СОЛДАТСКИЙ ДНЕВНИК
Вот такая интересная информация появилась в "Живом журнале": http://patriot-af.livejournal.com
"Мне попал в руки самый настоящий военный дневник написанный свидетелем этих событий. Дневник принадлежал Григорию Максимовичу Пигареву. Начинал он военную службу еще до войны. Сперва служил в роте аэродромного обеспечении писарем. Буднично, правдиво. Некоторые страницы напечатаны на машинке, некоторые написаны вручную. Иногда записан каждый день, иногда за несколько дней скопом. В дневнике вложены вырезки из газет, военные песни, схемы. Если хватит сил попробую в течении какого о времени выложить ВСЕ. И интересное и обычные будни. Похоже, что дневник он начал вести в начале Июля 1941г.".
Кому интересно, можете почитать в ЖЖ весь дневник Пигарева Г.М., а в этой теме я буду касаться только наступления 194 сд, в которой он служил , в марте 1943г. в Комаричском р-не. Текст patriot-af выкладывает у себя в ЖЖ порциями, поэтому возможны задержки с информацией и здесь.
НА МАРШЕ
6 декабря 1942 года.
Нас подняли по тревоге и бегом отправили в сторону станции. Начали грузится в эшелоны еще затемно. Погрузка прошла на редкость организованно и быстро. И еще не начало сереть а поезд уже тронулся на восток. Ехали без остановок, быстро. Только уже перед самой Москвой паровоз стал останавливается на станциях и полустанках. В полдень прибыли в Москву, проехав вокзал, эшелон остановился на запасном пути. Нас оставили в вагонах, где мы провели еще шесть дней. Покидать эшелон строго запрещалось. Ходить можно было только за кипятком. Все это время кормили сухим пайком, который выдавали раз в два дня на два дня. Все время ожидания меня как и всех мучил вопрос – сколько еще будем еще стоять и куда нас пошлют дальше? Солдатская молва упорно говорила про Сталинград. Пугали друг друга, что живыми оттуда не возвращаются. За это время наша рота недосчиталась трех человек. Стыдно об этом думать, но они дезертировали.
14 декабря 1942 года.
На пятый день, вечером мы тронулись дальше. Мы даже не закрывали двери. Те кто знал Москву, следили в какую сторону поедет поезд. Состав вышел на окружную, и затем пошел по Ржевской ветке. Утром следующего дня мы прибыли на станцию Погорелое Городище, восточнее Ржева. Дивизия выгружалась и на близлежащих полустанках. Дальше, после небольшого перехода мы остановились в районе деревень ОРЕХОВО, ПЕТРУШИНО, АНИНО. Командир роты довел до нас, что мы вошли в состав 20 армии. Также он сказал две новости, что нам дают один день для приведения полка в порядок, перед наступлением, и то что отменены должности политрук, и возвращается звание Офицер. Мы произносили это слово и до этого, но оно не было в приличном лексиконе, как и матерные слова.
Лес, в котором мы расположились, тоже уже использовался нашими частями. Были вырыты землянки, щели. Наверное, тут стояла часть больше нашей. Землянок было столько, что мы могли расположиться с комфортом. Похоже, тут еще были танкисты. Везде были разбросаны запчасти от военной техники, поврежденные бронелисты. В одном месте стопкой лежали сложенные танковые катки и траки. За два года войны я почти не видел танков в бою. Только в эшелонах и однажды на марше. Наверное танкисты ушли вперед. Присутствие танков, где то рядом, ободряло перед наступлением. Но вопреки ожиданиям, на следующий день команды на выдвижение на исходную не последовало, и через день тоже.
Прошла почти неделя.
Ничего особенного не происходит. Занимаемся военной подготовкой, как в учебном лагере. Кормят сносно. Местного населения нет. Наступление наверное, отложено до весны.
2 февраля 1943 года.
Отметили новый год. Скромно – по-военному. Выдали двойную порцию спирта. На митинге выступил командир полка. На фронте затишье. Пушек почти не слышно.
3 февраля 1943 года.
Наконец приказ пришел, но не тот которого мы ждали. Дивизия грузится в вагоны. Выгоны нас приятно удивили. Железнодорожники постарались на славу. Полы вымыты, стены продезинфицированы, В вагонах сколочены пирамиды для оружия, деревянные нары вместо просто соломы, есть даже матрасы. Щели в вагонах законопачены, есть не только печки, но и запас к ним дров и угля. Под потолком висят керосиновые лампы типа «летучая мышь».
4-21 февраля февраля 1943 года.
В течении 3 и 4 февраля, поезд по долгу останавливался на близлежащих полустанках, собирая дивизию. Очевидно, погрузка была из разных мест, чтоб запутать авиацию противника. И вот 4 февраля мы куда то поехали. Сперва опять через Москву, а потом куда-то на юг. Опять стали разговоры про Сталинград. На шестой день поезд остановился. Поступил приказ на разгрузку. Мы одеваемся, забираем вещи и оружие, выпрыгиваем из вагонов. Станция разбомблена, вокруг станции руины Но дальше, даже деревянные дома не сгорели. Город большой. Командиры разговаривают с начальником эшелона. Спрашиваем – «что за станция?». «Елец!» - во нас куда занесло.
По перрону ходит нач. штаба дивизии полковник Зиновиев, торопит, Быстрее, быстрее, пока немцы не прилетели. Солдаты отбегают от вагонов, строятся у здания станции. Все косятся на небо. Не появятся ли немецкие самолеты. Небо пасмурное. Через короткое время двинулись маршем по городу. Елец занесен снегом. Домики в один – два этажа, в основном деревянные. Из труб идет дым. Есть и сгоревшие и пустые дома, но таких мало. Идем по улице параллельно железной дороги. Спускаемся к реке. Правее железнодорожного моста сделан другой мост. Еще немного и вышли из города. Перешли железнодорожную насыпь. И пошли дальше.
Через час – полтора дошли до населенного пункта. Местные жители вышли к домам, смотрят как мы проходим. В основном женщины и дети, но были и старики. Я спросил, что за деревня, оказалось – Ольховец. Далеко ли до фронта? Старик пожал плечами и махнул в сторону на запад. Говорит, что немцев тут год назад побили, вон, пол деревни сожгли. У меня не было карты, но я записал название на листке бумаги, чтоб потом посмотреть как идет наш маршрут.
За Ольховцем дорога закончилась, и мы пошли прямо по целине. Тут, какое-то время назад проходила техника, и танки умяли снег, но снегопады и вьюги опять замели дорогу. Когда спускались к реке, то снега было прямо по грудь. Бойцы переносили пулеметы на себе но падали под этой тяжестью барахтались в снегу, помогали друг другу. Потом выяснилось, что там в этом снежном болоте был потерян щит от одного пулемета. Вылезли пошли дальше. Идти было очень тяжело, и в этот день дивизия прошла не более 15 километров. Когда встали на ночь, в каком-то поросшем овраге, ни у кого не было сил даже развести костер. Так и повалились в сугроб. Вечером нас, офицеров, собрал командир полка, раздал карты, и рассказал, что идти нам предстоит более 150 км. И показал предположительный маршрут. На выдвижение нам выделена неделя. ОНИ там думают, что тут есть дороги. Если мы будем дальше идти таким темпом, то никак не успеем.
На второй день достигли ЧЕРНАВЫ. Село оказалось почти пустым. Разоренным. Дома многие сожженные. Уцелевшие жители живут в землянках. Опять ночевали кто где смог. Наша пульрота заняла руины церкви и погреба близлежащих домов. Стали разводить огонь. Пришли сельские женщины, стали помогать греть воду, пока бойцы делали волокуши из досок, найденных в селе, для пулеметов и боеприпасов. Тут же в церкви я подобрал солдатскую шинель большего размера, которая свободнее налезала на подтулейку.
За ЧЕРНАВАМИ до ЛИВНЫ дорога улучшилась. Только когда переходили реку Хмелевку в низине опять были снежные заносы, но не такие как раньше. Наверху, была какая то сожженная деревня и на подъеме стоял брошенный наш огромный танк Клим Ворошилов. Видно, что оставили его несколько дней назад, а рембат еще не приехал. Да, техника внушает страх. Кажется, что он весит сто тонн.
Вечером над нами пролетел небольшой трофейный самолет. Кресты закрашены нашими красными звездами. Он летел очень низко. Мы наблюдали, как он сделал над нами медленный круг и полетел дальше вдоль дивизии.
Ночевали в чистом поле. Ни укрытия досточки. Только холмы, сугробы и наносы.
Утром над нами пролетела эскадрилья немецких штурмовиков. Ушли севернее нас. Возвращались через пол часа. Командир роты сказал, что параллельно нам, тем же маршрутом движутся еще две дивизии. А после обеда досталось и нам тоже. Бойцы разбегались по сторонам от дороги, зарывались в снег, сугробы, и так прятались от фашистских самолетов. Оставалось беззащитно лежать в снегу и надеяться, что пронесет. Налет закончился, не спеша вышли на дорогу. У нас в роте потерь не было. А в других, говорят были. Но кто тут кого в снегу найдет. К вечеру достигли населенный пункт ЛИВНЫ. Дивизия расположилась в домах, или что от них осталось на юго-восточной окраине города, А штаб в огромном кирпичном здании электростанции, еще левее. Там сделали перекличку. В полку недосчитались 12 человек.
За ЛИВНЫ опять пошли не по дороге, а по следам проложенными техникой. Напрямик на КОЛПНЫ. Лошади с повозками с нами, а машины по шоссе, в объезд. Опять началось «купание в снегу». К тому же, со второго дня этого перехода, пошел снег. Это было не плохо, так как навредить сильнее он нам уже не мог, но мы знали, что немцы по такой погоде летать не будут.
В КОЛПНЕ получили приказ на изменения маршрута на ДМИТРИЕВ-ЛЬГОВСКИЙ. Это еще несколько дней пути. От КОЛПЕН шли параллельно железнодорожной насыпи на НЕТРУБЕЖ с наветренной стороны, где меньше снега. А ночевали с подветренной. Потом насыпь кончалась.
Дальше были населённые пункты ХАЛТУРИНО, ЗОЛОТУХИНО, и в конце концов ФАТЕЖ. Тут нам сказали, что дивизия получит отдых, но командиры решили иначе. Нужно было торопится, так как наше наступление в направлении НОВГОРОДА-СЕВЕРСКИЙ столкнулось с отчаянным немецким сопротивлением. Солдаты прозвали наше мытариние - "Снежный марш". Еще, тут 20 февраля нам сообщили, что мы переданы 2 танковой армии. Которая, как раз, сейчас наступает в том направлении. Потом шли на ЛИНЕЦ и ГЕНЕРАЛЬШИНО. Надо сказать, что сельские жители нас встречали приветливо, помогали бескорыстно. Чинили одежду, обувь, делились продуктами, грели воду. Не так как встречали нас жители Смоленской и Московских областей осенью 41 года. За время марша наш полк потерял пропавшими без вести около 20 человек.