Снайперская винтовка обр. 1891/1930 гг. была создана на базе 7,62-мм винтовки системы Мосина обр. 1891/1930 гг. и в 1931 г. принята на вооружение Красной Армии. Винтовка предназначалась для ведения точной стрельбы с ближних и средних дистанций по появляющимся и быстро исчезающим, открытым и маскированным одиночным целям. Винтовкой вооружались лучшие стрелки, как правило, прошедшие дополнительную подготовку на специальных сборах, курсах и в снайперских школах. Основной конструктивной особенностью снайперской винтовки является наличие оптического прицела, смонтированного на винтовке при помощи специального кронштейна. Именно оптический прицел обеспечивает снайперской винтовке лучшие результаты стрельбы как днем в хорошую погоду, так и в сумерках, на рассвете, при заходе солнца и в пасмурную погоду. Другие отличия снайперской винтовки от обыкновенной 7,62-мм винтовки обр. 1891/1930 гг. заключаются в следующем:
- изменена форма рукоятки затвора;
- в ложе сделан вырез для основания кронштейна оптического прицела;
- с помощью специальных технологических мер ложа винтовки более тщательно пригнана к стволу с коробкой.
Для улучшения кучности боя снайперских винтовок стволы для них отбирались из числа лучших стволов обычных винтовок или изготавливались специально с улучшенной прямизной, шлифовкой и более точной обработкой канала ствола. В связи с расположением оптического прицела над пазом для обоймы в ствольной коробке заполнение магазина из обоймы невозможно. Поэтому заряжание винтовки производится по одному патрону. Первоначально на снайперских винтовках использовались оптические прицелы марки ПТ и ВП, в годы второй мировой войны на винтовках устанавливались более совершенные прицелы ПЕ и ПУ, представлявшие собой оптическую зрительную трубу 3,5-кратного увеличения с механизмами установки углов прицеливания и учета боковых поправок. Принцип устройства оптических винтовочных прицелов заключается в том, что перекрестие прицельных волосков находится в фокальной плоскости объектива. Это позволяет наблюдать одинаково резко перекрестие и изображение цели. Прицеливание из оптического прицела заключается только в совмещении острия пенька прицельных волосков с изображением цели. Наиболее эффективная стрельба из винтовки с оптическим прицелом обеспечивалась в пределах от 100 до 1300 м. С открытым прицелом, не снимая оптического, наилучшие результаты достигались на расстояниях от 100 до 800 м.
Однако и у этой винтовки имелись определенные недостатки: фронтовиков не устраивали, в первую очередь, ее масса и значительная длина, в результате чего длительная работа с ней утомляла снайпера; низкая скорострельность винтовки — 10—12 прицельных выстрелов в минуту — также не вполне отвечала требованиям современного маневренного быстротечного боя. Особые нарекания вызывал нерегулируемый спусковой механизм, поскольку тугой спуск не обеспечивал сохранения точности прицеливания во время выстрела. Переход на упрощенные технологии и удешевление производства привели к тому, что ложи, которые с 1942 г. стали изготавливать из березовых заготовок, зачастую давали поводку, чего раньше у оружия, имевшего высококачественные ореховые ложи, не встречалось. Некоторые снайперы отмечали недостаточно качественное изготовление оптики, в частности прицелов ПУ выпуска 1943—44 годов. Кроме того, по заключению фронтовиков, при выверке и приведению винтовки к нормальному бою установка на шкале барабанчика вертикальных поправок прицела не всегда совпадала с действительными дистанциями, а частое изменение установки барабанчика вертикальных поправок давало отклонение по горизонтали.
Высказывалось мнение о неудачном расположении оптического прицела ПУ на винтовке. В частности отмечалось, что прицел расположен далеко от глаза стрелка, в результате чего при прицеливании снайперу приходится отрывать щеку от приклада до 3 см и вытягивать шею (чтобы наблюдать все поле зрения без лунообразных теней по краям). Из-за неправильного положения головы глаз стрелка отклонялся от оптической оси прицела, вызывая ошибку в прицеливании. Помимо оптического прицела, для наблюдения за полем боя в комплекс вооружения отечественных снайперов в годы войны входили и полевые 6(8)-кратные бинокли и трубки разведчика ТР. Опыт войны убедительно доказал, что снайпер, наряду с основным оружием — снайперской винтовкой, должен иметь и дополнительное вооружение для поражения противника в ближнем бою. Многие наши снайперы, отправляясь на охоту, брали с собой 2—3 ручные гранаты, пистолеты, финские ножи или ножи разведчика образца 1940 г., а при действии снайперской парой — и пистолеты-пулеметы. Это оружие было необходимо снайперам, которым часто приходилось выдвигаться за передний край своей линии обороны, где была высока возможность столкновения с засадой или разведкой противника.
Многократный рост снайперского движения в Красной Армии потребовал значительного увеличения выпуска специального оружия. Только в 1941—1943 гг. «Ижмаш» передал фронту более 330 000 снайперских винтовок образца 1891/30 гг. Опыт войны показал, что эта винтовка с прицелом ПУ является одной из лучших в своем классе и превосходит аналогичное оружие нашего врага — 7,92-мм германский снайперский карабин Zf. Kar. 98k.
Отредактировано Есаул (2009-12-17 17:42:52)