ФОРУМ ПОИСКОВИКОВ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ФОРУМ ПОИСКОВИКОВ » ПОЧЕПСКИЙ РАЙОН » г.Почеп, консервный завод


г.Почеп, консервный завод

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Памятник мирным жителям г.Почеп,
казненным немецко-фашистскими захватчиками 15-16.03.1942г.

http://s3.uploads.ru/t/yTR2x.jpg

     "...Брянщина была оккупирована в октябре 1941 года. В Почепе появилась полицейская городская управа, которой заведовал предатель Брызгалов. В каждом селе и деревне назначались бургомистры, задача которых состояла в том, чтобы выявлять советских активистов и евреев.

     Как свидетельствуют местные жители, в ноябре всех евреев, проживавших в Почепе и округе, арестовали. Были построены мужской и женский лагеря. В мужском лагере, находившемся на «Поляне» недалеко от школы имени Калинина, было также много русских мальчиков в возрасте от 7 до 14 лет. Женщины с детьми содержались на территории бывшего птицекомбината. Мой дедушка Николай Петрович Петровский, оказавшийся среди этих узников, рассказывал о том, что болото, где их содержали, немцы обнесли колючей проволокой. Евреев постоянно унижали, били, заставляли выполнять самые грязные работы. Еды почти не давали, только небольшую часть из того, что тайком могли передать родственники.

     Всю зиму узники обоих гетто выполняли самую тяжёлую физическую работу в городе. А 15 и 16 марта 1942 года 1846 человек были расстреляны в противотанковом рву вблизи консервного завода. Некоторые смогли бежать, но большинство узников погибли от рук фашистских палачей. В основном это были евреи, но среди них было и много русских.

     Вот что пишет об этих событиях наш земляк, писатель Н. Снегирь-Гаргаев в своей документально-исторической повести «Память живущих»: «Приподнявшись на локоть, Петя увидел, что дядьки Степана давно нет на возу, обоз стоит напротив «птичника», а от города доносится яростный собачий брех, полные отчаяния беспомощные крики людей и жалобный детский плач... Приближаюсь, вскоре эти звуки слились в страшный, леденящий душу, стремительно нарастающий гул, похожий на вой... Забыв приказание отца не слезать с воза, пока не приедут в город, забыв все на свете, Петя кубарем скатился на дорогу и побежал к голове обоза. То, что он увидел, подбежав к кучке слободских мужиков, столпившихся у края речицкого бора, отделяющего совхоз от города, до сих пор стоит у него перед глазами, а если и пропадает, уходит на время, то не бесследно, а остается где-то в мозгу, тупой тяжестью оседает в затылке, готовое в любой миг затмить сознание... Оторопевший подросток не поверил своим глазам: к противотанковому рву, что от Судости по окраине города подходил к фруктовому саду птицекомбината, немцы гнали большую колонну жалких полураздетых людей...

     Шествие их, по-существу, нельзя было и колонной назвать — то была какая-то бесформенная, пульсирующая подобно зубной боли, качающаяся из конца в конец процессия, вызывающая жалость и сострадание в душе каждого, кто глядел на нее со стороны... В основном там были больные старики, беспомощные женщины и мало что понимавшие дети. Толпу сию липучим невидимым облаком обволакивало отчаяние, отражавшееся в глазах глядевших со стороны людей... Кто-то кричал проклятия, другие рыдали, дети просто покорно, как ягнята в стаде, шли, цепляясь из последних силенок за одежду взрослых...

     Колонну сопровождало человек двадцать эсэсовцев с автоматами, многие были с овчарками и около пятидесяти полицейских с винтовками... Все произошло предельно быстро. Сдерживаемая по фронту собаками, колонна вытянулась метров на двести вдоль рва и тут же с флангов, под острым углом к общей линии, затрещали пулеметные очереди. С душераздирающими проклятиями, люди падали в ров, инстинктивно спасаясь от клыков рвавших поводков волкодавов, их место тут же занимали другие... Колонна «таяла» на глазах. Подогретая алкоголем, возбужденная запахом крови, охрана, следуя за четвероногими, кинулась на оставшихся и поливать их свинцом из автоматов...

     Расстреляв обоймы, утолив звериную страсть, палачи отступили. Жалкими островками у рва еще оставались кучки людей, и тут в ход пошли винтовки — наступила очередь подручных. Среди них Петя узнал и Мозоля. Пьяные полицаи сделали залп из винтовок, потом кинулись добивать людей прикладами, сдирая с них окровавленную одежду и другие вещи. Увлекшись мародерством, полицаи явно не справлялись со своими обязанностями, им на помощь поспешили эсэсовские офицеры-наставники... Методически обходя ров, они в упор добивали раненых из пистолетов, набивая на подвернувшемся «деле» руку... Фашисты не таились от посторонних глаз, наоборот, они афишировали сие мероприятие, показывая неприязнь «русских» к еврейскому населению... Заканчивая «спектакль», заранее подготовленные родственники полицейских и всегда присутствующие на подобных «мероприятиях» любители легкой наживы, кинулись раздевать несчастных. Защелкали затворы нацистских фотокорреспондентов... Цель была достигнута...

     Тут Петя впервые увидел, как плачут мужики. Удивительно, но сам он почему-то не плакал. Расширившимися от отчаяния и беспомощности глазами глядел он на этот ужас и лишь одна мысль, как мотылек на свету, билась в его мозгу: "Столько народу, и покорно, как бараны, идут на верную смерть... Почему они не кинутся на стражу, почему не сомнут этих наглых, неприятных в своей звериной злобе людей — они могли бы просто растоптать охрану... Неужели это так трудно?!."

     Эти полчаса показались для мальчика вечностью, но на том «операция» не закончилась. Тут же, словно из-под земли, появились солдаты с канистрами: расстрелянных облили керосином и подожгли... Над Почепом поплыло смрадное маслянистое густо-коричневое облако, в нос ударил липкий удушливый запах. Петю стошнило и вырвало, дальше он уже плохо соображал и мало что помнил. Врезалось в память лишь то, как проезжая потом ров, он изо всей мочи затыкал пальцами уши, чтобы не слышать стонов горевших заживо людей...»

     По другим данным, только после освобождения города в 1943 году, чтобы прекратить мародёрство, было приказано забросать ров с расстрелянными землёй.

     А жительница деревни Старо-Красная Слобода Александра Васильевна Камозина, которой тогда было 13 лет, в своём рассказе о страшных событиях вспоминает, что вначале расстреляли мужчин, потом женщин и детей. Тех, кто остался жив после шквального пулемётного и винтовочного огня, засыпали землёй заживо. Вой, доносившийся из-под земли, был слышен на протяжении нескольких дней.

     Из приведенных воспоминаний и документальных источников можно заметить, что сведения очень разные. Сегодня те, кто лежит во рву, нам уже ничего не расскажут, и те, кто расстреливал, — вряд ли. Поэтому исследовательская работа не прекращается. В архиве Почепской городской администрации есть листы свидетельских показаний о расстреле 15—16 марта. Проанализировав их содержание, можно увидеть, что евреев уничтожали целыми семьями, независимо от возраста и пола, мало того, целыми улицами. Трагедия маленького народа и небольшого провинциального городка меркнет на фоне трагедии большого, но это пример того, что может произойти, когда врагом объявлен целый народ.

     На месте расстрела был установлен небольшой памятник. Но, к сожалению, сейчас он постепенно разрушается. Ров зарос крапивой. Старое еврейское кладбище, которое в 1941 году немцы пытались заровнять танками, приходит в запустение, так как родственники тех, кто там похоронен, давно покинули территорию Почепского района (в предвоенные и военные годы)...

     ...Читаю фамилии расстрелянных и вижу, что некоторым из них не было даже 5 лет. А другие прожили длинную, богатую различными событиями жизнь. Ряд имён нам никогда не станет известен, потому, что некоторые находились в материнской утробе и ещё не родились тогда. Кто знает, может быть, среди них, не родившихся, были великие ученые. Кто знает, может быть, среди них, не родившихся, были великие музыканты, композиторы, художники, которые принесли бы Земле процветание и мир".

Олеся ПЕТРОВСКАЯ,
учитель истории Речицкой СОШ,
Почепского р-на Брянской обл.

2

"Бабий Яр не должен повториться!"

     В день 70-й годовщины со дня расстрела евреев города Почепа Брянской области, 16 марта 2012 года, у братской могилы состоялся траурный митинг памяти. Как сообщили замдиректора по воспитательной работе Татьяна Рудченко и директор МАОУ «Речицкая средняя общеобразовательная школа» Почепского района Брянской области Олеся Петровская, на нём присутствовали представители общественности, жители города, учащиеся и учителя Речицкой школы, которые более пяти лет шефствуют над памятником и братской могилой.

     Вел митинг глава администрации города Почепа Павел Грицук. Историческую справку о  тех страшных событиях марта 1942 года, оставивших свой черный след в истории нашего края сделал директор Почепского краеведческого музея Владимир Шломин: «Оккупировав Почеп в октябре 1941 г., немцы стали вводить свои порядки. Основой новой власти стал тотальный террор и грабеж.  Краеугольным камнем их политики, основанной на расовой ненависти, стала борьба с евреями и коммунистами. Эта борьба подразумевала только один исход – полное физическое уничтожение данной категории населения.  Уже через месяц после оккупации, в ноябре 1941г, все жители города Почеп еврейской национальности были согнаны в образованное гетто, которое размещалось на «Поляне» (часть г. Почепа). Позже всех арестованных перевели в сараи и бараки, которые находились на территории тогдашнего птицекомбината. Голодным людям приходилось ютиться в полуразрушенных неотапливаемых помещениях без окон и полов. Евреев использовали на самых тяжелых и изнурительных работах. Весной 1942 года фашисты приняли решение о ликвидации гетто. В середине марта всех оставшихся в живых его обитателей погнали в южную часть города, где был вырыт противотанковый ров. Казнь затянулась на два страшных дня».

     Ярким было выступление директора Речицкой средней школы Олеси Петровской: «70 лет прошло со дня начала той страшной войны, которую мы называем Великой Отечественной. 70 лет – это целая жизнь, наполненная самыми разными событиями: большими, маленькими средними. Многие из них уже стерлись из человеческой памяти, но есть те, о которых забывать нельзя. Для нашего города – это дата 16 марта 1942года. Всему миру известен расстрел мирных жителей в Бабьем Яру, недалеко от Киева. Он стал символом трагедии советских евреев. И у нас Почепе есть свой Бабий Яр – вот это место на окраине города, где были расстреляны почти 2000 евреев». Олеся Петровская рассказала о шефстве учащихся над братской могилой, напомнила о том, что жители близлежащих домов устроили рядом с этим местом несанкционированную свалку бытового мусора, что является кощунством, надругательством над памятью жертвам фашизма. Ведь это место является напоминанием о том, что фашизм несёт только смерть. Смерть для того, кто не принимает этой идеологии. Смерть для человека любой национальности и веры. После неоднократных письменных обращений учащихся школы к руководству района, города, главой администрации города П. Грицуком была организована уборка свалки у памятника.

     На митинге также выступили члены президиума районного совета ветеранов В. Зезюля и А. Левшин. Каждого из них тревожит будущее страны, пережившей страшную войну с фашизмом. Забыв, очевидно, уроки истории, в России стали появляться неонацистские группы, их кумиром стал бесноватый фюрер Адольф Гитлер с его человеконенавистнической идеологией. Поэтому нужно всем быть бдительными, не поддаваться на провокации фашистских молодчиков, а укреплять мир и дружбу между народами.

     Как дань памяти о жертвах расстрела к памятнику были возложены венки от администрации района и города, общественности, живые цветы от учащихся Речицкой школы.

     Минутой молчания участники митинга почтили память жертв фашизма, своих земляков. Вечная им память. Никто не будет забыт. Такое никогда не должно повториться!

     Олеся Петровская сообщила, что в связи с проектом РЕК и Центра "Холокост" при школе уже создана  Рабочая группа в составе заместителя директора по воспитательной работе Т. Рудченко, старшей вожатой Т. Гулидовой, учащихся 9 класса Ирины Бажиной, Ирины Бороздны, председателя школьного ученического самоуправления Екатерины Стебиховой. В течение недели они работали с Книгой Памяти Почепского района, выписали из неё имена евреев, составили список.  В планах - работа с сайтом Яд Вашем, сверка имен погибших, поскольку результаты поиска уже частично зафиксировыаны на Листах свидетельских показаний и переданы в "Яд Вашем"

Михаил Фисунов,
"Почепское слово" 20.03.2012г.
Ссылка: http://bryanskrai.ru/www/pochep/show/3371/

http://s2.uploads.ru/t/PORND.jpg

3

Праведник народов мира - Татьяна Недостоева

     Татьяна Герасимовна Недостоева – одна из более ста граждан России получивших звание Праведник Народов Мира. История спасения ею еврейской девочки Сони Махлиной похожа на многие другие, но, в то же время, по-своему уникальна.

     Родившись в деревне Бобыничи Жирятинского района Брянской области, волей судьбы Татьяна Герасимовна оказалась в Почепе. С 25 лет она работала няней в еврейской семье Якова и Хаи Махлиных. Жили они на улице Стародубской. Яков шил шапки, Хая была домохозяйкой. В то время в семье было двое сыновей, 11-летний Боря и 3-летний Вова. Через год родилась дочь Дора, а в 1931-м – Соня, ставшая няниной любимицей. В августе 1941г немецкие войска захватили Почеп. Всех евреев выселили из своих домов и поместили в лагерь, организованный на окраине города. Еды им почти не давали. Татьяна Герасимовна тайком носила Махлиным продукты, тёплые вещи. В течение осени – зимы евреи выполняли принудительные работы. Хая Махлина вместе с другими еврейками работала на овощном складе. Почти всегда она брала с собой 10-летнюю Соню. Однажды, поздней осенью 1941-го, Татьяна Герасимовна незаметно увела Соню, воспользовавшись тем, что в этот день на работах находились и русские рабочие. В городе оставаться с еврейской девочкой было очень опасно, могли донести, поэтому они уехали в деревню. Но спустя некоторое время вернулись в Почеп. Старшие братья были на фронте, а 17 марта 1942-го во время массового расстрела погибли родители и сестра Сони.

     Татьяна Герасимовна определила девочку в школу под фамилией Недостоева, выдав её за собственную дочь, рождённую вне брака, но на них донесли. Девочку арестовали и увезли в местную комендатуру прямо с занятий. Татьяна Недостоева прибежала вслед за ней с плачем и мольбами об освобождении. Она утверждала, что Соня ее родная дочь, и поэтому проживавшая вместе с няней у Махлиных на правах их ребенка. Видя, что ее мольбы не действуют на следователя, она стала просить расстрелять сначала ее, чтобы не видеть гибели собственной дочери. Возможно, это убедило следователя, и Соню освободили.

     Татьяна Герасимовна и ее воспитанница продолжали жить вместе до освобождения города Красной Армией в сентябре 1943-го и все время потом. Старший брат Сони Борис погиб в мае 1942-го под Ленинградом, Владимир в марте 1945-го. Из всей семьи только Соня осталась в живых после войны. В 1954-м Соня Махлина вышла замуж и взяла фамилию мужа Слуцкер. Но спасенная и спасительница продолжали жить вместе до смерти Татьяны Герасимовны Недостоевой в 1968 году. Похоронена Татьяна Недостоева в г. Кривой Рог.

     5 июня 2000 года Яд Вашем удостоил Татьяну Недостоеву почетного звания Праведник Народов Мира. Спасённой Софья Яковлевне Слуцкер сейчас 79 лет. Живёт она в Израиле в городе Нетания.

Петровская Олеся Михайловна
школа МОУ "Речицкая средняя общеобразовательная школа"
23 мая 2011 г.
Ссылка: http://www.pomni.is74.ru/victoryStory/view/id/321

4

http://sb.uploads.ru/t/6kQig.jpg
http://sb.uploads.ru/t/EnQ1W.jpg
21.04.2014 г.
Координаты: http://www.flashearth.com/?lat=52.90283 … mp;src=msa

5

Скажите пожалуйста, где можно увидеть списки жертв Холокоста города Почеп и проверить, есть ли среди них имена моих родственников? Если их данные переданы мною в Яд-Ва-Шем в 1998 году, они дошли до Олеси Петровской?
Олеся, спасибо Вам огромное за все, что Вы делаете!

Пост написан 2023-06-07 15:08:57

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » ФОРУМ ПОИСКОВИКОВ » ПОЧЕПСКИЙ РАЙОН » г.Почеп, консервный завод