Данилов М.Х. «Первый бой»
Уже сорок лет как закончилась война, многое забылось, но память еще хранит отдельные моменты, которые нельзя забыть. Хотя и трудно воскрешать в памяти о минувшей войне, а еще труднее рассказывать об её ветеранах, которые один за другим уходят, как живые свидетели и участники военных лет.
Исчезают следы прошлого невиданных и тяжелых в истории сражений за нашу Советскую Родину в период Великой Отечественной войны. И недалек тот день, когда наши внуки и правнуки, читая страницы последних рассказов, очерков и повестей о войне, вспоминая беседы своих усталых и седых дедов, с гордостью подумают, что удивительное было время, а люди знали и верили в правоту своего дела, до конца исполняли свой солдатский долг, разгромили врага и одержали великую победу в истории человечества.
На этот раз я расскажу об одной истории, как мы встретили первый бой в жизни на Брянской земле. Это было в середине августа 1941 года, когда немецко-фашистские войска наступали на широком фронте и имели успех. Наш 827 артиллерийский полк 290-й стрелковой дивизии, только что сформирован в городе Калязин Московского военного округа получил задачу погрузиться в железнодорожные эшелоны и отбыть на фронт в действующую армию.
Наши воинские эшелоны следовали на Брянский фронт, на железнодорожных станциях получили зеленый свет. Прибыли на станцию Сельцо северо-западнее города Брянск, в момент выгрузки эшелоны подвергались налету вражеской авиации. Нас безжалостно бомбили, обстреливали из пулеметов, а зенитного прикрытия на станции не имелось, мы несли большие потери и особенно в конском составе. Наш полк был на конной тяге. После выгрузки второй дивизион, которым командовал Старший лейтенант Георгий Сергеевич Степанов, не досчитался несколько конных упряжек. Приишлось за счет местного населения пополнить конский состав и убыть в указанный район сосредоточения северо-западнее города Брянск.
Вскоре полк получил боевую задачу: выделить один дивизион в распоряжение 878-го стрелкового полка для занятия обороны 3–4 км западнее города Почеп. В течение двух дней совершили 120-километровый марш под воздействием господства вражеской авиации в воздухе.
Второй дивизион старшего лейтенанта Г.СТЕПАНОВА прибыл в район Почепа, занял боевой порядок, установил связь взаимодействия с 878-м стрелковым полком, приступил к оборудованию наблюдательных пунктов и огневых позиций в инженерном отношении. Командиры батарей подготовили плановые огни и организовали круглосуточное наблюдение со своих НП в указанной полосе обороны стрелковых батальонов.
Командование 827-го арт.полка приняло решение командировать во второй дивизион до особого распоряжения меня, как первого помощника начальника штаба полка и старшего пропагандиста полка старшего политрука Позднякова для оказания помощи в работе командованию дивизиона, который находился в отрыве от полка в 120 км на боевых порядках 3 4 км западнее города Почеп в распоряжении 878-го стрелкового полка.
По прибытию в дивизион я взял на себя исполнение обязанностей начальника штаба дивизиона, хотя на этой должности был старший лейтенант Вашкевич, призванный из запаса, но он охотно уступил мне свою должность, а сам занимался по хозяйственным делам дивизиона. Старший политрук Поздняков взял на себя исполнение обязанности комиссара дивизиона, эта должность была вакантной. Командир второго дивизиона старший лейтенант Г.С.СТЕПАНОВ был очень доволен нашим прибытием в дивизион и мы стали его боевыми помощниками.Старшему политруку не повезло, он вскоре умер от тяжелого артиллерийского ранения в полость живота, а я долгое время находился в дивизионе и впоследствие стал его командиром.
Противника долго ждать не пришлось. Его передовые части 47-го моторизованного корпуса появились в полосе нашей обороны 878-го стрелкового полка. От командиров батарей начали поступать сведения о сосредоточении противника в ближайших населенных пунктах от нашего переднего края.
21 августа 1941 года во второй половине дня первая танковая атака противника, которая была успешно отбита нашими подразделениями. Я в это время находился на наблюдательном пункте командира 6-й гаубичной батареи старшего лейтенанта ПОЛИКАРПОВА, призванного из запаса, участника финской кампании, который имел опыт ведения боя.
Через небольшой промежуток времени после первой вражеской атаки над нами появились бомбардировщики. Сбросили свой смертельный груз на наши боевые порядки и скрылись в западном направлении. По нашим высота, где находились наблюдательные пункты, обрушился шквал артиллерийско-минометного огня. Наступили тяжелые минуты боя за господствующие высоты 4 км западнее города Почеп. Несколько часов продолжался бой за эти высоты. Бойцы, командиры и политработники в этом первом бою выдержали суровое испытание, проявили мужество и стойкость в борьбе с превосходящими силами противника. Весь день передовые батальоны 878-го стрелкового полка усиленные вторым дивизионом 827-го стрелкового полка удерживали свои позиции и господствующие высоты перед Почепом, вражеская мотопехота и танки вынуждены отказаться от лобовой атаки нашей высоты, где находился наблюдательный пункт 6-й батареи. Только под вечер, когда у нас были на исходе боеприпасы, противник решил окружить высоту, усилив огонь по нашим боевым порядкам. Справа и слева нас появились танки с черными крестами, хорошо наблюдаемые простым глазом, прорвав оборону стрелкового батальона, они последовательно уничтожали противотанковые орудия прямой наводкой и все дальше продвигаясь вглубь нашего тыла. Нарушалась связь со стрелковым батальоном. Пушечные батареи дивизиона вступили в бои с вражескими танками, которые выходили на их огневые позиции. В короткой перестрелке несколько танков подбито. В этот момент командир дивизиона старший лейтенант Г.С.СТЕПАНОВ передал нам на НП 6-й батареи любыми средствами удержать высоту до особого распоряжения. Связь с огневой позицией и дивизионом прекратилась.
Командир батареи старший лейтенант ПОЛИКАРПОВ обратился ко мне с просьбой на получение разрешения сменить наблюдательный пункт. Нет приказа на смену. Не могу назад! Прочно организуйте круговую оборону на месте, — ответил я комбату и пошел к радиостанции, где радист НИКОЛАЙ ПЕТЛЯКОВ упорно продолжал в микрофон вызывать абонента: «Береза», «Береза». Я «Сосна», я «Сосна», как меня слышите, отвечайте. И так он продолжал настойчиво вызывать огневую позицию батареи, но она молчала. В это время командир батареи старший лейтенант ПОЛИКАРПОВ ушел организовывать круговую оборону высоту, где находился наш НП, но на наблюдательный пункт он больше не появился. В чем дело, мне было не ясно, но потом мы узнали, что он попал в плен к врагу. Его сразу после пленения посадили на бронемашину и отправили во вражеский тыл.
Мне пришлось взять командование батареей на себя. Я наблюдал, как бойцы размещались вокруг НП и готовились к отражению очередной атаки противника, которых я поторапливал, видя как вражеские танки с тыла обходят нашу высоту, ведя огонь на ходу по противотанковым орудиям, которые отвечали тем же.
Слышу из окопа голос радиста Н. ПЕТЛЯКОВА: «Товарищ старший лейтенант, радиосвязь с батареей установлена.» — Хорошо! Передавай на батарею: неподвижный заградительный огонь. Ноль! Готовность доложить. Слышу, как четко радист повторяет в микрофон мои команды. Получает ответ с ОП, что команды приняты. Я снова обращаюсь к радисту: Дальше передавай, при порыве связи огонь открывает самостоятельно! На всякий случай скомандовал, огонь! Пока радист передавал команды на ОП и получал ответ о принятых командах, я тем временем передал всем, кто находился на НП, укрыться в окопах, что вызван огонь по нашей высоте.
Одно мгновенье, буквально через минуту грянули разрывы. Земля содрогалась вокруг нас от гаубичных снарядов. Мы оказались в сплошном дыму и бушевавшем пламени и пыли, прижались к земле, кто где смог укрыться. От такой неожиданности танки и мотопехота врага остановились, прекратили огонь по высоте, отказались от дальнейшей атаки, оставив нас в покое.
Через несколько минут получилось затишье, вражеские танки и мотопехота развернулись на 180 градусов, продолжали наступление на город Почеп. Вторые эшалоны свернулись в колонны и продолжали двигаться за первым эшалоном к Почепу. Мы оказались в тылу врага. Связи ни с кем не имели. Вот так мы оказались в первом бою, вызванный огонь на себя многим спас нам жизнь. Этот бой мы выдержали, получили первый урок стойкости, смелости и выдержки, врагу не сдались. Среди нас оказались убитые и раненые. Убитых похоронили, раненым оказали первую помощь. День клонился к вечеру, начало темнеть. Нам показалось после боя кругом тихо, только в тылу от нас вспыхивали в небе ракеты, слышен был скрежет гусениц и орудийная стрельба с обеих сторон.
Бойцы и командиры собрались вокруг нашего НП и каждый хотел знать, что им делать дальше и прекрасно понимали, что мы оказались в тылу врага. Я внутренне понял, что они ждут моего распоряжения, выждал удобный момент, когда вражеская последняя колонна справа миновала нашу высоту, вышла на полевую дорогу, ведущую к городу Почеп, и скрылась в темноте. Подал команду всем подготовиться к движению, забрать свое имущество, приборы, оружие и боеприпасы. Разъяснил, что во время движения следовать в колонне за мной, бесшумно, курить нельзя и разговаривать громко запрещается.
Итак, шли всю ночь параллельно вражеской колонне. В ночной темноте стрельба прекратилась, но шум моторов боевых машин не утихал впереди нас, перегруппировка войск с обеих сторон продолжалась. Наши войска отошли на восточный берег реки Судость, а противник занял город Почеп и развертывал войска по западному берегу р. Судость для дальнейшего наступления на Брянск.
Наша группа на рассвете вышла к реке Судость севернее города Почеп, переправились на восточный берег, только вышли на открытое плато, как попали под пулеметный и минометный обстрел с западного берега реки Судость. Мы очень за ночь выбились из сил, хотелось отдохнуть и поспать, напрягая последние силы, преодолели обстреливаемый участок местности и вскоре углубились в лес, а там присоединились к своим частям, чтобы продолжать дальше вести борьбу с противником за нашу свободу и независимость Советской Родины, ради жизни будущих поколений, за мир и счастье на Земле.
Михаил Данилов,
старший лейтенант бывший офицер 827-го арт. полка 290-й стр. дивизии,
ныне полковник в отставке
14.03.1984
300012 г. Тула, ул. Болдина, д. 149, кв. 72
Данилов Михаил Харитонович
Ссылка: http://school34.mogilev.by/content/view/1052/12/