Связь поколений…
ПАМЯТИ
Владимира Новикова,
Ивана Камеко,
Алексея Беликова
ПОСВЯЩАЕТСЯ…
Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (г. Подольск Московской области):
Камеко Иван Иванович. 1919 г.р. гвардии младший лейтенант, старший летчик 14-го гвардейского истребительного Краснознаменного ордена Суворова 3-й степени Ленинградского имени А.А. Жданова авиационного полка.
Родился в деревне Дворец Речицкого района Гомельской области БССР. Жена Егорева Лариса Михайловна. Адрес: Вологодская обл., г. Череповец, ул. Бородинская, д. 18.
Вступил добровольно в военную школу летчиков в 1940 году.
26 марта 1944 года в качестве ведомого в составе 4-х Як-9 вылетел по тревоге на патрулирование в р-н Нарва – Вайвара – Курьмяй- Кюля – Вихтье – Сланцы. В районе Вайвара – Аспаре – Аувере вели воздушный бой против 12-и Ю-87 и 4-х Ме-109.
Камеко И.И. на свой аэродром не возвратился. Пропал без вести…
Новиков Владимир Алексеевич, 1920 г.р., гвардии лейтенант, старший летчик 1-й авиаэскадрильи 14-го гвардейского истребительного Краснознаменного ордена Суворова 3-й степени Ленинградского имени А.А. Жданова авиационного полка.
Родился в городе Брянске Орловской области. Отец Новиков Алексей Михайлович. Адрес: Челябинская область, город Усть-Кабал, ул. Гнусарова, д. 24. Мобилизован Советским РВК города Брянска в 1940 году.
В 1942 году окончил Батайскую школу пилотов. На фронте Отечественной войны с 5 мая 1942 года на Ленинградском фронте.
24 июля 1944 года при выполнении боевого задания по прикрытию поля боя в районе Вайвара – Аувере - Апсаре вел воздушный бой с 4 ФВ-190 и 2 Ме-109.
После выполнения боевого задания на базу не вернулся, пропал без вести…
Беликов Алексей Алексеевич, 1920 г.р., младший лейтенант, летчик 14-го гвардейского истребительного Краснознаменного ордена Суворова 3-й степени Ленинградского имени А.А. Жданова авиационного полка.
Родился в селе Екатеринославск Орского района Чкаловской области. Отец Беликов Алексей Федорович. Адрес: Днепропетровская область, Петихацкий район, село Алферово.
Вступил добровольно в военную школу пилотов в 1940 году.
24 июля 1944 года при выполнении боевого задания по прикрытию поля боя в районе Вайвара – Аувере - Апсаре вел воздушный бой с 4 ФВ-190 и 2 Ме-109.
После выполнения боевого задания на базу не вернулся, пропал без вести…
Вот небольшой жизненный путь боевого советского летчика в годы Великой Отечественной войны. Вся 24-летняя, короткая жизнь уместилась в нескольких строчках. И самое страшное, горькое для всех родных, друзей, близких — последнее: пропал без вести. Убит ли? Жив ли? Неизвестность, пожалуй, самое страшное для любого человека.
Поисковые отряды России — гражданская пехота, которая пришла сейчас на поля былых сражений, чтобы воскресить, вернуть имена героев Родине и родным. Имена тех, кто своей жизнью оплатил благодать существования настоящего поколения. Радость любви и жизни завоевана теми, кто сложил свои головы на поле боя: в болотах и лесах, на воде и в воздухе.
Родина… С ее именем умирали они идя в штыковую атаку, гнили заживо в окружениях, горели в танках, задыхались в тонущих кораблях, направляли свои самолеты горящими факелами на врага и шли на последний таран.
Родина… Забыла Родина своих героев, уже 60 лет прошло с момента когда прогремели последние залпы Великой войны, а поля сражений до сих пор покрыты солдатскими костями. Они до сих пор сжимают в руках свои винтовки образца 1891 года, в последнем рывке бросают связки, давно проржавевших гранат. Они ведут бой уже со временем и нашим беспамятством…
Ежегодно на территории Ленинградской области также ведут свой бой с беспамятством поисковые отряды, почти со всей матушки– России. Каждый год в братских могилах обретают свой покой останки более двух-трех тысяч советских солдат и офицеров Красной Армии. Возвращаются сотни имен пропавших без вести, сотни семей узнают о последнем месте боя и месте захоронения своих близких отцов, братьев, дедов и уже прадедов.
Документы Общественного фонда поисковых отрядов Ленинградской области (г. Санкт-Петербург). Информационная записка командира поискового отряда «Форпост» г. Кингисепп Виктора Костюковича:
«…Информацию о том, что недалеко от деревни Захонье-1-е, в лесу находится место падения самолета, сообщил коренной житель деревни — Виталий Пантелеевич. Он рассказал, что летом 1941 года видел падающий, горящий советский самолет, который упал в лес недалеко от деревни Захонье. После войны у воронки находили унты и пистолет ТТ в кобуре на оторванном ремне, а дюралюминий сдавали в металлолом.
1 декабря 2003 года было обнаружено место падения самолета. Воронка в виде капли, размером приблизительно 4х3 метра, заросшая камышом. Грунт глина, сырой песок. Вода в воронке стоит постоянно. Обломков самолета вокруг воронки не было. На отвалах воронки обнаружены: верхняя часть лопасти винта, куски бронестекла, звенья ленты под снаряд 37 мм, звенья ленты и гильзы калибра 12,7 с маркировкой и датами выпуска 1941–1943 годов, мелкие детали самолета.
4 декабря 2003 года. При дальнейших работах из воронки были подняты: спинка бронекресла, крючки и пряжки от привязных ремней парашюта, кусок кожаного ремня, носовая часть обуви, костные останки летчика (кости таза, кости ног, кости рук, часть грудной клетки и позвоночника, часть нижней челюсти), рукоятка штурвала (дата выпуска 1943 год), авиапушка НС-37 № НЛ 662 (ствол загнут), казенная часть пулемета УБ № РЖ 214 (разбит), 37 мм снаряды с маркировкой 1943 года, патроны в ленте калибра 12,7 мм, стрелянные гильзы калибра 7,62 мм с маркировкой 1941–1943 годов, разбитые приборы, стартер с № 415-1979, поршень двигателя М-105 ПФ с дублированным номером мотора: 415-1979.
Часть останков пилота находилась в районе двигателя, а большая часть останков находилась в центре воронки (в районе кабины)…».
Действительно, эта история началась осенью 2003 года. Командир поискового отряда «Форпост» из города Кингисепп Виктор Костюкович сообщил, что их отрядом наконец-то найдено место падения советского самолета в районе деревень Кошкино – Захонье, которое Виктор и его ребята искали еще летом, по рассказу одного из местных жителей. Летние поездки оказались неудачными, так как, по району места нахождения самолета прошла вырубка. Ориентиры указанные местным жителем почти полностью исчезли. И вот теперь, место падения найдено, оно находилось на краю вырубки.
Кингисеппские коллеги к моменту нашего приезда сделали уже многое: полностью откачена ведрами вода из воронки, на поверхности, у бивака поисковиков, разложены вытащенные из земли обломки самолета — куски дюраля, ржавая бронеспинка, загнутая под 90-градусов авиационная пушка.
С первого же взгляда узнаем ОКБ-37 — это 37 мм авиационная пушка, которая устанавливалась в основном на самолеты Як-9т и на небольшую серию Ил-2. Но по всем признакам и обломкам ясно, что перед нами место падения самолета Як-9т.
На отдельном полиэтиленовом мешке выложены обнаруженные останки пилота: переломанные берцовые кости, части таза, ребра, фаланги пальцев, часть черепа. Рядом обрывки гимнастерки и кожаные части сапога летчика.
Из личных вещей погибшего ребята нашли только портсигар. Он сильно деформирован. Видно, страшной силы удар был о землю при падении самолета. Но у наших друзей есть и хорошая новость. В воронке из глины появился сильно разбитый двигатель самолета и ребятам уже удалось на одном из поршней найти и списать продублированный номер мотора ВК-105ПФ № 415-1979.
Декабрьские дни коротки, но и за этот день мы успели сделать многое. С помощью лебедки удалось вытащить из воронки двигатель и еще сильно раздробленные останки пилота. Василий Быстров и Николай Михайлов весь процесс снимают на видеопленку. К сожалению, пока не удалось найти документов или каких либо «именных» личных вещей погибшего пилота.
Кто же этот неизвестный «воздушный рабочий войны»? Пока для нас это загадка. Единственный шанс — это установленный номер мотора. По нашим предположениям данный самолет мог погибнуть в этом районе в феврале–марте 1944 года. Как раз в это время шли жестокие бои на Кингисеппском направлении и далее на Нарвском плацдарме.
Пытаемся «просчитать» из какого полка мог оказаться подбитый самолет и погибший летчик. На самолетах Як-9 на Ленинградском фронте воевали пилоты 29-го, 27-го и 14-го гвардейских истребительных полков.
Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (г. Подольск Московской области):
14-й гвардейский ИАП 13 ВА:
– 25 февраля 1944 года сбит в воздушном бою, гвардии младший лейтенант Николай Дмитриевич Червяков;
– 7 марта 1944 года погиб после произведенного тарана, гвардии младший лейтенант Владимир Петрович Гусев;
– 9 марта 1944 года погиб в воздушном бою, летчик Павел Сергеевич Пономарев;
– 19 марта 1944 года погиб в воздушном бою, гвардии младший лейтенант Николай Герасимович Мельников;
– 26 марта 1944 года не вернулся с боевого задания, гвардии младший лейтенант Иван Иванович Камеко.
29-й гвардейский ИАП 13 ВА:
– 16 февраля 1944 года не вернулся с боевого задания, гвардии младший лейтенант Георгий Митрофанович Молчанов;
– 9 марта 1944 года не вернулся с боевого задания, гвардии старший лейтенант Василий Иванович Пантелеев.
27-й гвардейский ИАП 13 ВА:
– 10 марта 1944 года погиб Николай Федорович Пожарский.
Вернувшись из Кингисеппа, передаем отснятый материал о находке Кингисеппских поисковиков нашему старому другу — тележурналисту программы «Вести-СПб» Михаилу Хрусталеву. Спустя два дня на экранах телевизоров выходит репортаж Михаила. Буквально на следующий день в нашем кабинете прозвучал телефонный звонок. Звонивший рассказал, что видел вчера репортаж по питерскому телевидению о нахождении самолета и представился: Владимир Иванович Камеко.
Увиденное, очень взволновало Владимира Ивановича, так как 26 марта 1944 года в районе Кингисеппа, на самолете Як-9 пропал без вести его отец Иван Иванович Камеко, гвардии младший лейтенант, летчик 14-го гвардейского истребительного авиаполка. Из разговора выяснилось, что в городе Череповце живет его мать - Лариса Михайловна (жена Ивана Ивановича Камеко), она тоже служила в этом же авиаполку медсестрой, а он сам родился в 1944 году и отца даже не видел, так как родился тогда, когда отец уже погиб в небе Кингисеппа.
Мы пообещали, как только получим из архива сведения о том, кто погиб на данном самолете обязательно свяжемся с Владимиром Ивановичем и сообщим ему о наших архивных изысканиях.
В нашей жизни много удивительных и на первый взгляд необъяснимых совпадений. Именно в это время в Центральном архиве Министерства обороны РФ находились в командировке наши коллеги-поисковики из города Нижнекамска Республики Татарстан.
Звоним в город Подольск, в читальный зал архива, просим позвать к телефону руководителя поискового отряда из Нижнекамска Миляушу Котенкову. Миля записывает полученную информацию, и в первую очередь о том, что стоит проверить номер двигателя найденного самолета по принадлежности к гвардии младшему лейтенанту И.И. Камеко и вообще просмотреть все документы 14-го гвардейского полка за февраль – март 1944 года. Не знаю почему, но у нас была полная уверенность в том, что этот самолет относится именно к этому гвардейскому полку.
Связываемся с архивом каждый день. Первая информация приходит о том, что на самолете гвардии младшего лейтенанта И. Камеко был установлен двигатель за номером: № 345-1288. Жаль, но в поиске не всегда складывается, так как хочется нам. Просим наших друзей проверять дальше документы именно 14-го авиаполка. Ежедневно Миля сообщает, что за февраль и март 1944 года мотор с «нашим» номером в данном полку не списывали.
И вот в последний день командировки ребят в архиве, Миля Котенкова сообщает: ей удалось найти акт на списание мотора № 415-1979 в документах 14-го гв. ИАП, как не вернувшийся с боевого задания 24 июля 1944 года, но к сожалению в акте не указаны данные на летчика, пилотировавшего самолет Як-9т № 1435, на котором был установлен данный мотор.
Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (г. Подольск Московской области):
«В актах расследования причин летных боевых потерь 14 гв. ИАП 275 ИАД 13 ВА имеется акт на самолет Як-9, тип мотора ВК-105 (номер самолета и мотора не указан), в котором значится: «…гвардии лейтенант Новиков Владимир Алексеевич, старший летчик … 24 июля 1944 года в 8:10–9:41 5 Як-9 ведущий гвардии старший лейтенант Дьяков при выполнении боевого задания, прикрытия поля боя в районе Вайвара–Апсаре, провели воздушный бой с четырьмя ФВ-190 и двумя Ме-109. Гвардии лейтенанты Новиков и Беликов атаковали двух ФВ-190 на высоте 800 м сверху в хвост и преследовали их до бреющего полета. С боевого задания не вернулись гвардии лейтенанты Новиков и Беликов. Предположительно сбиты в воздушном бою…».
В приказе № 065 от 5 августа 1944 года по 14 гв. ИАП и в деле с перепиской по движению самолетов и моторов 275 ИАД за июль 1944 года значится:
«Списано:
– 24.07.44 г., Як-9 № 1415335, ВК-105ПФ № 415-1979 не вернулись с боевого задания;
– 24.07.44 г., Як-9 № 1415339, ВК-105ПФ № 415-1958 не вернулись с боевого задания».
В аналогичном акте — на самолет Як-9 гвардии лейтенанта Беликова Алексея Алексеевича номер самолета и мотора также не указаны.
И вот опять, перед нами задача. Так, чей же самолет обнаружен под деревней Захонье Кингисеппского района Ленинградской области: Новикова или же Беликова? Единственной надеждой на точное установление имени погибшего летчика служила небольшая приписка к справке из Центрального архива Министерства обороны РФ: «…Для сведения. Новиков Владимир Алексеевич награжден орденом Отечественной войны 2-й степени…».
Документы Общественного фонда поисковых отрядов Ленинградской области (г. Санкт-Петербург). Информационная записка командира поискового отряда «Форпост» г. Кингисепп, Виктора Костюковича:
«…23 мая 2004 года работы на месте падения были продолжены. Во время работ в правой стороне воронки был обнаружен орден Отечественной войны 2-й степени за № 4924… В процессе работы размер воронки увеличился до 4 метров в ширину, 5 метров в длину и 2,5 метра в глубину…»
Благодаря нашему другу, коллеге-поисковику из Москвы, Сергею Садовникову мы получили копию наградного листа на Новикова Владимира Алексеевича:
«…Товарищ Новиков за время службы в частях ВВС с 1940 года, имеет 388 самолето вылетов, из них боевых за время Отечественной войны 21 вылет.
Участвовал в 6-и воздушных боях, в которых сбил 2 самолета противника ФВ-190 и один подбил.
18 июня 1943 года в воздушном бою в районе Волхова сбил самолет противника ФВ-190, который разрушился в воздухе и с высоты 1000 метров упал в болото… В этом же бою им был подбит самолет противника ФВ-190, который задымился и со снижением ушел южнее Ново-Октябрьское…
24 июня 1943 года в воздушном бою сбил самолет противника ФВ-190, который упал… В воздушном бою его самолет был подбит и в воздухе загорелся. Новиков выпрыгнул на парашюте, в результате получил ожоги рук и лица…
Приказом по войскам 13-й Воздушной Армии № 0108/4 от 26 июля 1943 года награжден орденом Отечественной войны 2 степени…».
Подтвердив вещественно и документально, что поисковиками отряда «Форпост» обнаружены самолет и останки гвардии лейтенанта Новикова Владимира Алексеевича, мы позвонили Владимиру Ивановичу Камеко. Мы сообщили Владимиру Ивановичу, что найденным в обломках самолета летчиком оказался однополчанин отца, а также сообщили об установленных в архиве поисковиками номерах самолета и мотора, на котором погиб его отец.
Сообщенная информация встревожила память Владимира Ивановича о погибшем отце — он очень волновался, записывая номера самолета и мотора. Наш разговор закончился… Но на следующий день Владимир Иванович позвонил снова и сказал: «…Я так разволновался, когда вы рассказывали мне о ваших поисках, и о том, что погибшим летчиком оказался Владимир Новиков — однополчанин отца. Только спустя несколько часов осознал и вспомнил, о чем мне говорила мать, рассказывая об отце и его товарищах по фронту: меня назвали Владимиром, в честь Володи Новикова, они с отцом были лучшими друзьями…».
22 июня 2004 года на воинском мемориале в деревне Мануйлово Кингисеппского района Ленинградской области состоялась торжественно-траурная церемония захоронения, в ходе которой останки летчика 14-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии лейтенанта Новикова Владимира Алексеевича были торжественно захоронены с отданием всех положенных почестей.
Илья Прокофьев,
Общественный фонд поисковых отрядов Ленинградской области.
Источник: "Имена из солдатских медальонов", том №5, стр. 237 - 242.