ФОРУМ ПОИСКОВИКОВ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ФОРУМ ПОИСКОВИКОВ » СТРОКИ ОПАЛЕННЫЕ ВОЙНОЙ » Дебольский Д.В.: Штрафники


Дебольский Д.В.: Штрафники

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Штрафники

    Конец марта 1943 года. Закончилось наступление Центрального фронта. Моя 354 стрелковая дивизия  после боев у Лукинки встала в глухую оборону. Станцию Комаричи взять не удалось. Людей - третья часть, скудный солдатский паек. Выдохлись и немцы. Грязь, слякоть, траншеи полные воды. Держим оборону от Березовца до Марса. Ежедневно тиф косит десятки людей, а пополнение все не приходит.

    Вызывает меня, молодого 18-ти летнего лейтенанта, начальник штаба дивизии, подполковник Френкин. Загадочно прищурясь предлагает должность, а какую– не говорит. «Оклад, как у командира батальона, выслуга 6 лет за один год. Получишь людей – узнаешь».

     В составе полутора десятка грузовых автомобилей едем в Курск за пополнением. И приезжаем в местную тюрьму. Народу - человек 500 стоит в строю во внутреннем дворе. Начальник тюрьмы вышел на середину и говорит: «Приехал за пополнением лейтенант. Кто хочет воевать?». Шагнули все, без исключения.

     Так я стал заместителем командира 257 отдельной штрафной роты 65 армии генерала Батова. Или попросту «Шура», как называли роту. Полтора месяца непрерывной тренировки, стрельбы.  И первая разведка боем. Половина не вернулась, осталось на голом, выкошенном свинцом поле перед Малыми Прутками, севернее Березовца. Так набирались опыта. Неделю зализывали раны, пополнялись и жаждали реванша .А  у немцев - веселье. Крутят наши советские пластинки, а пьяные полицаи или власовцы предлагают сдаваться. Звереют на глазах штрафники.  « Когда?».

    И 3 июня 1943 года, чуть-чуть забрезжил рассвет, в начале четвертого утра выползла штрафная рота из траншей  напротив Тростенчика. Во главе со своим командиром  капитаном Карипановым . Без артподготовки, без единого выстрела. Мимо мин и фугасов, обозначенных саперами на нейтральной полосе. Только шелест мокрой травы, тихий шум сотен ползущих тел и пронзительное пение местных соловьев. И навались на спящих немцев, устроив резню и побоище. Страх и ужас творился в немецких траншеях. Уцелело всего несколько человек, взятых в начале боя в качестве «языков». Два дня отбивали атаки пехоты и самоходок. И только по приказу отошли обратно в свои окопы,  оставив сотни немецких трупов в Тростенчике и вокруг него. Мы отомстили…

    Много написано о штрафниках правды и небылиц, много выдумано. Но под Комаричами и Севском летом 43, да и позже, не стояли сзади нас заградительные отряды с пулеметами. Нас вооружали  как и обычные стрелковые подразделения: винтовками, пулеметами, автоматами. Но в «Шуре» воевали отчаянные солдаты-осужденные. Воевали лучше остальных. С первых боев мы всегда захватывали огромное количество оружия и продовольствия. Особенно много немецких  прекрасных пулеметов. Каждый имел в запасе немецкий автомат. И все это оставалось у нас. Никто не отбирал и просто не смог бы этого сделать. В роте 15-20 человек постоянного состава, офицеры и сержанты. И 400-500 человек переменного состава осужденные за разные преступления солдаты, окруженцы, уголовники, бывшие полицаи. Офицеры наравне со всеми остальными ходили в атаки, поднимаясь в числе первых,  питались с одной ротной кухни, не прятали и не ели втихоря свои доппайки. Все делилось на всех поровну. И радость и горе. Поэтому пользовались у штрафников непререкаемым авторитетом.  Берегли  они нас, как могли. В  безисходные  моменты боя, матерые зэки – уголовники хватали, как котят за шиворот  нас мальчишек-командиров и бросали в воронки, сверху закрывая собой. Спасали наши жизни, сами погибая. Большинство воевало до первого ранения или через два месяца со снятыми судимостями за проявленную храбрость уходили в другие части по предписанию командования роты. Многие получали ордена и медали, многие просили оставить воевать в «Шуре». Воевали в роте и несколько  вольнонаемных. Одна из них, фельдшер Лена Поевская из Дмитриев - Льговского, спасла в боях сотни раненых…

     После Тростенчика ощетинились немецкие траншеи новыми рядами колючки, дотами и дзотами. Узнав,  кто перед ними, почуяв малейшую опасность, немцы боеприпасов не жалели. Своим огнем выкосили все кусты на нейтральной полосе. А штрафники рвались в бой: свою вину искупить, снять судимость, себя испытать. Да и командование требовало «языка».

     Дивизионный инженер майор Евстратов предложил план, как миновать нейтралку.

     Напротив Березовца проходит глухой овраг. Три недели  по ночам с его склона метров 150 в сторону немецких окопов саперы рыли тоннель и в вещмешках за два километра выносили землю, чтобы не обнаружил и не сфотографировал немецкий самолет-разведчик «Рама». Командовал старшина Иван Еремин - бывший шахтер. Работа ювелирная,   тонкая. Уже слышна немецкая речь, губная гармошка. Спустилась рота в тоннель вместе с дивизионными разведчиками. Старшина шахтер выбил в конце тоннеля бревно, подпирающее потолок. Образовался провал. И в эту дыру из подземелья  хлынула штрафная рота. Я выскочил одним из первых. Перед глазами удирающиий немецкий артиллерийский наблюдатель, бросивший рядом с провалом свою карту, бинокль и секундомер. Снова всё повторилось. Первые пленные и рукопашная на истребление. Через полтора часа всё закончилось. Стало тихо-тихо. Я ходил вдоль немецких траншей полного профиля и не мог в них спуститься. На две трети они были завалены погибшими немцами и моими солдатами-штрафниками. Жуткое, печальное зрелище. До сих пор ноет сердце. Не смогли похоронить своих ребят по-человечески, они остались в тех окопах. Мы отбили три немецких контратаки и, получив приказ, ушли из Березовца, взорвав тоннель, захватив с собой только  раненых. За этот бой со всех штрафников роты была снята судимость, и большинство были награждены орденами и медалями. А я получил редкий орден Александра Невского. Лично по приказу генерала Батова.

    После Березовца -бои за Шведчики и Галчинский. Бросок через Севск и Подлесные Новоселки в Хинельские леса на Хутор Михайловский. Моя рота, моя «Шура» первая врывалась  в Шостку, первой вышла на реку Сож.

    На высоком берегу этой реки меня  ранило осколком танкового снаряда. И после госпиталя я попал в другую часть, закончив войну в Кенигсберге. Я много прошел, много видел. До 1981 года служил в Советской армии, защищая интересы своей страны во многих точках мира.

     Но Березовец и Прудки, Тростенчик и Марс, Лукинка и Шведчики, Юпитер и Василек останутся в памяти, как время  моей военной молодости, чистых искренних отношений. Названия этих деревень - это память о моей 257-й отдельной штрафной роте, моей «Шуре», о моих однополчанах-штрафниках, погибших на Вашей земле.

С уважением: Дебольский Дмитрий Владимирович
Заместитель командира отдельной армейской  257-й штрафной роты.
Под Комаричеми и Севском в марте-августе 1943г-лейтенант.

2

И. Н. ПАВЛОВ: "ОТ МОСКВЫ ДО ШТРАЛЬЗУНДА "

     "В июне штаб дивизии проводил меры по усилению разведки. Нужны были пленные. Но достать их не удавалось. Начальник штаба дивизии подполковник Н. В. Френкин и дивизионный инженер майор Евстратов разработали план захвата «языка» путем оборудования тоннеля под нейтральной полосой. В районе деревни Березовец за передним краем дивизии проходил глубокий овраг, откуда предлагалось вести подземную работу в сторону противника. В середине июня началось строительство необычного сооружения. По оврагу скрытно подвозились бревна и другие необходимые крепежные материалы. Участок работ был оцеплен. Работами руководил заместитель командира 476-го отдельного саперного батальона капитан Н. А. Боровой, непосредственными работами в забое - бывший шахтер, старший сержант И. И. Еремин. Тоннель имел высоту 190 см, ширину 220 см, длину 130 м.

     Заранее разработанным планом боя предусматривалось внезапной атакой ворваться в траншеи противника южнее Березовца и овладеть опорным пунктом на господствующей высоте. К выполнению этой задачи привлекались 257-я отдельная армейская штрафная рота, 420-я отдельная разведывательная рота, по одной стрелковой и минометной роте от 1199-го и 1203-го полков, их 120-ти минометные батареи и два дивизиона 921-го артполка. Подготовка боя проводилась с 25 июня по 18 июля под руководством заместителя командира дивизии генерал-майора П. С. Фурта и начальника политотдела подполковника В. К. Буцола. К 18 июля закончились строительство тоннеля и подготовка подразделений к проведению боя с целью захвата пленных и уничтожения опорного пункта противника. Когда тоннель подвели под его траншею, саперы подготовили пролом, заложили взрывчатку.

     В 14 часов 20 минут 19 июля саперы произвели взрыв. В четырех метрах от траншеи противника обрушилась земля, образовался провал. 257-я штрафная рота в противогазах прошла по тоннелю, стремительно выскочила из провала и ворвалась в траншею противника, работая кинжалами, штыками. Впереди роты шел 1-й взвод лейтенанта Д. В. Дебольского. В первые же минуты были захвачены расчеты двух пулеметов и пленен разведчик-наблюдатель.

     Вслед за армейской ротой через тоннель вышел взвод разведки 1199-го полка и ворвался по ходу сообщения во вторую траншею противника. Здесь отделение старшего сержанта Н. Е. Вепренцева захватило в плен унтер-офицера и уничтожило до десяти солдат. Затем сюда подошли два взвода 420-й отдельной разведывательной роты, возглавляемые замполитом лейтенантом П. И. Рязанцевым, специально подготовленные роты 1199-го и 1203-го полков, которые при поддержке артиллерии и минометов овладели господствующей высотой. Создались условия для овладения третьей траншеей противника. Однако противник предпринял контратаки. Во избежание лишних потерь командир дивизии приказал подразделения отвести на исходное положение, а тоннель взорвать.

     Генерал-лейтенант П. И. Батов приказом по армии всему личному составу, принимавшему участие в подготовке тоннеля и в боях по захвату пленных, объявил благодарность. 138 человек были награждены, среди них ордена Красной Звезды был удостоен командир роты 1199-го полка старший лейтенант В. Ф. Габайдулин, ордена Отечественной войны II степени – командир роты 1203-го полка старший лейтенант С. Ф. Герасимов".

3

Мочалов В.А. «354-я в боях за Родину»

http://s3.uploads.ru/t/3frFw.jpg

http://img651.imageshack.us/img651/1020/53ke.jpg

http://s2.uploads.ru/t/rwa6b.jpg

http://img221.imageshack.us/img221/3281/54kn.jpg

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » ФОРУМ ПОИСКОВИКОВ » СТРОКИ ОПАЛЕННЫЕ ВОЙНОЙ » Дебольский Д.В.: Штрафники