был смертельно ранен, но на последних силах посадил машину. Штурман вынес раненого стрелка-радиста в лес, но, возвращаясь за телом командира, увидел у самолёта немцев. Те устроили торжественные похороны лётчику, дали залп из автоматов и удалилсь. Мы нашли на могильном холмике надпись немецкими буквами: «Руссикй Герой Николай Фунаев». Дело в том, что они увидели на гимнастёрке командира Золотую Звезду Героя, но в планшете штурмана были документы на имя Фунаева. Мы откопали и перезахоронили Героя Быстрых на партизанской территории, у с. Пролысово на Брянщине…»
Отдавшие воинские почести телу Героя каратели скорее всего были из словаков, насильно мобилизованных вермахтом, потому и надпись они составили латиницей, но по-русски грамотно.
…Не знаю, помнят ли на Забайкальской железной дороге Бориса Быстрых и всю железнодорожную семью, но вот на аллее Героев в Волгограде-Сталинграде на первом обелиске золотом сверкает его имя среди защитников Сталинграда.
Людмила Жукова
Источник: http://stihiya.org/print_18135.html
Быстрых Борис Степанович.
Старший лейтенант, в Сталинградской битве участвовал в должности командира звена 99-го бомбардировочного авиационного полка (270-я бомбардировочная авиационная дивизия, 8 воздушная армия, Сталинградский фронт).
Родился 28 марта 1916 г. на ст. Мысовая, ныне в черте г. Бабушкин (Республика Бурятия). Русский. Окончил 8 классов и Балашовскую школу ГВФ. С 1939 г. летчик Тюменского авиационного предприятия. В Вооруженных Силах с 1940 г. В действующей армии в период Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Старший лейтенант Быстрых к 1 сентября 1942 г. совершил 168 боевых вылетов, из них 35 на разведку в расположение войск и аэродромов противника. 13 июля 1942 г., выполняя задание по разведке, в районе нп Ольшана обнаружил аэродром противника, на котором находилось до 130 самолетов разного типа. Несмотря на огонь зенитной артиллерии и патрулирование истребителей, аэродром был сфотографирован. 28 июля 1942 г. получил новое задание: на участке Калач-Цимлянск произвести визуальную разведку по установлению линии фронта и направления движения танков врага. Разведку вели с высоты 800 м., все обнаруженные данные передавали по радио. Неожиданно экипаж был атакован 3 истребителями противника. Самолет был подбит и загорелся в 40 км от линии фронта. Самолет дотянули до линии фронта и, когда машина стала разваливаться, экипаж выпрыгнул на парашютах. При приземлении Быстрых и радист получили сильные ушибы, а штурман погиб. Подлечившись, Борис уже 8 августа выполнял задание по разведке в районе южнее нп Калач. Обнаружив аэродром противника, на котором находилось около 100 самолетов, немедленно сообщил командованию, а оно незамедлительно выслало штурмовики. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 сентября 1941 г. награжден орденом Красного Знамени, приказом командующего Юго-Западным фронтом-орденом Ленина (приказ от 17 июня 1942 г.). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1942 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Борису Степановичу Быстрых было присвоено звание Героя Советского Союза. Погиб 3 июня 1943 г. при вынужденной посадке на территории противника. Похоронен в с. Пролысово (Навлинский район Брянской области). Награжден 2 орденами Ленина и орденом Красного Знамени.
Источник: http://forums.airforce.ru/do-1945/3330- … i-bitvy-2/
Борис Быстрых родился 28 марта 1916 года на станции Мысовая (ныне — в черте города Бабушкин в Бурятии).
Окончил восемь классов школы, работал на Забайкальской железной дороге.
В 1939 году он окончил школу Гражданского Воздушного Флота в Балашове. С 1939 года Быстрых работал лётчиком Тюменского авиационного предприятия. В 1940 году он был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. С июня 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны, летал на бомбардировщике «Пе-2»[1].
2 марта 1942 года Быстрых получил задание оборвать провода над железной дорогой Сумы-Белополье. На бреющем полёте он разбомбил железнодорожный эшелон, а затем оборвал три пролёта проводов. Возвращаясь, был атакован шестью истребителями противника, пилоты которых требовали от Быстрых посадить самолёт на их аэродроме. Быстрых, пойдя на хитрость, дал согласие на посадку и на бреющем полёте ушёл от погони. Быстрых сумел приземлить свой самолёт на базе, несмотря на серьёзные повреждения: пробоины в бензобаке, потере левого элерона, а также несколько сотен пулевых пробоин в плоскостях и фюзеляже.
13 июля 1942 года в районе населённого пункта Ольшана Быстрых обнаружил вражеский аэродром, на котором размещалось около 130 самолётов различных типов. Невзирая на огонь зенитных орудий и истребителей противника, Быстрых сумел сфотографировать аэродром. 28 июля 1942 года, проводя разведку на участке Калач-Цимлянск, самолёт Быстрых был атакован 3 немецкими истребителями, в результате чего он был подбит на расстоянии 40 километров за линией фронта. Быстрых удалось довести повреждённый самолёт до линии фронта. Когда бомбардировщик стал разваливаться в воздухе, экипаж выпрыгнул с парашютами. Во время приземления Быстрых с радистом получили сильные ушибы, а штурман погиб.
8 августа 1942 года Быстрых, выполняя разведку к югу от Калача, обнаружил немецкий аэродром, на котором размещалось около 100 самолётов, и немедленно сообщил о нём командованию.
К 1 сентября 1942 года командир звена 99-го бомбардировочного авиаполка 270-й бомбардировочной авиадивизии 8-й воздушной армии Сталинградского фронта старший лейтенант Борис Быстрых совершил 168 боевых вылетов, 35 из которых — на разведку[1].
3 июня 1943 года Быстрых проводил бомбардировку карательных подразделений, окруживших группу партизан в Брянской области. Самолёт успешно произвёл штурмовку, но после этого был подбит. Быстрых получил смертельное ранение, однако смог посадить бомбардировщик на землю. Штурман из экипажа Быстрых успел вынести в лес раненого радиста. В это время солдаты из карательных подразделений обнаружили подбитый самолёт и с воинскими почестями похоронили Быстрых, написав на его могиле: «Русский Герой Николай Фунаев» (в планшете Быстрых были документы на имя Фунаева). Партизаны откопали и перезахоронили Быстрых в селе Пролысово Навлинского района Брянской области. В 1975 году его прах был перезахоронен в селе Ревны того же района[1].
Награды
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1942 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» старший лейтенант Борис Быстрых был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 777[1].
Кроме того был награждён ещё одним орденом Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».[2]
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%FB%F1% … E%E2%E8%F7