ПРОПАВШИЙ САМОЛЕТ ХРУЩЕВА
...Итак, мы успели прочесать около 3 кв.км леса. Искали метеорит, "заодно" провели разведку древнего городища в районе южнее эпицентра... Нашли и передали музеям множество предметов времен войны (касок, осколков, гильз, корпусов мин и гранат)... И уже под конец экспедиции обнаружили утонувший в болоте танка времен 2-й Мировой войны и останки упавшего в лесу самолета.
Нашли - это громко сказано. Я после осмотра подозрительной воронки догонял цепь прочесывания и едва не споткнулся о длинную изогнутую железяку, это был почерневший от времени кусок дюраля. То, что это были самолетные осколки, сомнений не было никаких, но поскольку в тот момент было не до разглядывания, я просто запомнил местность и поспешил дальше. Если бы знать заранее, какой здесь мог лежать, то, возможно, планы бы наши круто изменились...
ЗДЕСЬ ПАДАЛИ НЕ ТОЛЬКО МЕТЕОРИТЫ...
Место, где мы повстречались с останками неизвестного самолета, мы нашли не сразу - со второй попытки я все-таки вывел группу на обломки. Найти их по памяти в лесных дебрях было не просто. Школьник из Людиново Паша ФАНДЕЕВ первым наткнулся на ту же самую "старую знакомую" деталь, кто-то заметил еще одну, я заметил заросшую воронку, Миша ГЕНИН достал из воды какой-то ржавую штангу, потом находки стали еще более частыми.
Измерили воронку, оказалась около 6 метров в диаметре. По обломанным верхушкам старых деревьев установили, что самолет вошел в землю под углом более 45-50 градусов, падая с северного направления. Самолет взорвался и горел после падения, это видно по раскиданным во все стороны оплавленным кускам дюраля. Лучше всего сохранились стойки шасси и обода колес, резины на которых нет. На патрубках двигателя хорошо сохранились следы от пуль. Значит, самолет был сбит, причем, стреляли по нему практически в упор - пули легли кучно, целились в двигатель. Если такая точная очередь прошла по самолету только один раз, есть надежда, что по кабине пули не достали. То есть, когда двигатель захлебнулся от прямого попадания, летчик должен был быть еще живым...
Трупов или хотя бы намеков на пребывание здесь людей не было заметно... Кто это был?
Уже позже в архивах, куда пришлось обратиться с вопросом - чей самолет был сбит в этом районе - всплыл неожиданный результат. В этом районе 11 марта 1943 пропал без вести старший сын Никиты Сергеевича Хрущева, гвардии старший лейтенант Леонид Хрущев. О его последнем бое до сих пор ходило слишком много легенд. Поговаривали разное - и что он спустился на парашюте и сдался в плен немцам, и даже - что вовсе не был сбит, а перелетел на целехоньком самолете на вражеский аэродром. Одним словом, "один из главных асов страны перешел на сторону врага". В одной газете написали даже, что "перелетел к немцам со всем своим подразделением"...
ПОСЛЕДНИЙ БОЙ ХРУЩЕВА
Первые же архивные разработки по "делу Леонида Хрущева" оказались убийственными для версии об "асе-предателе". Хрущев просто не мог перелететь на сторону врага со своим полком, поскольку был в нем... самым молодым и неопытным летчиком. Но его последний бой действительно имел самые сильнейшие последствия, волну замалчивания и фальсификации, как если бы речь шла о предательстве, сопоставимой со сдачей в плен командующего армией Павлова со всем своим штабом...
Уже после 11 марта (после последнего боя) непосредственное командование летчика Л.Хрущева посылает письмо его семье, где описывает описывала боевые качества летчика-истребителя в весьма радужных тонах ("в воздушных боях вел себя как герой, смело гнался за самолетом противника"). Но профессионал легко заметит фальшь в описаниях "подвигов". Почему очень долго "гнал" практически беззащитный уже самолет противника, но так и не сумел сбить его? Почему в характеристиках много уделено личностным качествам "аса", но нет ни одной реальной цифры, которыми обычно характеризуются боевые качества летчика-истребителя. Кроме одной цифры - "Хрущев провел 3 воздушных боя".
Объяснить все это до прозаичностии просто - все дело в том, что Леонид, как поговаривали, отправился на фронт для того, чтобы избежать наказания за пьяный дебош с потасовкой и случайным убийством; другие просто не верили подобному оговору: "Леонид - честнейшей души человек, просто попал в жернова обстоятельств во времена, когда и не таких обламывали". В любом случае - сын члена политбюро (так же, как и сыновья Сталина и Фрунзе) не стал отсиживаться в тылу и сам подал заявление - хотя бы за это надо его (и его коллег-летчиков Сталина и Фрунзе) уважать. До того воевавший ("как все", не лучше, не хуже) в бомбардировочной авиации после неудачной посадки и травмы (с пистолетом в руке приказывал врачам не ампутировать ногу) он только недавно был переучен на истребителя и попал в этот авиаполк буквально за несколько дней до своего последнего вылета. Понимая, что за потерю видного партийного деятеля по головке не погладят, командир поставил его ведомым к самому опытному асу полка. Заморину, конечно, роль няньки совсем не прельщала, но и наскучить совсем не успела. Во-первых, Леонид не праздновал труса и в компании был "свой в доску", а во-вторых...
Во-вторых, и был-то в ведомых Леонид всего один день. Те три воздушных боя, что с гордостью описывали в письме командиры, Хрущев провел 11 марта, когда его впервые (после нескольких личных просьб) выпустили на "реальное дело". Назвать вылеты Леонида полноценными воздушными боями не каждый сможет: он лишь номинально числился ведущим (т.е. прикрывающим хвост ведущего Заморина), а на самом деле его собственную спину прикрывало еще несколько опытных бойцов. Два боя он едва хвостиком поспевал за ведущим, конечно же сдерживая боевые возможности всей группы опытного Заморина. Тот даже дал Леониду шанс самому лично добить уже "загнанного зверя", но Хрущев лишь бесполезно расстрелял боезапас по улепетывающему немцу. Когда приземлились, Леонид возбужденно смеялся и жестикулировал, показывая снисходительно улыбающимся однополчанам, как "прогнал фрица"... Но не думайте, что я иронизирую над неопытным летчиком. Асами не рождаются, и Федоров, и Кожедуб, и Покрышкин, и тысячи других наших героев, будучи неопытными юнцами, так же "славно" (а то и хуже) заканчивала свои первые вылеты. Скупая на эмоции статистика утверждает, что молодой летчик-истребитель живет в среднем 5 воздушных боев... Собственно, законы войны как раз и состояли в том, что необстрелянного бойца либо сбивали в первые дни, либо... он становился асом. Леониду, как и тысячам безусым защитникам нашей страны, выпало погибнуть на самом взлете.
Когда возбуждение от второго боя едва начала спадать, вновь прозвучала команда "На вылет!". В третий раз "комфортные условия" сразу закончились. В облаках группа наших истребителей потеряла друг друга, прикрывать спину неопытному Хрущеву было уже некому. Наверное, он так и не успел понять, что в третий раз все будет "по-настоящему" и никто уже не простит ему даже маленьких ошибок. Они остались один на один: два немецких аса против двух советских летчиков, из которых один едва освоил управление истребителем. Когда драка идет "по-настоящему" этот один должен и должен был уйти первым. Либо - спрятаться в облако, либо - пылающим факелом воткнуться в землю...
Чудес не бывает. И очень быстро Заморин остался один против двоих. Но когда обязанности "няньки" сами собой отпали и "развязались руки", то он от души поиграл с фокерами и со смертью. Одного все-таки вогнал в землю, второй ушел на базу.
Заморин вернулся на аэродром один - это мы знаем точно. Но вот что предпочел выбрать Хрущев в последние секунды боя - спрятаться или ввязаться в безнадежный для себя бой - вот в этом очень быстро кто-то начал сомневаться... Слишком быстро...
ПОЛИТИЧЕСКИЕ "ИГРЫ" ПОСЛЕ БОЯ
Если кто-то и дал команду "бросить тень на Никиту Сергеевича Хрущева", то об этом мы теперь не узнаем никогда. Да, Сталину было выгодно держать членов политбюро на коротком поводке, для чего компромат с пропавшим без вести сыном вполне годился. Впрочем, "было мнение", что Леонид Хрущев на самом деле не пропал без вести, а сдался в плен врагам, сотрудничал с немцами, за что и был казнен советскими чекистами. О факте казни писали в мемуарах, но официальных следов "предательской деятельности Л.Хрущева" (которыми без сомнения воспользовались фашисты в годы войны и Л.Брежнев после отставки Н.Хрущева) так и не оказалось. Но до тех пор, пока не будет поставлена точка в "деле последнего боя 11 марта", сомнения - законные и незаконные, справедливые и подлые - будут вновь и вновь подниматься в политических целях. Давно уж похоронен Никита Хрущев, никому (казалось бы) не мешает его могила на Новодевичьем, но во время политических игрищ рассекретить "деле Леонида Хрущева" просто не захотели. Оставить в этой истории жирное троеточие и странную недосказанность оказалось выгодным. Так вышло, что в 1940-50-х годах тело Леонида просто НЕ ДОЛЖНЫ БЫЛИ НАЙТИ.
Командир полка (уже после письма родственникам Хрущева, "на всякий случай" хвалебного) в донесении в вышестоящий штаб так описал картину боя: наша пара истребителей (В.Заморин, Л.Хрущев) была атакована двумя "Фокке-Фульфами-190", во время боя самолет Хрущева сорвался в штопор, но не был подбит, и поэтому летчик мог воспользоваться парашютом или посадить машину на территории, оккупированной противником. Описание дано очень умело, оно удовлетворяло "и наших, и ваших", командир по понятным причинам осторожничал.
Ведущий летчик, напарник Хрущева, гвардии ст.лейтенант В.Заморин об этом трагическом бое написал целых 3 объяснительные. И все три разные. Утверждал в одной, что Хрущев спасая его подставил свой самолет под очередь "Фокке-Фульфа"; в другой - что Хрущев не смог справиться с управлением и не успел вывести самолет из крутого пике. Писал также, что настолько был отвлечен горячкой боя, что не заметил потери ведомого...
Уже после войны и даже после смерти бывшего руководителя СССР Никиты Сергеевича Хрущева В.Заморин послал на имя Д.Устинова покаянное письмо в котором признался в фальсификации: "Командование моего полка было крайне заинтересовано в том, чтобы принять мою версию за "чистую монету". Ведь оно тоже напрямую разделяло суровую ответственность за гибель сына члена Политбюро! Я струсил и пошел на сделку с совестью, фальсифицировав факты. Я в рапорте умолчал о том, что когда "ФВ-190" рванулся на мою машину в атаку, зайдя мне снизу под правое крыло, Леня Хрущев, чтобы спасти меня от смерти, бросил свой самолет наперерез огневому залпу "фоккера"... После бронебойного удара самолет Хрущева буквально рассыпался на моих глазах!.. Вот почему на земле невозможно было найти какие-либо следы этой катастрофы. Тем более, что искать начальство приказало не сразу - наш бой происходил над территорией, оккупированной немцами..."
Кстати, если найденные нами обломки "те самые", то и эта версия неверна. Самолет упал хотя и под острым углом (как бы выходя из пике), но он явно был сбит, причем сбит прицельно, чего не могло случиться, если бы летчик подставил бы свою машину под очередь, предназначенную другому.
В письме Заморина одно ясно и бесспорно - бывший ведущий из всех сил старается спасти репутацию погибшего ведомого. О том, что самолет "буквально рассыпался" он пишет впервые за все годы и причина, по которой бесхитростный старик-ветеран выдвигает эту версию в общем-то ясна - он хочет объяснить, почему "на земле невозможно было найти какие-либо следы". Но следы не только есть, эти следы говорят за то, что самолет долетел до земли целым и взорвался лишь при падении. А найти его в глухом лесу (если его вообще искали) практически невозможно - самолет сбил при падении лишь считанное количество деревьев, а взрывом его обломки разметало меж деревьев. Лес в округе смешанный, даже зимой земля надежно прикрыта с воздуха еловыми лапами, а если "искать начали не сразу", то это значит к моменту начала поисков распустились и лиственные деревья. Можно было пролететь в ста метрах над воронкой и... ничего не заметить.
Кто прав во всей этой истории? Итак, еще одна тайна прошедшей войны...
На май 2000 года решено было заняться этой воронкой вплотную, не только изучить останки найденного в лесу советского самолета времен войны, но и просеять весь лес в округе, чтобы найти хоть какие-то следы пилота...
...57 ЛЕТ СПУСТЯ
Трудно сказать, кому сегодня может мешать имя покойного Никиты Сергеевича Хрущева, тем более, что в нашем случае речь шла даже не о бывшем политическом лидере, а о его пропавшем без вести сыне, далеком от всякой политики. Мы не знаем, кому будет хуже от того, что человек, отдавший жизнь за нашу Родину, из разряда "без вести пропавших" перейдет в графу "погибших". Но различные отряды, выезжавшие на поиски самостоятельно практически в один день почувствовали на себе резкую перемену в отношении к ним властей придержащих. От безусловной поддержки ("Беретесь вы за святое дело - искать пропавших!") до откровенных палок в колесах ("Да вы хоть знаете, кого ищите? Сынка номенклатурного, пьяницу и дебошира!").
Случайно ли - но резкая перемена к худшему наступила после статьи в "КП", где называлась главная цель - развеять завесу тайны над исчезновением Леонида Хрущева. Самое безобидное - отказывались помогать по причине... ближайших заморозков, из-за этой гуманной заботы отбирали ранее выданный транспорт (но ведь люди-то все равно поехали!). С основным отрядом из Москвы едва вообще не вышла осечка. Люберецкие автобусники, с которыми мы за месяц до "часа Х" договорились о предоставлении нам 3 автобусов, за считанные часы до отправления "вдруг" вспомнили, что автобусов у них нет. Автобусы в автопарке были - это выяснилось с помощью телефона. Тогда тамошнее руководство просто поставило ультиматум: или повышаем цену вдвое, или... С одной стороны энтузиазм людей, готовых бесплатно, точнее за свои деньги, ехать в дебри на розыск погибших воинов, а с другой стороны...
Впрочем, об этих, других, мы очень скоро забыли. Большие города с их проблемами остались позади, а вокруг нас был лишь труднопроходимый болотистый бурелом. Что ни говорите, в лесу ориентироваться легче, чем в чужих кабинетах.
МЕСТО БОЯ
Для более эффективного поиска при прочесывании леса мы решили воспользоваться возможностями авиаразведки. В ее роли выступил опытный пилот Владимир Анатольевич ЛАПИН, спасатель МинЧС, сотрудник 179-го спасательного отряда 40-го российского центра подготовки спасателей МинЧС РФ. О смелости пилота ("самому черту брат") в отрядах спасателей ходили легенды, но, похоже, в нашем случае сама природа воспрепятствовала его полетам. Сколько он не пытался на мотопараплане провести аэроразведку места поиска пропавшего в 1943 году самолета Л.Хрущева, но все попытки влететь в эпицентр окончились неудачей по причине резкого шквального ветра...
Пришлось, как и в прошлые разы, воспользоваться старым проверенным способом - разведкой с земли. Всего участвовало в поисках 134 человека, в том числе из: Москвы и Московской области (больше всего из Королева - 4 человека, Электростали - 4 человека, Химок - 2 человека), Калуги и Калужской области, Орла (4 чел), Брянска (4 чел), Вологды (2 чел), Саратова, Волгоградской области, Рязани и других городов. Во время прочесывания отряды первоначально были разбиты на 10 отрядов: 1) "Первый" (командир - С.Смирнов, позывной - "Феникс", после его травмы отрядом руководил С.Александров); 2) "Калужане" (командир - А.Кошелев); 3) "Второй" (командир - Д.Васильев, "Дэв"); 4) "Людиновцы" (командир - Б.Кузьмичук); 5) "Третий" (командир - М.Голубев, "Макс"); 6) "Четвертый" (командир - А.Власенко, "Гелий"); 7) "Пятый" (командир - М.Генин, "Маркони"); 8) "Воздух" (воздушная разведка, В.Лапин, Н.Сорокин, С.Александров); 9) "Биолокаторщики" (старший - А.Табанаков); 10) "Резерв" (старший - А.Прянишников, "База"); координация между отрядами - В.Чернобров.
Было обнаружено несколько старых воронок. Проведена попытка (не совсем удачная) поисков самолета с помощью биолокации. Изучены останки 5 упавших в лесу советских самолетов времен войны (предположительно Ил-4, Ил-2, Як-7). Всего было проведено более 10 массовых прочесываний и более 20 поисковых акций силами небольших отрядов. После отъезда вечером 2 мая основной части экспедиции, в лагере осталось 16 поисковиков (8 москвичей, 1 калужанин, 7 людиновцев). 7 мая в экспедицию прямо после ЗАГСа в свадебных нарядах приехали молодожены, Сергей и Элеонора АЛЕКСАНДРОВЫ; в лагере их тепло поздравили члены экспедиции, а сразу после праздничного обеда уже через пару часов все вместе отправились на поиски. 9 мая последние 9 участников поисков подарили около 20 кг продуктов местным деревенским старикам, приняли участие в праздновании Дня Победы и затем разъехались по домам.
РАДИОМОСТ "ЭКСПЕДИЦИЯ - МИР".
В период 28 апреля - 2 мая в лагере был налажен постоянно действующий радиомост "Экспедиционный лагерь" - "Остальной мир". На связи по несколько часов в сутки были два радиста - Алексей ВЕСЕЛОВ (позывной RX3APL) и Андрей КОТЕЛЬНИКОВ (позывной RU3ABO). Было проведено не менее 22 устойчивых радиосеансов с абонентами из Москвы, Дагестана, Чапаевска, Пятигорска, Тихорецка, Курска, Магнитогорска, Борисоглебска, Уфы, Грозного, Украины, Швейцарии, Македонии, Чехии, Германии, Италии, Нидерландов, Норвегии, Австралии и архипелага Чагос в Индийском океане. Свои восхищения по самой идее о строительстве радиомоста, советы по его налаживанию, просьбы взять в следующую экспедицию высказывали люди на разных языках и с разными акцентами.
Согласно аппаратному журналу, например, 29 апреля в 19.03 первым вышел на связь Павел из Дагестана (позывной - RV6WE), в 19.05 - абонент из Чапаевска (RW4HDK), в 20.53 послышались приветствия экспедиции с островов Чагос в Индийском океане (VQ9GB), в 20.54 - из Швейцарии (HB2WW), потом - длительные переговоры с Владимиром из Пятигорска (UA9CE/6), Владимиром из Тихорецка (RA6AVB), Юрием из Курской области (RA3WN), Павлом из Москвы (RZ3AXG) и Виктором (UA3LPA). 30 апреля начиная с 14.23 в радиопереговорах приняли участие: Георгий из Магнитогорска (RA9BM), Николай из Борисоглебска (RX3QJU), абоненты из Македонии (Z31DX), Швейцарии (HB2BIN) и Нидерландов (PA1KW). 1 мая на связь вышли Павел из Уфы (UA9WHK), Сергей из Грозного (RX6LD/6), Януш из чешской Праги (LZ1CC), Павел из Флоренции (I56WO) и мужчина с именем Она из Норвегии (LA2FKA). 2 мая длительные переговоры с экспедицией вели в радиоэфире Радик из Кубахи (UA9FOG), некий Оли (DF0UK) и несколько радиолюбителей из Европы...
ВЕРСИИ
Трудности поиска самолета Л.Хрущева прежде всего были в том, что точный район последнего боя и район падения известны не были. Записей о том бое в немецких архивах никто не нашел (или не искал?), с нашей стороны свидетель был один, он же и единственный оставшийся в живых после боя, гвардии ст.лейтенант В.Заморин. Но в горячке боя с двумя "Фокке-Вульфами" он на местные ориентиры не слишком заглядывался. Поэтому район боя (падения) известен лишь приблизительно - больше он вычислен логически - исходя из того, что фашистские самолеты на перехват двух советских Як-7б поднимались с аэродрома в Жиздре. Кроме того, исходя из отсутствия большого числа очевидцев того ДНЕВНОГО боя, можно утверждать, что упал самолет в одном из удаленных от деревень лесных массивов.
Таким образом, район нашего поиска был ограничен несколькими крупными лесными чащами и болотами западнее Жиздры, общая изученная площадь - более ста кв.км, общая прочесанная нами площадь леса - более 10 кв.км.
1) Первая проверенная версия - найденные нами обломки советского самолета в районе леса севернее деревни К. Заросшую травой 6-метровую воронку мы тщательно очистили, осушили, просеяли. Нашли пулеметную турель, пулеметные ленты, приборную доску, части двигателя,.. стало ясно, что в воронку упал не истребитель, а советский бомбардировщик. Но в процессе поиском рядом нашлись детали возможно еще от одного самолета, на этот раз - от истребителя. В дерне при просеивании нашли детали остекления, обшивки, два лоскута от кожаного шлемофона и одну кость. Последние детали были особенно важны для идентификации - их мы немедленно отправили на обследование. Было известно, что Л.Хрущев "пижонил" не в советском стандартном шлемофоне, а в американском из хорошей кожи. После того, как прострелянный шлемофон пролежал в сыром лесу 57 лет, о его происхождении трудно было что-либо сказать. Ясно только, что кожа действительно была хорошей - иначе бы просто сгнила за полвека, но окончательное заключение могут дать только настоящие специалисты в кожевенном деле...
2) Вторая версия - истребитель, найденный неподалеку брянскими поисковиками под руководством Анатолия ЮДИНА. Однако, когда остатки самолета попытались извлечь из старого болота, из тины показалась огромная авиационная пушка, которой просто не могло быть на Як-7б. Выяснилось, что марка этого самолета - Як-9. Фамилию погибшего летчика установить пока не удалось.
3) Третья версия - падение самолета севернее Жиздры. В мае 2000 года местные поисковики действительно нашли там самолет, но им оказался штурмовик Ил-2. Фамилии членов экипажа будут уточняться.
4) О падении истребителя "Як" в лесу западнее Жиздры нам рассказали местные жители. Но из-за майских заморозков выйти в лес и показать на местности они так и не смогли, решили отложить эту версию на будущее.
5) О случайно встреченном в лесной чаще "Яке" нам рассказал местный житель Борис КУЗЬМИЧУК. Точное место указать не мог, поскольку на самолет вышел около 30 лет назад его родственник, ныне уже покойный. Говорит, что самолет хорошо сохранился, но добраться до него чрезвычайно тяжело. Тем не менее, район для прочесывания примерно обрисован.
6 или 5-а) Впрочем, возможно, кузьмичевский "Як" уже найден. Как выяснилось, в том же районе, западнее К. несколько лет в лесу назад прокладывали трубопровод, и экскаватор вывернул из земли обломки дюраля. Копатели решили не поднимать тревоги из-за этих находок (желание завершить побыстрее работу взяло верх над порядочностью и элементарным любопытством), но позже обломки дошли и до нас. Сомнений нет - в земле под трубами обломки какого-то истребителя. Будем проверять.
7) О собственной находке самолета (вероятно, истребителя "Як") сообщили недавно жиздринские поисковики. Самолет лежит на дне реки севернее поселка З., достать его трудно. Но к делу уже привлечены воронежские водолазы, глава Жиздринской администрации Н.Владимиров пообещал помочь с техникой, так что в скором будущем будет проведена первая попытка извлечь самолет из илистого плена.
8) О падении советского самолета в 2 км к югу от деревни К. нам рассказывали сразу несколько человек из этой деревни. Прочитав в "Комсомолке" рассказ о непростой судьбе Леонида Хрущева, о том, как замалчивался факт его гибели в бою, сельчане сделали свои выводы об этой истории. Итак, в пересказе местных стариков события происходили следующим образом: на глазах местных пацанов немецкий истребитель зашел в хвост и двумя очередями сбил наш самолет. Никто из машины не выпрыгнул, самолет с воем ударился о землю неподалеку, пацаны прибежали к воронке и успели отыскать три пальца от летчика и какие-то документы. Больше копаться в обломках они не смогли - отогнали приехавшие на мотоциклах немцы. После освобождения документы дети передали советским офицерам, те были очень удивлены, хвалили ребят, но увидев фамилию в удостоверении ("Видать важная была фамилия!") они строго-настрого приказали пацанам молчать об увиденном. "Ясное дело",- заключали наши собеседники,- "Это и был сын Хрущева, а иначе зачем такие строгости!?" А место падения самолета потом запахали. "Не иначе, чтобы концы в воду!"
На наш вопрос, где найти тех самых пацанов, местные неуверенно перечисляли: "Этот помер, этого немцы угнали на запад, а этот после войны уехал из деревни..." Куда уехал? "В Москву шоферить"... Искали этого последнего в Москве недолго, благо выяснилось, что живет он буквально под боком у нашего экспедиционного лагеря. Познакомились, оказалось тогдашний пацан, а теперь пенсионер Петр КОНДРАШЕВ, всю сознательную жизнь действительно проработавший в Москве, на старости лет купил пустующую хату в деревне (своя-то в войну сгорела). Как было на самом деле?- спрашиваем. И он повел нас на место.
"Все в целом так и было, но если вдаваться в детали, то все не так,"- начал Кондрашев,- "На речке мы тогда катались на самодельных коньках. Слышим - высоко, в небе на высоте километрах в трех воет самолет, летит на Брянск, откуда-то из облака выныривает фриц и дал две очереди по кабине - это мы поняли потому, что никто не выпрыгнул. Самолет вниз га-а-а-а! Взрыв! Мы как были в коньках - бегом к самолету! А там большая воронка дымится, мясом жаренным пахнет. Лежит три пальца в обрывке кожаного реглана и еще оторванная часть черепа с русыми волосами. От других летчиков мы ничего поначалу не увидели..."
А что, это разве не одноместный истребитель был? Пенсионер с достоинством отвечает: "Нет, позже я уже по книгам определил - пикирующий бомбардировщик Пе-2. Его потому и сбили легко, что был он гружен бомбами под завязку, очень тяжело летел. А почему один, без прикрытия и почему днем - не знаю, видно, важная цель в Брянске была. Потому и послали не кого-нибудь, а Героя Советского Союза..."
Так значит, правда, что документы нашли? "Правда, но позже. Тогда над нами еще кружил "Мессершмидт", он наводил на обломки своих немцев, приехали мотоциклисты, нас отогнали, а "Мессер" качнул крыльям и подался в сторону Жиздры. Но к воронке мы позже тайком от полицаев ходили, мой сосед и нашел документы. Фамилию того Героя Советского Союза не помню, но не Хрущев. Точно, не Хрущев"...
Мы еще раз прошлись по месту трагедии. Воронку от взрыва действительно запахали, но не для того, чтобы скрыть правду о давней трагедии, а просто нужно было после войны пахать и сеять. Хотя, признаться честно, хотя бы скромного обелиска на окраине поля зря не поставили...
Итак, что в остатке? Всего проверено восемь версий. Из них полностью отпадают 2, 3 и 8-я версии, эти сбитые самолеты никак не могли быть связанным с Л.Хрущевым, хотя это и не снимает с нас обязанности попытаться восстановить фамилии летчиков. Ответы на вопросы, заданные версиями 1 и 7-й, возможно, мы узнаем очень скоро - после того, как в лабораториях до конца проанализируют находки из первой воронки и достанут из воды 7-й самолет. Версии 4 и 6, а возможно и самую тяжелую версию 5-ю, мы проверим уже в следующем году.
НЕУЖЕЛИ ОН?
В мае 2003 года "Космопоиск" продолжил многолетние попытки отыскать следы легендарного самолета. За предыдущие годы было найдено и проверено на предмет причастности к этой истории 8 самолетов, каждый раз проверка не могла найти достаточно веских доводов в пользу того, что найден "именно тот Як-7б". Но на этот раз найденный след оказался самым "горячим" и многообещающим из всех!
3 мая группа в составе 4 человек (В.Чернобров, И.Конов, В.Поляков, В.Авдошин) выезжала в очередную соседнюю деревню для проверки слухов о том, что именно там в марте 1943 года упал самолет Л.Хрущева. В процессе прочесываний была действительно найдена часть вала винта двигателя истребителя "Як" (номеров на ней не обнаружено). Было опрошено несколько человек очевидцев, среди которых одна старушка лично в 1943 году видела горевший самолет и погибшего летчика, документы которого забрали фашисты; кроме нее на видеопленку были засняты рассказы нескольких пожилых людей, с их слов следует: "старики рассказывали, что в том самолете погиб сын Хрущева". Слухи о том, что погибший летчик являлся именно сыном Никиты Сергеевича Хрущева, основывались на том, что об этом проговорился кто-то из фашистов, рассматривавших документы погибшего летчика. Жители все как один даже не ставят под сомнение это утверждение, зато с удивлением узнали, что "кто-то оказывается ищет ентот самый самолет"...
В процессе опросов выяснились интересные особенности этого места, в своих показаниях очевидцы часто говорили и о других упавших летательных аппаратах. Были также собраны интервью с местными жителями, согласно рассказов которых в 1940-60-х годах в радиусе полукилометра от деревни упали по крайней мере 3 самолета, 1 вертолет, приземлялись несколько НЛО (последний из них – в августе 2002 года). Деревня имеет среди местных жителей устойчивый "ореол" проклятого ведьминого места, достоверно известно, что вблизи местного кладбища отведено специальное место для захоранивания ведьм. Последний зафиксированный в документах шабаш ведьм на здешнем Ведьмином озере прошел в 1941 году, после оккупации деревни фашисты прекратили эти сборы местных ведьм, сделав их существование небезопасным.
Можно ли сказать, что в ходе этой экспедиции были впервые найдены остатки предполагаемого легендарного самолета Хрущева, найденное место гибели советского самолета на сегодняшний день является самой вероятным местом гибели Л.Хрущева? Покажет ближайшее будущее. А пока - поиски продолжаются...
Вадим ЧЕРНОБРОВ
Написано на основе экспедиций, предпринятых "Космопоиском"
http://kosmopoisk.org/expeditions/show1.html?id=172