Не вернулись из полёта
.....5 августа войска Брянского фронта вступили в Орел, а Степного фронта - в Белгород. В честь доблестных воинов в Москве впервые 5августа 1943 года прогремели артиллерийские залпы салюта. 5 августа Москва салютовала освободителям Харькова.
Огненная дуга коснулась и нашего района. В районе поселка Фарыгин (1,5 километра от с. Шведчики) завязался бой, который вела с противником 262-я армейская штрафная рота. Погибли 18 июля рядовые Бурлуцкий И. С., И. С. Винокуров, Воинов Федор Игнатьевич, Глазунов И. Я., ст. сержант Красавчиков В. Н., рядовые Кветка В. Г., Каноныхин Н. А., мл. сержант Муртазин З. Я., рядовой Петраков К. Т., командир отделения Русанов С. Н., рядовой Сучилин А. Г., мл. сержант Сарсынбаев Зайнбай, рядовые Скрылев И. Ф., Чистоплясов Г. В., 2 июля 1943 года в районе поселка Алексеевского (недалеко от с. Шведчики) погибли рядовые Полтарев С. И., Парфенов В. Ф., рядовой Чеботарев В. И. погиб 8 июля 1943 года.
Ожесточенный бой у поселка Фарыгин по всей видимости носил отвлекающий характер, поскольку 19 июля была проведена запланированная операция в районе деревни Березовец.
Еще в июне штаб 354-й стрелковой дивизии проводил меры по усилению разведки. Нужны были пленные. Но достать их не удавалось. Начальник штаба дивизии подполковник Н. В. Френкин и дивизионный инженер майор Евстратов разработали план захвата «языка» путем оборудования тоннеля под нейтральной полосой. В районе Березовца за передним краем проходил глубокий овраг, откуда предполагалось вести подземную работу в сторону противника. В середине июня началось строительство необычного сооружения. Работами руководил заместитель командира 476-го отдельного саперного батальона капитан Н. А. Боровой, непосредственными работами в забое - бывший шахтер старший сержант И. И. Еремин. Тоннель имел высоту 190 см, ширину 220 см, длину 130 м.
Заранее разработанным планом боя предусматривалось внезапной атакой ворваться в траншеи противника южнее Березовца и овладеть опорным пунктом на господствующей высоте. Подготовка боя проводилась с 25 июня по 18 июля под руководством заместителя командира дивизии генерал-майора П. С. Фурта и начальника политотдела подполковника В. К. Буцола.
В 14 часов 20 минут 19 июля саперы произвели взрыв. В четырех метрах от траншеи противника обрушилась земля, образовался провал. 257-я штрафная рота в противогазах прошла по тоннелю, стремительно выскочила из провала и ворвалась в траншею противника, работая кинжалами, штыками. Впереди роты шел 1-й взвод лейтенанта Д.В. Дебельского. В первые же минуты были захвачены расчеты двух пулеметов и пленен разведчик-наблюдатель.
Вслед за армейской ротой через тоннель вышел, взвод разведки 1199-го полка и ворвался по ходу сообщения во вторую траншею противника. Здесь отделение старшего лейтенанта Н. Е. Венецова захватило в плен унтер-офицера и уничтожило более десяти солдат. Затем сюда подошли два взвода 42-й отдельной разведывательной роты, возглавляемые замполитом лейтенантом П. И. Рязанцевым, специально подготовленные роты 1199-го и 1203-го полков, которые при поддержке артиллерии и минометов овладели господствующей высотой.
Генерал-лейтенант П. И. Батов приказом по армии всему личному составу, принимавшему участие в подготовке тоннеля и в боях по захвату пленных, объявил благодарность. 138 человек были награждены.
На позиции 194-й стрелковой дивизии противник начал наступать 6 июля в четыре тридцать утра северо-западнее Литижа, Видимо, то была одна из попыток имитировать начало крупного наступления в центре северного фаса Курской дуги. 69-я стрелковая дивизия вела оборонительные бои в июле в непосредственной близости от границы Комаричского района с Дмитровск-Орловским.
В полосе Центрального фронта гитлеровцы атаковали на 40-километровом фронте 13-ю армию и прилегающие к ней фланги 48-й и 70-й армий , а остальных участках Центрального фронта в первый день вражеского наступления все еще сохранялось предгрозовое затишье, которое в полосе 194-й стрелковой дивизии было нарушено на рассвете 6 июля. В четыре тридцать утра противник атаковал 2-й стрелковый батальон 470-го полка, занимавший оборону северо-западнее Литижа. Командование 137-й немецко-фашистской пехотной дивизии бросило против батальона до полка пехоты с семью орудиями. Видимо, то была одна из попыток гитлеровцев отвлечь внимание советского командования от направлений своих главных ударов на Курской дуге, попытка имитировать начало крупного наступления в центре северного фаса Курской дуги.
Основной удар атакующих приняла на себя 5-я стрелковая рота, которой командовал старший лейтенант А. М. Луканин. Коммунист, бывалый фронтовик, оборонявший Севастополь и освобождавший Воронеж, трижды меченный вражескими пулями и осколками, старший лейтенант заблаговременно позаботился об укреплении ротного района обороны и о подготовке бойцов к борьбе с вклинившимся противником. Солдатский тяжкий труд, вложенный в создание траншей и других оборонительных сооружений, и солдатский пот, обильно пролитый на оборонительных работах и в боевой учебе, не пропали даром. Несмотря на многократное численное превосходство противника и ураганный огонь, от которого плавилась земля, бойцы роты не дрогнули. Старший лейтенант Луканин умело и решительно руководил действиями роты и, поддерживая непрерывную связь с комбатом и артиллеристами, корректировал огонь артиллерии.
Едва начался вражеский артналет, как ротный тут же распорядился отвести бойцов из первой траншеи во вторую, а резервный взвод - из второй в третью траншею. Поэтому огневой удар противника, нацеленный главным образом на первую траншею, пришелся фактически по пустому месту. Заняв позиции в глубине ротного района обороны, бойцы 5-й роты встретили вклинившегося противника огнем с места. По нему ударили полковая артиллерия и минометы, Окружая атакующих фашистов и отсекая участок прорыва от подхода свежих сил противника, дивизионная артиллерия поставила плотную огневую завесу.
Встретив дружный отпор и понеся при этом чувствительные потери, гитлеровцы вынуждены были залечь. К атакованному противником участку была срочно выдвинута 6-я стрелковая рота - второй эшелон батальона, которая совместно с 5-й ротой контратаковала залегших фашистов и заставила их отступить.
Месяц спустя здесь же, в районе обороны 2-го стрелкового батальона, геройский подвиг совершил полковой сапер А. В. Светлов. В начале августа этому батальону приказали провести разведку боем. Для достижения большей внезапности было решено атаковать вражескую позицию не ночью и не ранним утром, как это обычно практиковалось в таких случаях, а в полдень. В связи с этим проходы в минных полях саперы проделали ночью накануне боя, в проволочных же заграждениях делать их не стали, дабы не насторожить противника. Решено было проделать эти проходы во время артподготовки, за несколько минут перед тем, как батальону подняться в атаку.
В назначенный час, разорвав душный, нагретый полуденным солнцем воздух и вздыбив землю в расположения неприятельских позиций, дружно ударили дивизионные и полковые пушки и минометы.
- Пора! - сказал командир группы разграждения.
Первым вперед двинулся сапер Светлов. Плотно прижимаясь к земле, он быстро и ловко по-пластунски пополз к проволочному заграждению, за которым дыбом вставала от взрывов земля, заволакивая горизонт черной клубящейся пеленой. Добравшись до проволоки, сапер перевернулся на спину и, достав из чехла кусачки, сноровисто заработал ими. Проделав проход, подал командиру стрелковой роты условный сигнал и остался у прохода ждать пехоту.
Едва огненный вал начал откатываться в глубину обороны противника, как тотчас из первой траншеи выскочили стрелки я с криками «Ура!» устремились к неприятельской позиции. Но потом случилось неожиданное. До проволочного заграждения оставалось всего каких-нибудь метров тридцать - сорок, когда атакующая цепь вдруг почему-то замешкалась и залегла. Обеспокоенный заминкой сапер метнулся к пехотинцам, ободряюще закричал: «Проход готов! Вот он! Смотрите!..» Подняв призывно руку, он громко скомандовал: «Вперед, за мной!» - и, не оглядываясь, побежал к проходу. Почувствовал резкий толчок в плечо, не остановился
Он продолжал бежать и после того, как его задело второй раз - пуля угодила в ногу ниже колена. Сильно припадая на раненую ногу, Светлов первым достиг прохода в проволочном заграждении и устремился к вражеской траншее. До нее оставалось два-три шага, через нее уже перемахивали на бегу пехотинцы, успевшие обогнать сапера, когда, сраженный пулеметной очередью, тот рухнул на землю. Упал лицом вперед, словно и мертвый продолжал призывать однополчан не останавливаться, идти вперед. Так в бою под село Литиж погиб отважный сын марийского народа, боец саперного взвода 470-го стрелкового полка А. В. Светлов.
Даниленко В.И.
Источник: http://www.sevsk32.ru/gpw/7/52/