«В книге героев тех имена, кто Родине отдал сердце своё»…
Так называется одна из глав публикации "Наша память" курского краеведа Юрия Дегтярева: https://e.mail.ru/attaches-viewer/?id=13924068690000000438&_av=13924068690000000438;0;1&x-email=maxvolk32@mail.ru В своем исследовании он устанавливает имена советских воинов, захороненных в с. Березовец Поныровского района Курской области. Не правда ли знакомое название села? Правильно. Речь дальше пойдет о нем. Слово автору:
"Даже при беглом изучении списка захороненных в братской могиле с. Березовец Поныровского района нетрудно заметить, что часть воинов отмечены погибшими в бою уже после завершения Курской битвы - в самом конце августа 1943 г., то есть в тот период, когда боевые действия переместились на значительное расстояние западнее и северо-западнее мест боёв июля 1943 г. Сразу отмечу, что обнаружилась очередная головотяпская «история». Почему очередная и почему головотяпская станет ясно ниже, а пока обо всём по порядку.
Шестеро из девяти отмеченных в списке убитыми в конце августа 1943 г. оказались воинами 193–го отдельного танкового полка 48-а армии. Привожу их имена с номерами в списке захоронения.
Убиты в бою 28 августа 1943 г. и отмечены в списке захороненных в с. Березовец Поныровского района Курской области:
- ст. сержант Елизариев Николай Степанович, 1916 г.р., в списке под № 55, даты рождения нет;
- мл. сержант Кривоногов Михаил Павлович, 1924 г.р., в списке под № 85;
- лейтенант Николаев Николай Филиппович, 1922 г.р., в списке под № 128.
Убиты в бою 30 августа 1943 г., отмечены в списке захороненных в с. Березовец Поныровского района Курской области:
- сержант Сметанин Николай Алексеевич, 1923 г.р., в списке под № 164, даты рождения нет;
- сержант Смирнов Павел Григорьевич, 1919 г.р., в списке под № 165, неправильно указана дата рождения «1905 г.»;
- мл. сержант Тунков Николай Сергеевич, 1923 г.р., в списке под № 181, неправильно записана фамилия – «Тупков».
В донесении о безвозвратных потерях 193 ОТП (п/п 45966ю) от 22.09.1943 г. напротив каждой из указанных выше фамилий записано «убит в бою, похоронен д. Березовец Курской области». Район ни в одной из записей не отмечен. Рядом в этом же донесении записаны: ст. сержант Раскин Юлий Леонидович, 1922 г.р., погиб в бою 30.08.1943 г. и мл. сержант Васильев Василий Васильевич, 1919 г.р., погиб 31.08.1943 г. и та же запись, утверждающая, что они похоронены в «д. Березовец Курской области». Однако в списке захороненных в братской могиле с. Березовец Поныровского района Курской области этих двоих нет.
Первая мысль - откуда привозили хоронить убитых воинов этого танкового полка в поныровский Березовец? Версия, что они погибли где то рядом и допустим случайно (например от бомбёжки во время марша), отпадала, потому как записано у всех - «погиб в бою». Буквально день спустя 1-го сентября 1943 г. убитых этого же танкового полка хоронили уже в деревнях Избични и Лепёшкино Комарического района Орловской области; 3 сентября в деревнях Война и Олешок всё того же Комарического района Орловской области. Но почему, каких ни будь день-два назад они возили убитых в с. Березовец Поныровского района? И возили ли они действительно убитых аж под Поныри?
Недоумение и сомнение увеличились, когда в этом же донесении обнаружились пять человек с записью - «пропал без вести 30.08.1943 г. в районе д. Березовец Курской области». ??? С кем в это время они могли там биться и пропасть без вести, если иметь в виду наш Поныровский район?! Уж не с диверсантами ли?
Окончательно убедится в том, что все шесть выше отмеченных воинов 193 ОТП ошибочно записаны в список захороненных в с. Березовец Поныровского р-на помогли сведения из боевой судьбы командира танка 5-й танковой роты лейтенанта Николаева Николая Филипповича (погиб в бою 28 августа 1943 г.). Оказалось, что 15 июля 1943 г. его танковый экипаж в составе танковой роты участвовал в кровопролитных боях в районе д. Никитовка Орловской области. В самый разгар боя танк был подожжен гитлеровцами, лейтенант Николаев, несмотря на полученные ожоги, начал выносить из горящей машины раненых товарищей. Немцы пытались окружить танкистов, тогда Николаев организовал круговую оборону, ведя огонь из личного оружия. Фашисты перешли в атаку, но экипаж отважного командира-танкиста, несмотря на полученные ранения, сумел забросать противника гранатами и выйти из окружения. В этот период танковый полк тоже был в составе 48-й армии (с 1 марта Брянский, с 1 апреля Центральный фронты) и уже тогда сражался много севернее Понырей.
Думаю, читатель уже догадался, что деревня Березовец, на территории которой в конце августа 1943 г. действительно были похоронены воины 193 отп вовсе не Поныровского района Курской области. Деревень и сёл с «берёзовыми» названиями много и встречаются они не только в Курской области. Деревня Березовец, указанная как место захоронения в донесениях о безвозвратных потерях 193 отп находится в Комаричском районе Брянской области (в наше время Усожского сельсовета). Когда-то в прошлом эта территория, возможно, административно была частью Курской области, она и сейчас недалеко от границы двух областей. Брянское село Березовец находится по левую сторону дороги из Комаричей в Севск (15-20 км северо-восточнее Севска), в 120 км к западу от нашего села Березовец Поныровского района. То есть шестеро воинов ошибочно числятся похороненными в братской могиле с. Березовец Поныровского района.
То же самое и с другими тремя воинами, которые все оказались из 2-го стрелкового батальона 30-го Хасанского стрелкового полка (командир полка подполковник В.И. Матронин 102-й стрелковой дивизии. Убиты в бою 29.08.1943 г.: командир 2-го стрелкового взвода лейтенант Балашов Александр Иванович (1913 г.р., Московской обл.); командир взвода 4-й стрелковой роты мл. лейтенант Рязанов Сергей Алексеевич (1918 г.р., Пензенская обл.); командир 1-го взвода 6-й стрелковой роты мл. лейтенант Скороход Василий Иванович (1913 г.р., Ворошиловоградская обл.).21 Числятся они в Березовце Поныровского района, а фактически были похоронены в Березовце Комаричского района Брянской области".