«У семи нянек дитя без глаза»: Справка о состоянии военно-мемориальной работы по увековечению памяти защитников Отечества
ИА REX публикует справку "о состоянии военно-мемориальной работы по увековечению памяти защитников Отечества", подготовленную коллективом государственных специалистов.
Президент РФ В.В. Путин, выступая 27 июня 2012 г. в Совете Федерации ПФ, подчеркнул, что «люди, которые отдали свои жизни за интересы Родины, не должны быть забыты». Это — позиция Главы государства. Ранее она уже была отражена в Указе Президента РФ В.В. Путина «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества» от 22 января 2006 г. № 37 и в тех изменениях, которые были внесены в Закон РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» от 14 января 1993 г. № 4292-1. Что фактически придало новый импульс работе по увековечению памяти павших защитников Отечества в РФ.
Таким образом, правовой основой реализации принципа «Никто не забыт, ничто не забыто!» в нашей стране являются две основные нормы — Указ Президента РФ «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества» от 22 января 2006 г. № 37 (далее — Указ) и Закон РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» от 14 января 1993 г. № 4292-1 (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 03.11.2006 № 179-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 18.07.2011 № 213-ФЗ) (далее — Закон).
В соответствии с Законом увековечению подлежит память защитников Отечества:
— погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества;
— погибших при выполнении воинского долга на территориях других государств;
— умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей;
— погибших, умерших в плену, в котором оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине.
Дань памяти также должна воздаваться и иностранным гражданам, погибшим при защите РФ. Кроме того, увековечивается память объединений, соединений и учреждений, отличившихся при защите Отечества, а также увековечиваются места боевых действий, вошедшие в российскую историю как символы героизма, мужества и стойкости народов нашего Отечества.
Законом определены основные формы этой работы:
— сохранение и благоустройство воинских захоронений, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших;
— сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества;
— занесение фамилий погибших при защите Отечества и других сведений о них в книги Памяти;
— создание мемориальных музеев, организация выставок, сооружение на местах боевых действий памятных знаков;
— публикации в средствах массовой информации материалов о погибших при защите Отечества, создание произведений искусства и литературы, посвященных их подвигам;
— присвоение фамилий и имен погибших при защите Отечества населенным пунктам, улицам и площадям, физико-географическим объектам, предприятиям, учреждениям, в том числе образовательным, организациям, воинским частям, кораблям и судам;
— установление памятных дат и Всероссийского дня Памяти.
Законом установлено, что по решению органов государственной власти и управления, общественных объединений могут осуществляться и другие мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
Законом определены органы государственной власти, ответственные за проведение работ по увековечению памяти погибших при защите Отечества: Министерство обороны РФ с органами военного управления, ФСБ, МВД, МИД, СВР РФ, а также Федеральный орган исполнительной власти в области средств массовой информации (в настоящее время — Министерство связи и массовых коммуникаций РФ) и Федеральный орган исполнительной власти в области культуры и искусства (в настоящее время — Министерство культуры РФ).
Руководство работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и ее координация Закон возложил на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Указом В.В. Путина эта функция возложена на Минобороны России.
Законом четко определены полномочия уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, вышеупомянутых органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Чтобы верно оценить ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в сфере военно-мемориальной работы по увековечению памяти защитников Отечества, необходимо было провести небольшой сравнительный анализ вышеупомянутых нормативных актов и также документов, непосредственно регламентирующих деятельность семи ведомств — Минобороны, ФСБ, МВД, МИД, СВР, Минкомсвязь и Минкультуры России. Уже первые результаты натолкнули на грустную мысль — «у семи нянек дитя без глаза»:
I. Процесс реализации функциональных задач по увековечению памяти погибших при защите Отечества, закрепленных Законом и Указом за вышеупомянутыми субъектами права, на межведомственном уровне координируется крайне слабо, фактически лишен централизованного контроля исполнения. Функция контроля, закрепленная Законом за уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, т.е. за Минобороны России — согласно Указу, в Положении о министерстве (действующая ред. утверждена Указом Президента РФ от 12.07.2012 № 979) не отражена.
Последствия:
— На протяжении почти 4 лет с момента издания Указа порядок организации выполнения уполномоченным федеральным органом возложенных на него полномочий не был определен, и правовой акт, регламентирующий эту деятельность, не издан.
— Правовые основы и порядок деятельности Минобороны России, как уполномоченного органа, его взаимоотношения с иными федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в том числе в части ресурсного обеспечения деятельности, изначально определены не были, что негативно отразилось на этапных итогах военно-мемориальной работы. При этом отсутствие регламентированного порядка деятельности Минобороны России как уполномоченного федерального органа исполнительной власти существенно затруднило решение вопросов финансового и материально-технического обеспечения мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества и осуществление контроля за использованием средств, выделяемых на эти цели из бюджетов различных уровней, а также иных поступлений и пожертвований.
— Полномочия по осуществлению контроля за исполнением данного Закона даже непосредственно в Минобороны России, в том числе за хозяйственной и финансово-экономической деятельностью подчиненных организаций, участвующих в проведении военно-мемориальной работы, был организован и осуществлялся только до реорганизации Военно-мемориального центра Вооруженных Сил РФ в Управление Минобороны России (по увековечению памяти погибших при защите Отечества). Утвержденными начальником Тыла Вооруженных Сил РФ — заместителем Министра обороны РФ 17 февраля 2009 г. задачами Управления Минобороны России функции контроля были исключены.
— Не способствовала активизации мер по увековечению памяти погибших при защите Отечества недостаточная урегулированность правоотношений между Минобороны России, как уполномоченного федерального органа исполнительной власти, и органами местного самоуправления и прочими участниками процесса, особенно в части выполнения межправительственных соглашений, определенных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1995 г. № 1026 «Об организации, уполномоченной Правительством РФ на реализацию межправительственных соглашений о воинских захоронениях», и порядка регистрации прав на земельные участки, переданные под воинские захоронения.
— Не был регламентирован порядок межведомственного взаимодействия, в том числе в части реализации полномочий МИД России и Минобороны России по организации учета и паспортизации имеющихся военно-мемориальных объектов.
II. Зафиксированные в Законе функциональные задачи по увековечению памяти погибших при защите Отечества не нашли четкого отражения в документах, регламентирующих деятельность вышеупомянутых государственных органов — положениях о министерствах и ведомствах, нормах прямого действия — специальных федеральных законах. Отсутствие в вышеупомянутых положениях и законах предписанных Законом министерствам и ведомствам задач привело, с одной стороны, к видимому параллелизму в работе ведомств по увековечению памяти погибших при защите Отечества («все занимаются всем»), и частичному выпадению из сферы их деятельности ряда поставленных Законом задач, с другой стороны:
Последствия:
— Координация мероприятий по обеспечению поисковой работы в целом должна осуществляться Минобороны России (статья 11 Закона), в том числе как уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Однако, как показала практика, должный порядок и взаимодействие в этой работе между Минобороны России и общественными поисковыми объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления в правовом, организационном и практическом отношении не определены и не налажены, что существенно отражается на эффективности проводимых поисковых мероприятиях.
Так, директивными документами Минобороны России и Генерального штаба ВС РФ на органы военного управления (в соответствии со статьей 11 Закона) были возложены функции по оказанию необходимой практической помощи поисковым формированиям в организации и проведении поисковых работ на местности и в военных архивах; в обследовании местностей, где велись боевые действия, с целью выявления незахороненных останков погибших защитников Отечества, а также организация питания поисковых отрядов и снабжение их горюче-смазочными материалами (на платной основе). При этом порядок и условия реализации возложенных на органы военного управления функций по оказанию данным формированиям практической помощи в проведении поисковых работ, захоронении останков погибших, благоустройстве воинских захоронений, организации питания и обеспечения их горюче-смазочными материалами не определены.
— Распоряжением Правительства РФ «О Концепции федеральной целевой программы «Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011-2015 годах» от 28 июля 2011 г. № 1317-р Минобороны России, определенному в качестве государственного заказчика данной ФЦП, поручено обеспечить разработку проекта Программы, прогнозной стоимостью в 2500 млн. руб., и внести его в установленном порядке в Правительство РФ.
В результате проблем, возникших у Минобороны России при составлении проекта, она не была включена в одобренный на заседании Правительства РФ перечень программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в 2010 году и плановом периоде 2011 и 2012 годов. Минэкономразвития России письмом от 2 октября 2009 г. № 16586-00/Д17 сообщило, что в процессе рассмотрения проекта концепции указанной ФЦП выявлен ряд нарушений и недостатков. Предложенная программа к реализации с 2011 года не была включена в перечень ФЦП, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета, и только после устранения отмеченных недостатков может быть рассмотрена в установленном порядке при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
Кроме того, анализ проекта ФЦП показал, что в ней раскрывается комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, которые носят межотраслевой характер и затрагивают все субъекты системы увековечения памяти погибших при защите Отечества, что способствует проведению единой федеральной политики в данной области. Исходя из этого, ответственность за реализацию программных мероприятий, целевое и эффективное использование бюджетных средств было предложено возложить на Минрегион России и МИД России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». Однако решением 26 заседания Российского организационного комитета «Победа» от 26 декабря 2007 г. (пункт 13) формирование проекта федеральной целевой программы, рассчитанной до 2015 года, рекомендовано Минобороны России. Вместе с тем проектом распоряжения Правительства РФ об утверждении концепции предусматривалось, что разработку проекта программы должно осуществлять Министерство регионального развития РФ.
— На МИД России возложены полномочия по установлению сведений о пропавших без вести в ходе боевых действий, вооруженных конфликтов и при выполнении воинского долга на территории иностранных государств, а также по организации учета и паспортизации воинских захоронений на территориях иностранных государств.
В центральном аппарате МИД России база данных учета и паспортизации воинских захоронений по информации на 2010 г. отсутствовала в связи с тем, что полномочия по организации централизованного учета и паспортизации воинских захоронений погибших при защите Отечества, в том числе и захоронений, расположенных на территориях других государств, возложены на Минобороны России. Сведения, полученные из загранучреждений МИД России, направлялись в Минобороны России для осуществления централизованного учета и паспортизации имеющихся за рубежом воинских захоронений. При этом порядок взаимодействия МИД России и Минобороны России в части реализации возложенных на них полномочий по организации учета и паспортизации военно-мемориальных объектов регламентирован не был. Отсутствовала также и утвержденная форма учетных данных паспортизации воинских захоронений.
III. Бюджетирование работ по исполнению министерствами и ведомствами возложенных Законом задач затруднено в силу непрописанности этих функций в положениях и законах, регламентирующих основную деятельность министерств и ведомств и определяющих направления и объемы их финансирования из федерального бюджета.
Последствия:
— В соответствии с Законом органы местного самоуправления выполняют задачи по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории РФ. Принимаемые органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления меры по содержанию в порядке, благоустройству и сохранности мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, были недостаточны.
— Минобороны России на протяжении ряда лет с момента издания Указа не был урегулирован в правовом отношении порядок проведения финансирования и выдачи лицензий на поисковые работы по выявлению неучтенных воинских захоронений защитников Отечества на земельных участках, предоставляемых для строительства (на территориях, где велись боевые действия).
— 2007-2010 гг. не выделялись средства федерального бюджета на выполнение МВД России полномочий по обеспечению общественного порядка при проведении поисковой работы, осуществлению приема стрелкового оружия, обнаруженного в ходе поисковой работы, учета погибших военнослужащих внутренних войск, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел; участия в установлении сведений о пропавших без вести.
— Из-за неурегулированности вопросов финансирования 2007-2010 гг. не обеспечивалась необходимыми ассигнованиями деятельность российских частей смешанных межправительственных комиссий по обеспечению выполнения соглашений о воинских захоронениях, а также Межведомственной комиссии по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести, и российской части Совместной российско-американской комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести.
— В 2007-2009 гг. из-за отсутствия бюджетных ассигнований на расходы по содержанию воинских захоронений на территориях воинских гарнизонов не выполнены в полном объеме возложенные на начальников гарнизонов функции по содержанию воинских захоронений на территориях воинских гарнизонов 13 закрытых административно-территориальных образований в 7 субъектах РФ (Приморский и Камчатский края, Кировская, Мурманская, Пензенская, Саратовская, Оренбургская области). Из имеющихся на их территориях 38 воинских захоронений в удовлетворительном состоянии находились лишь 16 захоронений (42%), в неудовлетворительном — 11 захоронений (29%). Потребность в денежных средствах на реконструкцию захоронений составляла около 30,0 млн. рублей.
— Возложение Законом полномочий по содержанию и благоустройству военно-мемориальных объектов на органы местного самоуправления, которые зачастую являются дотационными и, соответственно, не могут изыскивать требуемые объемы финансовых затрат на эти цели, приводит к неравномерной нагрузке на их бюджеты.
Так, некоторые из них (особенно из числа тех, на территориях которых не велись боевые действия) вообще не несут на эти цели никаких финансовых затрат, другие же из-за значительного количества военно-мемориальных объектов на их территориях имеют ограниченные возможности по изысканию денежных средств на их содержание и обеспечение сохранности. В результате не обеспечивается в полном объеме эффективное выполнение и реализация возложенных на органы местного самоуправления полномочий, что негативно влияет на качественное состояние воинских захоронений и военно-мемориальных объектов.
Все изложенное выше можно подкрепить выводами, сделанными Коллегией Счетной палаты РФ 22 января 2010 г. по результатам рассмотрения отчета о результатах «Тематической проверки эффективности расходования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на проведение военно-мемориальной работы в РФ», проведенной по обращению Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по обороне и безопасности от 3 июня 2009 г. № 3.5-31/826.
Была проверена, в частности, деятельность Управления Минобороны России по увековечению памяти погибших при защите Отечества, МИД, МВД и ФСБ России, Правительств г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и Московской области за период 2007-2008 гг. и I полугодие 2009 г.
По результатам проверки среди прочего было отмечено:
1. На протяжении почти 4 лет Правительство и Минобороны России не урегулировали порядок ресурсного обеспечения проводимых мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
Указом Президента РФ от 22 января 2006 года № 37 Правительству РФ поручалось в 3-месячный срок решить в установленном порядке финансовые и иные вопросы, связанные с реализацией данного Указа, и привести свои нормативные правовые акты в соответствие с этим Указом.
Однако только более чем через 1,5 года было принято постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 года № 802 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 22 января 2006 года № 37», которым лишь частично регламентировано финансовое обеспечение функций, возложенных на уполномоченный федеральный орган (на осуществление руководства работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и ее координации, в том числе — на обеспечение координации поисковой работы), за счет средств, предусмотренных для Минобороны России в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
При этом практически не определены правовые основы решения вопросов порядка формирования и использования как средств федерального бюджета, необходимых на расходы по увековечению памяти погибших при защите Отечества, так и бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.
Отсутствие четко выработанного порядка финансового и материально-технического обеспечения мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества явилось одной из основных причин серьезных просчетов и недостатков в организации военно-мемориальной работы, особенно в части содержания и сохранности воинских захоронений, а также их учета.
При этом наибольшие проблемы здесь испытывали органы местного самоуправления, являющиеся в своем большинстве дотационными и не располагающими достаточными средствами на эти цели.
2. Правительство РФ не выполнило поручение, содержащееся в Указе Президента РФ от 22 января 2006 года № 37 и касающееся внесения необходимых изменений в Закон РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», особенно в статью 11, предполагавшую, что Минобороны России не будет определено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Учитывая, что Минобороны России в одном лице руководит деятельностью по увековечению памяти погибших при защите Отечества и выполняет собственные поручения, необходимость внесения изменений является очевидной.
Легендарному русскому полководцу А.В. Суворову принадлежат слова: «Война не закончена, пока не похоронен последний погибший солдат».
Закон, вводя понятие поисковой работы, регламентирует процесс ее ведения, определяет ее участников. Так, Законом установлено, что поисковая работа проводится в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших или имен пропавших без вести. Она организуется и ведется уполномоченными общественными объединениями при участии органов военного управления на местах, органов муниципальной власти и при участии в силу полномочий всех перечисленных в Законе органов государственной власти.
С целью объединения поискового движения в августе 1991 г. была создана Ассоциация поисковых объединений, оформленная как самостоятельная юридическая организация. После распада СССР в РФ была образована общественная поисковая организация «Союз поисковых отрядов», с июля 2003 г. — Фонд «Союз поисковых отрядов», в состав которого входят 5 межрегиональных, 50 республиканских, краевых и областных поисковых объединений, всего более 600 поисковых отрядов общей численностью свыше 40 тыс. человек.
Проведение мероприятий поисковой работы органами местного самоуправления и поисковыми отрядами на территориях, где велись боевые действия, а также организация церемоний захоронения останков погибших воинов и прием огнестрельного оружия и боеприпасов, обнаруженных в ходе поисковой работы, осуществляются при содействии органов МВД, ГУВД и УВД по субъектам РФ.
В силу слабой координации действий участников процесса со стороны уполномоченного федерального органа исполнительной власти, дробления между заинтересованными ведомствами бюджетного финансирования работ, при сложившейся установке на привлечение внебюджетных — частных и благотворительных — источников финансирования работа поисковых отрядов приобрела подвижнический характер и ведется зачастую на голом энтузиазме поисковиков при посильной помощи местных органов власти и военных комиссариатов. В соответствии с Законом источниками финансового обеспечения мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также добровольные взносы и пожертвования юридических и физических лиц. Учитывая многозвенность и многоступенчатость существующей системы финансирования военно-мемориальных мероприятий, определить общие расходы на эти цели в рамках проводимой проверки не представляется возможным.
Отражение ситуации, сложившейся в сфере военно-мемориальной работы, будет неполным без рассмотрения еще одного субъекта деятельности по увековечению памяти защитников Отечества, правда, не охваченного Указом Президента РФ «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества» и Законом РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
Для разработки и реализации программ и планов по решению задач военно-исторического, мемориального и культурно-воспитательного характера, по поддержке и консолидации движений ветеранов войн, ветеранов военной службы и правоохранительных органов Правительством РФ был учрежден «Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве РФ» (Росвоенцентр, Устав утвержден Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 г. № 317).
Росвоенцентр призван взаимодействовать с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, научными и образовательными учреждениями, предприятиями, профсоюзными, ветеранскими, другими общественными и религиозными организациями, творческими союзами, сотрудничает с зарубежными и международными организациями в целях решения следующих задач:
— разработка и реализация с участием федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, ветеранских и профсоюзных организаций, научных и образовательных учреждений, общественных и религиозных объединений мероприятий, направленных на решение проблем военно-патриотического воспитания молодежи и повышения обороноспособности страны во исполнение Закона РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», Федеральных законов «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»;
— обеспечение проведения военно-мемориальных мероприятий, культурно-просветительной, творческой, научно-образовательной и издательской деятельности, пропаганды и освещения в средствах массовой информации материалов, раскрывающих героическую историю и боевые традиции российской армии и флота;
— содействие развитию взаимовыгодных культурных и научных связей с зарубежными странами, с организациями ветеранов по вопросам военной истории, проблемам ветеранов и военно-патриотического воспитания молодежи;
— объединение усилий и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, предприятий, профсоюзных, ветеранских, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов и граждан для решения проблем ветеранов, осуществления мер по созданию условий, обеспечивающих их социально-экономическое и моральное благополучие; организационно-техническое обеспечение деятельности Российского организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий в связи с памятными событиями военной истории Отечества и по делам ветеранов по вопросам, касающимся реализации планов и программ Росвоенцентра.
Директор Росвоенцентра назначается Правительством РФ. Финансирование деятельности осуществляется за счет бюджетных ассигнований, а также добровольных взносов, вкладов и пожертвований от отечественных и зарубежных юридических и физических лиц, а также иностранных инвестиций и грантов.
Деятельность Росвоенцентра по выполнению мероприятий, связанных с реализацией межправительственных соглашений мемориального характера, осуществляется в соответствии с «Государственным заданием федеральному государственному бюджетному учреждению при Правительстве РФ (Росвоенцентр) на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» с учетом распределение предельных объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета для Росвоенцентра (Письмо Управления делами Президента РФ от 26 июля 2011 г. № УДИ-1-972) в размере: на 2012 финансовый год — 41462 тыс. руб., 1-й год планового периода 2013 — 41560,1 тыс. руб., 2-й год планового периода — 41858,8 тыс. руб.
В декабре 1991 г. министерствами обороны России и Италии учреждена Ассоциация международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы». С 2000 г. по обоюдному согласию сторон учредителями Ассоциации «Военные мемориалы» стали Минобороны России и Росвоенцентр. Позднее в состав учредителей-членов Ассоциации вошли также Общероссийская общественная организация ветеранов войны и военной службы и Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Главным направлением деятельности Ассоциации является осуществление практических мероприятий по реализации межправительственных соглашений о воинских захоронениях, которые к настоящему времени заключены с Венгрией, Италией, Германией, Монголией, Польшей, Словакией, Финляндией, Чехией, Японией, Румынией и Латвией. Распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. № 1615-р Ассоциация международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы» названа единственным исполнителем работ по обеспечению сохранности и содержанию иностранных воинских захоронений (в том числе вновь обустраиваемых) на территории РФ, предусмотренных международными договорами РФ с иностранными государствами.
Росвоенцентр совместно с Ассоциацией «Военные мемориалы» проводят важнейшую работу по увековечению памяти защитников Отечества, не являясь при этом субъектами Указа Президента России «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества» и Закона РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». Что вносит дополнительные сложности в координацию деятельности семи ведомств и региональных органов власти, т.к. функциональные задачи Росвоенцентра и Ассоциации «Военные мемориалы» их дублируют. А уставная задача Росвоенцентра по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ по сути своей противоречит положениям Указа и Закона, возлагающих эти задачи на Минобороны России.
Все перечисленное выше может свидетельствовать об одном: деятельность государственных ведомств и муниципальных органов власти по увековечению памяти защитников Отечества в настоящее время практически не координируется, процесс на исполнительском уровне не контролируется, сбалансированность в вопросах финансирования этого важнейшего государственного проекта полностью отсутствует.
Представляется необходимым создание в интересах четкой координации действий по военно-мемориальной работе, направленной на увековечение памяти защитников Отечества, специального рабочего и консультационного органа с предлагаемым названием «Росмемориал».
Источник: ИА REX