ФОРУМ ПОИСКОВИКОВ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ФОРУМ ПОИСКОВИКОВ » СТРОКИ ОПАЛЕННЫЕ ВОЙНОЙ » Поиски "самолета Хрущева"


Поиски "самолета Хрущева"

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

ПРОПАВШИЙ САМОЛЕТ ХРУЩЕВА

     ...Итак, мы успели прочесать около 3 кв.км леса. Искали метеорит, "заодно" провели разведку древнего городища в районе южнее эпицентра... Нашли и передали музеям множество предметов времен войны (касок, осколков, гильз, корпусов мин и гранат)... И уже под конец экспедиции обнаружили утонувший в болоте танка времен 2-й Мировой войны и останки упавшего в лесу самолета.
     Нашли - это громко сказано. Я после осмотра подозрительной воронки догонял цепь прочесывания и едва не споткнулся о длинную изогнутую железяку, это был почерневший от времени кусок дюраля. То, что это были самолетные осколки, сомнений не было никаких, но поскольку в тот момент было не до разглядывания, я просто запомнил местность и поспешил дальше. Если бы знать заранее, какой здесь мог лежать, то, возможно, планы бы наши круто изменились...

ЗДЕСЬ ПАДАЛИ НЕ ТОЛЬКО МЕТЕОРИТЫ...

     Место, где мы повстречались с останками неизвестного самолета, мы нашли не сразу - со второй попытки я все-таки вывел группу на обломки. Найти их по памяти в лесных дебрях было не просто. Школьник из Людиново Паша ФАНДЕЕВ первым наткнулся на ту же самую "старую знакомую" деталь, кто-то заметил еще одну, я заметил заросшую воронку, Миша ГЕНИН достал из воды какой-то ржавую штангу, потом находки стали еще более частыми.
     Измерили воронку, оказалась около 6 метров в диаметре. По обломанным верхушкам старых деревьев установили, что самолет вошел в землю под углом более 45-50 градусов, падая с северного направления. Самолет взорвался и горел после падения, это видно по раскиданным во все стороны оплавленным кускам дюраля. Лучше всего сохранились стойки шасси и обода колес, резины на которых нет. На патрубках двигателя хорошо сохранились следы от пуль. Значит, самолет был сбит, причем, стреляли по нему практически в упор - пули легли кучно, целились в двигатель. Если такая точная очередь прошла по самолету только один раз, есть надежда, что по кабине пули не достали. То есть, когда двигатель захлебнулся от прямого попадания, летчик должен был быть еще живым...
     Трупов или хотя бы намеков на пребывание здесь людей не было заметно... Кто это был?
     Уже позже в архивах, куда пришлось обратиться с вопросом - чей самолет был сбит в этом районе - всплыл неожиданный результат. В этом районе 11 марта 1943 пропал без вести старший сын Никиты Сергеевича Хрущева, гвардии старший лейтенант Леонид Хрущев. О его последнем бое до сих пор ходило слишком много легенд. Поговаривали разное - и что он спустился на парашюте и сдался в плен немцам, и даже - что вовсе не был сбит, а перелетел на целехоньком самолете на вражеский аэродром. Одним словом, "один из главных асов страны перешел на сторону врага". В одной газете написали даже, что "перелетел к немцам со всем своим подразделением"...

ПОСЛЕДНИЙ БОЙ ХРУЩЕВА

     Первые же архивные разработки по "делу Леонида Хрущева" оказались убийственными для версии об "асе-предателе". Хрущев просто не мог перелететь на сторону врага со своим полком, поскольку был в нем... самым молодым и неопытным летчиком. Но его последний бой действительно имел самые сильнейшие последствия, волну замалчивания и фальсификации, как если бы речь шла о предательстве, сопоставимой со сдачей в плен командующего армией Павлова со всем своим штабом...
     Уже после 11 марта (после последнего боя) непосредственное командование летчика Л.Хрущева посылает письмо его семье, где описывает описывала боевые качества летчика-истребителя в весьма радужных тонах ("в воздушных боях вел себя как герой, смело гнался за самолетом противника"). Но профессионал легко заметит фальшь в описаниях "подвигов". Почему очень долго "гнал" практически беззащитный уже самолет противника, но так и не сумел сбить его? Почему в характеристиках много уделено личностным качествам "аса", но нет ни одной реальной цифры, которыми обычно характеризуются боевые качества летчика-истребителя. Кроме одной цифры - "Хрущев провел 3 воздушных боя".
     Объяснить все это до прозаичностии просто - все дело в том, что Леонид, как поговаривали, отправился на фронт для того, чтобы избежать наказания за пьяный дебош с потасовкой и случайным убийством; другие просто не верили подобному оговору: "Леонид - честнейшей души человек, просто попал в жернова обстоятельств во времена, когда и не таких обламывали". В любом случае - сын члена политбюро (так же, как и сыновья Сталина и Фрунзе) не стал отсиживаться в тылу и сам подал заявление - хотя бы за это надо его (и его коллег-летчиков Сталина и Фрунзе) уважать. До того воевавший ("как все", не лучше, не хуже) в бомбардировочной авиации после неудачной посадки и травмы (с пистолетом в руке приказывал врачам не ампутировать ногу) он только недавно был переучен на истребителя и попал в этот авиаполк буквально за несколько дней до своего последнего вылета. Понимая, что за потерю видного партийного деятеля по головке не погладят, командир поставил его ведомым к самому опытному асу полка. Заморину, конечно, роль няньки совсем не прельщала, но и наскучить совсем не успела. Во-первых, Леонид не праздновал труса и в компании был "свой в доску", а во-вторых...
     Во-вторых, и был-то в ведомых Леонид всего один день. Те три воздушных боя, что с гордостью описывали в письме командиры, Хрущев провел 11 марта, когда его впервые (после нескольких личных просьб) выпустили на "реальное дело". Назвать вылеты Леонида полноценными воздушными боями не каждый сможет: он лишь номинально числился ведущим (т.е. прикрывающим хвост ведущего Заморина), а на самом деле его собственную спину прикрывало еще несколько опытных бойцов. Два боя он едва хвостиком поспевал за ведущим, конечно же сдерживая боевые возможности всей группы опытного Заморина. Тот даже дал Леониду шанс самому лично добить уже "загнанного зверя", но Хрущев лишь бесполезно расстрелял боезапас по улепетывающему немцу. Когда приземлились, Леонид возбужденно смеялся и жестикулировал, показывая снисходительно улыбающимся однополчанам, как "прогнал фрица"... Но не думайте, что я иронизирую над неопытным летчиком. Асами не рождаются, и Федоров, и Кожедуб, и Покрышкин, и тысячи других наших героев, будучи неопытными юнцами, так же "славно" (а то и хуже) заканчивала свои первые вылеты. Скупая на эмоции статистика утверждает, что молодой летчик-истребитель живет в среднем 5 воздушных боев...      Собственно, законы войны как раз и состояли в том, что необстрелянного бойца либо сбивали в первые дни, либо... он становился асом. Леониду, как и тысячам безусым защитникам нашей страны, выпало погибнуть на самом взлете.
     Когда возбуждение от второго боя едва начала спадать, вновь прозвучала команда "На вылет!". В третий раз "комфортные условия" сразу закончились. В облаках группа наших истребителей потеряла друг друга, прикрывать спину неопытному Хрущеву было уже некому. Наверное, он так и не успел понять, что в третий раз все будет "по-настоящему" и никто уже не простит ему даже маленьких ошибок. Они остались один на один: два немецких аса против двух советских летчиков, из которых один едва освоил управление истребителем. Когда драка идет "по-настоящему" этот один должен и должен был уйти первым. Либо - спрятаться в облако, либо - пылающим факелом воткнуться в землю...
     Чудес не бывает. И очень быстро Заморин остался один против двоих. Но когда обязанности "няньки" сами собой отпали и "развязались руки", то он от души поиграл с фокерами и со смертью. Одного все-таки вогнал в землю, второй ушел на базу.
     Заморин вернулся на аэродром один - это мы знаем точно. Но вот что предпочел выбрать Хрущев в последние секунды боя - спрятаться или ввязаться в безнадежный для себя бой - вот в этом очень быстро кто-то начал сомневаться... Слишком быстро...

ПОЛИТИЧЕСКИЕ "ИГРЫ" ПОСЛЕ БОЯ

     Если кто-то и дал команду "бросить тень на Никиту Сергеевича Хрущева", то об этом мы теперь не узнаем никогда. Да, Сталину было выгодно держать членов политбюро на коротком поводке, для чего компромат с пропавшим без вести сыном вполне годился. Впрочем, "было мнение", что Леонид Хрущев на самом деле не пропал без вести, а сдался в плен врагам, сотрудничал с немцами, за что и был казнен советскими чекистами. О факте казни писали в мемуарах, но официальных следов "предательской деятельности Л.Хрущева" (которыми без сомнения воспользовались фашисты в годы войны и Л.Брежнев после отставки Н.Хрущева) так и не оказалось. Но до тех пор, пока не будет поставлена точка в "деле последнего боя 11 марта", сомнения - законные и незаконные, справедливые и подлые - будут вновь и вновь подниматься в политических целях. Давно уж похоронен Никита Хрущев, никому (казалось бы) не мешает его могила на Новодевичьем, но во время политических игрищ рассекретить "деле Леонида Хрущева" просто не захотели. Оставить в этой истории жирное троеточие и странную недосказанность оказалось выгодным. Так вышло, что в 1940-50-х годах тело Леонида просто НЕ ДОЛЖНЫ БЫЛИ НАЙТИ.
     Командир полка (уже после письма родственникам Хрущева, "на всякий случай" хвалебного) в донесении в вышестоящий штаб так описал картину боя: наша пара истребителей (В.Заморин, Л.Хрущев) была атакована двумя "Фокке-Фульфами-190", во время боя самолет Хрущева сорвался в штопор, но не был подбит, и поэтому летчик мог воспользоваться парашютом или посадить машину на территории, оккупированной противником. Описание дано очень умело, оно удовлетворяло "и наших, и ваших", командир по понятным причинам осторожничал.
     Ведущий летчик, напарник Хрущева, гвардии ст.лейтенант В.Заморин об этом трагическом бое написал целых 3 объяснительные. И все три разные. Утверждал в одной, что Хрущев спасая его подставил свой самолет под очередь "Фокке-Фульфа"; в другой - что Хрущев не смог справиться с управлением и не успел вывести самолет из крутого пике. Писал также, что настолько был отвлечен горячкой боя, что не заметил потери ведомого...
     Уже после войны и даже после смерти бывшего руководителя СССР Никиты Сергеевича Хрущева В.Заморин послал на имя Д.Устинова покаянное письмо в котором признался в фальсификации: "Командование моего полка было крайне заинтересовано в том, чтобы принять мою версию за "чистую монету". Ведь оно тоже напрямую разделяло суровую ответственность за гибель сына члена Политбюро! Я струсил и пошел на сделку с совестью, фальсифицировав факты. Я в рапорте умолчал о том, что когда "ФВ-190" рванулся на мою машину в атаку, зайдя мне снизу под правое крыло, Леня Хрущев, чтобы спасти меня от смерти, бросил свой самолет наперерез огневому залпу "фоккера"... После бронебойного удара самолет Хрущева буквально рассыпался на моих глазах!.. Вот почему на земле невозможно было найти какие-либо следы этой катастрофы. Тем более, что искать начальство приказало не сразу - наш бой происходил над территорией, оккупированной немцами..."
     Кстати, если найденные нами обломки "те самые", то и эта версия неверна. Самолет упал хотя и под острым углом (как бы выходя из пике), но он явно был сбит, причем сбит прицельно, чего не могло случиться, если бы летчик подставил бы свою машину под очередь, предназначенную другому.
     В письме Заморина одно ясно и бесспорно - бывший ведущий из всех сил старается спасти репутацию погибшего ведомого. О том, что самолет "буквально  рассыпался" он пишет впервые за все годы и причина, по которой бесхитростный старик-ветеран выдвигает эту версию в общем-то ясна - он хочет объяснить, почему "на земле невозможно было найти какие-либо следы". Но следы не только есть, эти следы говорят за то, что самолет долетел до земли целым и взорвался лишь при падении. А найти его в глухом лесу (если его вообще искали) практически невозможно - самолет сбил при падении лишь считанное количество деревьев, а взрывом его обломки разметало меж деревьев. Лес в округе смешанный, даже зимой земля надежно прикрыта с воздуха еловыми лапами, а если "искать начали не сразу", то это значит к моменту начала поисков распустились и лиственные деревья. Можно было пролететь в ста метрах над воронкой и... ничего не заметить.
     Кто прав во всей этой истории? Итак, еще одна тайна прошедшей войны...
     На май 2000 года решено было заняться этой воронкой вплотную, не только изучить останки найденного в лесу советского самолета времен войны, но и просеять весь лес в округе, чтобы найти хоть какие-то следы пилота...

...57 ЛЕТ СПУСТЯ

     Трудно сказать, кому сегодня может мешать имя покойного Никиты Сергеевича Хрущева, тем более, что в нашем случае речь шла даже не о бывшем политическом лидере, а о его пропавшем без вести сыне, далеком от всякой политики. Мы не знаем, кому будет хуже от того, что человек, отдавший жизнь за нашу Родину, из разряда "без вести пропавших" перейдет в графу "погибших". Но различные отряды, выезжавшие на поиски самостоятельно практически в один день почувствовали на себе резкую перемену в отношении к ним властей придержащих. От безусловной поддержки ("Беретесь вы за святое дело - искать пропавших!") до откровенных палок в колесах ("Да вы хоть знаете, кого ищите? Сынка номенклатурного, пьяницу и дебошира!").
     Случайно ли - но резкая перемена к худшему наступила после статьи в "КП", где называлась главная цель - развеять завесу тайны над исчезновением Леонида Хрущева. Самое безобидное - отказывались помогать по причине... ближайших заморозков, из-за этой гуманной заботы отбирали ранее выданный транспорт (но ведь люди-то все равно поехали!). С основным отрядом из Москвы едва вообще не вышла осечка. Люберецкие автобусники, с которыми мы за месяц до "часа Х" договорились о предоставлении нам 3 автобусов, за считанные часы до отправления "вдруг" вспомнили, что автобусов у них нет. Автобусы в автопарке были - это выяснилось с помощью телефона. Тогда тамошнее руководство просто поставило ультиматум: или повышаем цену вдвое, или... С одной стороны энтузиазм людей, готовых бесплатно, точнее за свои деньги, ехать в дебри на розыск погибших воинов, а с другой стороны...
     Впрочем, об этих, других, мы очень скоро забыли. Большие города с их проблемами остались позади, а вокруг нас был лишь труднопроходимый болотистый бурелом. Что ни говорите, в лесу ориентироваться легче, чем в чужих кабинетах.

МЕСТО БОЯ

     Для более эффективного поиска при прочесывании леса мы решили воспользоваться возможностями авиаразведки. В ее роли выступил опытный пилот Владимир Анатольевич ЛАПИН, спасатель МинЧС, сотрудник 179-го спасательного отряда 40-го российского центра подготовки спасателей МинЧС РФ. О смелости пилота ("самому черту брат") в отрядах спасателей ходили легенды, но, похоже, в нашем случае сама природа воспрепятствовала его полетам. Сколько он не пытался на мотопараплане провести аэроразведку места поиска пропавшего в 1943 году самолета Л.Хрущева, но все попытки влететь в эпицентр окончились неудачей по причине резкого шквального ветра...
     Пришлось, как и в прошлые разы, воспользоваться старым проверенным способом - разведкой с земли. Всего участвовало в поисках 134 человека, в том числе из: Москвы и Московской области (больше всего из Королева - 4 человека, Электростали - 4 человека, Химок - 2 человека), Калуги и Калужской области, Орла (4 чел), Брянска (4 чел), Вологды (2 чел), Саратова, Волгоградской области, Рязани и других городов. Во время прочесывания отряды первоначально были разбиты на 10 отрядов: 1) "Первый" (командир - С.Смирнов, позывной - "Феникс", после его травмы отрядом руководил С.Александров); 2) "Калужане" (командир - А.Кошелев); 3) "Второй" (командир - Д.Васильев, "Дэв"); 4) "Людиновцы" (командир - Б.Кузьмичук); 5) "Третий" (командир - М.Голубев, "Макс"); 6) "Четвертый" (командир - А.Власенко, "Гелий"); 7) "Пятый" (командир - М.Генин, "Маркони"); 8) "Воздух" (воздушная разведка, В.Лапин, Н.Сорокин, С.Александров); 9) "Биолокаторщики" (старший - А.Табанаков); 10) "Резерв" (старший - А.Прянишников, "База"); координация между отрядами - В.Чернобров.
     Было обнаружено несколько старых воронок. Проведена попытка (не совсем удачная) поисков самолета с помощью биолокации. Изучены останки 5 упавших в лесу советских самолетов времен войны (предположительно Ил-4, Ил-2, Як-7). Всего было проведено более 10 массовых прочесываний и более 20 поисковых акций силами небольших отрядов. После отъезда вечером 2 мая основной части экспедиции, в лагере осталось 16 поисковиков (8 москвичей, 1 калужанин, 7 людиновцев). 7 мая в экспедицию прямо после ЗАГСа в свадебных нарядах приехали молодожены, Сергей и Элеонора АЛЕКСАНДРОВЫ; в лагере их тепло поздравили члены экспедиции, а сразу после праздничного обеда уже через пару часов все вместе отправились на поиски. 9 мая последние 9 участников поисков подарили около 20 кг продуктов местным деревенским старикам, приняли участие в праздновании Дня Победы и затем разъехались по домам.

РАДИОМОСТ "ЭКСПЕДИЦИЯ - МИР".

     В период 28 апреля - 2 мая в лагере был налажен постоянно действующий радиомост "Экспедиционный лагерь" - "Остальной мир". На связи по несколько часов в сутки были два радиста - Алексей ВЕСЕЛОВ (позывной RX3APL) и Андрей КОТЕЛЬНИКОВ (позывной RU3ABO). Было проведено не менее 22 устойчивых радиосеансов с абонентами из Москвы, Дагестана, Чапаевска, Пятигорска, Тихорецка, Курска, Магнитогорска, Борисоглебска, Уфы, Грозного, Украины, Швейцарии, Македонии, Чехии, Германии, Италии, Нидерландов, Норвегии, Австралии и архипелага Чагос в Индийском океане. Свои восхищения по самой идее о строительстве радиомоста, советы по его налаживанию, просьбы взять в следующую экспедицию высказывали люди на разных языках и с разными акцентами.
     Согласно аппаратному журналу, например, 29 апреля в 19.03 первым вышел на связь Павел из Дагестана (позывной - RV6WE), в 19.05 - абонент из Чапаевска (RW4HDK), в 20.53 послышались приветствия экспедиции с островов Чагос в Индийском океане (VQ9GB), в 20.54 - из Швейцарии (HB2WW), потом - длительные переговоры с Владимиром из Пятигорска (UA9CE/6), Владимиром из Тихорецка (RA6AVB), Юрием из Курской области (RA3WN), Павлом из Москвы (RZ3AXG) и Виктором (UA3LPA). 30 апреля начиная с 14.23 в радиопереговорах приняли участие: Георгий из Магнитогорска (RA9BM), Николай из Борисоглебска (RX3QJU), абоненты из Македонии (Z31DX), Швейцарии (HB2BIN) и Нидерландов (PA1KW). 1 мая на связь вышли Павел из Уфы (UA9WHK), Сергей из Грозного (RX6LD/6), Януш из чешской Праги (LZ1CC), Павел из Флоренции (I56WO) и мужчина с именем Она из Норвегии (LA2FKA). 2 мая длительные переговоры с экспедицией вели в радиоэфире Радик из Кубахи (UA9FOG), некий Оли (DF0UK) и несколько радиолюбителей из Европы...

ВЕРСИИ

     Трудности поиска самолета Л.Хрущева прежде всего были в том, что точный район последнего боя и район падения известны не были. Записей о том бое в немецких архивах никто не нашел (или не искал?), с нашей стороны свидетель был один, он же и единственный оставшийся в живых после боя, гвардии ст.лейтенант В.Заморин. Но в горячке боя с двумя "Фокке-Вульфами" он на местные ориентиры не слишком заглядывался. Поэтому район боя (падения) известен лишь приблизительно - больше он вычислен логически - исходя из того, что фашистские самолеты на перехват двух советских Як-7б поднимались с аэродрома в Жиздре. Кроме того, исходя из отсутствия большого числа очевидцев того ДНЕВНОГО боя, можно утверждать, что упал самолет в одном из удаленных от деревень лесных массивов.
     Таким образом, район нашего поиска был ограничен несколькими крупными лесными чащами и болотами западнее Жиздры, общая изученная площадь - более ста кв.км, общая прочесанная нами площадь леса - более 10 кв.км.
     1) Первая проверенная версия - найденные нами обломки советского самолета в районе леса севернее деревни К. Заросшую травой 6-метровую воронку мы тщательно очистили, осушили, просеяли. Нашли пулеметную турель, пулеметные ленты, приборную доску, части двигателя,.. стало ясно, что в воронку упал не истребитель, а советский бомбардировщик. Но в процессе поиском рядом нашлись детали возможно еще от одного самолета, на этот раз - от истребителя. В дерне при просеивании нашли детали остекления, обшивки, два лоскута от кожаного шлемофона и одну кость. Последние детали были особенно важны для идентификации - их мы немедленно отправили на обследование. Было известно, что Л.Хрущев "пижонил" не в советском стандартном шлемофоне, а в американском из хорошей кожи. После того, как прострелянный шлемофон пролежал в сыром лесу 57 лет, о его происхождении трудно было что-либо сказать. Ясно только, что кожа действительно была хорошей - иначе бы просто сгнила за полвека, но окончательное заключение могут дать только настоящие специалисты в кожевенном деле...
     2) Вторая версия - истребитель, найденный неподалеку брянскими поисковиками под руководством Анатолия ЮДИНА. Однако, когда остатки самолета попытались извлечь из старого болота, из тины показалась огромная авиационная пушка, которой просто не могло быть на Як-7б. Выяснилось, что марка этого самолета - Як-9. Фамилию погибшего летчика установить пока не удалось.
     3) Третья версия - падение самолета севернее Жиздры. В мае 2000 года местные поисковики действительно нашли там самолет, но им оказался штурмовик Ил-2. Фамилии членов экипажа будут уточняться.
     4) О падении истребителя "Як" в лесу западнее Жиздры нам рассказали местные жители. Но из-за майских заморозков выйти в лес и показать на местности они так и не смогли, решили отложить эту версию на будущее.
     5) О случайно встреченном в лесной чаще "Яке" нам рассказал местный житель Борис КУЗЬМИЧУК. Точное место указать не мог, поскольку на самолет вышел около 30 лет назад его родственник, ныне уже покойный. Говорит, что самолет хорошо сохранился, но добраться до него чрезвычайно тяжело. Тем не менее, район для прочесывания примерно обрисован.
     6 или 5-а) Впрочем, возможно, кузьмичевский "Як" уже найден. Как выяснилось, в том же районе, западнее К. несколько лет в лесу назад прокладывали трубопровод, и экскаватор вывернул из земли обломки дюраля. Копатели решили не поднимать тревоги из-за этих находок (желание завершить побыстрее работу взяло верх над порядочностью и элементарным любопытством), но позже обломки дошли и до нас. Сомнений нет - в земле под трубами обломки какого-то истребителя. Будем проверять.
     7) О собственной находке самолета (вероятно, истребителя "Як") сообщили недавно жиздринские поисковики. Самолет лежит на дне реки севернее поселка З., достать его трудно. Но к делу уже привлечены воронежские водолазы, глава Жиздринской администрации Н.Владимиров пообещал помочь с техникой, так что в скором будущем будет проведена первая попытка извлечь самолет из илистого плена.
     8) О падении советского самолета в 2 км к югу от деревни К. нам рассказывали сразу несколько человек из этой деревни. Прочитав в "Комсомолке" рассказ о непростой судьбе Леонида Хрущева, о том, как замалчивался факт его гибели в бою, сельчане сделали свои выводы об этой истории. Итак, в пересказе местных стариков события происходили следующим образом: на глазах местных пацанов немецкий истребитель зашел в хвост и двумя очередями сбил наш самолет. Никто из машины не выпрыгнул, самолет с воем ударился о землю неподалеку, пацаны прибежали к воронке и успели отыскать три пальца от летчика и какие-то документы. Больше копаться в обломках они не смогли - отогнали приехавшие на мотоциклах немцы. После освобождения документы дети передали советским офицерам, те были очень удивлены, хвалили ребят, но увидев фамилию в удостоверении ("Видать важная была фамилия!") они строго-настрого приказали пацанам молчать об увиденном. "Ясное дело",- заключали наши собеседники,- "Это и был сын Хрущева, а иначе зачем такие строгости!?" А место падения самолета потом запахали. "Не иначе, чтобы концы в воду!"
     На наш вопрос, где найти тех самых пацанов, местные неуверенно перечисляли: "Этот помер, этого немцы угнали на запад, а этот после войны уехал из деревни..." Куда уехал? "В Москву шоферить"... Искали этого последнего в Москве недолго, благо выяснилось, что живет он буквально под боком у нашего экспедиционного лагеря. Познакомились, оказалось тогдашний пацан, а теперь пенсионер Петр КОНДРАШЕВ, всю сознательную жизнь действительно проработавший в Москве, на старости лет купил пустующую хату в деревне (своя-то в войну сгорела). Как было на самом деле?- спрашиваем. И он повел нас на место.
     "Все в целом так и было, но если вдаваться в детали, то все не так,"- начал Кондрашев,- "На речке мы тогда катались на самодельных коньках. Слышим - высоко, в небе на высоте километрах в трех воет самолет, летит на Брянск, откуда-то из облака выныривает фриц и дал две очереди по кабине - это мы поняли потому, что никто не выпрыгнул. Самолет вниз га-а-а-а! Взрыв! Мы как были в коньках - бегом к самолету! А там большая воронка дымится, мясом жаренным пахнет. Лежит три пальца в обрывке кожаного реглана и еще оторванная часть черепа с русыми волосами. От других летчиков мы ничего поначалу не увидели..."
     А что, это разве не одноместный истребитель был? Пенсионер с достоинством отвечает: "Нет, позже я уже по книгам определил - пикирующий бомбардировщик Пе-2. Его потому и сбили легко, что был он гружен бомбами под завязку, очень тяжело летел. А почему один, без прикрытия и почему днем - не знаю, видно, важная цель в Брянске была. Потому и послали не кого-нибудь, а Героя Советского Союза..."
     Так значит, правда, что документы нашли? "Правда, но позже. Тогда над нами еще кружил "Мессершмидт", он наводил на обломки своих немцев, приехали мотоциклисты, нас отогнали, а "Мессер" качнул крыльям и подался в сторону Жиздры. Но к воронке мы позже тайком от полицаев ходили, мой сосед и нашел документы. Фамилию того Героя Советского Союза не помню, но не Хрущев. Точно, не Хрущев"...
     Мы еще раз прошлись по месту трагедии. Воронку от взрыва действительно запахали, но не для того, чтобы скрыть правду о давней трагедии, а просто нужно было после войны пахать и сеять. Хотя, признаться честно, хотя бы скромного обелиска на окраине поля зря не поставили...
     Итак, что в остатке? Всего проверено восемь версий. Из них полностью отпадают 2, 3 и 8-я версии, эти сбитые самолеты никак не могли быть связанным с Л.Хрущевым, хотя это и не снимает с нас обязанности попытаться восстановить фамилии летчиков. Ответы на вопросы, заданные версиями 1 и 7-й, возможно, мы узнаем очень скоро - после того, как в лабораториях до конца проанализируют находки из первой воронки и достанут из воды 7-й самолет. Версии 4 и 6, а возможно и самую тяжелую версию 5-ю, мы проверим уже в следующем году.

НЕУЖЕЛИ ОН?

     В мае 2003 года "Космопоиск" продолжил многолетние попытки отыскать следы легендарного самолета. За предыдущие годы было найдено и проверено на предмет причастности к этой истории 8 самолетов, каждый раз проверка не могла найти достаточно веских доводов в пользу того, что найден "именно тот Як-7б". Но на этот раз найденный след оказался самым "горячим" и многообещающим из всех!
     3 мая группа в составе 4 человек (В.Чернобров, И.Конов, В.Поляков, В.Авдошин) выезжала в очередную соседнюю деревню для проверки слухов о том, что именно там в марте 1943 года упал самолет Л.Хрущева. В процессе прочесываний была действительно найдена часть вала винта двигателя истребителя "Як" (номеров на ней не обнаружено). Было опрошено несколько человек очевидцев, среди которых одна старушка лично в 1943 году видела горевший самолет и погибшего летчика, документы которого забрали фашисты; кроме нее на видеопленку были засняты рассказы нескольких пожилых людей, с их слов следует: "старики рассказывали, что в том самолете погиб сын Хрущева". Слухи о том, что погибший летчик являлся именно сыном Никиты Сергеевича Хрущева, основывались на том, что об этом проговорился кто-то из фашистов, рассматривавших документы погибшего летчика. Жители все как один даже не ставят под сомнение это утверждение, зато с удивлением узнали, что "кто-то оказывается ищет ентот самый самолет"...
     В процессе опросов выяснились интересные особенности этого места, в своих показаниях очевидцы часто говорили и о других упавших летательных аппаратах. Были также собраны интервью с местными жителями, согласно рассказов которых в 1940-60-х годах в радиусе полукилометра от деревни упали по крайней мере 3 самолета, 1 вертолет, приземлялись несколько НЛО (последний из них – в августе 2002 года). Деревня имеет среди местных жителей устойчивый "ореол" проклятого ведьминого места, достоверно известно, что вблизи местного кладбища отведено специальное место для захоранивания ведьм. Последний зафиксированный в документах шабаш ведьм на здешнем Ведьмином озере прошел в 1941 году, после оккупации деревни фашисты прекратили эти сборы местных ведьм, сделав их существование небезопасным.
     Можно ли сказать, что в ходе этой экспедиции были впервые найдены остатки предполагаемого легендарного самолета Хрущева, найденное место гибели советского самолета на сегодняшний день является самой вероятным местом гибели Л.Хрущева? Покажет ближайшее будущее. А пока - поиски продолжаются...

Вадим ЧЕРНОБРОВ
Написано на основе экспедиций, предпринятых "Космопоиском"
http://kosmopoisk.org/expeditions/show1.html?id=172

2

СЫН ХРУЩЕВА НЕ БЫЛ ИЗМЕННИКОМ РОДИНЫ!

     За доказательствами подвига летчика Леонида Хрущева мы вместе с читателями КП отправляемся в калужские леса
     Май 1998 года, Калужская область, Жиздринский район. Экспедиция Космопоиска , в составе которой находился один из авторов этого  материала, искала метеорит. Майские праздники были на исходе, и мы сворачивали поиски. Была переделана уйма всякой побочной работы: разведали древнее городище, нашли множество военных трофеев – корпуса мин и гранат, гильзы, каски, которые позже передали в музей. Также поисковики обнаружили затонувший танк времен Великой Отечественной. А вот с тем, ради чего и были затеяны поиски, не повезло – Жиздринский метеорит как в болото канул.
     ...В то утро мы успели прочесать около трех квадратных километров леса. Вадим Чернобров осмотрел подозрительную воронку и побежал догонять ребят, которые не спеша шли по лесу цепью. И вдруг он едва не споткнулся о длинную изогнутую железяку. То, что это обломки самолета, сомнений не было никаких: деталь из дюраля - металла, который, кроме авиации, раньше нигде не применялся, да и вид у нее вполне авиационный . Поскольку в тот момент было не до разглядывания самолетных внутренностей, Вадим запомнил расположение находки и поспешил дальше.
     Когда приехали в Москву и систематизировали находки, обратились в архивы с вопросом: что за самолет сбит в этом районе? И всплыл неожиданный факт. Как раз над здешним лесом 11 марта 1943 года пропал без вести боевой летчик Леонид Хрущев, старший сын (от первого брака) Никиты Сергеевича Хрущева!
     Тунеядец, хулиган, алкоголик... О последнем бое гвардии старшего лейтенанта Хрущева до сих пор ходит чересчур много легенд. Вот только две версии. Согласно первой - его подбили, он выкинулся с парашютом, приземлился на оккупированной немцами территории и сдался в плен. По второй - он даже не был сбит, а просто добровольно перелетел на вражеский аэродром. Почти столько же мифов существует и о всей его жизни. Самым заслуженным мифотворцем следует признать Серго Берия, который в книге Мой отец - Лаврентий Берия написал, что сын Хрущева еще до войны связался с бандой уголовников, его подельников расстреляли, а самому Леониду по блату дали десять лет отсидки. Писали также, что золотой сынок безбожно закладывал за воротник, и в пьяном угаре застрелил майора Красной армии, что потом, предав своих, был агитатором у фашистов, что расстреливал красноармейцев, отказавшихся сотрудничать с немцами. Самый добросовестный исследователь, полковник юстиции в отставке Андрей Сухомлинов, отыскал личное дело Леонида Никитича Хрущева, переговорил с десятками свидетелей и пришел в выводу: во всех этихслухах ни капли правды. Сын Никиты Хрущева жил, сражался и умер как герой. Единственная сложность в том, что неизвестно достоверно, как он погиб.
     То ли дождик, то ли снег, то ли падал, то ли нет В последнем бою Хрущев на своем Як-7Б был ведомым. Ведущий, гвардии  старший лейтенант Заморин, дает три версии, касающиеся рокового боя, и все разные! Почему? Как позже признался сам Заморин, было страшно. И он, и командование полка боялись наказания за то, что не уберегли сына члена Политбюро. И вот в первом рапорте Заморин пишет, что самолет Хрущева сорвался в штопор, во втором - что в горячке боя вообще не заметил, что там стряслось с его ведомым.
     Уже после войны и даже после смерти бывшего руководителя СССР Никиты Сергеевича Хрущева Заморин послал на имя маршала Устинова покаянное письмо, в котором признался: Я в рапорте умолчал о том, что, когда немецкий ФВ-190 рванулся на мою машину в атаку, зайдя мне снизу под правое крыло, Леня Хрущев, чтобы спасти меня от смерти, бросил свой самолет наперерез огневому залпу фоккера . После бронебойного удара самолет Хрущева буквально рассыпался на моих глазах!.. Вот почему на земле невозможно было найти какие-либо следы этой катастрофы. Тем более что искать начальство приказало не сразу - наш бой происходил над территорией, оккупированной немцами . В письме Заморина одно бесспорно - бывший ведущий изо всех сил старается спасти репутацию погибшего ведомого. О том, что самолет буквально рассыпался , он пишет впервые. Почему? Скорее всего, бесхитростный ветеран попытался защитить напарника от обвинений в предательстве и объяснить, почему на земле ничего не нашли. Но объяснять и не надо. Найти его в глухом лесу - если вообще искали – практически невозможно. Взрывом обломки разметало между деревьев. Лес в округе смешанный, даже зимой земля надежно прикрыта с воздуха еловыми лапами, а если искать начали не сразу , то ко времени поисков уже распустилась листва. Можно было пролететь в ста метрах над воронкой и ничего не заметить.
     Успел спастись? На следующий год мы долго искали останки самолета. Школьник из Людинова Паша Фандеев первым наткнулся на ту же самую деталь, потом нашли заросшую травой воронку, из воды извлекли ржавую железяку. Вот оно!
     Измерили воронку, образовавшуюся от падения. Получилось шесть метров в диаметре. По обломанным верхушкам старых деревьев установили, что самолет падал с севера и вошел в землю под углом около 45 – 50 градусов. Он взорвался сразу после падения, это видно по раскиданным во все стороны оплавленным кускам дюраля. Лучше всего сохранились стойки шасси и обода колес, резина на которых сгорела. На патрубках двигателя хорошо сохранились следы пуль. Значит, самолет был сбит, причем стреляли по нему практически в упор - пули легли кучно в двигатель. Если очередь прошла по самолету только раз, есть надежда, что кабину она не достала.
     То есть, когда двигатель захлебнулся от прямого попадания, летчик был еще живой. Вполне возможно, что он успел выбраться и позже умер от полученных ран. Плен исключается: ни один документ из наших и немецких архивов не подтверждает эту гипотезу. Костей, останков одежды в прошлогоднюю экспедицию мы не нашли. Хотя это вовсе не означает, что их там нет вовсе. Не нашли также никаких отличительных признаков. Чей же это самолет? Неужели Хрущева?
Ищем сына Никиты Хрущева
     Итак, в конце апреля начинаются широкомасштабные поиски в районе падения неизвестного самолета. Надо перекопать и просеять не один кубометр грунта на месте воронки, прочесать лес в ее окрестностях. Вполне может оказаться, что мы найдем не то, что ищем. Но и это результат: будет названо еще одно имя героя Великой Отечественной. Но если мы найдем какую-либо деталь, по которой сможем идентифицировать обломки, и докажем, что здесь погиб сын Никиты Хрущева, то сделаем великое дело. Боевой летчик, виновный лишь в том, что у него был золотой папа , окончательно отмоется от гаденьких и ни на чем не основанных обвинений в предательстве.

14.04.00
Комсомольская правда
Автор АНДРЕЙ ПАВЛОВ, ВАДИМ ЧЕРНОБРОВ

3

МЫ НАШЛИ ОБЛОМКИ СРАЗУ ЧЕТЫРЕХ БОЕВЫХ САМОЛЕТОВ!

     ПРОДИРАЯСЬ сквозь ельник, плетемся по лесу. Светит солнышко, птичка чирикает в ветвях, молодая зелень кидает бутылочные отблески на белую кожу берез.
     - Лепота... - произносит кто-то мечтательно. - Я бы здесь с удовольствием попартизанил.
     Красоты красотами, да вот смотрим мы больше не в стороны, а под ноги. Но и на земле свои нехитрые весенние радости: то потрясающий ковер беленьких цветков кислицы увидишь, то первые грибы - сморчки со строчками. Впрочем, что нам сейчас до сморчков?! Мы ищем железки. А если точнее - части от упавшего и взорвавшегося самолета. Я дежурю по обломкам
     Cто тридцать четыре человека - столько собрала на майские праздники экспедиция Комсомольской правды . В леса на границе Брянской и Калужской областей приехали местные поисковики, ребята из Химок и Электростали, Рязани, Питера, Орла, Тульской и Волгоградской областей. Прилетели даже десять человек из Мурманска и Воркуты. Все они приняли участие в поисках самолета Леонида Хрущева. - Эй, потонешь! - орет парень лет четырнадцати своему сверстнику.
     Тот пытается ногой в болотном сапоге промерить глубину озерца в воронке. Правильной формы углубление в земле диаметром двенадцать и глубиной около четырех метров сильно залито грунтовыми водами. Пятьдесят семь лет назад сюда врезался самолет. Взрывом его части раскидало далеко по округе.
     - Так, требуется дежурный по обломкам! - доносится крик из березовой рощицы.
     В первый день мы занимаемся тем, что прочесываем окрестности в поисках новых воронок, кусков металла. И диву даемся. Земля просто засеяна мелкими железяками. Их пронумеровывают, описывают, тащат в одну кучу. Находим куски авиационного кабеля, осколки самолетного фонаря. Едва копнув слой дерна в заросшей главной воронке , обнаруживаем увесистую штуковину, в которой наш главный эксперт Сергей Александров, сотрудник Института истории естествознания и техники, опознает приборную доску самолета.
     Человек шесть становятся цепочкой и ведрами, котелками отчерпывают воду из озерца в воронке. Народ ворчит: воды много, мартышкин труд...
     - Смотри, откуда падал самолет! - показывает куда-то в небо парень, одетый в камуфляж. Там, на юго-запад от воронки, видны сбитые верхушки деревьев.

Наши люди
     - Я раньше очень сильно реагировала на патетику, на сильные слова - долг, Родина... А сейчас просто говорю себе так: это непорядок, когда люди не похоронены по-человечески, и это надо исправить.
     Беленькую худенькую девушку в очках зовут Тамара Карпова, и за ней всю экспедицию толпами ходил народ. Не подумайте плохого, просто эта не по годам опытная дама-поисковик - ей около тридцати - обладательница чувствительнейшего английского миноискателя. Кто что наживает в своей жизни...
     - Я уже привыкла, что на меня часто показывают пальцами, как на сумасшедшую, - усмехается Тамара.
И то: люди летом на отдых, а она - на кладбища под открытым небом - в район Ржева, Новгорода, Питера. Астроном по образованию, сейчас Тамара Карпова работает бухгалтером. С поисковиками ходить начала еще в Казанском университете. Сейчас в поле выезжает, как правило, в одиночку. Характер бойцовский.
     - Когда в Москве пошли взрывы и нас начали запугивать, мол, не трогайте бесхозные предметы, я своему одиннадцатилетнему сыну сказала: трогай. Только сначала петлю веревочную сделай, отойди за угол и потяни. Если ты этого не сделаешь, кто-то другой может запросто взлететь на воздух.
     В экспедицию попала случайно. Прочла в Комсомолке , что ищут самолет Хрущева. А через неделю друзья из Питера прислали эту же вырезку. И я поняла, что это судьба...

     Зря копали?
     На третий день воду из воронки почти вычерпали, осталось грязное месиво. Все ходят возбужденные: скорее всего, летчик в яме, надо только произвести раскопки. Но попробуй разгреби то, что осталось... Ребята граблями и лопатами месят серую кашу. Есть! Что это? - Пулеметная турель с лентой! - важно объясняют спецы.
     Время идет, но ни личных вещей, ни самого летчика пока нет. Еще находка! Покрытая грязью, поднимается наверх стойка шасси и гидроамортизатор. На последнем - огромная пробоина. Самолет сбит снарядом калибром не меньше чем 60 миллиметров.
     И тут экспедицию настигает страшный удар. Сергей Александров уже с час хмурится, рассматривая найденные железяки. Потом подходит к группе поисковиков и грустно объявляет: Ребята, это не самолет Хрущева, это бомбардировщик Ил-4!

    Чья кость?
     Вечером в лагере подавленное настроение. Лишь два радиста-коротковолновика, Леха с Андрюхой, веселятся, слушая эфир. Их дело - связь с Москвой, но они нарвутся то на коллегу из Чехии, то на немца, а сейчас вот со своим восьмиваттовым радиопередатчиком умудрились поговорить аж с Австралией.
     - Ребята, новые обломки нашли! Говорят - Як ! - бежит к нам паренек с другого конца лагеря. Это вернулась одна из поисковых групп. Мужики рассказывают скупо. Да, буквально в сотне метров от упавшего бомбардировщика нашли выхлопной патрубок от двигателя водяного охлаждения. Это обломок истребителя. Поработали граблями, нашли еще несколько мелких деталей. А потом нашли и обломок кости. Человеческая? Кость идет по рукам. Врач экспедиции, студент-медик Дима Чмиль, прячет находку в свою сумку. - Покажу специалистам... Ищите, братцы, ищите...
     На следующий день ребята идут на новое место поисков, а мы отправляемся в Москву, передать репортаж в газету.
    - Звоните, новости будут! - ухмыляется на прощание брянский поисковик Валерий Кондрашов, крупный мужик лет пятидесяти с лишним. Самолеты он ищет аж с 72-го года. У Валерия Викторовича отец воевал на Ил-2 стрелком-радистом. Начал еще в финскую, а потом и всю Великую Отечественную прошел... пролетал, конечно.
     - Когда-то я думал, что в наших краях войны не было, только партизаны, - басит Кондрашов. - А как поплутал по лесам, понасмотрелся на кости... Три армии здесь полегли!

     Нас провожает и подъехавший в лагерь глава Жиздринского района Николай Владимиров.
     - У моих поисковиков тоже есть мысль, где искать Хрущева... - говорит он дружелюбно. - По документам, его самолет упал в районе Акимовки, Мужитинского, Зикеевки. А недавно ребята в районе Зикеевки затонувший самолет нашли. Аквалангисты осматривали, из ила торчит хвост. В июне будем поднимать, приезжайте...
     Предварительные выводы экспедиции:
     1. Найденный самолет, который первоначально мы приняли за самолет Хрущева, - погибший советский бомбардировщик Ил-4.
     2. В районе поисков найдены обломки еще трех самолетов, Один из них может оказаться тем самым Як-7Б, который пилотировал старший лейтенант Леонид Хрущев. На местах падения самолетов сейчас продолжается поисковая работа.
     3. Параллельно с поисками самолета Хрущева будут вестись раскопки и на месте падения Ила - нам важно знать, кто там погиб.
     4. Когда верстался номер, позвонил медик экспедиции: профессор Второго медицинского института, завкафедрой анатомии Иван Новиков пока не смог однозначно сказать, принадлежит ли найденная кость человеку: Необходим анализ компактного слоя кости...

05.05.00
Комсомольская правда
Андрей ПАВЛОВ, Вадим ЧЕРНОБРОВ. Калужская область.

4

ИСКАТЬ И НЕ СДАВАТЬСЯ

     29 апреля 2000 года спокойная жизнь обитателей жиздринских лесов вновь была нарушена. Несколько десятков человек, туристского вида и полных энтузиазма, всерьез вознамерились провести очередные майские праздники в непроходимой глуши. Поставив палатки и развесив антенны коротковолновой и "Си-Би" - связи, они сочли свой лагерь вполне оборудованным и приступили к выполнению намеченной программы. Кроме московского ядра группы "Космопоиск" (а этими туристами были именно они), ожидалось прибытие ребят из Петербурга, Вологды, Рязани, Химок, Электростали, Орла, Брянска, Людинова, Жиздры и, конечно, из Калуги. Ведь инициатива организации жиздринской экспедиции принадлежит Калужскому уфоклубу. Началось все так...

ИЗ СООБЩЕНИЙ ОЧЕВИДЦЕВ.

     "Это было 7 октября 1996 года. Я как обычно вышел вечером прогуляться с собакой ... И вдруг на западе я увидел яркую красную звезду. Она была крупнее, чем обычная звезда. Двигалась, казалось, быстрее самолета и скрылась за домами в юго-западном направлении. Это не было похоже ни на самолет, ни на спутник".
     Жители Кирова и Людинова были поражены увиденным: "Было уже темно. И вдруг вспыхнул яркий белый свет. Было светлее, чем днем, даже смотреть больно. Дома просвечивало насквозь, и казалось, что их отодвинуло. Через несколько секунд свечение погасло, а спустя еще секунд 10-20 мы услышали взрыв". Те, кто видел такое "чудо", не забудут его долго. Но оно не дает покоя и нашим неутомимым искателям, каждый год собирающимся в путь, чтобы найти следы падения "людиновского болида".

САМОЛЁТ.

     Из дневников исследователей. Александр Кошелев: "С утра пораньше, плотно позавтракав, взял лопату, к ней - рюкзак и поехал..."
     Исследователи выехали, несмотря на надвигающуюся непогоду и похолодание. По прогнозу метеоролога группы Александра Власенко в предстоящую ночь следовало готовиться к заморозкам на почве до минус пяти... А утром мы отдирали от этой почвы примёрзшие миски и другие предметы быта.
     В первый же день группа поиска отправилась на обследование объекта "самолёт". Овальная воронка диаметром почти десять метров и глубиной около четырёх более чем на половину залита водой. Есть надежда, что, вычерпав воду ведрами и котелками, удастся исследовать её содержимое. Помимо множества мелких металлических осколков и бесформенных частей фонаря кабины пилота найдена приборная доска самолёта с куском кабеля. Однако по ним опознать самолёт сложновато. В двадцати-тридцати метрах от воронки лежат стойки шасси и консоли крыла. Все алюминиевые детали изорваны в лохмотья. Но стойка шасси представляет собой мощную стальную конструкцию.
     Сергей Александров: "Точно, это наш. Сбили. Со времен войны лежит. Бомбардировщик".
     По характерным деталям можно с большой долей вероятности судить о том, что сбитый самолёт - это Ил-4. Позже со дна воронки были подняты звенья пулемётной ленты, лоскуты кожи от шлемофона и, возможно, куски лётного планшета.

ПОИСКОВИКИ.

     Печальные отметины войны встречаются довольно часто. Все стальное превратилось в ржавый порошок. До сих пор видны "военные" раны на деревьях. В экспедиции-2000 приняли участие и опытные поисковики. Почти всё своё свободное время эти люди отдают труду, до сих пор непонятному многим обывателям.
     Тамара Карпова: "Я уже привыкла, что на меня показывают пальцами, как на сумасшедшую... но это непорядок, когда люди не похоронены по-человечески. Это надо исправить".
     - В экспедицию попала случайно, прочла в газете. А когда друзья из Питера прислали ту же вырезку, я поняла, что это судьба говорит Тамара.
Две действовавшие группы поисковиков очень помогли общему делу, работа над которым преподнесла несколько сюрпризов.

ГЕНЕРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

     Несмотря на трудности, энтузиасты ежедневно и методично прочесывали лес, выстроившись цепью. Для оперативного руководства цепь была поделена на отдельные отряды. Вооруженные рациями, командиры отрядов пытались сохранить стройность рядов своих отрядов и цепи в целом. Цепь то и дело рвалась, но народ не отчаивался. Третьему отряду хронически не везло. Ожидая, пока храбрый третий выберется из очередного бурелома, командир первого отряда Сергей Смирнов, победно поставив ногу на пенек, пояснил: "Наше генеральное направление - бурелом". Особенно теплые воспоминания оставили многочисленные буреломы, подтопленные болотцами.
     Но и этот труд был вознагражден. Результатом поиска стали ещё три места падения самолётов времён войны. Они пока не обследованы, и сейчас о них невозможно что-либо сказать, но по документам в этом же районе упал истребитель Як-7Б, который пилотировал... Во время экспедиции на E-mail "Космопоиска" пришло сообщение: "О ходе работ по поиску самолёта Леонида Хрущева прошу держать меня в курсе. Никита Хрущев".

     В ЛАГЕРЕ.
     Вечером у костра обсуждается все найденное и ненайденное. А поскольку и того и другого накопилось очень много, разговоры затягиваются далеко за полночь. Старожилы "Космопоиска" рассказывают о прошлых экспедициях. Всего их было более сорока по разным регионам - Тунгуска, Урал, Тверская, Вологодская, Московская, Калужская, Волгоградская и другие области. Обсуждаются версии падения болида, родившиеся на месте. Но чай кончился, а надвигающийся холод разгоняет всех по палаткам. После дождя палатки обледенели. Под лунным светом заиндевевший лагерь выглядел, как марсианское поселение. Заморозки до -5 С.
     Утром лагерь навестил глава администрации Жиздринского района Николай Владимиров, первым делом поинтересовался: "Есть какие проблемы. Больные в лагере есть". Ознакомившись с ходом работ, отметил: "У моих поисковиков тоже есть мысль, где искать Хрущева. Недавно ребята затонувший самолёт нашли. Аквалангисты осматривали, из ила хвост торчит. Похож на истребитель. В июне будем поднимать, приезжайте".
     Так, борясь с холодом и избытком съестных припасов, члены экспедиции мужественно вписали очередную страницу в историю поиска "людиновского болида". На карту нанесены зоны поиска этого года и определены задачи на следующий. Спущен флаг экспедиции, на котором расписались все члены "Космопоиска" и гости, и перепуганные звери могут спокойно возвращаться в свои норы. Следующий год принесет, вероятно, новые находки, а может, и самую главную.

ПОСЛЕСЛОВИЕ
     Из дневников исследователей. Ларион Душников: "До дома доехал прекрасно. На работе встречали прямо как героя какого-то. С удивлением: "Неужели живой?!" Пришлось доказывать, что ничего опасного для здоровья в таких поездках нет, а, скорее, наоборот".

27.05.2000
Весть, Калуга
Алексей САЛАХОВ

5

ТАЙНА ГИБЕЛИ СЫНА ХРУЩЕВА ВСЕ ЕЩЕ ЗАКОПАНА В КАЛУЖСКИХ ЛЕСАХ!

     САМОЛЕТ Леонида Хрущева пока мы не нашли. Был самолет, да не тот! Вместо истребителя Як-7Б, на котором воевал гвардии старший лейтенант Леонид Никитич Хрущев, в лесу на границе Брянской и Калужской областей мы откопали бомбардировщик Ил-4. Будем лить слезы? Да ни за что! И прежде всего потому, что сами поиски-то не закончились...

Кожаный шлем...
     После начала наших полевых изысканий возникло сразу несколько версий - какие из многочисленных обломков имеют отношение к самолету сына Хрущева.   Это, во-первых, найденный нами поблизости от места падения Ил-4 истребитель. Напомним: единственное, что, возможно, осталось от летчика, - это кость, которую сейчас изучают медики, и два уха от кожаного шлемофона. Последняя находка может оказаться очень важной. Леонид Никитич летал не в стандартном советском шлемофоне, а в американском, из очень хорошей кожи. Внимание: мы ищем хорошего эксперта-кожевенника! Кто может помочь, звоните.
     Есть еще два самолета, лежащих в глухой чаще, о которых на днях нам рассказали местные жители. Проверить эти сведения мы просто не успели.
     Наконец, о своей находке сообщили жиздринские поисковики. Самолет - вероятнее всего Як - лежит на дне реки, в июне его будут доставать. Как все пройдет, расскажем обязательно.
     - Ребята, да вы нашли больше, чем экспедиция 60-го года! - воскликнул историк Андрей Сухомлинов, разыскивающий следы сына Хрущева в российских архивах.

Как сбили Героя Советского Союза
     Мы опрашивали местное население в близлежащих селениях. Хотя обычно это дело малоперспективное - много ли живых очевидцев осталось с тех военных лет! - в одной из деревень повезло.
     - А рядом с нами, километрах в двух, сбили самолет, - рассказал дедуля лет семидесяти. - Я-то сам не видел, а вот сосед мой знает подробности.
     Сосед-одногодок поведал: неоднократно, мол, слышал от сверстников историю, как ранней весной сорок третьего почти над самой деревней шел воздушный бой. Немецкие истребители сбили наш самолет. Из горящей машины никто не выпрыгнул, самолет с грохотом врезался в землю. Мальчишки, игравшие неподалеку, на месте взрыва увидели дымящиеся обломки, человеческие останки. Успели отыскать какие-то документы. Только спрятали их за пазуху, как подкатили на мотоциклах немцы из комендатуры и ребят прогнали.
     - Мне говорили, что, когда нас освободили, пацаны эти документы передали двум советским офицерам, - заканчивает историю дед. - Те очень удивились, похвалили, но, прочитав фамилию в удостоверении, просили молчать.
      - Почему?
     - Не знаю. Может, это и был сын Хрущева?! А место падения самолета потом запахали, чтобы концы в воду!
     - Как найти кого-нибудь из тех пацанов?
     - Трудненько будет! Этот помер... этого немцы угнали на запад... а этот после войны уехал из деревни.
     - Куда?
     - В Москву шоферить.
     Мы кинулись искать последнего уцелевшего свидетеля. Быть может, этот человек на самом деле держал в руках документы старшего лейтенанта
Хрущева!
     Ни на что не надеялись, и вдруг - удача! Нашли... Причем буквально в паре километров от нашего экспедиционного лагеря! Ныне пенсионер, Петр Кондрашев всю свою жизнь действительно проработал в Москве, а на старости лет купил пустовавшую хату в деревне: родная в войну сгорела. Он-то и привел нас на место падения самолета.
     По словам Кондрашева, когда они с ребятами катались на речке на самодельных коньках, то услыхали: высоко в небе воет одинокий советский бомбардировщик.
     - Позже я по книгам определил - это был пикирующий бомбардировщик Пе-2. Вдруг из облака вынырнул фриц и дал две очереди. Тяжело нагруженный бомбардировщик пошел вниз. Взорвался. Мы, как были в коньках, - бегом к самолету! Огромная воронка дымится, мясом жареным пахнет. Помню, лежали рядом три пальца в обрывке кожаного реглана и часть черепа с русыми волосами.
     - Это правда, что там документы были?
     - Мой сосед их нашел. Правда, позже это было, когда мы по ночам туда бегали... Фамилию летчика не помню, но точно - не Хрущев. Кстати, наш летчик Героем Советского Союза был! Я так думаю, абы кого не послали бы в одиночку бомбить Брянск. Видимо, миссия была секретная...

К курсанткам не приставал!
     Пока мы вели поиски, в редакцию продолжали писать и звонить люди.
     - Я так благодарна газете за эту статью... Леонид не мог быть предателем!
     В трубке - чуть хриплый женский голос. Надежде Ивановне Гончаровой восемьдесят четыре года, последние несколько лет она не выходит из своей московской квартиры и даже не встает с кровати: болезнь. Но память еще остра. И она прекрасно помнит своего инструктора по летной школе в Киеве, молодого, но требовательного и строгого Леонида Хрущева.
     - Я с 38-го года училась летать на У-2, первую и вторую ступень окончила с отличием. И во многом это его заслуга. Великолепный был человек и летчик. Настолько все понятно объяснял!
     Из одиннадцати курсантов своего звена Надежда Ивановна в те годы была единственной женщиной. Приходилось нелегко.
     - Как сейчас помню: в пять утра встаешь - и на первый трамвай. В девять начинались полеты. Леонид всегда приезжал на машине. Интеллигентный, подтянутый, всегда хорошо одевался. Сейчас читаешь иную сплетню о нем - удивляешься. Какой пьяница ? Ничего подобного! Мы, конечно, знали, кто его отец. Но при этом за его спиной не велось никаких разговоров: вот, мол, папин сынок... Он действительно летал очень хорошо, и даже немолодые инструкторы его уважали. И если некоторые приставали к молодым курсанткам, то Леня этим никогда не грешил!
     Потом Хрущева перевели в Москву, Надежда Ивановна аккурат перед войной вышла замуж, родила ребенка. Муж, летчик, погиб на Ил-2 под Ленинградом. Много всего пережила, но бравого учлета Хрущева она вспоминает до сих пор.

Летчика мы искали с воздуха
     Увы, пока доказательств, что найдено место гибели военлета Леонида Хрущева, у нас нет. Но затеянная экспедиция не была напрасной. Мы не прогадали, пригласив читателей КП : сложился сильный поисковый коллектив - больше ста человек! - которые готовы ехать с нами снова. Прочесывание велось как с земли силами восьми отрядов, так и с воздуха - Владимир Лапин, спасатель МЧС, наладил разведку на мотопараплане. Радисты-коротковолновики Алексей Веселов и Андрей Котельников рассказывали об экспедиции коллегам всего мира: от Курска и Грозного до Австралии и архипелага Чагос в Индийском океане. Поработали очень результативно.
     И под конец праздников на общем собрании мы решили, что если летние поиски самолета Хрущева закончатся неудачей, то объединенная команда Комсомольской правды и Космопоиска соберется в следующем году на майские праздники в калужских лесах, чтобы продолжить трудное, но необходимое дело.
     МЫ НЕ ОСТАВЛЯЕМ надежды найти летчика, в паре с истребителем которого Леонид Хрущев отправился на свое последнее задание. Полковник ВВС Иван Леонидович Заморин, служивший в 60-х годах в летной части в Куйбышеве, откликнитесь! Присылайте письма и все, кто его знает или знал, родственники, друзья... Наш E-mail: pavlov@kp.ru

02\06\00
Комсомольская правда
АНДРЕЙ ПАВЛОВ, ВАДИМ ЧЕРНОБРОВ

6

ТАЙНА ГИБЕЛИ СЫНА ХРУЩЕВА

     Читатели "Брянского рабочего", наверное, помнят: в 1995 году в газете был опубликован ряд материалов о поиске в брянских лесах останков самолета и летчика гвардии старшего лейтенанта Леонида Хрущева - старшего сына (от первого брака) Никиты Сергеевича Хрущева.
     В январском номере "Брянского рабочего" была изложена версия командира известной у нас в области поисковой группы из поселка Ивот Дятьковского района В.В. Кондрашова о месте гибели летчика. Она основывалась на том, что в районе деревень Пастушье, Верхи и поселка Стеклянная Радица близ города Фокино были извлечены из грунта кабина, боевое снаряжение, останки летчика и часть уцелевшего шлемофона. Поисковики обратили внимание на то, что шлемофон несколько необычный по сравнению с теми, которые находили раньше в кабинах упавших самолетов: с меховой подкладкой, а по покрою выглядел, наверное, несколько щеголевато. Тогда и подумалось, что такие шлемофоны носили летчики-асы или высшее начальство. По карте прикинули, что найденные обломки самолета находятся недалеко от места последнего боя Леонида Хрущева, происшедшего 11 марта 1943 года около Жиздры Калужской области. Подбитый самолет мог в считанные минуты оказаться за линией фронта и упасть в брянских лесах.
     Останки неизвестного летчика хоронили в Дятькове со всеми воинскими почестями. Урну с прахом установили в нишу братской могилы других найденных ранее неизвестных воинов, погибших при освобождении района от немецко-фашистских захватчиков. На обелиске укрепили обломок лопасти винта найденного истребителя.
     О поисковой работе отряда из Ивота узнали внуки Н.С. Хрущева, и администрация Дятьковского района пригласила их в Дятьково. И вот 16 сентября сюда прибыли сын Леонида, Юрий Леонидович, и его племянник Никита Сергеевич - внуки Н.С. Хрущева. Гости побывали на районном мемориале и отдали дань памяти погибшим воинам, партизанам и подпольщикам.
     Сопоставляя факты из сообщения Никите Сергеевичу о гибели его сына, члены поискового отряда рассказали гостям о некоторых совпадениях с тем, что удалось обнаружить при извлечении остатков самолета из грунта. Хрущевы передали отряду дополнительный материал о последнем воздушном бое Леонида, другие очень важные копии архивных материалов. Уже многие годы они пытаются установить истину о его гибели, собирают вырезки из газет, работают в архивах, знакомятся с воспоминаниями сослуживцев.
     Юрию Леонидовичу за шестьдесят, из них больше половины отдано авиации. Он полковник, заслуженный летчик-испытатель новейшей техники. Каждый полет был для него риском для жизни, но он даже на мгновение не мог подумать о том, чтобы выбрать себе другое занятие на земле. Его звало небо, звала память об отце. Сейчас он работает начальником летно-испытательного комплекса аэрогеофизического центра в Солнцеве. Отца Юрий Леонидович запомнил веселым, добрым человеком. Говорили, что в детстве он очень походил на отца. Даже дед Никита Сергеевич, когда сердился за его шалости, строго и неожиданно вдруг называл внука Леонидом.
     Юрий Леонидович на всю жизнь запомнил последнюю встречу с отцом в 1941 году, когда уже началась война и он заехал в детский сад, который размещался тогда на дачах в Подмосковье, чтобы проститься с сыном. Обнял шестилетнего Юру, прижал крепко к себе и объяснил как мог, что началась война и он должен бить фашистов.
     С тех пор они больше не виделись. Юрий долгие годы о нем ничего не знал. В первые годы войны жил и учился на Урале в эвакуации, а в 1943 году был принят в Калининское суворовское училище. После поступил в строевое училище, был направлен на учебу в Академию имени Жуковского. Так что вся жизнь его связана с армией. У него дочь и внук.
     Его двоюродному брату Никите Сергеевичу 41 год. Он окончил МГУ, работал в Академии наук, научным сотрудником во Всесоюзном центре патологии речи, а теперь - в редакции газеты "Московские новости".
     При встрече с ивотским поисковым отрядом внуки Н.С. Хрущева передали документ, свидетельствующий о том, что гвардии старший лейтенант Леонид Хрущев проводил свой последний бой на самолете ЯК-7Б, а обнаружились под Фокино обломки самолета другой модификации - ЯК-9Т. Была передана и копия справки о результатах поиска мест падения самолетов в годы войны, который проводился командованием ВВС в 1960 году. Тогда было установлено 36 мест падения советских самолетов, но, к сожалению, не все они осматривались, так как подобраться к ним из-за плохих дорог, болотистой местности было невозможно. И обломки некоторых самолетов в Калужской и Брянской областях так и остались до сих пор лежать в земле неосмотренными, в том числе и самолеты типа ЯК-7Б. Эти обстоятельства давали надежду поисковому отряду продолжать свои изыскания.
     После публикации материалов в "Брянском рабочем" некоторые читатели высказывали свое неудовлетворение, а порой и возмущение тем, что в них летчик Леонид Хрущев представлен как герой, а не как изменник Родины, который якобы добровольно сдался в плен фашистам. Они верили легендам, выдуманным историям о последнем бое сына Хрущева. Но вот недавно в телевизионной передаче "Как это было", а затем и в "Комсомольской правде" за 14 апреля 2000 года исследователями было заявлено, что Леонид сражался с фашистами и умер как герой. Единственная сложность в том, что неизвестно достоверно, как он погиб, где упал самолет. "Комсомольская правда" сообщила, что за доказательством подвига Леонида Хрущева ее экспедиция вместе со 134 читателями отправилась в калужские леса на поиски самолета. В экспедиции принимает участие и ивотский командир поискового отряда Валерий Викторович Кондрашов.
     В этом поиске сын Леонида Юрий Леонидович помогает чем может. Передал поисковикам список вещей, которые, по словам ведомого летчика Заморина, были на Леониде в роковом бою. Это американский меховой шлемофон, два пистолета - "вальтер" и маузер в деревянной кобуре. Нестандартные хромовые сапоги с металлической молнией, сшитые после ранения в ногу. На груди - орден боевого Красного Знамени и гвардейский значок. В кармане лежал металлический портсигар с надписью: "В день рождения от жены". На руке - швейцарские часы, на плечах -парадные золотые погоны старшего лейтенанта.
     В последующих номерах в мае авторы репортажей об экспедиции "Комсомольской правды" Андрей Павлов и Вадим Чернобров сообщают, что найденный самолет, который первоначально приняли за самолет Хрущева, оказался советским бомбардировщиком ИЛ-4. В районе поисков найдены обломки еще трех самолетов. Здесь продолжается поисковая и исследовательская работа.
     Глава Жиздринского района Николай Владимиров сообщил экспедиции, что недавно в районе Зикеевки, где шел бой в марте 1943 года, найден затонувший самолет, из ила торчит хвост, в июне он будет поднят, и пригласил на это событие экспедицию. Итак, поиск продолжается.

Анатолий Изотов
30\06\00
Брянский рабочий

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » ФОРУМ ПОИСКОВИКОВ » СТРОКИ ОПАЛЕННЫЕ ВОЙНОЙ » Поиски "самолета Хрущева"