Осколочная авиабомба АО-10-6,5сч
Накануне Великой Отечественной войны на вооружении артиллерии в калибре 76,2 мм состояли снаряды увеличенной дальности не только со стальными корпусами, но и из сталистого чугуна. Для использования литых чугунных некондиционных заготовок и лекального брака готовых корпусов артиллерийских осколочных гранат, штампованных из стали С-63, на заводах имени С.М.Кирова и «Динамо» НКЭП предложили их так же переделывать в осколочные авиабомбы АО-8м6сч.
Там же, взяв за основу технологию переделки стальных корпусов артснарядов в авиабомбы, полностью отработали процесс производства чугунных боеприпасов. При этом, в отличие от оригинала, где крылья четырехперистого стабилизатора к конусу обтекателя крепили сплошным сварным швом, для сборки этого узла применили точечную сварку. На этом удалось сэкономить достаточно много времени и ресурсов. Испытания данного новшества дало положительные результаты – в прочности крепления у АО-8м6сч оно практически не уступало АО-8м6. Однако крепить оперение к корпусу чугунного снаряда, закатывая его в канавку от ведущего пояска (подобно АО-8м3 и АО-8м5), было невозможно – чугун лопался. Заводчане предложили насаживать конус оперения на заднюю конусную часть снаряда с натягом, а затем фиксировать его сплошным сварным швом.
Ввиду изменения материала корпуса, рецептуру снаряжания (характеристики бризантности ВВ) для АО-8м6сч подбирали в НИИ-6 НКБ. В итоге документацию на производство АО-8м6сч утвердили, изготовив опытную серию с присвоением боеприпасам номера чертежа 3-588 и индекса ВВС – 7-О-138. Эти боеприпасы в производстве были намного дешевле стальных. Однако для подобной экономической выгоды пришлось пожертвовать некоторыми боевыми характеристиками. К примеру, уменьшилось количество убойных осколков (все-таки чугун больше дробился в пыль, нежели на куски), а вскоре из типажа поражаемых целей пришлось полностью исключить даже легкобронированную технику.
В 1940 г. на производстве АО-8м6 всех моделей были задействованы завод имени Петровского из состава Наркомата черной металлургии, «Красный плуг» Наркомата среднего машиностроения, Рыбинский Наркома общего машиностроения, «Динамо» Наркомата электропромышленности и «Красный блок» Наркомата тяжелого машиностроения.
Между тем с июня 1941 г. стабилизатор авиабомбы сыграл роль ее основного конструктивного недостатка. Дело в том, что на оснований Постановлений СНК СССР и ЦК ВКП(б) требовалось, чтобы длина авиабомб, переделанных из 76,2-мм артиллерийских снарядов, не превышала 500 мм. Таким образом, АО-8м6сч требовалось укоротить более чем на 100 мм. Руководство НКВ с началом войны вполне отдавало себе отчет в том, что в ближайшее время боеприпасов всех типов потребуется в несколько раз больше. В этих условиях вполне естественным было их стремление сохранить чугунную авиабомбу на вооружении, модернизировав ее.
Конструкторам ГСКБ-47 поступило задание изготовить несколько партий АО-10-6,5сч (к этому времени такое наименование получили АО-8м6сч) со стабилизаторами различных конструкций и оперативно исследовать их баллистические свойства.
В итоге на полигон поступили авиабомбы со стабилизаторами восьми различных вариантов конструкции. Наиболее удовлетворительные результаты продемонстрировал перистый стабилизатор с поперечным тормозным диском в торце, что позволяло уменьшить длину авиабомбы до 465,6-478,0 мм и вполне удовлетворяло предъявленным требованиям. В итоге АО-10-6,5сч утвердили для серийного производства боеприпасов, присвоив им номер чертежа 3-0966 и индекс ВВС – 7-О-186. Производство АО-10-6,5сч чертежа 3-588 полностью прекратили.
Осколочная авиабомба АО-10-6,5сч
Длина (без взрывателя), мм 591...604
Диаметр корпуса, мм 76,1
Размах оперения, мм 60,0
Расстояние от центра тяжести до головного среза, мм 173...177
Масса, кг:
- авиабомбы без взрывателя 6,67
- взрывчатого вещества 0,78
Используемые взрыватели (1 шт.) АМ-А, АВ-4
Источники: Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.
Найдено в нашей области: