Они сражались за Родину на почепской земле.
Решил потихонечку суммировать сведения собранные нами по теме боев 280-й стрелковой дивизии на почепской земле. Этот материал сейчас публикуется в газете "Почепское слово".
19 июля - 14 августа 1941г.
«Белые пятна истории»…. Как же их ещё много, когда вопрос встает о начальном этапе Великой Отечественной войны. А ведь за каждым таким «пятном» - судьбы десятков тысяч советских солдат и офицеров, которые выполнили свой долг до конца и погибли смертью храбрых, защищая нашу Родину. И не их вина, что их останки до сих пор лежат по российским, украинским и белорусским лесам и болотам, а сами они считаются без вести пропавшими.
О боевых действиях в 1941г. не любили вспоминать наши генералы и маршалы. И поэтому в мемуарах они описывали это время вскользь: отступали, выстояли, а затем, вперед, вперед до Берлина. И только сейчас, через 70 лет после начала самой страшной для нашего народа войны, стало возможным изучение засекреченных ранее документов того периода. Благодаря этому мы теперь можем отдать дань памяти неизвестным героям.
О 280-й стрелковой дивизии не написано ни одной книги, не снято не одного фильма, и даже в мировой сети «Интернет» почти нет воспоминаний её ветеранов. И немудрено, ведь из более чем 12.000 её военнослужащих из окружения, в которое попал Брянский фронт в октябре 1941г., вышло всего лишь около трехсот солдат и офицеров. Однако эта, просуществовавшая всего пять месяцев, почти никому неизвестная воинская часть внесла свою, и не маленькую, лепту в общую Победу. И наша задача – стереть «белое пятно» с её истории и увековечить подвиг воинов, сложивших свои головы, чтобы мы - их потомки, появились на свет и жили в свободной стране.
Согласно Постановлению Государственного Комитета Обороны № ГКО-207сс от 19 июля 1941г. в СССР началось создание новых подразделений. Одним из них и была 280-я стрелковая дивизия, которая формировалась в г.Туле из граждан мобилизованных в Московском военном округе. Как это происходило, можно узнать из немецкого протокола допроса военнопленных: «280-я СД (стрелковая дивизия) сформирована из необученных резервистов и призывников, по большей части не имевших воинской выучки. В течение одного месяца в Туле прошла курс обучения с деревянными ружьями. До прибытия на фронт не сделала ни одного боевого выстрела»…
Только вот не было у наших солдат и того месяца на обучение, о котором писали фашисты. 28 июля дивизия закончила своё формирование, а уже через неделю – 5 августа, она была включена в состав 24-й армии Резервного фронта и, согласно приказу, должна была прибыть на станции Мещерская и Комягино и сосредоточиться в районе разъезда Лосьмино Вяземского района Смоленской области. Именно здесь, на Смоленщине, готовилась в это время крупная операция по уничтожению ельнинской и рославльской группировок противника.
Однако наступление немецких войск стремительно развивалось. Тесня остатки отступавших от самой границы 3 и 13 Армий, немцы все ближе подходили к Брянщине, оборонять которую было почти некому. 9 августа гитлеровцы начали наступление на город Гомель. Под их ударами Центральный фронт стал откатываться на юго-восток. Согласно боевому донесению штаба 2-го отдельного стрелкового корпуса командующему Западным фронтом уже 10 августа 1941г. в районе с.Норино ( 22 км северо-западнее Почепа) было обнаружено до полка пехоты, семь танков и 16 бронемашин противника. Это стало полной неожиданностью для нашего командования, ведь в этом же докладе говорится, что почепское направление прикрывает в районе с.Красное Выгоничского района одна рота «местных стрелковых войск с 9 ручными пулеметами». Вот так: рота ополченцев против полка пехоты с танками и бронемашинами. Можно сказать, что путь на Брянск и далее на Москву на этом участке фронта фактически был открыт. Поэтому к Красному были срочно направлены находящиеся в резерве 878-й стрелковый полк 290-й стрелковой дивизии с дивизионом артиллерии и батарея 753-го артиллерийского полка противотанковых орудий. «Причем один стрелковый батальон с батареей артполка ПТО выбрасывается на автомашинах с таким расчетом, чтобы к утру прибыть в район Красное», - сообщается в донесении.
Одним из тех, кто понимал всю серьезность сложившейся ситуации, был командующий фронтом Резервных армий генерал армии Георгий Константинович Жуков. Он срочно прибыл на Брянщину, побывал в штабе 2-го стрелкового корпуса, а затем на местности ознакомился с организацией обороны этого участка фронта. По его приказу 12 августа 1941 г. разгружавшаяся в Брянске 260-я стрелковая дивизия должна была срочно занять оборону на рубеже: Столбы – Марково - Дмитрово, а 878-й стрелковый полк выйти из Красного и занять оборону на рубеже: Дмитрово - Почеп.
Через два дня, 14 августа, вышла директива Ставки Верховного Главнокомандования № 00926 о сформировании Брянского фронта, в 50-ю Армию которого вошла и 280-я стрелковая дивизия. Сделано это было вовремя, так как уже 16 августа 3-я танковая дивизия 2-ой танковой группы генерала Гейнца Гудериана ворвалась в город Мглин.