Вылет к окруженным конникам 11.09.1943 г.

     11.09.1943 г. конникам 2-го гвардейского кавалерийского корпуса удалось овладеть Жуковкой, форсировать Десну и создать плацдарм на правом ее берегу. Однако, немецким войскам, начавшим отход из Людинова и вынужденным прорываться на запад, удалось на какое-то время отрезать кавалерийский корпус от его тылов и наступавших за ними стрелковых дивизий. Связь с ним была прервана.

     Командир 313-й нбад (15-я ВА) полковник А.А.Воеводин получил задание обеспечить доставку пакета окруженному корпусу. Для выполнения задания выбор пал на экипаж 707-го нбап Николая Шмелева и Алексея Зайцева.

     Неудача постигла их при первой попытке обнаружить расположение корпуса.

     О втором вылете Герой Советского Союза Алексей Дмитриевич Зайцев рассказывал так:

     "Приказано снова лететь и выполнить задачу. Самолет заправили горючим, заклеили в плоскостях дыры, и мы полетели.

     Решили пройти над полянами, опушками лесов и берегами рек. Ведь коням необходимы трава и вода. На наши сигналы ответа не получали. Костров нигде не видели. Коля Шмелев уже стал поглядывать на указатель уровня горючего. В это время, осветив одну поляну в районе между Жуковкой и Олсуфьево, заметили темные движущиеся пятна.

     Кони! Дали сигнал. Ответа нет.

     Несколько в стороне, на опушке леса, возникали частые вспышки от разрывов снарядов и следы трассирующих пуль. Видимо, там шел бой.

     Спустились ниже и ясно увидели лошадей. Решили садиться. Риск большой, но иного выхода не было. Я выпустил несколько белых ракет для осмотра площадки, приготовил пулемет и автомат.

     Вот где проявились опыт и знания летчика! При посадке самолет "споткнулся", хотел скапотировать, но, по-видимому, "раздумал" и встал снова на три точки. Мотор не выключили.

     От леса к нам бежали какие-то люди. Я направил на них пулемет и крикнул: "Стой!"

     "Свои, свои", - послышалось в ответ. В это время неподалеку от самолета разорвались два снаряда. Немцы нас заметили, стали пристреливаться. Но потом обстрел почему-то прекратился.

     Подбежали солдаты, офицеры и начали нас обнимать. Нам повезло. Мы сели как раз около штаба конников.

     Обменявшись паролями, передали штабистам привезенное имущество и пакеты...

     ... Солдаты помогли нам подтянуть самолет на более удобное место для взлета и наказали, чтобы мы быстрее доставили сухари и боеприпасы.

     Кренясь и подпрыгивая, самолет с трудом оторвался от земли.

     До своего аэродрома сто с лишним километров, из них 60-70 над территорией противника. Старались лететь над лесами. Но все равно иногда мимо самолета проходили очереди трассирующих снарядов, и пули прошивали перкаль плоскостей. Когда подходили к линии фронта, рядом разорвался зенитный снаряд. Коля Шмелев был ранен в руку, но самолет продолжал вести уверенно. Мне обожгло лицо. Досадные царапины мешали вести ориентировку.

     На последних каплях горючего дотянули до своего аэродрома".

Источники информации:
1. Чечельницкий Г.А. Летчики на войне. — М.: Воениздат, 1974.
Ссылка: http://www.allaces.ru/p/episode.php?id=601