PzKpfw 38(t)
Разработан группой конструкторов фирмы ЧКД под руководством русского эмигранта А. М. Сурина. Начал производиться в 1938 году. Экспортировался в различные страны: Швеция, Иран, Швейцария, Перу. Было выпущено примерно 1400 танков 8 вариантов (Ausf A/B/C/D/E/F/S/G) в различных модификациях. Считается лучшим танком чешской постройки.
Чешские танки в составе немецких танковых подразделений участвовали в польской и французских кампаниях. На 1 июня 1941 г. в наличии насчитывалось 763 Pz.Kpfw.38(t). Вместе со 189 трофейными LT-35 они составляли почти четверть танкового парка вермахта. На 22 июня 1941 года в танковых дивизиях вермахта, направленных в СССР, насчитывалось около 600 единиц Pz.Kpfw.38(t)[1], что составляло примерно 18 % от общего числа танков, участвовавших в нападении на СССР. В боях на советско-германском фронте Pz.Kpfw.38(t) участвовали до середины 1942 года, когда практически все они были потеряны, либо вышли из строя по техническим причинам. Уцелевшие машины немецкое командование использовало в качестве учебных машин, а также для борьбы с партизанами. Часть машин (порядка 40) была передана словацкой армии.
Воевавший на Pz.Kpfw.38(t) О. Кариус писал в мемуарах: «Мы проклинали хрупкую и негибкую чешскую сталь, которая не стала препятствием для русской противотанковой 45-мм пушки. Обломки наших собственных броневых листов и крепежные болты нанесли больше повреждений, чем осколки и сам снаряд»[2].
Варианты:
TNHP — первоначальный экспортный вариант для Ирана, первого покупателя (в 1935 году изготовлено 50 штук).
LTP — экспортный вариант для Перу.
LTH — экспортный вариант для Швейцарии.
LT vz.38 — обозначение в Чехословацкой армии (в чехословацкую армию попасть не успел).
Strv m/41 (TNH-Sv) — производились по лицензии в Швеции.
Sav m/43 — штурмовое орудие на базе LT vz.38, производилось в Швеции.
PzKpfw 38(t) A-D — танк производства Германии.
PzKpfw 38(t) E-G — Pz 38(t) с увеличенной до 50 мм толщиной лобовой брони.
PzKpfw 38(t) Ausf S — производился для Швеции, но был конфискован Германией.
Marder III
SdKfz 138 — САУ с открытой сзади рубкой на шасси танка PzKpfw 38(t) с 75-мм немецкой пушкой.
SdKfz 139 — САУ с открытой сзади рубкой на шасси танка PzKpfw 38(t) с 76,2-мм советской пушкой.
SdKfz 138/1 Grille
Geschützwagen 38 (t) für s.IG.33/2 (Sf) — САУ со 149-мм немецкой пехотной пушкой и передним расположением рубки.
Geschützwagen 38 (M) für s.IG.33/2 (Sf) — САУ со 149-мм немецкой пехотной пушкой и задним расположением рубки.
Также был разработан вариант танка снабжения для перевозки боеприпасов.
SdKfz 140 (Pz.Kpfw.38 für 2 cm Flak 38) — ЗСУ с 20-мм зенитной пушкой.
Aufklärungspanzer 38 (t)
SdKfz 140/1 — разведывательный танк.
SdKfz 141/1 — разведывательный танк с 20-мм орудием, взятым от бронемобиля Sd.Kfz.222.
8 cm Gr.W. — прототип самоходного миномёта.
Jagdpanzer 38(t) — истребитель танков с 75-мм противотанковой пушкой L/48.
G-13 — швейцарское обозначение Jagdpanzer 38(t), проданных Чехословакией Швейцарии после войны.
ТТХ:
Классификация: лёгкий танк
Боевая масса, т. : 9,7
Компоновочная схема: моторное отделение сзади, трансмиссионное спереди
Экипаж, чел.: 3—4
Производитель: Чехословакия Škoda, ČKD
Годы производства: 1939—1942
Годы эксплуатации: 1939 —начало 1950-х
Количество выпущенных, шт.: 1396
Размеры:
Длина корпуса, мм: 4619
Ширина корпуса, мм: 2135
Высота, мм: 2252
Клиренс, мм: 400
Бронирование
Тип брони: стальная катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град.: 25
Лоб корпуса (середина), мм/град.: 12
Лоб корпуса (низ), мм/град.: 25
Борт корпуса, мм/град.: 15 / 0°
Корма корпуса, мм/град.: 15
Днище, мм: 8
Крыша корпуса, мм: 8
Лоб башни, мм/град.: 25
Маска орудия, мм/град.: 25
Борт башни, мм/град.: 15
Корма башни, мм/град.: 15
Крыша башни, мм: 8
Вооружение
Калибр и марка пушки: 37-мм A7
Тип пушки: нарезная
Длина ствола, калибров: 50,0
Боекомплект пушки: 72
Углы ВН, град.: −10…+25
Пулемёты: 2 × 7,92-мм ZB vz.37
Подвижность
Тип двигателя: рядный, 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.: 125
Скорость по шоссе, км/ч: 48
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 15
Запас хода по шоссе, км: 230
Запас хода по пересечённой местности, км: 160
Удельная мощность, л. с./т: 12,9
Тип подвески: сблокированная попарно, на листовых рессорах
Преодолеваемый подъём, град.: 29
Преодолеваемая стенка, м: 0,8
Преодолеваемый ров, м: 2,1
Преодолеваемый брод, м: 0,8