2017.11.11 Жирятинский район, д. Клинок. Поиск самолёта.
Сообщений 31 страница 36 из 36
Поделиться322020-05-13 09:13:46
Почепские поисковики помогли восстановить хронологию подвига Героев Брянского авиаполка…
Вот уже пять лет Брянская региональная общественная организация «Объединение поисковых отрядов «Брянский Фронт» ДОСААФ России в рамках федерального проекта партии «Единая Россия» «Историческая память» реализует акцию «Ушедшие в небо», посвященную авиаторам Великой Отечественной войны, воевавшим и погибшим на территории нашей области.
В 2017 году в средствах массовой информации появилось сообщение уроженки Жирятинского района Екатерины Фатюшиной о памятнике неизвестному лётчику в д. Клинок:
«Забыт лётчик, который в годы Великой Отечественной войны посадил свой горящий самолёт у деревни Клинок. Похоронен он на местном кладбище. Поставлен ему там маленький скромный памятник, который и памятником трудно назвать. Фото этого памятника есть в интернете, его могут видеть люди разных стран. Мне обидно, что герой забыт на моей Родине – Брянщине. Можно перенести останки в село Норино, где проживает большая часть жителей. А вдруг повезёт, и мы узнаем фамилию этого лётчика, ведь его родственники ничего не знают о нём. Обидно, очень обидно, что мы забываем тех, кто ценой своей жизни дал нам, живущим, Великую Победу».
Екатерина предполагала, что ещё могут быть живы селяне, видевшие в тот день горевший самолёт:
«Я помню, как мама рассказывала, что когда самолёт был сбит немцами, то он пролетел рядом с деревней Высокое по полю до деревни Клинок. Лётчик вёл его так, чтобы не упасть на жилые дома. Моя мама и ещё две женщины бежали за падающим самолётом. Лётчик погиб».
Узнав об этой истории, в деревню Клинок выехали члены поискового отряда «Поиск-Почеп» Почепского района. Поисковики провели опрос местных жителей, которые подтвердили эту информацию. Так, Анна Никитична Ковалёва (1923 г.р.) и Григорий Максимович Щерба (1933 г.р) рассказали, что августовским днём 1941 года, жители деревни сначала услышали, а затем и увидели дымящий советский самолёт который летел со стороны деревни Высокое на д. Клинок. Протянув за деревню, машина упала и загорелась. Когда местные жители прибежали на место крушения, то увидели, что не далеко от самолёта лежали тело одного лётчика и фрагменты тела второго лётчика. Обоих авиаторов похоронили в одной могиле на краю местного кладбища.
Почти все свидетели происшедшего и жители деревни Клинок, слышавшие об этой истории от своих родителей, говорили, что экипаж самолёта спас и саму деревню и её жителей. Самолёт, шедший на Клинок, в последний момент отвернул от деревни, и только после этого в небе стали видны купола двух парашютов.
Ещё одной важной информацией, которой поделились жители деревни, стало то, что в конце 70-х годов прошлого века, останки летчиков были перезахоронены в селе Норино. Эти сведения подтверждает и учетная карточка воинского захоронения, в которой указано, что на мемориале покоятся неизвестные воины Красной Армии.
Но кто были эти герои? Помочь узнать их имена мог только разбившийся и сгоревший самолет, ведь в армейских документах всегда указывались номера крылатой машины и её двигателей. По ним можно было проследить их военную судьбу – от завода и до аэродрома, а также узнать сведения об экипаже, приписанного к самолёту.
В течение двух лет, в 2018 – 2019 годах, почепские поисковики: командир отряда – Михаил Кашликов, Сергей, Андрей и Петр Жуковы, Роман Вавулин и Геннадий Плющов, по квадратам расчищали превратившуюся в болото низменность, где в 1941 году упал советский бомбардировщик. О классе машины говорило и количество членов экипажа, и фрагменты её деталей, усыпавшие всю луговину.
После того, как были определены места падения крупных частей машины, работы продолжились с помощью экскаватора. С помощью тяжелой техники, на глубине около 4 метров, были обнаружены фрагменты первого мотора, на поршнях которого был выбит его номер: № 871760.
В пяти метрах от этого места, вскоре были найдены фрагменты второго мотора с номером: № 8706. Помимо этого, среди поднятых деталей оказалась и шильда с сокращённым номером самолёта: № 1140.
Теперь необходимо было провести архивный поиск. В этом неоценимую услугу оказали председатель Международной общественной организации «Вымпел» г. Москва Игорь Николаевич Находкин и его заместитель по направлению авиапоиска Игорь Ярославович Михайлюк.
По найденным ими документам было установлено, что в мае 1941 года с завода № 29 мотор марки М-87«А» с номером № 871760 был направлен в 4 дальнебомбардировочный авиаполк, дислоцирующийся на аэродроме Укурей Забайкальского края. 5 июля 1941 г. полк, в составе 73-х самолётов ДБ-3А (ДБ — дальний бомбардировщик) вылетел на фронт. 7 августа часть сосредоточилась на полевом аэродроме Орловского аэроузла, и уже на следующий день включилась в боевую работу на созданном через неделю Брянском фронте. Бомбардировщики бомбили механизированные колонны 2 танковой группы фашистов, уничтожали переправы, мосты и другие военные цели противника. На тот момент, за машиной под № 1140 был закреплён экипаж в составе: пилота — младшего лейтенанта Смирнова, стр. бомбардира — лейтенанта Руденко, воздушного стрелка-радиста — сержанта Стегачева и воздушного стрелка — младшего сержанта Трушникова. При этом, в документе, поверх фамилии Трушников была написана синим карандашом фамилия младшего сержанта Старовойтова (Центральный архив Министерства обороны РФ, фонд: 21929, опись: 200863с, дело: 3, листы: 23 и 29).
В журнале боевых действий 4 дальнебомбардировочного авиаполка нашлась и запись о последнем бое самолёта младшего лейтенанта Смирнова. Привожу её дословно:
«6.9.41 г. в Красную Зарю прибыл летчик мл. лейтенант т. Смирнов и штурман лейтенант т. Жандаров.
31 августа экипаж мл. лейтенанта Смирнова вылетел на выполнение боевого задания. В районе цели после выполнения боевого задания был обстрелян ЗА (зенитной артиллерией – М.В.) и атакован вражескими истребителями типа МЕ-109.
От прямого попадания снаряда перебило управление и самолёт загорелся. т.Смирнов пытался посадить горящий самолёт, но управление было потеряно, пламенем был охвачен весь самолёт, который резко падал вниз.
На высоте 500 метров мл. лейтенант Смирнов и лейтенант Жандаров с горящего самолёта выпрыгнули на парашютах и приземлились в районе Гнилица 33 км. северо-восточнее Почепа. Стрелок радист сержант Стегачев и воздушный стрелок мл.сержант Старовойтов по-видимому были ранены или убиты и упали вместе с горящим самолётом.
Мл. лейтенант Смирнов приземлился от самолёта на расстоянии 10 км. Лейтенант Жандаров в 5 км. На другой день их свел 16 летний мальчик Клименко Иван, дал им одежду и свёл с партизанским отрядом в селение Рубчакошево, которые их доставили в часть 1062. Этой частью были направлены в Брянск, а из Брянска в Красную Зарю.
Летчик, мл.лейтенант Смирнов получил ожоги лица, чувствует себя хорошо. Состояние здоровья тт. Смирнова и Жандарова хорошее и имеют большое желание участвовать в боевых вылетах по разгрому фашизма, отомстить за своих боевых товарищей.
Экипаж рассказывает из слов местных жителей про зверства и издевательства фашистов над местным населением. В большинстве, население бросает деревни и уходит в партизанские отряды».
В книге учета потерь личного состава управления и частей 42 авиационной дивизии за июнь 1941 г. – март 1942 г., значится:
«38. В\стр. радист Стегачев Алексей Иванович сержант 31.8.1941 сгорел с с-том в районе Почеп;
39. Возд. стрелок Старовойтов Алексей Иванович мл. сержант 31.8.1941 сгорел с с-том в районе Почеп» (Центральный архив Министерства обороны РФ, фонд: 20105, опись: 2, дело: 6, лист: 49).
Таким образом, два безымянных летчика, похороненные у гражданского кладбища д. Клинок и перезахороненные в с. Норино, благодаря работе почепских и московских поисковиков обрели свои имена. Теперь осталось увековечить на мемориале с. Норино этих героев: уроженца Витебской области Белоруссии, младшего сержанта Алексея Ивановича Старовойтова и уроженца Тамбовской области России, сержанта Алексея Ивановича Стегачева, а также разыскать их родственников и сообщить им о месте упокоения их близких.
Хотелось бы отметить, что нельзя оставить без внимания совершённый экипажем бомбардировщика подвиг, о котором свидетельствуют жители Жирятинского района. В последние секунды, летчики смогли отвернуть свою машину от деревни Клинок и тем самым спасли жизни её жителям. Необходимо поднять вопрос о награждении экипажа за этот подвиг государственными наградами Российской Федерации. И это необходимо сделать нам, брянцам, ведь в сентябре 1943 года 4 дальнебомбардировочный авиаполк, ставший к этому времени 6 Гвардейским авиаполком дальнего действия, вновь воевал на Брянском фронте, и за проявленные отличия полку было присвоено почетное наименование «Брянский»!
Максим Волков,
председатель совета БРОО «ОПО Брянский Фронт»
Поделиться332020-05-13 09:14:53
Как уже писалось выше, полная версия поиска на сайте "Тризна": https://trizna.ru/forum/topic/43530-самолёт-дб-3а-№1140-дв№-871760-дв№-8706-брянская-орловская-41гоблжирятинскийпочепский-район-дклинок/?page=1
Поделиться342020-07-25 10:10:11
Стегачев Алексей Иванович
( 1918 - 31.08.1941 г. )
Источник: https://foto.pamyat-naroda.ru/detail/33 … cc76d36b75
Поделиться362022-05-11 16:40:39
Молодцы. Вечная память.
Отредактировано Михael (2022-05-11 18:46:16)